"В Цирке"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Ветлугина Алёна Сергеевна

фронтальное логопедическое занятие в 3 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsirk.docx194.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Альметьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа № 19 VIII вида»

Конспект открытого занятия

по логопедии

на тему: «В цирке»

http://www.humortimes.com/wp-content/uploads/2013/12/Circus.jpg

Ветлугина А.С.,

учитель-логопед

2015-2016 уч.г

Конспект открытого занятия по логопедии

Тема: «В цирке».

Развивающая цель:

Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания;
Обеспечить условия для развития фонематических процессов, звукового анализа и синтеза, мелкой моторики;
Создать условия для развития лексико-грамматических категории: образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Познавательная цель: 

Организовать деятельность учащихся по закреплению, автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях, чистоговорках;
Организовать деятельность учащихся по пополнению словаря словами-названиями цирковых профессий: клоун, дрессировщик, акробат, силач, фокусник, жонглёр и др; Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала.

Воспитательная цель: 

Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к цирку;

Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

 Обеспечить высокую творческую активность при выполнении заданий.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Я хочу начать наше занятие с пожелания.

Говори всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говори,
И, конечно, не спеши!

Как мы будем говорить сегодня на занятии, а также всегда и везде?

2.Объявление темы занятия

Логопед: а для того чтобы узнать, о чем мы будем с вами говорить, с каким звуком будем работать, предлагаю отгадать загадки.

Эту букву писать не сложно.

Справа к палке осторожно

Подрисуем мы кружок

И получится флажок. (Р)

Звук [р],  обозначаются на письме буквой Р. Чем отличается буква от звука?

Что мы слышим, произносим? (звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (буквы).

Давайте все вместе повторим правило:

Звук я слышу, произношу,

Букву вижу, читаю, пишу.

Послушайте еще загадку.

Приходить туда мы рады утром, вечером и днём,

Тигры, клоун, акробаты выступают в доме том.

 (Цирк)

Вы были когда-нибудь в цирке или видели цирковое представление по телевизору? Сегодня на занятии мы отправимся в цирк. Посмотрим цирковое представление, вспомним названия цирковых артистов, но при этом постоянно будем следить за правильным и чётким произношением звука [р].  

  1. Артикуляционная гимнастика

     В цирке выступают артисты с самыми разными номерами. Давайте вспомним некоторые цирковые номера.

  • Давайте представим, что на цирковой арене выступают клоуны, а зрители, конечно, широко улыбаются.

Упражнение «Заборчик»

Вы сейчас тяните губки.

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем, перестанем

И нисколько не устанем.

  • А сейчас наши язычки превратятся в воздушных гимнастов и будут летать то вверх, то вниз.

Упражнение «Качели»

Я качаюсь на качелях ввер-вниз, вверх-вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а затем спускаюсь вниз.

  • А сейчас пусть зазвучит барабанная дробь.

Упражнение «Барабанщик»

Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,
Барабанщик барабанит, д-д, д-д-д,
Бей, руками помогай, д-д, д-д-д,

Ритм ногами отбивай, д-д, д-д-д,
Учись играть на барабане, д-д, д-д-д,
Твой язык послушным станет, д-д, д-д-д,

  • А сейчас мы представим выступление цирковых лошадок. Лошадки скачут по кругу и громко цокают копытами.

Упражнение «Лошадка»

Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок.
Если хочешь—прокачу!

  • Наездники погоняют своих лошадок и кричат им тпру.

Упражнение «Кучер»

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

И скажу лошадке: «Тпру!».

  • Наконец наездники останавливают своих лошадок: тр-р-р. Первый наездник, второй, третий, четвёртый и все вместе.

Упражнение «Остановим лошадку»

4. Произнесение изолированного звука [р]

Итак, мы отправляемся в цирк. Мы поедем в цирк на автомобиле. Давайте заведём моторы: р-р-р и отправимся в путь, а я буду указывать вам дорогу.

Поставьте автомобиль в правый нижний угол листа. Едем в верхний левый угол листа, в нижний левый угол, в верхний правый угол, в верхний левый угол, в центр листа. Заглушили моторы.

5. Артикуляция и характеристика звука [р]

Когда мы произносим звук Р, где у нас язычок, что с губами…(рот широко открыт, язык за верхними зубами.) Давайте дадим характеристику звуку [р], а помогут нам схема и картинки. А теперь, используя картинки, самостоятельно составьте характеристику звука.

6. Автоматизация звука [р] в словах, словосочетаниях, чистоговорках

  • Развитие слухового внимания и кратковременной памяти 

Вот мы и в цирке.

Компьютерная программа «Учимся говорить правильно»

  • Развитие словаря и фонематического слуха.

Я хочу предложить вам вспомнить, а может быть и познакомиться с цирковыми профессиями. Рассмотрите  картинки с изображением артистов цирка. Отгадайте, о каком артисте идёт речь.

- Подковы гнут, как калачи цирковые (силачи).

- Мячи искусно ловит актёр – этот циркач зовётся (жонглёр).

- Фокусы покажет, чудо сотворит цирковой волшебник – это (фокусник)

- Трюки показать нам рад, кто же это (акробат)

Назовите цирковых артистов ещё раз.

А теперь выберите из этих картинок только те, в названии которых есть звук [р].

ЖОНГЛЕР и АКРОБАТ, это очень трудные слова, давайте запишем их в словарики.

Прежде чем записать слова, мы, как жонглеры поработаем с мячиками, разомнем пальчики (су-джок).

Есть еще одна цирковая профессия, послушайте загадку.

- Так его комичен вид – даже плаксу рассмешит!

Нос огромный нарисован, ну, конечно, это (клоун)

Клоун веселый, озорной, забавный…

Давайте и мы с вами превратимся в клоунов, и немного отдохнем.

                               Физминутка «Как живешь» 

Как живешь? –Вот так!

А плывешь?-Вот так!

Как бежишь?-Вот так!

Вдаль глядишь?-Вот так!

Ждешь обед?-Вот так!

Машешь вслед?-Вот так!

Утром спишь?-Вот так!

А шалишь?-Вот так!

 

-Представление продолжается и на арену цирка приглашается жонглер.

  • Слоговой анализ слов

Мы с вами, как настоящие жонглёры, будем бросать друг другу мяч, и произносить слова по слогам. Внимание на экран компьютера.

Помидор, арбуз, персик.

  • Развитие звуко-буквенного анализа

- Жонглировать мячами очень трудно. Давайте поможем жонглёру. Он будет подбрасывать мячи, а мы будем составлять слова со звуком [р] из слогов.

Помидор, арбуз, персик

Скажите пожалуйста, какой формы эти плоды?

-Круглой.

-Составьте словосочетание.

- Круглый помидор, круглый арбуз, круглый персик.

- А представление в это время продолжается. На арену выходят дрессированные тигры. Они будут прыгать с тумбы на тумбу. Я буду показывать картинку, если звук [р] слышится в начале слова, тигр должен прыгать на первую тумбу, если в середине – на тумбу посередине, а если в конце слова – на третью тумбу.  

      Корзина,         Ракета,    Помидор

  • Развитие навыков словообразования

Сейчас будет выступать на арене цирка фокусник!

     

Он будет показывать нам фокусы, а мы будем ему помогать. Будем большие предметы превращать в маленькие:

Рот – ротик

Рыба – рыбка

Пирог – пирожок

          Перо – пёрышко

          Трава-травка

          Корзина-корзиночка.

Автоматизация звука [р] в чистоговорках

 А сейчас я объявляю парад –алле  чистоговорок. Я приглашаю на арену всех артистов.  Каждый из вас покажет своё умение правильно и чётко произносить звук [р] в чистоговорках.

(Звучит музыка, дети маршируют)

Ра-Ра-Ра - радуется детвора!

Ру-Ру-Ру - в цирке тигры, кенгуру,

Ра-Ра-Ра - радуется детвора!

Ры-Ры-Ры - шары в руках у детворы.

Ру-Ру-Ру - в цирке тигры, кенгуру,

Ра-Ра-Ра - до свидания, детвора!

Ра-Ра-Ра - артистам отдыхать пора.

Ирк – ирк – ирк -все дети любят цирк.

7. Итог занятия

Вот и закончилось цирковое представление. Пора возвращаться домой.

Какой звук мы сегодня учились правильно и чётко произносить?

Вам понравилось представление?

Что было интересно на занятии?

Выступление каких артистов  вам понравилось больше всего?  

8. Оценка работы детей на занятии.

Все молодцы, в память о цирковом представлении, примите подарки-дудочки, для развития воздушной струйки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художник в цирке.

Цирк - одно из любимых зрелищ маленьких детей. Презентация  рассказывает о  выступлении цирковых артистов: гимнастов, клоунов, фокусников, дрессировщиков и т.д....

4 класс. Табличные случаи умножения и деления. Урок - путешествие "В цирк"

закрепление решения задач;совершенствования вычислительных навыков;развития логического мышления, умения рассуждать, доказывать;воспитания взаимопомощи, поведения в общественных местах....

Счет в пределах 10, 1 класс " В цирке"

Материал для проведения устного счета в 1 классе....

Конспект интгрированного урока в 3 классе по теме «Роль художника и музыки в цирке».

Тема: «Роль художника и музыки в цирке».Цель:Показать синкретичность циркового искусства (слияние музыки  и изобразительного искусства).Проблема урока:Выяснить взаимосвязь музыки и ИЗО в цирковом...

Сценарий праздника в 1 классе "Цирк"

Этот сценарий помогает детям лучше понять сложность работы цирковых артистов и воспринимать цирк, как большой и красивый праздник!...

Сценарий дня именинника "Цирк...Цирк?..Цирк!.."

КГБС (К) ОУ   «школа – интернат    VIII вида № 11»    Сценарий дня именинника "Цирк...Цирк?..Цирк!.." Возраст: 7 - 16 лет ...

Внеурочное мероприятие "Цирк.Цирк.Цирк"

Мероприятие-представление проводится в 1-4 классах....