Логопедическое занятие по теме: «Буквы «а» и «о»».
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Логопедическое занятие по теме: «Буквы «а» и «о»» предназначено для учащихся 1-2 классов, у которых наблюдается оптическая дисграфия. Основная цель этого занятия – научить детей дифференцировать строчные оптически схожие буквы «а» и «о». Все занятие подчинено одной лексической теме, что делает его интересным и занимательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_po_teme_bukvy_a_i_o.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по теме: «Буквы «а» и «о»». Предназначено для учащихся 1-2 классов, оптическая дисграфия.

                        Ашева  Оксана Георгиевна учитель-логопед

                       Республика Адыгея, аул Кошехабль

                                                                       МБОУ СОШ №2

Логопедическое занятие по теме: «Буквы «а» и «о»» предназначено для учащихся 1-2 классов, у которых наблюдается оптическая дисграфия. Основная цель этого занятия – научить детей дифференцировать строчные оптически схожие буквы «а» и «о». Все занятие подчинено одной лексической теме, что делает его интересным и занимательным. На занятии дети не просто прописывают буквы в тетрадь, а прописывают их на песке, в воздухе, сравнивают с предметами, похожими на элементы дифференцируемых букв. Дети на занятии не загружены изнурительным записыванием слов под диктовку. Вместо этого они «шифруют» слова, вставляют в слова нужные буквы занятия, собирают слово из «кусочков». Загадки, сопоставление букв со знакомыми предметами, работа с песком, гимнастика для мозга - все это делает занятие занимательным и интересным для ребенка, а логопеду помогает добиться поставленной цели.

Логопедическая тема: «Буквы «а» и «о»».

Грамматическая тема: Словарные слова.

Лексическая тема: Транспорт. Правила дорожного движения.

Цели: 1. Развивать психические функции: зрительное и слуховое внимание и память.

  1.  Развивать порядковый, слоговой анализ и синтез.
  2.  Учить дифференцировать строчные буквы «а» и «о» в предложениях.
  3.  Расширить словарь по темам: «Транспорт», «Правила дорожного движения».
  4.  Развивать орфографические навыки.

Оборудование: Картинки с изображением машин и дорожных знаков; картинки соотносящие буквы «а» и «о» с небуквенным изображением; сюжетные картинки, изображающие городскую улицу; индивидуальные карточки; емкость с песком; тетради, ручки, цветные карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня нам предстоит с вами поучаствовать в нелегком и очень интересном занятии. Чтобы хорошо справиться со всеми заданиями занятия, ваши головки должны хорошо думать. А для того, чтобы головки хорошо думали, мы сейчас выполним несколько упражнений гимнастики для мозга.

Дети выполняют упражнения «Кнопочки мозга», «Ладушки», «Сова».

  1. Развитие зрительного внимания и памяти.

Логопед: Запомните последовательность картинок, восстановите ее: грузовик, самосвал, автобус, поезд. Затем логопед добавляет еще 2 картинки (такси, полицейская машина).        

Логопед: Ответьте, что добавилось?

  1. Объявление лексической темы.

Логопед: Назовите одним словом изображенное на картинках (транспорт). Скажите, какие виды транспорта вы знаете? (наземный, воздушный, водный, гужевой). Что мы отнесем к каждому виду?

Обоснуйте, зачем надо знать и соблюдать правила дорожного движения. (Чтобы не попасть в аварию).

4. Развитие зрительно - пространственных ориентировок.

А) Игра «Будь внимателен».

Логопед: Покажите правой рукой левую бровь, правое плечо. Левой рукой - правое ухо, правый глаз.

Б) Игра «Дорожные знаки».

Логопед: Объясните, в какую сторону идет транспорт по этим знакам («Одностороннее движение», «Поворот направо», «Двустороннее движение», «Поворот налево запрещен», «Круговое движение»)

  1. Объявление логопедической темы.

Логопед: Отгадайте загадки.

  1. Белая вата плывет куда-то

Что это? (облако)

Какой первый звук в слове «облако»?

  1. Замечательный на вкус, называется ... (арбуз.)

Какой первый звук в слове «арбуз»?

Вы догадались над какими звуками и буквами мы будем сегодня работать? («а» и «о»).

6. Работа с буквами «о» и «а».

Логопед показывает на доске, как пишется буква «о».

Сопряженно с написанием буквы логопед произносит: «один». Затем проделывает то же самое в воздухе и предлагает ученикам повторить его действия.

Тот же порядок производится с буквой «а». При ее написании логопед произносит: кружок - «один», крючок - «два».

Связь букв с небуквенным изображением.

«о» - овальный огурец.

«а» - арбуз с хвостиком, загнутым в виде петли.

Закрепление символа за буквами.        

Логопед: Произнесите звук А. Посмотрите в зеркало и скажите, на какую геометрическую фигуру похожа форма ваших губ? (На круг). А теперь произнесите звук О. Какая геометрическая фигура получилась? (Овал).

Вспомните условное обозначение этих звуков.

Соотнесите количество элементов в букве «о» со счетом (один), а теперь в букве «а» (один, два).

Под счет пропишите буквы в воздухе.

Повторение значения красного цвета для условного обозначения гласных звуков и букв.

Прописывание букв на песке. 

Дети пишут под счет буквы «о» и «а» на песке. Сперва указательным пальцем, затем ребром ладони.

Так чем же отличаются буквы «о» и «а»? (Крючком).

  1. Физкультминутка.

Дети выходят и становятся в круг спиной к логопеду, он читает стихотворение, они показывают действиями его содержание:

Это - правая рука.        (жест)

Это - левая рука.        (жест)

Справа - шумная дорога,        (жест)

Слева - быстрая река.        (жест)

Повернулись мы и вот -        (жест)

Стало все наоборот:        (дети маршируют)

Слева - шумная дрога,        (жест)

Справа - быстрая река.        (жест)

Неужели стала правой наша левая рука? (Нет, мы просто повернулись...)

8. Тренировочные письменные упражнения.

а) Развитие порядкового анализа

Игра «Зашифруй слово» (дети пишут в тетрадь не само слово, а лишь буквы, над которыми работают на занятии и которые услышали в названном слове).

Слова: мост, красный, метро, зебра, переход, трамвай, автобус, площадь, скорая, атлас.

б) Развитие слогового анализа и синтеза.

Логопед: На перекрестке стоял предмет, без которого движение просто невозможно. От сильного порыва ветра этот предмет упал и разбился на куски. Если вы правильно поставите по порядку слоги слова, называющего этот предмет, то узнаете, какой предмет стоял на перекрестке.

ТО        ФОР        СВЕ        (светофор)

А теперь запишите это слово с новой строки в свои тетрадочки. Скажите, пожалуйста, мы это слово пишем так, как произносим? (Нет: Говорим «светафор», а пишем «светофор») Запомните, как пишется это слово. Подчеркните красным карандашом те буквы в слове, над которыми мы сегодня работаем. Под какой счет мы их писали? (Один)

в) Развитие орфографического навыка.

Логопед: К сюжетной картинке «Городская улица» самостоятельно подберите и запишите слова с сочетанием - оро -, например, «сторона» (ворона, дорога, город, воробей) Запомните, как пишутся эти слова. (Слова на карточках выставляются на доску, дети хором их читают)

С новой строки запишите эти слова к себе в тетрадочку. Пишем, проговаривая каждое слово шепотом.

А теперь возьмите карандаш зеленого цвета и подчеркните в каждом слове сочетание - оро -.

Давайте с этими словами составим словосочетания: Дорога какая? Город какой? Сторона какая? и т.д.

Логопед: У вас на карточках написаны слова. В них пропущены буквы, над которыми мы сегодня с вами работаем. Вставьте эти буквы в слова вместо цифр 1 и 2. Вы, наверно, догадались, что эти цифры обозначают счет, под который мы пишем буквы «о» и «а».

Тр2мв2й        2вт1бус       тр1ллейбус      м1т1цикл        вел1сипед

Придумайте предложение с понравившимся вам словом.  

9. Итог занятия.

Похвала детей. Вам понравилось наше занятие? Чем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по теме "Буква З, звуки [з],[зь]"

На данном занятии ребята учатся различать звуки [з ] - [з’] изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.Задачи:развивать фонематическое восприятие;формир...

Слайдовое сопровождение логопедического занятия на тему "Буквы, сходные по написанию: Б и Д"

Данное слайдовое сопровождение логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии для учащихся 2 класса  общеобразовательных школ может быть полезно для логопедов, учителей началь...

Слайдовое сопровождение логопедического занятия на тему: "Буквы А – Я, приставки пространственного значения".

Слайдовое сопровождение  логопедического занятия (2 класс, группа  смешанной дисграфии)  Тема:  Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространствен...

Конспект логопедического занятия на тему " Буква Р"

Лексическая тема: «Птицы»Грамматический строй: образование притяжательных прилагательных.Цель:Четкое произнесение и характеристика звука [Р];Выделение согласного звука [Р] в словах и опред...

Конспект логопедического занятия на тему: " Буква К".

 Цели:Познакомить детей  с буквой  Кк. Учить детей чётко    произносить [к], [к’] и определять место положения органов при произнесении звуков. Упражнять дет...

Конспект логопедического занятия на тему "Буква Р".

Цели:закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [р] и [рь] изолированно, в слогах и словах;уточнить представления об артикуляции и характеристике звуков [р]...

Конспект логопедического занятия на тему: "Буквы и звуки.Гласные и согласные звуки."

Профилактика  и коррекция  нарушений устной и письменной речи у школьников 2 – го класса, имеющих нарушения письма и чтения....