"В Цирке"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Альметьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа № 19 VIII вида»
Конспект открытого занятия
по логопедии
на тему: «В цирке»
Ветлугина А.С.,
учитель-логопед
2015-2016 уч.г
Конспект открытого занятия по логопедии
Тема: «В цирке».
Развивающая цель:
Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания;
Обеспечить условия для развития фонематических процессов, звукового анализа и синтеза, мелкой моторики;
Создать условия для развития лексико-грамматических категории: образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Познавательная цель:
Организовать деятельность учащихся по закреплению, автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях, чистоговорках;
Организовать деятельность учащихся по пополнению словаря словами-названиями цирковых профессий: клоун, дрессировщик, акробат, силач, фокусник, жонглёр и др; Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала.
Воспитательная цель:
Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к цирку;
Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;
Обеспечить высокую творческую активность при выполнении заданий.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Я хочу начать наше занятие с пожелания.
Говори всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говори,
И, конечно, не спеши!
Как мы будем говорить сегодня на занятии, а также всегда и везде?
2.Объявление темы занятия
Логопед: а для того чтобы узнать, о чем мы будем с вами говорить, с каким звуком будем работать, предлагаю отгадать загадки.
Эту букву писать не сложно.
Справа к палке осторожно
Подрисуем мы кружок
И получится флажок. (Р)
Звук [р], обозначаются на письме буквой Р. Чем отличается буква от звука?
Что мы слышим, произносим? (звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (буквы).
Давайте все вместе повторим правило:
Звук я слышу, произношу,
Букву вижу, читаю, пишу.
Послушайте еще загадку.
Приходить туда мы рады утром, вечером и днём,
Тигры, клоун, акробаты выступают в доме том.
(Цирк)
Вы были когда-нибудь в цирке или видели цирковое представление по телевизору? Сегодня на занятии мы отправимся в цирк. Посмотрим цирковое представление, вспомним названия цирковых артистов, но при этом постоянно будем следить за правильным и чётким произношением звука [р].
- Артикуляционная гимнастика
В цирке выступают артисты с самыми разными номерами. Давайте вспомним некоторые цирковые номера.
- Давайте представим, что на цирковой арене выступают клоуны, а зрители, конечно, широко улыбаются.
Упражнение «Заборчик»
Вы сейчас тяните губки.
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем, перестанем
И нисколько не устанем.
- А сейчас наши язычки превратятся в воздушных гимнастов и будут летать то вверх, то вниз.
Упражнение «Качели»
Я качаюсь на качелях ввер-вниз, вверх-вниз.
Я до крыши поднимаюсь, а затем спускаюсь вниз.
- А сейчас пусть зазвучит барабанная дробь.
Упражнение «Барабанщик»
Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,
Барабанщик барабанит, д-д, д-д-д,
Бей, руками помогай, д-д, д-д-д,
Ритм ногами отбивай, д-д, д-д-д,
Учись играть на барабане, д-д, д-д-д,
Твой язык послушным станет, д-д, д-д-д,
- А сейчас мы представим выступление цирковых лошадок. Лошадки скачут по кругу и громко цокают копытами.
Упражнение «Лошадка»
Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок.
Если хочешь—прокачу!
- Наездники погоняют своих лошадок и кричат им тпру.
Упражнение «Кучер»
Губы вместе я сведу,
Через губы буду дуть.
Поиграю я в игру
И скажу лошадке: «Тпру!».
- Наконец наездники останавливают своих лошадок: тр-р-р. Первый наездник, второй, третий, четвёртый и все вместе.
Упражнение «Остановим лошадку»
4. Произнесение изолированного звука [р]
Итак, мы отправляемся в цирк. Мы поедем в цирк на автомобиле. Давайте заведём моторы: р-р-р и отправимся в путь, а я буду указывать вам дорогу.
Поставьте автомобиль в правый нижний угол листа. Едем в верхний левый угол листа, в нижний левый угол, в верхний правый угол, в верхний левый угол, в центр листа. Заглушили моторы.
5. Артикуляция и характеристика звука [р]
Когда мы произносим звук Р, где у нас язычок, что с губами…(рот широко открыт, язык за верхними зубами.) Давайте дадим характеристику звуку [р], а помогут нам схема и картинки. А теперь, используя картинки, самостоятельно составьте характеристику звука.
6. Автоматизация звука [р] в словах, словосочетаниях, чистоговорках
- Развитие слухового внимания и кратковременной памяти
Вот мы и в цирке.
Компьютерная программа «Учимся говорить правильно»
- Развитие словаря и фонематического слуха.
Я хочу предложить вам вспомнить, а может быть и познакомиться с цирковыми профессиями. Рассмотрите картинки с изображением артистов цирка. Отгадайте, о каком артисте идёт речь.
- Подковы гнут, как калачи цирковые (силачи).
- Мячи искусно ловит актёр – этот циркач зовётся (жонглёр).
- Фокусы покажет, чудо сотворит цирковой волшебник – это (фокусник)
- Трюки показать нам рад, кто же это (акробат)
Назовите цирковых артистов ещё раз.
А теперь выберите из этих картинок только те, в названии которых есть звук [р].
ЖОНГЛЕР и АКРОБАТ, это очень трудные слова, давайте запишем их в словарики.
Прежде чем записать слова, мы, как жонглеры поработаем с мячиками, разомнем пальчики (су-джок).
Есть еще одна цирковая профессия, послушайте загадку.
- Так его комичен вид – даже плаксу рассмешит!
Нос огромный нарисован, ну, конечно, это (клоун)
Клоун веселый, озорной, забавный…
Давайте и мы с вами превратимся в клоунов, и немного отдохнем.
Физминутка «Как живешь»
Как живешь? –Вот так!
А плывешь?-Вот так!
Как бежишь?-Вот так!
Вдаль глядишь?-Вот так!
Ждешь обед?-Вот так!
Машешь вслед?-Вот так!
Утром спишь?-Вот так!
А шалишь?-Вот так!
-Представление продолжается и на арену цирка приглашается жонглер.
- Слоговой анализ слов
Мы с вами, как настоящие жонглёры, будем бросать друг другу мяч, и произносить слова по слогам. Внимание на экран компьютера.
Помидор, арбуз, персик.
- Развитие звуко-буквенного анализа
- Жонглировать мячами очень трудно. Давайте поможем жонглёру. Он будет подбрасывать мячи, а мы будем составлять слова со звуком [р] из слогов.
Помидор, арбуз, персик
Скажите пожалуйста, какой формы эти плоды?
-Круглой.
-Составьте словосочетание.
- Круглый помидор, круглый арбуз, круглый персик.
- А представление в это время продолжается. На арену выходят дрессированные тигры. Они будут прыгать с тумбы на тумбу. Я буду показывать картинку, если звук [р] слышится в начале слова, тигр должен прыгать на первую тумбу, если в середине – на тумбу посередине, а если в конце слова – на третью тумбу.
Корзина, Ракета, Помидор
- Развитие навыков словообразования
Сейчас будет выступать на арене цирка фокусник!
Он будет показывать нам фокусы, а мы будем ему помогать. Будем большие предметы превращать в маленькие:
Рот – ротик
Рыба – рыбка
Пирог – пирожок
Перо – пёрышко
Трава-травка
Корзина-корзиночка.
Автоматизация звука [р] в чистоговорках
А сейчас я объявляю парад –алле чистоговорок. Я приглашаю на арену всех артистов. Каждый из вас покажет своё умение правильно и чётко произносить звук [р] в чистоговорках.
(Звучит музыка, дети маршируют)
Ра-Ра-Ра - радуется детвора!
Ру-Ру-Ру - в цирке тигры, кенгуру,
Ра-Ра-Ра - радуется детвора!
Ры-Ры-Ры - шары в руках у детворы.
Ру-Ру-Ру - в цирке тигры, кенгуру,
Ра-Ра-Ра - до свидания, детвора!
Ра-Ра-Ра - артистам отдыхать пора.
Ирк – ирк – ирк -все дети любят цирк.
7. Итог занятия
Вот и закончилось цирковое представление. Пора возвращаться домой.
Какой звук мы сегодня учились правильно и чётко произносить?
Вам понравилось представление?
Что было интересно на занятии?
Выступление каких артистов вам понравилось больше всего?
8. Оценка работы детей на занятии.
Все молодцы, в память о цирковом представлении, примите подарки-дудочки, для развития воздушной струйки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художник в цирке.
Цирк - одно из любимых зрелищ маленьких детей. Презентация рассказывает о выступлении цирковых артистов: гимнастов, клоунов, фокусников, дрессировщиков и т.д....
4 класс. Табличные случаи умножения и деления. Урок - путешествие "В цирк"
закрепление решения задач;совершенствования вычислительных навыков;развития логического мышления, умения рассуждать, доказывать;воспитания взаимопомощи, поведения в общественных местах....
Счет в пределах 10, 1 класс " В цирке"
Материал для проведения устного счета в 1 классе....
Конспект интгрированного урока в 3 классе по теме «Роль художника и музыки в цирке».
Тема: «Роль художника и музыки в цирке».Цель:Показать синкретичность циркового искусства (слияние музыки и изобразительного искусства).Проблема урока:Выяснить взаимосвязь музыки и ИЗО в цирковом...
Сценарий праздника в 1 классе "Цирк"
Этот сценарий помогает детям лучше понять сложность работы цирковых артистов и воспринимать цирк, как большой и красивый праздник!...
Сценарий дня именинника "Цирк...Цирк?..Цирк!.."
КГБС (К) ОУ «школа – интернат VIII вида № 11» Сценарий дня именинника "Цирк...Цирк?..Цирк!.." Возраст: 7 - 16 лет ...
Внеурочное мероприятие "Цирк.Цирк.Цирк"
Мероприятие-представление проводится в 1-4 классах....