Доклад для городского МО
статья по логопедии на тему

«Преемственность в коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся учителя-логопеда, педагогов и родителей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_gorodskogo_mo.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

«Преемственность в коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся учителя-логопеда, педагогов и родителей».

(Доклад с показом презентации на городском МО учителей-логопедов)

Поступающие в первый  класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т. д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа школьного педагога стала более эффективной, необходима тесная связь с учителями начальных классов, ведь каждому учителю нужно, чтобы учащиеся имели достаточно высокий уровень речевого развития.

           Если проанализировать уровень речевого развития детей, поступивших в нашу школу за 3 последние года, то мы сможем убедиться, что он с каждым годом ниже. (Диаграмма 1-3)

           Из данных диаграмм мы увидели, насколько высок процент речевых патологий  среди учащихся первых классов. Одной из основных причин этому является тот факт, что подготовленность детей к обучению в школе очень низка. Подавляющее число первоклассников – это дети, не посещавшие дошкольные учреждения. (Диаграмма-4)

           Логопедическая работа и взаимосвязь с учителями в нашей  школе условно делится на 4 этапа:

                              ориентировочный,

                              диагностический,

                              коррекционный,

                              оценочный.

             Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.

             На первом, ориентировочном этапе, определяем вместе с будущими учителями 1-х классов уровень общего и речевого развития детей, которые придут к нам в школу первый раз в первый класс. В мае  эти дети посещают «Школу первоклассника».Я обследую всех зачисленных на эти занятия по сокращенному варианту методики Фотековой Т.А. и выявляю будущих учеников с речевыми нарушениями, как устными, так и письменными.

             По окончании занятий проводим круглый стол с участием классных руководителей, логопеда, психолога, социального педагога и медработника: обмениваемся мнениями об уровне подготовленности к школе детей, речевом развитии, состоянии здоровья.

            На втором, диагностическом этапе, после определения структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников, во второй половине сентября, знакомлю учителей с результатами диагностики, собеседования провожу индивидуально, по речевым картам. Также знакомлюсь с учебной программой и стандартом начального общего образования, интересуюсь технологиями, применяемыми учителями, их методами и приемами.

           На заседании школьного консилиума в октябре т.г. довела до сведения всех учителей начальных классов, членов консилиума общие выводы по результатам диагностики первоклассников и задачах коррекционной работы логопункта. (Фото)

          При планировании работы стремлюсь к тому, чтобы осуществлялась связь с Программой данных классов. В этом году оба первых класса учатся по Программе « 21 ВЕК».

          На этом этапе провожу совместное индивидуальное консультирование родителей, т.к. считаю, что индивидуальное консультирование дает больший эффект. Заранее обговариваем с классным руководителем, на чем особенно следует обратить внимание родителей. Ознакомившись с планом МО начальных классов школы, предлагаю дополнительно выступления логопеда по тем или иным темам, и консультации по вопросам речевого развития.

          В октябре т.г. выступила на МО учителей начальных классов с консультациями на темы: «Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия», «Береги глаза смолоду или как работают детские глаза», «Обучению письму леворуких детей». Сейчас подбираю материал для консультации:»Виды речевых нарушений и их влияние на усвоение учебной программы».Каждый учитель получил папку-накопитель под названием «Логопед советует», в которых подобраны различные консультации по исправлению речевых нарушений у детей.(Фото).

           Актуальный материал по учебно-воспитательной, коррекционной работе размещаю на информационных стендах. (Фото).Здесь учителя могут ознакомиться с интересными статьями из периодической печати, журналов.

           Задачи 3-го, коррекционного этапа:

 устранение речевых нарушений, развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребенок мог бы успешно обучаться в школе.

              Длительность данного этапа определяется динамикой его коррекции. Так, при нарушении звукопроизношения она может длиться от 2-х до 6-ти месяцев, а при общем недоразвитии речи - год и более. В этот период взаимосвязь в работе логопеда и учителя становится еще ближе. Я постоянно информирую учителя о специфике и содержании коррекционной работы по каждому логопату, и одновременно получаю обратную информацию об их успеваемости.

               Конечно же, чувство удовлетворения получаем мы, логопеды, только тогда, когда учитель сообщает, что кто-то из наших подопечных написал хорошо диктант или выполнил контрольную работу, если ученик показывает логопеду тетрадь, где наконец-то учитель поставил ему «тройку» (реже – «четверку») по письму. Результаты бывают с переменным успехом, например: ученик 3 класса Дима Канакин часто допускает ошибки при дифференциации согласных по глухости-звонкости. Регулярные занятия помогают в исправлении данного недостатка, но  после каникул, а иногда и пропусков занятий по уважительным причинам, итог снова не радует.

             С каждым учителем решаем вопрос по отчислению из логопункта учащихся с улучшением. За 1 полугодие текущего учебного года из 25 обучающихся в логопункте выбыло       учащихся, из первоклассников        учащихся. С основных занятий переведены на индивидуальное консультирование      учащихся.  Вновь пришли на занятия в логопункт        учащихся.

               Речевые навыки и умения, которые дети получают на логопедических занятиях, могут совершенствоваться в ходе учебного процесса. Например, учитель имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. При чтении текстов или заучивании стихов он может напомнить ребенку, какие звуки он должен произносить правильно, вовремя поправить. Учителям в этом хорошо помогает информационный листок «Я  МОГУ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО !». (Фото). В них указано, какие звуки учащийся научился произносить правильно. При внесении такого листка в класс, я беседую с учащимися всего класса, объясняю им, что их одноклассник научился правильно произносить тот или иной звук, но иногда он забывает об этом  и прошу слушать его и, при возможности, напоминать, при этом быть, конечно же, доброжелательными, внимательными. Прошу их помочь своему однокласснику. Учителю помогаю в подборе речевого материала по звуковой стороне речи при использовании чистоговорок, заучивании стихов.

                 Для своевременного выявления, предупреждения речевых нарушений помогают посещения уроков, особенно наблюдения за вновь прибывшими, просмотр тетрадей, анализ письменных работ по итогам четверти, полугодия. Кроме того, учителя часто заходят на логопедический пункт и интересуются занятиями своих учеников у логопеда, двери логопедического пункта всегда для них открыты.  

       После таких взаимопосещений всегда находится много вопросов  для обсуждения, обговаривается дальнейшая работа моя и учителя по улучшению успеваемости учащихся.

          Нередко мы обращаемся за помощью в городскую ПМПК. По итогам четверти, полугодия я владею ситуацией об  успеваемости учащихся и мы решаем вместе с классным руководителем, кого из них представлять на рассмотрение городской психолого-медико-педагогической комиссии, как к конечной инстанции по результатам коррекционной работы. (Диаграмма) Если в 2013-2014 уч. г. мы представили на рассмотрение городской ПМПК 8 учащихся, то в 2014-2015 уч.г. – 11 учащихся, предварительно неоднократно рассмотрев успеваемость этих учащихся на школьном консилиуме в присутствие родителей. С такими учащимися провожу диагностику не один раз, чтобы убедиться, что ему необходима помощь в учебе специалистов или смена  Программы.

                     Являясь членом школьного консилиума, участвую в рассмотрении причин неуспеваемости детей и разработке путей их психолого-медико-педагогического сопровождения.

                     Результатом содружества учителя и логопеда должно стать повышение успеваемости и качества знаний у школьников. Это выявляется на 4, оценочном этапе работы логопеда. (Диаграмма).

Успешность обучения на логопункте индивидуально по каждому учащемуся обсуждаем вместе с учителями: по отчислению в связи с улучшением, назначению повторного курса или представлению на городскую ПМПК.

                     Предлагаю примерную схему взаимодействия логопеда и учителя в учебном процессе.

                     

                             РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

                Успех в работе логопедического пункта при общеобразовательных школах во многом зависит от того, насколько логопедическая работа обеспечена помощью со стороны родителей. Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Однако они часто не уделяют должного внимания исправлению тех или иных речевых нарушений детей. Это связано со следующими причинами:

  • родители не слышат недостатков в речи своих детей;
  • не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой;
  • значительная часть родителей вообще не осознает свою ответственность за обучение и воспитание ребенка, считая это обязанностью школы.

          Если проанализировать социальный, образовательный статус родителей детей, обучающихся в логопедическом пункте, мы увидим следующее: (Диаграммы)

          Беседы с родителями первоклассников начинаю в мае-июне, когда впервые обследую будущих учеников школы. Родители получают определенные задания по подготовке своих детей к обучению в школе.  К сожалению, «Школу первоклассника» посещают далеко не все дети, и в большинстве случаев первый раз встречаюсь со своими подопечными 1 сентября.

          Первый год работая в школе, я после обследования и комплектования групп начинала работать с учащимися, не опираясь на помощь родителей. Вскоре возникла трудность в том, что дети часто не выполняли домашние задания, забывали тетради, а то и теряли их. Я поняла свою ошибку – без постоянного контакта с родителями положительных результатов не добиться.

        С родителями работаю по нескольким направлениям:

  • во-первых: начала проводить прием учащихся на  логопедический пункт  в присутствии родителей, правда, это получается не всегда, но такая цель стоит. (Фото) Подробно информирую родителей о состоянии речи их детей, рассказываю об организации занятий, о той помощи, которую могут оказать своим детям в выполнении домашних заданий, договариваюсь о периодичности индивидуальных консультаций.  Родители знакомятся с планом работы по устранению обнаруженных у учащихся речевых недостатков. (Фото)

           Первая  встреча логопеда с родителями для большинства из них была полной неожиданностью. Распространенным оказалось представление о том, что школьные логопеды занимаются исключительно исправлением звуков и ничем более.

           В доступной форме рассказываю родителям о причинах речевого нарушения его ребенка, подробнее останавливаюсь на таких сложных явлениях, как дисграфия, дислексия. В качестве практических рекомендаций родители получают материал для развития фонематического слуха, мелкой моторики, уточнение артикуляционных движений, автоматизации поставленных звуков, советы по обогащению словарного запаса, развитию связной речи.

            Наиболее эффективная форма работы – открытые занятия с учащимися с приглашением родителей, которые имеют возможность получить практические навыки по развитию речи детей. (Фото) После получения таких консультаций домашние задания выполняются детьми более качественно, аккуратнее. Учащиеся с радостью показывают выполненные вместе с мамой или папой задания, ждут поощрения. Я, конечно же, не жалею пятерок, и, особенно – первоклассникам. (Фото)

            В прошлом учебном году во втором полугодии с учащимися  2-х – 4-х классов провели конкурс на самую лучшую и аккуратную тетрадь. По итогам, которые подводили вместе с детьми в конце года, дети получили призы.

            Есть ученики, которые довольно часто не выполняют домашние задания, после 2-х – 3-х таких случаев приглашаю на беседу родителей. Таких родителей я отношу к «трудным» родителям и не оставляю надежды, что в дальнейшем их внимание к своим детям будет постоянным.

            Все домашние задания строю с учетом следующих требований:

  • они должны учитывать принцип ведущей деятельности;
  • помогать закреплению изученного материала;
  • не могут включать задания по новому материалу;
  • должны предваряться подробными инструкциями;
  • родители должны понимать их цель.

         При изучении определенной темы заранее подбираю речевой и наглядный материал, чтобы  было удобно для меня, учащихся и родителей – размещаю его на информационном стенде. (Фото)

          Например: по теме «Зима» в дополнительной зоне для занятий и консультаций размещены: картины, игры, задания, упражнения. Здесь дети обогащают свой словарь, выполняют самостоятельные работы, читают, пересказывают. Здесь же провожу физминутки,  игры на релаксацию. (Фото)

           В кабинете на специальном стенде для родителей (фото) находится речевой материал, рекомендации. Они могут в свободное время зайти и узнать тему занятия, прочитать полезную педагогическую статью. (Фото)

           Обычно первоклассников родители встречают из школы, и, пока они ожидают своих детей с занятия, предлагаю им списывать необходимый речевой материал в тетрадь.

            По результатам анкетирования родителей выяснилось, что 85%  из них книги, статьи, посвященные обучению и развитию детей никогда не читают. Чтобы как-то исправить это, обогатить их родительский опыт педагогическими знаниями, оформила большой информационный стенд с доступным по содержанию материалами.

            Заработала папка-передвижка с консультациями на различные темы, например: «Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?», «О важности и пользе игр со словами», «Отложите букварь – займитесь играми» и др. Вместе с папкой-передвижкой даю родителям тетрадь и прошу их написать в них возникшие вопросы или предложения. (Фото)

             Выпуск детей провожу в присутствии родителей, конечно, после того, как вопрос решен с классным руководителем. Договариваюсь с родителями, что раз-два в месяц жду их с ребенком для проверки сохранности полученных на логопедических занятиях навыков; постоянно интересуюсь у классных руководителей успеваемостью своих выпускников.

              Все эти формы работы мобилизуют родителей, они становятся активными, деятельными помощниками в коррекции нарушений речи у детей.

                              РАБОТА С ПСИХОЛОГОМ.

              Причина трудностей обучения и неуспеваемости школьников младших классов часто связана с временной задержкой психического развития. Восприятие, память, внимание, мышление у них недостаточно развиты.

В связи с тем, что коррекционно-развивающая работа представляет собой комплекс мер педагогического, психологического и логопедического воздействия на личность ребенка – основная роль в этой работе принадлежит педагогу-психологу и учителю-логопеду.

              В 2013-2014 и 2014-2015 учебных годах  психологический диагноз учащимся ставился психологом Ибуковой Марсельезой Марсовной из результатов тестирования по методике Векслера. После глубокого изучения всех недостатков как в психологическом, так и в речевом развитии, мы вместе с психологом выявляли учеников, для которых необходимы были индивидуальные занятия. Составляли индивидуальные планы работы, приемлемое для детей и нас расписание (занятия проходили в одном кабинете), знакомили с ним родителей. По каждому ребенку шел постоянный обмен мнениями. Специфическими приемами психолог корректировала у учащихся психоматические недостатки, учила детей общаться, сознательно воспринимать материал. Обговаривали с психологом методы и приемы развития познавательной активности, самостоятельности, произвольности. Главная и общая задача психолога и логопеда направлена на общее развитие отдельных процессов, а не на их тренировку. Становление и развитие произвольности, притом не только в психомоторной сфере, но и в интеллектуальной – должны быть результатом их совместной работы.

                                 РАБОТА С СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ.

             

                Есть родители, с которыми трудно установить взаимодействие, здесь не приносят пользу ни открытые занятия, ни консультации. Всему виной – их образ жизни.

                Участвую в рейдах «Забота» вместе с социальным педагогом Туринцевой Татьяной Анатольевной.  Посещая неблагополучные семьи на дому, убеждаюсь, что помощи в коррекции речи детей от некоторых родителей не получить. В таких случаях учащимся приходится уделять внимания больше на занятиях, как групповых, так и индивидуальных. За 2 предыдущих года в социальный приют были переданы   6  учащихся из нашей школы, в т.ч. 2 учащихся из числа обучающихся в логопункте. Эти дети обделены вниманием и заботой родителей и нуждаются в особом подходе к ним каждого педагога школы.

               С социальным педагогом  у нас прочное деловое содружество, оно идет ежедневно: (Фото)

  • приглашаю учащихся 3-х – 4-х классов на беседу кТатьяне Анатольевне, если появились пропуски занятий без уважительных причин, иногда даже приходится брать письменные объяснительные с недисциплинированных учеников. А причины бывают разные: «Мама заставила воду носить,.. печь топить,.. в магазин идти и т.д.»

              Служба социального педагога в весенне-летний период выявляет всех детей школьного возраста в нашем микрорайоне с целью обеспечения всеобуча.

              По микрорайону для жителей объявляем, когда в школе начинает работать «Школа первоклассника», какие консультации и когда родители могут получить у специалистов школы; обращаемся к родителям с просьбой своевременно пройти с будущим первоклассником медицинское обследование.

              Вместе с социальным педагогом просматриваю дела своих учащихся по вопросам выяснения бытовых и социальных условий в семье. В случае необходимости соцпедагог принимает меры по обеспечению таких детей необходимыми учебными принадлежностями, а иногда и одеждой.

                         РАБОТА С БИБЛИОТЕКАРЕМ, МЕДРАБОТНИКОМ.

 

             Взаимосвязь в работе логопеда, педагогов,  родителей,  и социального педагога очень важна. Но, кроме этого, необходим тесный контакт и с другими службами в школе.

              Например: с медицинским работником  с  мая учебного года мы совместными усилиями добиваемся прохождения медосмотра вновь поступающих в школу детей специалистами детской поликлиники, а в сентябре просматриваем их медицинские карты, знакомимся с состоянием их здоровья. (Фото)

             

Хорошее сотрудничество с библиотекарем школы (Фото) Рамзилёй Митхатовной позволяет обеспечить первоклассников прописями, а в прошлом учебном году при логопункте сформирована небольшая, но так необходимая библиотечка детской художественной литературы. Я постоянно обращаюсь к нашему библиотекарю Р.М. с просьбой подобрать при возможности тексты, иллюстрации по той или иной теме. Использую для оформления пособий старые детские журналы, картинки и др., за что ей очень благодарна.

              Во «Всемирной  декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве.».

             На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, в т. ч. логопеды, учителя, психологи, социальные педагоги и другие специалисты.

              Свое выступление я хочу закончить стихотворением:

                       

Быть логопедом – дело непростое,

Речь человека – это основное:

Красиво, грамотно писать уметь,

И лексику богатую иметь,

Все недостатки речи устранить,

Читать, писать и думать научить.

Призвание, ответственность, терпенье,

Работу выполнять свою с уменьем,

Да каждого ученика познать,

Уметь в ошибках помощь оказать.

Взаимосвязь с коллегами найти,

Помощников в работе обрести.

Учебу и оценки улучшать,

Успешность логопунктов  повышать!

С логопедической дружить наукой –

Методобъединение нам порукой!

На них обсудим мы свою работу,

Поделимся, что каждого заботит,

Руководитель мудрый даст совет,

На свой вопрос получим здесь ответ!

Общенье нам трудиться помогает,

На месяц  логопедов заряжает!

 

   

           

Учитель-логопед  МАОУ  СОШ  №  1                    Белькова Н.Е.

Ноябрь 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на городском "Фестивале педагогических идей" по теме "Формирование исследовательских навыков учащихся 1 класса через реализацию курса "Я-исследователь"

В докладе раскрывается  актуальность  использования метода исследований.Приводится пример работы учащихс  с использованием  указанного метода на уроках окружающего мира....

Доклад на городском МО "Основы религиозных культур и светской этики" ( из опыта работы)

Доклад на городском МО "Основы религиозных культур и светской этики" ( из опыта работы)...

Доклад на городском семинаре творческой группы начальной школы по теме:"Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К)ОШИ №4"

В докладе даётся определение внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, задачи внеурочной деятельности, направления внеурочной деятельности по русскому языку, формы организации занятий и це...

Презентация к докладу на городском семинаре «Проблемы и перспективы когнитивного развития младших школьников»

Презентация к докладу "Реализация системно-деятельностного подхода в условиях школы полного дня" включает в себя информацию о работе учителя и воспитателя по единому плану, позволяющему соединить перв...

Стендовый доклад "Городской Блицтурнир по английскому языку "Животные со всего мира"

Участник XXV Всероссийских Брудновских педагогических чтений по теме: "Использование потенциала дополнительного образования для формирования у детей функциональной грамотности и значимых компетен...