Восстановление недописанного текста
методическая разработка по логопедии (1, 2 класс) на тему
В данной работе приводятся разнообразные задания по русскому языку для учащихся начальной школы, которые помогут учителям и заботливым родителям сформировать языковое чутье, орфографическую зоркость у детей. Задания расположены по мере усложнения материала. Они представляют собой небольшие тексты с интересным содержанием. В текстах пропущены отдельные части слова (приставки, окончания), слова. Данными заданиями автор пользуется в коррекционной работе с младшими школьниками и они доказали свою эффективность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosstanovlenie_nedopisannogo_teksta.odt | 15.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение города Москвы
«Городской психолого-педагогический центр
Департамента образования города Моквы»
Развитие языкового чутья на примере
восстановления недописанного текста
Подготовил: учитель-логопед
Пятчиц М.В.
Москва 2015
Работа логопедом в детском саду и в школе высветила для меня некоторые наиболее важные проблемы, характерные для старших дошкольников и младших школьников.
Например, отсутствие у современных детей так называемого языкового чутья, элемента прогнозирования. Известно, что дети усваивают смысл прочитанного не побуквенно, а целыми словами. Для осмысленного чтения необходимо научиться строить догадки, какое слово будет следующим, предположить его значение. Развитие прогнозирования можно добиться при помощи предлагаемых ниже упражнений. При работе над данными заданиями обращаем внимание детей на «подсказки», то есть приставки, корни, суффиксы, окончания. Целью данных упражнений является развитие умения прогнозирования употребления следующего слова, формирование умения восстанавливать недопечатанные части слова, слова в тексте. Чобы правильно восстановить часть слова, целое слово, ребёнок должен вернуться назад, к предыдущему слову, предложению или заглянуть вперёд, перечитать весь текст, таким образом оценивая смысловую правильность восстановленного слова.
На первом этапе выполнения данных заданий дети будут выдвигать неправильные догадки, что свидетельствует о том, что они не задумываются над прочитанным. Но потренировавшись в выполнении данных заданий, дети несомненно улучшат свои результаты.
Со старшими дошкольниками подобные упражнения проводятся в устной форме, то есть взрослый читает текст, пропуская части слова, а дети их будут восстанавливать.
Первый уровень сложности
Инструкция: Выбери нужные приставки и подставь их в слова.
- Кот .....крался к мышке, но она .....бежала в норку (у-, под-).
- Мальчик …..гладил щенка, а тот …..ворчал (по-, за-).
- Девочка ….видела лягушку, …..пугалась и …..крикнула (ис-, у-, вс-).
- Ваза …..пала на пол и …..билась (у-, раз-).
- Ветки ивы …..гнулись к земле, на них …..пустились почки (рас-, при-).
- В школу …..везли красивую ёлку и дети стали …..ряжать её (на-, при-).
- Белка ….шла шишку и …..лезла в дупло (на-, за-).
Второй уровень сложности
Инструкция: Самостоятельно вставь нужную приставку в слова текста.
Солнечная капля
Согрело солнышко сосульку. …..плакала она холодными слезами. …..пыхнули капельки на солнце. …..светились красными, синими,жёлтыми огоньками. …..журчали они ручейками.
Воробьи …..купались в солнечном ручейке и …..голосили по-весеннему радостно.
Капля …..пала мне на лицо. Я …..смотрел сквозь неё и …..мер. Всё кругом …..менилось: …..сияло, …..сверкало, …..искрилось радужными огнями.
Весь мир …..светила и …..жгла крохотная солнечная капля. Эта капелька — вестник весны.
Встреча
…..ловил дед рыбы и везёт домой. А на дороге лежит лиса. Дед …..лез с воза. Лисица лежит как мёртвая. Дед взял её и …..ложил на воз.
Следы
…..крылась дверь подъезда. На улицу …..бежал пёс. Его рыжий хвост весело …..качивался, потом вдруг замер.
Падал снег. Первый снег в жизни пса. Голубое утро …..гасило звуки. Пёс чуть …..пустил голову, будто хотел …..слышать, как …..пускаются на землю снежинки. Одна …..пала ему на нос и тут же ….таяла. Пёс …..мотал головой и громко фыркнул. Не ….нравилось. Холодно. Пёс остановился и начал …..глядывать свои следы. Они …..печатывались очень чётко на свежем снегу.
Осень
…..ступила осень. …..сыпался с деревьев золотой лист. У зайчихи на болоте родились три маленьких зайчонка.
Каждое утро смотрели зайчата, как …..гуливают журавли по зелёному болоту. ….шла поздняя осень. Стало в лесу скучно и холодно. …..кружились над болотом журавли, …..прощались на всю зиму с милой родиной. …..летели в далёкие страны крикливые журавли. Стало ещё скучнее.
Третий уровень сложности
Инструкция: Вставь недопечатанные слова в текст.
Синичка
Стояли трескучие моро...... .Каждое утро Костя …..носил пти...... свежий корм.
Однажды у кормуш...... маль..... увидел си....... . Она лежа..... на снегу. Костя …..нёс птичку до....., помест...... её в кл....... . Си....... отк.......... глазки и ожи........ . Ко..... …..ставил в клет..... чашку с зерышка..... и блю...... с водой.
Сини...... прожи.... у мальчика всю зи..... . Вес...... Кос..... …...пустил птичку на волю.
Воробей
Я сыпал хлебные крошки воробьям, а потом кинул целую горбушку. Что тут на.........................!
Сбились во................ стайкой, на........................ на горбушку, тя.................... её из стороны в ст......................... Как жи........ прыгает гор.................... по песку.
Вдруг све............. ещё воробей сл................ Растрёпанный такой, чум.........
Чирикнул — и в дра............ Первого тов..................... крылом отш.................., второго — клю............ толкнул, тре.................... грудью отпи........... А сам ухв........... горбушку покре.............. и взлетел.
Ле.............., а гор................. всё тя...................... делается, и вот уже н..... мочи, тя................ она во................... вниз. А на до............... лужа, и во...................... плюхнулся в н..... Еле бедняга выбрался.
Жестокость
Идёт октябрь. Лес …..хлёбывается от дож..... . Я иду ельником. Острый холо....... …...глядывает и сюда.
Тиши.... леса разрыва...... лай. …..летают два лося. Бег зверей лёгок. Сохатых пресле....... со....... . Через минуту лай стих.
Я выхо..... на по...... и вижу лес........ . Он расска...... мне историю о со........., которых бро........ лю...... . Го............ со........ …..бегают в лес. Они бывают злее волка. Ло..... беды от них нет. А лосёнка они могут …...резать.
Мы шли и гово....... о жесто....... людей, оставляющих своих со...... на произвол судьбы.
Используемая литература:
- Волина В.В. Праздник букваря. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
- Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку. - М.: «Илекса», 1997.
- Формирование связной речи детей 4-5 лет / автор-составитель Сластья Л.Н./. - Волгоград: «Учитель», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Восстановление деформированного текста
Очень часто на уроках русского языка требуются задания творческого характера. Много времени затрачивается на их поиск. Некоторые из них предлагаю Вам. Надеюсь, что этот материал поможет Вам в работе....
Конспект по русскому языку 2 класс. Восстановление деформированного текста
Научить детей восстанавливать и записывать деформированный текст; сообщить познавательный материал о цветах; развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, обогащать словарный за...
Признаки текста. Восстановление деформированного текста.
Урок развития речи во 2 классе, целью которого является раскрытие одной из особенностей текста - его тематическое единство. Задачи: 1. Формирование умения отличать текст от группы предложен...
Восстановление деформированного текста "Медвежата"
Презентация к уроку русского языка во 2 классе , УМК "Школа России", Зеленина....
Конспект урока развития речи. Восстановление деформированного текста. 2 класс( 1-4).
Урок составлен в соответствии с технологией критического мышления с применением разноуровневых заданий. Он позволяет расширить словарный запас учащихся, закрепить знания о тексте и сформировать ...
Урок русского языка во 2-м классе по теме "Развитие речи. Восстановление деформированного текста по картинкам и его продолжение"
Развитие речи. Восстановление деформированного текста по картинкам и его продолжение...
Типы текстов. Восстановление деформированного текста.
Цели: систематизировать знания о признаках текста; учить определять тип текста....