Нарушение письменной речи у младших школьников.
консультация по логопедии на тему
В презентации представлен материал по проблеме нарушений письменной речи у младших школьников и пути её преодоления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нарушение письменной речи у младших школьников. | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждый лучше, чем он есть, В каждом мир огромный, весь Умещается как в сказке И сияет тайно в глазках. Он в улыбке и движеньях, В неудачах, достиженьях И всегда неповторим. Каждый любит и любим.
зрительный; речеслуховой; речедвигательный. Теоретические основы дисграфии Письменная речь – это сложная форма речевой деятельности, в которой принимают участие разные анализаторы:
Операции процесса письма. 1.Мотив. 2. Составление плана высказывания. 3.Мысль соотносится с определённой структурой предложения. 4.Разбивание предложения на слова. 5. Звуковой анализ слова. 6.Проговаривание. 7.Соотнесение выделенной из слова фонемы со зрительным образом буквы. 8. Воспроизведение образа буквы с помощью движения руки.
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких специфических ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Виды дисграфии 1.Акустическая дисграфия. 2.Артикуляторно-акустическая дисграфия. 3. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока. 4.Аграмматическая дисграфия. 5.Оптическкая дисграфия.
Акустическая дисграфия. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем). Проявляется в замене букв, соответствующих фонетически близким звукам.
Причины: Недифференцированность слухового восприятия; Недостаточное развитие звукового анализа и синтеза.
Наиболее часто встречаются следующие замены и смешения букв на письме: звонкие и глухие согласные (Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, 3 – С, Ж – Ш); лабиализованные гласные (О – У, Ё – Ю); соноры (Л, М, Н, Р, Й); свистящие и шипящие звуки (С – Ш, 3 – Ж, СЬ – Щ); аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч – Щ, Ч – Ц, Ч – ТЬ, Ц – Т, С – Ц, Ч – Ш, Ц – ТС).
Направления работы по преодолению акустической дисграфии: • Развитие фонематического восприятия. • Обучение простым и сложным формам звуко- буквенного анализа и синтеза слов. • Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Определение положения звука по отношению к другим звукам
Упражнения по коррекции акустической дисграфии.
Упражнения по коррекции акустической дисграфии.
Артикуляторно-акустическая дисграфия. Дисграфия на почве расстройств устной речи, или «косноязычие в письме». Причиной этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.
Проявляется в заменах одних букв другими, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам в устной речи . Замены одних букв другими (особенно часто обозначающие звонкие и глухие звуки, свистящие и шипящие, р – л, мягкие и твердые). Пропуски букв (особенно часто пропускаются гласные буквы).
Образцы письма детей с недостатками произношения. На ступи весна. Так снек . (Наступила весна. Тает снег.) Текут луци. Прилери писы . (Текут ручьи. Прилетели птицы.) Скоо будут поснезики . (Скоро будут подснежники.)
Основные направления работы : Работа над звукопроизношением . Развитие фонематического восприятия . Развитие навыков звукового анализа и синтеза . Развитие грамматических навыков. Развитие связной речи
Рекомендации Обратиться к логопеду для исправления звукопроизношения. Использовать речевые игры для дифференциации исправленных звуков.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Дисграфия, в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
На письме проявляется в искажениях структуры слова и предложения. Искажения звуко-буквенной структуры слова (пропуски согласных, гласных, перестановки букв, добавление букв, пропуски, добавления и перестановки слогов). Нарушение деления предложений на слова проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, раздельном написании приставки и корня слова.
Перестановки букв ( тропа – “прота” ), добавление букв ( таскали – “тасакали” ), Пропуски, добавления, перестановки слогов ( стакан – “ката” ). Нарушение деления предложений на слова ( идет дождь – “идедошь”, в доме – “вдоме” ). Раздельном написании приставки и корня слова ( наступила – “на ступила” ). Ошибки при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза .
Игры и упражнения, рекомендованные для работы. Называть гласные в слове и записывать их. Считать количество слогов, менять их местами. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки. Составлять слово из слогов, данных в беспорядке. Исправление искажённых предложений.
Аграмматическая дисграфия. Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день").
Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
Оптическая дисграфия. Дисграфия на основе недостаточной сформированности зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
Ошибки при оптической дисграфиии 1.Замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов («и» и «ш», «ц» и «щ», «п» и «т», «л» и «м»). 2. Замены похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв («в» и «д», «б» и «д», «ш» и «т»). 3. Недописывание элементов букв («и» вместо «у», «х» вместо «ж»). 4. Зеркальное изображение букв (перевернуты в другую сторону «с» и «з», «ч» и «р» своей выдающейся частью написаны в другую сторону).
Ошибки написания зрительно похожих букв
Ошибки двигательного запуска Лишние элементы при воспроизведении букв. Недописывание отдельных элементов букв.
Смешение оптически сходных букв Зеркальность букв
Направления работы по устранению оптической дисграфии 1. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти. 2.Формирование и развивитие зрительного восприятия и представления. 3.Развитие зрительного анализа и синтеза. 4. Развитие зрительно-моторных координаций. 5.Ф ормирование речевых средств, отражающие зрительно-пространственные отношения. 6.Дифференциация смешиваемых по оптическим признакам букв.
Виды упражнений: Назвать перечеркнутые изображения букв; Письмо сходных по внешнему виду букв. Прохождение лабиринта. Конструирование букв алфавита; «Исправь ошибку».
ЛАБИРИНТ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников
Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...
Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников
Помощь учителям....
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников.
Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В помощь учителю начальных классов...
Нарушение письма - что это? Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников.
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе....
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В представленной работе обозначенная проблема освещается по следующим направлениям Актуальность изучения проблемы нарушений письменной речи у детей с ЗПР.Письменная речь и предпосылки ее фо...
Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»
Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...