Практикум для учителей
статья по логопедии на тему

Авторская разработка логопеда МАОУ СОШ№1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_dlya_uchiteley.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА  

                НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ.

           (Практикум  для учителей начальных классов на школьном МО)

Основой для обучения детей правописанию является учение о фонемном составе слова. Фонема — это минимальная единица языка, представленная в речи группой чередующихся звуков. Все программы графоорфографических действий, которые необходимо выполнять при написании (кодировании) слов, базируются на фонематическом анализе.                                        

В одной из своих работ Д. Б. Эльконин писал, что от уровня осознания ребенком звуковой действительности языка и строения звуковой формы слова зависит усвоение не только грамоты, но и грамматики, и орфографии.

Одной из важных предпосылок успешного формирования процессов чтения и письма является не только умение выделять и различать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, последовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам. Написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков речи в последовательность букв в пространстве. Поэтому воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого представления о звуковой структуре слова.

При  формировании фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план ( по П.Я.Гальперину )  

      1 ЭТАП – формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на

вспомогательные средства и действия.    

      Первоначальную  работу провожу с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки ( квадратики красного, синего и зеленого цвета ) По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

        2 ЭТАП – формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество, определяется мягкость, твердость, звонкость, глухость звучания звуков.

       3 ЭТАП – формирование действия фонематического анализа в умственном плане.Ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений.

        На этом этапе я использую такие задания:

- придумать слова с 3, 4, 5 звуками;

- отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 ( или 6 ) звуков;

- поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки ( картинки не называются);

- придумать слово, чтоб первый ( второй, последний) звук был такой же, как первый ( второй, последний) звук в названии картинки;

- разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове или от последовательности звуков в слове.

      Принцип усложнения реализую через усложнение форм фонематического анализа и речевого материала. В процессе формирования звукового анализа обязательно учитываю фонетическую трудность слова. По закреплению фонематического анализа и синтеза широко использую письменные работы:

Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте ( шуба, уши, кошка ).

Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки ( нос, рама, банка, стол, волк и др. )

Вставить пропущенные буквы в слова.

Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па* ( пар ), па** (парк ), па*** ( паром ), па**** ( паруса )

Подобрать слово с определенным количеством звуков.

Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4 букв, 5, 6 букв.                                              

             Р      рот, роза, рукав

             У      уши, угол, улица                                                                                

             Ч       час, чаша, челка

             К       кот, каша, корка

             А       аул, аист, астра      

Преобразовать слова:

             - добавляя звук ( рот – крот, мех – смех, осы – косы ) ; - изменяя один звук слова ( цепочки слов  сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сыр – сын – сон ) ; - переставляя звуки ( пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово)

Составить слова из букв одного слова. ( Например: ствол ( стол, вол ), крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира )

 От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова ( дом – мак – кот – топор – рука )

 Игра с кубиком. Ученики бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

 Слово – загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных ставятся точки. Если слово не отгадывается, записывается вторая буква и т. д. ( п**********    - простокваша )

 Составить графическую схему слога, слова, предложения.

 Придумать слова к графической схеме.

 Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке ( нос – сон, кот – ток, сор – рос, топ – пот )

 Разгадать ребус и написать отгадку.

 Какой звук убежал? ( крот – кот, лампа – лапа, рамка – рама )

 Найти общий звук в словах: луна – стол, кино – игла, окна – дом и т. п.

 Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.

 Задания – ловушки. (Сколько звуков в слове два? Какое слово длиннее  час или минута? Мне кажется, что в слове вата все звуки мягкие, а вы как думаете?

       Умения осуществлять фонематический анализ формируются на трех уровнях: звуковом, фонемно-буквенном (графическом) и  орфографическом. В подготовительном (добукварном) периоде  ученики анализируют звуковой состав групп звуков или слов. При изучении букв работа переходит на фонемно-буквенный уровень, на соотнесение буквы с фонемой, которую она обозначает; дети знакомятся с мягкими согласными и способами их обозначения, с большой буквой и др. Орфографический уровень подключается, когда школьники изучают ударение, наблюдают в слове ударные и безударные гласные и констатируют факт обозначения одного и  того же безударного гласного звука двумя разными буквами (гора, трава). Затем подобные наблюдения осуществляются на материале парных согласных (век — бег).                                                                                                    

    Ежедневные занятия звуковым анализом способствуют развитию орфографической зоркости у учащихся. С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т. е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании.    

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников и младших школьников

 УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ.

 Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

 ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК.

 Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр. Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему. Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

 МАГАЗИН.

 Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б - бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.) Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. “Я буду продавцом”, - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Дети отвечают. “А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями”,-отвечают дети. “ Что делает продавец?» - «Продает”.-“Что делает покупатель?» - «Покупает”. Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

 МОЖНО ЕЗДИТЬ ИЛИ НЕТ.

 Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др. Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

 НА ПРОГУЛКУ В ЛЕС.

 Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц. Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

 ВОЗЬМИ ИГРУШКУ.

 Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.). Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

 ВЫДЕЛИ СЛОВО.

 Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки.

 ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА.

 Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

 УГАДАЙ, ГДЕ КРУЖКИ, А ГДЕ КРУЖКИ.

 Наглядный материал: две кружки и два кружка. Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова. К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р). С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения. Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие. Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

 Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.

 НАЙДИ И НАЗОВИ НУЖНОЕ СЛОВО.

 Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки. звук "C"Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус. Весной оживает природа. Домик над рекою, Светлой полосою В окнах огонек, На воду он лег. (А. Плещеев. “ На берегу”) звук "З"На двери висит замок. На небе появились грозовые тучи. Почему собака лаетНа того, кого не знает? Потому она и лает –Познакомиться желает. (А. Власов. “Почему?”) Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными выше парами звуков.

 КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ?

 Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

 НАЗОВИ ПЕРВЫЙ ЗВУК В СЛОВЕ.

 Ребёнку показывают игрушку, например, Буратино и предлагают определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги "зе" в слове Зоя, "вэ" – в слове Вадик).

 НАЗОВИ ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК В СЛОВЕ.

 Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.) Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук "рь", а не "р"). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

 ПОДУМАЙ, НЕ ТОРОПИСЬ.

 Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах: Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – "ш". (Карандаш, камыш…)Какое получится слово, если к "но" - прибавить один звук? (Нож, нос…)Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука "м". (Мама моет Машу мочалкой.) Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук "у". (Бумага, дудочка, Буратино…)

 БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН

 Цель: развить слуховое внимание, научить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

 Задание: дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку дает команды: «Лошадки», «Зайчики», «Цапли», «Раки», «Лягушки», «Коровки», «Птицы». Дети должны выполнять движения в соответствии с командой. Выполнению сигналов надо научить перед игрой.

 АЛФАВИТ

 Цель: развить внимание. Задание: если играет группа детей, то каждому присваивается какая – либо буква алфавита, точно так же организуется игра с одним ребенком. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать и топнуть ногой. С группой детей можно провести игру на выбывание.

 ИСПРАВЬ ОШИБКИ

 Цель: развить слуховое внимание. Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.

 Куклу выронив из рук,

 Маша мчится к маме:

 - Там ползет зеленый лук

 С длинными усами (жук).

 Закричал охотник: «Ой!

 Двери гонятся за мной!» (звери).

 Эй, не стойте слишком близко.

 Я тигренок, а не миска (киска).

 Тает снег, течет ручей,

 На ветвях полно врачей (грачей).

 Ехал дядя без жилета,

 Заплатил он штраф за это (билета).

 Сели в ложку и айда!

 Покатили вдоль пруда (лодку). Мама с бочками пошла

 По дороге вдоль села (дочками).

 На поляне весной

 Вырос зуб молодой (дуб).

 На пожелтевшую траву

 Роняет лев свою листву (лес).

 На глазах у детворы

 Крысу красят маляры (крышу).

 Я рубашку сшила шишке,

 Я сошью ему штанишки (мишке).

 Встало солнце, уходит прочь

 Темная длинная дочь (ночь).

 Фруктов в корзине не счесть:

 Яблоки, груши, бараны есть (бананы).

 В реке живет мак,

 Его не поймаю никак (рак). Чтоб пообедать, взял Алешка

 В правую руку левую ножку (ложку).

 На пароходе повар – док

 Приготовил вкусный сок (кок). Очень ласковый был

 Он хозяйку лизнул в лоб (кот).

 Рогатый дол

 По дороге шел (вол).

 Школьник кончил строчку

 И поставил бочку (точку).

 Тащил мышонок в норку

 Огромную хлебную горку (корку).

 У печки с удочкой сижу

 От рыбы глаз я не свожу (речки).

 Русская красавица

 Своей козою славится (косой).

 Усатый кит сидит на печке,

 Выбрав теплое местечко (кот).

 На поляне лесной

 Вырос зуб молодой (дуб).

 Под березами, где тень

 Притаился старый день (пень).

 ЧТО МЫ СЛЫШИМ?

 Цель: развить слуховое внимание.

 Задание: отгадать загадку, назвать звук, который позволил найти отгадку.

 Как взялась кума за дело,

 Завизжала и запела.

 Ела – ела дуб, дуб.

 Поломала зуб, зуб.

 Ответ: это пила. Повторяется звук з.

 Ежедневно,

 В шесть утра,

 Я трещу:

 «Вставать поррра!!»

 Ответ: это будильник. Повторяется звук р.

 КТО ЗАМЕТИТ БОЛЬШЕ НЕБЫЛИЦ?

 Цель: развить внимание, умение замечать нелогичные ситуации.

 Задание: отметить все небылицы.

 Кисель там варят из резины,

 Там шины делают из глины.

 Кирпич там жгут из молока,

 Творог готовят из песка.

 Стекло там плавят из бетона,

 Плотины строят из картона.

 Обложки там из чугуна,

 Там варят сталь из полотна.

 Там кроят рубахи из пластмассы,

 Посуду делают из пряжи,

 Прядут там нити из сукна,

 Костюмы шьют из толокна.

 Едят там вилками компот,

 Там пьют из чашки бутерброд,

 Из хлеба с сыром там котлеты,

 Из мяса свежего конфеты.

 С начинкой сладкой суп с фасолью,

 В тарелках все там варят с солью… В. Чантурия.

 Это верно или нет,

 Что, как сажа, черен снег?

 Сахар – горек,

 Уголь – бел,

 Ну а трус, как заяц, смел?

 Что комбайн не жнет пшеницы?

 Что в упряжке ходят птицы?

 Что летать умеет рак,

 А медведь – плясать мастак?

 Что растут на вербе груши?

 Что киты живут на суше?

 Что с зари и до зари

 Сосны валят косари?

 Ну, а белки любят шишки,

 А лентяи любят труд…

 А девчонки и мальчишки

 В рот пирожных не берут? (Л. Станчев).

 УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОС?

 Цель: развитие слухового внимания.

 Задание: педагог подходит к любому ребенку в классе и он произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.

 ДА И НЕТ НЕ ГОВОРИТЬ

 Цель: развить внимание.

 Задание: ответь на вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет».

 1)Ты любишь лето?

 2)Тебе нравится зелень парков?

 3)Ты любишь солнце?

 4)Тебе нравится купаться в море или реке?

 5)Ты любишь рыбалку?

 6)Ты любишь зиму?

 7)Ты любишь кататься на санках?

 8)Тебе нравится играть в снежки?

 9)Ты любишь, когда холодно?

 10)Тебе нравится лепить снежную бабу?

 ГДЕ СТУЧАЛИ?

 Цель: развитие слухового внимания.

 Задание: дети сидят с закрытыми глазами, а педагог или ведущий стучит чем – нибудь в любом месте. Дети должны показать место, откуда слышался звук.

 ЧТО ЗВУЧАЛО?

 Цель: развитие слухового внимания.

 Задание: демонстрируем детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывают глаза и на слух определяют, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.

 СЛУШАЙ И ДЕЛАЙ

 Цель: развитие слухового внимания.

 Задание: педагог дает ребенку следующие, к примеру, команды: «Подойди к окну и подними руку», «Возьми в правую руку линейку, а в левую тетрадь» и т. д.

 ПОСЛУШАЙ И ПОВТОРИ

 Цель: развитие слухового внимания.

 Задание: педагог шепотом за экраном произносит слова по теме урока, а дети вслух повторяют их.

 ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

 Цель: развитие слухового внимания.

 Задание: педагог произносит шепотом три слова по теме одному ученику, а он по цепочке передает другим детям. Слова должны дойти до последнего игрока. Педагог спрашивает его: «Какие ты услышал слова?», если он скажет верно, значит, телефон исправен.

 ДЯТЕЛ

 Цель: развитие слухового внимания.

 Задание: педагог отстукивает разные ритмы в быстром темпе

 (… … .; … .. … и т. д.), а дети повторяют за ним.

 ОПРЕДЕЛИ НА СЛУХ САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО

 Строитель, каменщик, дом, стекольщик.

 (Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова).

 ЦЕПОЧКА СЛОВ

 Цель: развитие слухового внимания.

 Задание: педагог называет слово, а дети по порядку придумывают слова, которые начинаются с последнего звука предыдущего слова.

 НАЗОВИ ЗВУК

 Цель: развитие слухового внимания.

 Задание: педагог произносит 3 – 4 слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков и спрашивает детей: «Какой звук есть во всех этих словах?»

 КТО ЛУЧШЕ СЛУШАЕТ?

 Цель: развитие слухового внимания.

 Задание: педагог называет слова, а дети поднимают руку лишь тогда, когда услышат в слове заданный звук, например, Ш: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

 НАЙДИ КАРТИНКУ

 Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

 Задание: логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.

 Губы логопеда закрываются.

 ХЛОПКИ

 Цель: развитие слухового внимания.

 Задание: логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

 КТО ЛЕТИТ

 Цель: развитие слухового внимания.

 Задание: логопед сообщает детям, что он будет говорить слово «летит» в сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться (например: собака летит). Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется.

 УГАДАЙ ЗВУК

 Игра на выделение звука на фоне слога.

 Задание 1: Какой одинаковый звук слышите в слогах са, со, су, сы? (Дети называют звук [c]). Задание 2: Если услышите звук [р], поднимите синий кружок, если [р’] – зеленый. (Произносятся слоги ра, ри, ру, ро, рю, ре и др.).

 РАЗНОЦВЕТНЫЕ МЯЧИКИ

 Игра на выделение звука на фоне слога.

 Логопед называет слоги ма, ла, са, ва, га, мя, ля, ся, вя, гя. Услышав мягкий вариант, дети бросают друг другу зеленые мячики, а услышав твердый – синие.

 НАОБОРОТ

 Игра на выделение звука на фоне слога.

 Задание: если логопед бросает синий мячик, ребенок должен назвать твердый вариант слога и бросить логопеду или товарищу зеленый мячик, а тот называет мягкий вариант слога.

 МАГАЗИН

 Игры на выделение звука на фоне слова.

 Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

 ПОЙМАЙ ЗВУК

 Игры на выделение звука на фоне слова.

 Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится звук [c]. Логопед называет слова “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”.

 СВЕТОФОР

 Игра на определение места звука в слове (позиции).

 В начале обучения используются кружки красного, желтого и зеленого цвета. Если дети слышат заданный звук в начале слова, они поднимают красный кружок, в середине – желтый, в конце слова – зеленый. В дальнейшем используются схемы = - -, - = -, - - =, фишки, или место звука дети указывают просто цифрой, используя звуковые линейки; предметные картинки и фишки, например, в слове лиса звук [л’] слышится в начале слова, дети под карточкой

 КАКОЙ ЗВУК ПРОПУСТИЛ НЕЗНАЙКА? ( - тка, - голка, - рбуз, - камейка, автобу -, - адуга, - арабан). Четко, сохраняя ударение, произносить сочетания звуков. Дети поднимают соответствующие символы (красный или синий) и произносят каждое слово целиком, называя первый звук и соответствующую букву.

 КАКОЙ ЗВУК СПРЯТАЛСЯ В СЛОВЕ?

 Найти гласный звук, обозначить его символом или буквой (сон, мир, зал, суп, волк и др). Слова четко прочитываются, дети показывают символы. Игра “Какое слово спряталось?” ( - обот, ли - , за – ор, ве – ы, - уна, с – ва, са – ки, - бра, коз - , - блоко, огуре - ).

 ВОЛШЕБНЫЙ ДОМИК.

 Цель: Развитие умения определять последовательность букв в слове. Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы. Ход игры: Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон Примерный материал: Бусы : б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр): к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот): м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша): р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак, бак)

 ДОПИШИ БУКВУ.

 Ход игры: Учитель предлагает учащимся дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ученик, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.

 ОТГАДАЙ, КТО Я.

 Цель: Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.

 Оборудование: Элементы букв у каждого ученика.

 Ход игры: Учитель называет элементы букв, например: овал и палочка с закруглением внизу, два овала и длинная палочка посередине; три палочки с закруглением внизу и т.д. Учащиеся находят их и складывают букву, произносят соответствующий звук.

 БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН.

 Цель: Закрепление начертания заглавных букв.

 Ход игры: Учитель читает стихотворение, а ученики по ходу чтения записывают заглавные буквы, о которых говорится в стихотворении.

 Азбука.

 Что случилось? Что случилось?

 С печки азбука свалилась!

 Больно вывихнула ножку

 Прописная буква М.

 Г ударилась немножко

 И рассыпалась совсем!

 Потеряла буква Ю перекладинку свою!

 Очутившись на полу, поломала хвостик У!

 Ф, бедняжку так раздуло –

 Не прочесть её никак!

 Букву Р перевернуло –

 Превратило в мягкий знак!

 Буква С совсем сомкнулась –

 Превратилась в букву О.

 Буква А, когда очнулась,

 Не узнала никого. (С. Михалков)

 ПОЛМИНУТКИ НА ШУТКИ.

 Цель: Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.

 Ход игры: Учитель читает стихотворение. Ученики находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

 Закричал охотник: «Ой,

 Двери гонятся за мной!»

 Посмотрите-ка, ребятки,

 Раки выросли на грядке.

 Куклу выронив из рук,

 Маша мчится к маме:

 - Там ползёт зелёный лук

 С длинными усами.

 Говорят, один рыбак

 В речке выловил башмак,

 Но зато ему потом

 На крючок попался дом.

 Мы собрали васильки,

 На голове у нас щенки

 ЭХО

 Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия

 Играть можно вдвоем или большой группой.

 Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.

 Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.

 Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, ”На11о, monkey!” — ”Привет, обезьянка!”), кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!”).

 ЖИВАЯ АЗБУКА

 Игра для развития звукового различения

 Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

 ЗАКОЛДОВАННОЕ СЛОВО

 Игра способствует развитию фонематического слуха

 и звукового анализа слов

 Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

 Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех - четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.

 ПУТАНИЦА

 Игра для развития звукового различения

 Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

 Русская красавица своей козою славится.

 Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

 Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Использование магнитных досок в процессе занятий со школьниками с нарушениями речи

Задача сделать коррекционный процесс динамичным и интересным всегда стояла перед педагогами  образовательных учреждений. Особенности развития психических процессов требуют разумного использования сочетания наглядных, игровых, практических и словесных  методов обучения. Работая много лет, хочу поделиться опытом использования магнитных досок в процессе непосредственно образовательной деятельности, а именно в  логопедических занятиях.

Выбор данного оборудования позволяет решать многие коррекционные задачи:

развитие фонематического восприятия и  фонематического слуха;

усвоение задач по обучению грамоте (знакомство с предложением, буквами, выделение ударного слога);

ориентировка на  листе (выполнение графических заданий);

усвоение лексико-грамматических категорий (использование предлогов);

развитие мелкой моторики;

формирование навыков контроля за звукопроизношением.

Для  занятий в кабинете  имеется одна большая магнитная доска  (размер) (рис.1) и 15 досок небольшого размера (рис.2) для индивидуальной работы.

Рис.1

Для работы на вертикальной  доске большого размера используются магниты различных вариантов и видов.

Для работы на индивидуальных досках используются магниты (треугольник, круг, сердечко) и ручка, вложенные  в специальные углубления:

Рис .2

Задания, предлагаемые детям на занятиях

1.«Слушай внимательно»

Цель: Развитие фонематического слуха

Детям предлагается звуковая  цепочка. Услышав заданный звук, дети отмечают его наличие на магнитной доске оттиском любой из приложенных фигурок.

После выполнения подсчитывается количество. Аналогично проводится задание для выделения слогов и слов с заданным звуком.

С целью проверки  правильности выполнения задания детям предлагается стереть или зачеркнуть отметку на доске при повторном воспроизведении звуков, слогов, слов

2.«Начерти схему предложения» — работа с предложением

Цель: графическое отражение состава предложения

Детям предлагается составить схему на своей доске и сравнить ее с графическим изображением на большой настенной доске.

Данное задание предполагает  использование ряда усложнений: например, выделить в предложении слова, которые пишутся с заглавной буквы; выделить короткие слова – предлоги.

Работа с графическим  изображением  помогает  выполнять  задания по анализу предложения.

3.«Измени предложение» — работа по распространению предложения словами- признаками и словами-действиями.

Цель: выполнение задания  по распространению предложения определениями или    сказуемыми.

После анализа предложения детям предлагается отметить кружком то слово, к кото-

рому  они хотели бы добавить слова — признаки  или слова – действия. Затем дети

графически  изображают получившееся предложение, рассказывают какие слова они

добавили.

4. «Подружи  буквы»

Цель: обучение слоговому чтению

Детям предлагается в левом верхнем углу написать согласную букву (по заданию логопеда), а затем предлагается написать гласную в верхнем правом углу.

Дети, используя ручку магнитной доски, ведут соединяющую линию, проговаривая при этом звуки и получая слитное звучание слога.

Обратное движение  и проговаривание звуков подводят детей к пониманию образования обратного слога.

5. « Где буква?»

Цель: закрепление графического образа букв и употребление предлогов разного вида.

Детям предлагается  написать на доске букву (по заданию логопеда), а затем сделать оттиск любой геометрической  фигуркой (круг, треугольник, сердечко) в любом месте по выбору детей.

Детям нужно рассказать, где они поставили оттиск, используя предлоги: над, под, у, за, около, внизу, справа  от, слева от.

6. «Расскажи, где буква»

Цель: закрепление понятий, связанных с ориентировкой на листе, согласование слов в предложении.

Детям предлагается написать на доске любую из знакомых букв или несколько, а затем рассказать: какая буква и где находится.

Логопед контролирует  правильность произношения и использования понятий и предлогов : над, под, у, за, около, внизу, слева, от, между, за.

7. «Буква, появись» — закрепление  букв

Цель: развитие мелкой моторики, знакомство  и закрепление графического образа букв, развитие воображения.

Детям предлагается после детального анализа образа буквы попробовать написать ее на магнитной доске.

Предложить еще раз рассказать из каких элементов она состоит, на что похожа.

Задания могут быть разные:

написать столько букв (в соответствии с заданием), сколько раз я ударю молоточком;

написать 3 прописных и три заглавных;

написать букву в левом верхнем углу, нижнем правом, в центре и т.д.;

дорисуй, чтобы буква стала похожа на… (по заданию логопеда) и т.д.

8. « Исправь ошибки»

Цель: закрепление правильности написания букв.

Логопед на доске пишет буквы с отсутствием элементов или её неправильным расположением, дети на своих досках пишут букву правильно и объясняют свой выбор.

9. «Не ошибись» — контроль  за звукопроизношением

Цель: формирование навыков самоконтроля за звукопроизношением.

Используется на индивидуальном занятии, на  этапе автоматизации и дифференциации звуков.

Ребенку предлагается произносить звуки, слоги или слова и самостоятельно отмечать оттиском на магнитной доске собственное правильное воспроизведение,

используя имеющиеся геометрические фигуры.

Логопед отмечает ошибки на другой доске или просит ребенка подумать над каждым повторением произнесенного.

По окончании упражнения, ребенок подсчитывает, сколько правильных ответов у него получилось.

Опыт использования данного оборудования можно расширять до бесконечности.

Главное, что его использование делает занятия  увлекательными, занимательными, поддерживает  познавательный интерес  у детей с  особыми образовательными потребностями, ориентирует их на исправление речевых недостатков, формирует самостоятельность.

               Учитель-логопед                                                                     Н. Е. Белькова

Октябрь 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Семинар-практикум:"Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая эффективному усвоению учебного материала".

Зачастую работа школьного логопеда сводится к работе с учащимися начальных классов. Конечно, и в средних, и в старших классах всегда найдутся учащиеся, кому нужна квалифицированная помощь коррек...

Практикум для учителей и родителей"Обучение беглому и осознанному чтению младших школьников".

В  практикуме для родителей и учителей: "Обучение беглому и осознанному чтению младших школьников" представлены приёмы для  повышения скорости чтения у учащихся начальных классов....

Выступление на МО учителей русского языка. Семинар-практикум для учителей по профилактике и коррекции дисграфии у школьников общеобразовательной школы.

Цель семинара-практикума: познакомить учителей русского языка с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения....

семинар-практикум для учителей "Учащиеся с девиантным поведением"

Теоретический и практический материал для мероприятия с учителями по расширению представлений о девиациях и способах взаимодействия с учащимися, имеющими отклонения в поведении...

Семинар- практикум:Взаимосвязь в работе учителя логопеда и учителя начальных классов

Приказ Об окончании первой четверти 2021-2022 учебного года и работе в каникулярные дни...

Семинар-практикум для учителей и воспитателей ГПД: «Упражнения для развития дикции у учащихся и педагогов»

Материал содержит практические упражнения для укрепления мышц языка, подборку серии слогов и скороговорок для улучшения дикции, а также описывает методику работы для совершенствования дикции у педагог...