Логопедические минутки на уроках русского языка в начальной школе
проект по логопедии (2 класс) по теме

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Горнозаводска

 

 

 

 

 

 

 

Проект:

«Логопедические минутки на уроках русского языка в начальной школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Мифтахова Елена Вячеславовна,

                                   учитель-логопед

МАОУ « СОШ № 3» г. Горнозаводска

 

 

 

 

Горнозаводск

2014

 

Введение.

      Различные виды дисграфии (нарушение письма) – явление в школе нередкое. 40% детей от общего количества обучающихся начальных классов имеют тот или иной вид дисграфии. Поэтому  проблема оказания помощи детям с нарушениями письма остаётся очень актуальной.

     Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дисграфические ошибки – это специфические ошибки письма, не связанные с применением грамматических правил родного языка. Это замены и пропуски букв, недописывание букв и слогов, наращивание слов лишними буквами и слогами, перестановка букв и слогов внутри слова.

     Причинами этих нарушений могут быть:

- недоразвитие фонематического слуха, приводящее к смешению и заменам букв в словах;

- нарушение языкового анализа и синтеза, приводящее к неправильной постановке точек в предложениях, написанию первых слов предложений с маленькой буквы, к слитному написанию нескольких слов или к раздельному написанию частей одного слова, нарушению последовательности написания букв в слове, их пропускам, вставкам.

      Не секрет, что год от года количество детей с различными отклоне­ниями в развитии растет, растет и число детей с речевыми  нарушениями.  Притом неко­торые первоклассники, получавшие логопедическую помощь в ДОУ, сейчас дают «стертую» картину речевого дефекта, а к концу учебного года, среди них, как правило, «проявляются» дисграфики и дислексики.

     По результатам логопедического обследования детей, поступающих  в 1-е классы было выявлено:

2010г.- обследовано 98 чел. Из них детей с нарушениями устной речи 57 чел.

2011г.- обследовано 76 чел. Из них 37 имеют речевые нарушения.

2012 г.- обследовано 74 чел. Из них 36 с речевыми нарушениями.

2013 г.- обследовано 73 чел. Из них 42 с речевыми нарушениями.

2014 г. – обследовано 97 чел. Из них 38 с речевыми нарушениями.

 

 

       По статистике более 1/3 учащихся с дефектами речи являются не­успевающими или слабоуспевающими по русскому языку и чтению. Боль­шинство педагогов начальной школы достаточно квалифицированны и хо­рошо ориентированы в этой проблеме, поэтому не ссылаются на невнима­тельность, рассеянность или недобросовестность школьников, а напрямую связывают успеваемость по русскому языку и чтению с имеющимися у детей недостатками речевого развития. Вместе с тем, далеко не все учащиеся с на­рушениями речи нуждаются в обучении в специальной «речевой» школе.

     Многие могут довольно успешно обучаться в массовой школе при условии своевременно оказанной логопедической помощи и квалифицированной ра­боты учителя. Но предельная наполняемость логопункта - 25, а срок пребывания ребенка на логопункте, как правило, не менее года. Оче­видно (и на это указывают известные дефектологи А.В. Ястребова и Л.Ф. Спирова в книге «Учителю о детях с нарушениями речи»), что логопед не в состоянии охватить всех нуждающихся, нужны новые формы совместной работы учителя и логопеда, направленные на предупреждение возможного появления дефектов письменной речи и коррекцию негрубых проявлений дисграфии и дислексии. 

     На основе многолетнего опыта работы с детьми с нарушениями речи возникла идея создания проекта «Логопедические минутки на уроках русского языка в начальной школе».

 

 

 

 

 

 

 

1.Логопедические минутки.

 

      «Логопедические минутки» - это непродолжительные по времени (3-4 мин.) задания, направленные на совершенствование речевой и пальчи­ковой моторики, формирование полноценных фонематических представле­ний, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза, уточнение слова­ря и обогащение его на основе овладения различными способами словообра­зования и словоизменения, устранение пробелов в умении выстраивать оп­ределенные синтаксические конструкции. Среди коррекционно-воспитательных задач, которые помогают решить «логопедические минут­ки», - воспитание мотивации учебной деятельности, развитие наблюдатель­ности к языковым явлениям, слуховой и зрительной памяти, целенаправлен­ности, самоконтроля.

     «Логопедические минутки»  связаны с программой по русскому языку. Так, при изучении в классе темы «Мягкий знак» уместно провести цикл «логопедических минуток» на дифференциацию твердых и мягких согласных. При изучении темы «Сочетание жи-ши, ча-ща» полезно в рамках «логопедических минуток» поработать над дифференциацией этих звуков и букв в слогах и словах.

     В структуре урока логоминутки могут занимать различное место. Проведенные в начале урока, они выступают в качестве увлекательного за­дания, быстро организующего учащихся, активизирующего зрительное и слуховое внимание. Проведенная в середине урока логоминутка, особенно
оформленная в виде игры, конкурса и т.п., дает детям небольшую передыш­ку, переключая их внимание, задействуя иные анализаторы. Так, если основ­ная работа на уроке связана с письмом на слух, полезно дать логоминутку, рассчитанную на зрительное восприятие, и наоборот. Можно провести лого­минутку и в конце урока, когда основная учебная работа завершена. Ребята с удовольствием «поиграют», даже не задумываясь о том, что от урока к уроку эти «игры» служат важной цели профилактики и коррекции нарушений письменной речи.

 

2.      Основные направления работы.

Цель проекта:  профилактика и коррекция оптической дисграфии и дислексии у младших школьников для обеспечения   качества обучения.

Задачи:

1.      Изучить литературу;

2.      Разработать логопедические упражнения;

3.      Апробировать упражнения на уроках русского языка;

4.      Проанализировать работу.

     Предполагается, что дети,  участвующие  в проекте будут меньше добускать ошибок при письме.

     После анализа контрольных работ по русскому языку во 2-х классах  по итогам 1 четверти  сделан  вывод, что дети чаще допускают следующие ошибки:

- пропуски букв,

 - замены  букв,

- недописывание  букв,

- перестановки слогов в словах.

     Был выбран 1 экспериментальный класс и 2 контрольных класса.

С детьми в экспериментальном классе проводятся логопедические минутки 3 раза в неделю, в течение всего учебного года (ноябрь 2014г. - апрель 2015 г.). После чего проводится анализ контрольных работ по итогам  1 полугодия и  контрольный срез в конце учебного года во 2 классах. Затем проводится  анализ работы по проекту. Сравниваются контрольные работы  по русскому языку обучающихся  экспериментального класса и 2 контрольных классов. Предполагается, что обучающиеся экспериментального класса будут меньше добускать ошибок при письме (замены, пропуски, недописывание букв), чем обучающиеся контрольных классов, с которыми не проводились логопедические минутки.

План реализации проекта.

 

1 этап Организационный

 

Направление работы

Мероприятия

Сроки проведения

Материал

1.

Работа с родителями.

 

 

Работа с учителями.

 

Работа с обучающимися.

 

Родительское собрание.

 

Заседания МО

 

Первичная диагностика, анализ контрольных работ по русскому языку.

 

2 неделя ноября

 

 

Ноябрь

 

1 неделя ноября

Сообщение.

 

 

Сообщение

 

Справка по результатам диагностики.

2 этап Основной

2.

 

Работа с учителями.

 

Работа с обучающимися.

 

Реализация проекта,

 анализ контрольных работ по итогам 1 полугодия.

Ноябрь-май

 

3 неделя января.

Логопедические упражнения.

 

3 этап Аналитический

3.

 

1.Работа с родителями.

 

 

2.Работа с учителями.

 

 

3.Работа с обучающимися.

 

1.Родительское собрание.

2.Заседание МО.

3.Итоговая диагностика, анализ итоговых контрольных работ по русскому языку.

3 неделя мая

 

4 неделя мая.

3 неделя мая.

1.Сообщение.

 

2.Сообщение.

3.Справка по результатам диагностики.

 

Упражнения к проекту:

Прочитай слова рассказа по слогам. Спиши рассказ, не деля слова на слоги.

Пе- тя и Ми-ша – гос-ти Нас-ти.О-ни вы-шли все вме-сте во двор и сели на тра-ву. Нас-тя взя-ла иг-ру. По-том де-ти пе-ли пес-ни.

 

 

Внимательно прочитай слова. Найди ошибки.

 

 

Куржок           Тарва

Чевтерг           Мыкша

Турба              Такпи

Вердо              Букла

Прочитай ряд слов и запиши слова, как запомнил.

 

Фартук        Краска

 

 Струйка 

 

Пальма   Костёр 

 

Кольцо      Стакан

 

Найди и исправь ошибки.

 

 

Роет землю старый кот,

Под землёю он живет.

 

 

Здесь хорошее местечко, протекает рядом ечка.

 

Из букв одного слова составь новые слова (анаграммы).

Например: аист-стаи.

Анис,  арфа,  дома, банка,  адрес.

 

 

Собери из слогов рассыпавшиеся слов.

 

 

 ФЛА              ДАТ

 СОЛ               ТОН

 ФАР               ПАС

 КАР                ТУК

 КОМ                 ЖОК

 ОСТ                   РОВ

 

 

СПИШИ СЛОВА, ВСТАВЛЯЯ ПРОПУЩЕННЫЕ ГЛАСНЫЕ.

Л…СТРА, СКР…ПКА,

СВ…КЛА, Ф…РТУК,

Т…ФЛИ, КР…СЛО,

Б…НКА, Т…КВА.

Отгадай слова, оканчивающиеся на

 - ст.

1) Средство переправы через реку.

2) Твердая корка на снегу.

3) Длинная палка.

4) Пункт, охраняемый часовым.

 

Отгадай слова, начинающиеся на  - ст.

 

 

1)        Протяжный звук больного.

2)        Большая, высокая копна сена.

3)        Предмет для сиденья.

4)        Стой, остановись.

 

Прочитай слова рассказа по слогам. Спиши рассказ, не деля слова на слоги.

Пе- тя и Ми-ша – гос-ти Нас-ти.О-ни вы-шли все вме-сте во двор и сели на тра-ву. Нас-тя взя-ла иг-ру. По-том де-ти пе-ли пес-ни.

 

 

Внимательно прочитай слова. Найди ошибки.

 

 

Куржок           Тарва

Чевтерг           Мыкша

Турба              Такпи

Вердо              Букла

 

Прочитай ряд слов и запиши слова, как запомнил.

 

Фартук        Краска

 

 Струйка 

 

Пальма   Костёр 

 

Кольцо      Стакан

 

Найди и исправь ошибки.

 

 

Роет землю старый кот,

Под землёю он живет.

 

 

Здесь хорошее местечко, протекает рядом ечка.

 

Из букв одного слова составь новые слова (анаграммы).

Например: аист-стаи.

Анис,  арфа,  дома, банка,  адрес.

 

 

Собери из слогов рассыпавшиеся слов.

 

 

 ФЛА              ДАТ

 СОЛ               ТОН

 ФАР               ПАС

 КАР                ТУК

 КОМ                 ЖОК

 ОСТ                   РОВ

 

 

СПИШИ СЛОВА, ВСТАВЛЯЯ ПРОПУЩЕННЫЕ ГЛАСНЫЕ.

Л…СТРА, СКР…ПКА,

СВ…КЛА, Ф…РТУК,

Т…ФЛИ, КР…СЛО,

Б…НКА, Т…КВА.

Отгадай слова, оканчивающиеся на

 - ст.

1) Средство переправы через реку.

2) Твердая корка на снегу.

3) Длинная палка.

4) Пункт, охраняемый часовым.

 

Отгадай слова, начинающиеся на  - ст.

 

 

1)        Протяжный звук больного.

2)        Большая, высокая копна сена.

3)        Предмет для сиденья.

4)        Стой, остановись.

 

 

    

 

 

    

 

 

    

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Н. П. Мещерякова, Е. В. Зубович, С. В. Леонтьева «Коррекция письменной речи в начальной школе» - Волгоград: Учитель, 2009 г.

 

2.      Л. В. Зубарева  «Коррекция письма на уроках»- Волгоград: Учитель, 2009 г.

 

3.      Л. В. Зубарева « Коррекция письма на уроках. 1-4 классы: практические и тренировочные задания и упражнения»-Волгоград: Учитель,2011 г.

 

4.      Л. Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» - М.: ВЛАДОС, 2001.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Запиши образовавшиеся слова

                    ШИЛ                                     ВЕРХ

              КРЫЛ                                    НИЗ

  С         ЛЕЗ                    В                  ДАЛЬ

              МЫЛ                                     ШИРЬ

              МЕЛ                                       СТАЛ

Прочитай  и спиши эти слова. Подчеркни две согл. буквы, стоящие рядом.

ЛУГ- ПЛУГ                        БИЛ- ВБИЛ

РОМ – ГРОМ                     РЫЛ - ВРЫЛ

ТОК – СТОК                      СТОЙ - СТРОЙ

ВОР – ДВОР                        ЛЕЗ - ВЛЕЗ

МЕЛЬ – ШМЕЛЬ              МЕХ – СМЕХ

Запиши слова, вставляя в них согласные буквы.

Бин…, бан…., к…уг, ге…б, к…юв, хво…т, бле…к, г…усть, в…руг, Кре…ль, кре…т, т…еск.

Какое слово лишнее по значению? Запиши лишнее слово.

Сосна, ель, кедр, клен.

Кресло, стул, шкаф, диван.

Шахматы, бокс, шашки.

Масло, джем, творог, мороженое.

Январь, март, декабрь, февраль.

Составь слова из нескольких букв. Запиши их.

Олпк - …                       Уткс - …

Аршм - ….                     Евс - …

Ракп - …

Ракб - …

Запиши слова, деля их на слоги.

Маяк, рояль, баян, боец, сиять, паять, веять, пояс, баян, заяц, пион.

Добавь впереди букву, чтобы получилось новое слово.

Путник, игры, еда, рот, кол, утки, ушки.

Соедини линией слоги, чтобы получилось слово.

Сто                  та

Ре                     ло

Пар                  ка

Сум                  вать

Де                     рож

Кро                   ка

Записать слова под диктовку. Подчеркнуть согл. стоящие рядом.

Куртка, плинтус, Карлсон, спутник, банкрот, боксер, Брест, люстра, трактор, комбайн, киоск.

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы.

…се сели за к…углый с…ол.

Гос…и пили с…адкий чай.

Сол…не светит я…ко.

Запиши слова в зеркальном порядке.

Бар – раб, стан, троп, год, грот, лом, рис.

Запиши слова, деля их на слоги.

Лапа, муха, ноты, каша, мука, бусы, кожа, тихо, сова, лето, люди, перо, мята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе.В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом овладевают грамотой, не успевают за темпо...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Минутки чистописания на уроках русского языка в начальной школе.

В процессе проведенной работы минутка чистописания становится универсальной структурной  частью урока. Во время её проведения ,наряду с совершенствованием графического навыка, осуществляются нетр...

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

Статья "Логопедические минутки на уроках русского языка в начальной школе."

Данная статья пригодится учителям начальной школы у которых в классе есть ученики допускающие ошибки при написании слов в виде: пропусков, перестановок и добавления букв и слогов....