Аденоиды и речевые нарушения у детей.
статья по логопедии ( класс) на тему
В последнее время в начальной школе среди обучающихся выделяется категория часто болеющих детей. Дети имеют слабый иммунитет, «не вырастают» из тонзиллитов, ринитов, отитов, бронхитов. Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжелым нарушениям речи у детей, являются аденоиды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adenoidy_i_rechevye_narusheniya_u_detey.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Аденоиды и речевые нарушения у детей.
В последнее время в начальной школе среди обучающихся выделяется категория часто болеющих детей. Дети имеют слабый иммунитет, «не вырастают» из тонзиллитов, ринитов, отитов, бронхитов. Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжелым нарушениям речи у детей, являются аденоиды.
Аденоиды – избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведет к затрудненному дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный ( в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и несогретый ( в норме воздух согревается, проходя через носовую полость). Это влечет целый ряд физиологических изменений в организме ребенка. В таком случае миндалины глотки не могут дезинфицировать поступающий в ротовую полость воздух. Как это происходит в норме, а вынуждены , должны очищать его от грубых механических примесей, к чему они не приспособлены. Поэтому они часто гипертрофируются и превращаются из органов дезинфекции в рассадник инфекций, открывая путь микробам и вирусам в органы дыхания (трахею, бронхи, легкие), являясь причиной частых ангин, бронхитов, бронхопневмоний, приводя эти органы в дальнейшем к деструктивным изменениям.
Надо помнить, что стимулирует работу дыхательного центра только носовое дыхание. В складках аденоидов содержится обильная бактериальная среда, что служит источником часто повторяющихся воспалений и хронических заболеваний носоглотки, что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребенка.
В результате затруднения оттока крови и лимфы от головного мозга, вызванного застойными явлениями в полости носа от воздействия аденоидов, у детей нередко возникают головные боли. Это воздействие происходит по типу механического сжатия кровеносных сосудов и нервных путей, ведущих к мозгу и от него, что нарушает питание головного мозга и затрудняет передачу нервных импульсов по типу их усиления или ослабления.
Вынужденные частые короткие вдохи ребенка ,имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребенка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности ( в состоянии гипоксии), а это ведет, в свою очередь, к астеническому синдрому, синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышенная утомляемость, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы.
Лицо ребенка, страдающего от наличия аденоидов, имеет свои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо: часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы, различной степени отвисание нижней челюсти), сглаженность носогубных складок, амимичное выражение лица.
Описанная патология физиологического развития неизбежно влечет за собой тяжелые речевые нарушения у детей.
Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким. Фразы, речевое высказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох, в результате чего нарушается паузация, и, как следствие ,нарушаются темпо-ритмические характеристики речи, ее просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения, слова, слога.
У детей наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик. Голос приобретает сильный носовой оттенок (закрытая ринолалия).Носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса голосообразования , и голос лишается ряда обертонов. Не имеет своего тембра, становится глухим, лишается своей выразительности, интонированности, модулированности, возможности произносить гласные звуки на мягкой и твердой атаках. Это, в свою очередь, приводит:
а) к нечеткому, часто редуцированному произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных другими «дама» - «дыма»,к трудностям выделения гласных на фоне слова, т.е. к нарушению фонематического анализа;
б) к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков (1:4 в норме, 1:2,1:1 – у детей с аденоидами),что тоже затрудняет фонематический анализ произносимых ребенком слов. Членение слов на слоги в дальнейшем является причиной дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза;
в) к нарушению произносительной дифференциации (из-за сильного носового оттенка голоса) таких звуков, как л, м-б-п, н- д- т («мебель» = «небель», «Мила» = «мина», «мне»= «не», «Дина»= «Нина», «день»= «нень», «ладно»= «лано» и т.д.);
г) к нарушению произносительной дифференциации звонких и лухих согласных звуков (из-за глухости голоса): б-п,в-ф,г-к,ж-ш,з-с,д-т и их мягких вариантов, как по типу оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцей к оглушению. Что зависит от индивидуальной структуры дефекта каждого отдельного ребенка и что может явиться причиной акустической дисграфии.
Аденоиды у детей являются причиной неразвитости, слабости периферического отдела речевого анализатора:
- слабости нижней челюсти, следовательно, повышенной саливации;
- неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т.к. с помощью языка ребенок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведет к нарушению произношения различных звуков. Наиболее частыми из которых являются:
а) межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, нарушение их произносительной дифференциации;
б) нарушение произношения твердых и мягких согласных. Нарушение их произносительной и слуховой дифференциации;
в)нарушение произношения йотированных и нейотированных гласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации;
г)трудности, часто невозможность артикулирования соноров.
3) неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведет к нару- шению произношения звука «В», к замене его другими звуками, иногда при стечении нескольких согласных к его отсутствию (в т.ч. предлога «в»).
Описанная выше речевая патология, являющаяся следствием воздействия аденоидов, создают картину тяжелых речевых нарушений у младших школьников: стертой формы дизартрии, нарушения фонематического слуха, а также общего недоразвития речи.
Библиографический список
1.Логопедия. / Под ред.Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 2.Логопедия. /под ред. Л.С.Волковой. Кн.1, Ч.2: Ринолалия. Дизартрия. – М.: ВЛАДОС,2003. 3.Лебедева Н.Б. Аденоиды и речевые нарушения у детей. //Логопед, №3,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые нарушения у детей: дисграфия
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль ...
Методика диагностики речевых нарушений у детей с билингвизмом.
Данная методика работы будет интересна логопедам,психологам, учителям начальных классов....
Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей"
В консультации представлена информация о причинах речевых нарушений у детей....
Игры с прищепками как средство преодоления речевых нарушений у детей с недостатками слуха в начальных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных школ I – II вида
Игры с прищепками очень интересны и разнообразны. Они стимулируют речевую активность у детей младшего школьного возраста, развивают мелкую моторику рук, формируют представления о цвете, форме, ве...
Педагогический проект «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (для детей первой младшей группы)
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта»
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамма...