Обучение фонемному и слоговому анализу в 1 классе.
статья по логопедии (1 класс) на тему
Консультация для учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_uchiteley_nachalnyh_klasso1.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для учителей начальных классов
Тема: Обучение фонемному и слоговому анализу в 1 классе.
В настоящее время существуют две программы действия при кодировании слова:
1. запись слова по прямому (графическому) соответствию;
2. запись слова с включением орфографических действий.
Для реализации первой программы действий необходим количественный фонемный анализ последовательности и количества звуков в слове с включением в него определения мягкости и твёрдости согласных звуков.
Для реализации второй программы требуется знание фонологических характеристик звуков, т.е. качественный анализ (выделение опасных мест и т.д.)
Многие используют транскрибирование слов: [карова ] – корова. Но этот вид работы нужно применять в очень редких случаях. Лучше заменить – изображением звуков с помощью цветных кружков.
Не обязательно проводить полный фонемный анализ, в схеме могут быть обозначены цветом любые звуки, нужные в конкретной ситуации. Например, все гласные, все мягкие согласные и т. д. Ученики должны давать характеристики звуков по порядку, не ради раскрашивания схемы, а для решения конкретной учебной задачи.
При выполнении фонемного анализа нужно помнить, что ребёнок вначале слышит фонему, а потом только переводит её в графему. То есть, если вы записали слово, зачем выполнять его фонемный анализ? Если мы хотим научить правильно писать, применять правила на письме, мы должны научить слышать опасные места. В первую очередь это касается безударных гласных, парных звонких и глухих согласных.
Очень полезно иногда проводить полный языковой анализ. Вы прочитали текст, побеседовали о прочитанном. Затем вы просите сосчитать количество предложений в тексте . Затем просите найти какое-нибудь предложение и считаете количество слов в нём. Затем просите найти какое-то конкретное слово и провести фонемный анализ; заострите внимание на гласных. Я не зря акцентирую внимание на гласных звуках, важно научить детей выделять гласные в слове, показать слогообразующую роль гласных в слове.
Подводя итог, хочется сказать, что осуществлять фонемный анализ нужно как рабочую операцию кодирования – сначала анализируем слово на слух без опоры на зрительный образ буквы, затем заканчиваем звуковой анализ записью слова и его орфографическим проговариванием, давать лишь точечные характеристики звукам, необходимые для решения конкретной графоорфографической задачи.
Слогоделение.
В лингвистической литературе существует несколько теорий слога и слогоделения: экспираторная, сонорная, теория мускульного напряжения, теория слитного слога и т. д.
Большинство учебных пособий для определения слога придерживаются взглядов учёных экспираторной теории, где слогу даётся следующее определение:
Слог – это звук или комплекс звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.
При слогоделении многие учёные рекомендуют придерживаться сонорной теории. (Сонорность – это звучность.)
Особенность русского слога в том, что он строится по восходящей звучности, поэтому многие слоги в русском языке, как правило, открытые.
Например, ДО – РО – ГА, МА – ШИ – НА и т.д.
Сомнения начинаются тогда, когда появляется несколько согласных подряд.
По степени звучности:
4 – гласные
3 – соноры
2 – шумные звонкие согласные
1 – шумные глухие согласные
Каждый слог должен включать в себя самый звучный элемент, который является слогообразующим. В большинстве случаев раздел (границы слога) проходят в месте наибольшей звучности и её спада, т.е. деление слов на слоги происходит по закону восходящей звучности.
Например, бе\се\да.
24 14 24
Но есть исключения:
1) если между гласными находятся несколько шумных согласных, то все они отходят к последующему слогу: ко\шка
14 114
2) сочетание шумного согласного с сонорным звуком также отходит к последующему слогу: пя\тны\шко
14 134 114
3) если между гласными находится сонорный и шумный согласный, то это сочетание рассекается: вол\ки
243 14
4) сочетание двух сонорных также отходит к последующему слогу:
Во\лна
24 334
5) сочетание [й] с любым согласным рассекается: чай\ник
143 341
Перенос слова и слогоделение – это разные явления. Чтобы не создавать трудности ученикам, эти две темы нужно развести во времени. При изучении темы «Перенос слов» нужно делать акцент не на слоговом делении, а на правилах переноса. Это значит, что в ходе изучения темы нецелесообразно одно и то же слово делить сначала на слоги, а потом для переноса.
Учитель-логопед: (Токмурзина С. М.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.
В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.
Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед...
Открытое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Тема: «Слоговой анализ и синтез слов».
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза....
ИКТ в обучении навыкам звуко-слогового анализа и синтеза.
Одним из главных новшеств последних лет является широкое внедрение информационных и коммуникационных технологий. Компьютерные технологии стали частью образовательного процесса и существенно повышают е...
Презентация к статье ИКТ в обучении навыкам звуко-слогового анализа и синтеза.
Данная презентация иллюстрирует материал статьи...