Актуальные проблемы коррекции стёртой формы дизартрии и способы её преодоления.
методическая разработка по логопедии на тему

Евай Ирина Васильевна

Дети, имеющие стёртую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnye_problemy_korrektsii_stertoy_formy_dizartrii.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Актуальные проблемы коррекции стёртой формы дизартрии и способы её

            преодоления.

        Стёртая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стёртой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

        Стёртая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

        Дети, имеющие стёртую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Логопеды планируют логопедическую работу следующим образом: на фронтальных, подгрупповых занятиях со всеми детьми изучают программный материал, направленный на устранение общего недоразвития речи, а на индивидуальных занятиях осуществляют коррекцию произносительной стороны речи и просодики, т.е. устранение симптомов стёртой дизартрии.

        Стёртая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет. Для раннего выявления стёртой дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие эти нарушения. При обследовании у логопеда у детей со стёртой дизартрией выявляются следующие симптомы:

  • Общая моторика. Дети со стёртой дизартрией моторно неловки, ограничен объём активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.д. Плохо подражают при имитации движений: как идёт солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная  несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемость движений.
  • Мелкая моторика рук. Дети со стёртой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т.к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Дети не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы. У детей в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д» - «б», гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).
  • Особенности артикуляционного аппарата. У детей со стёртой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате. Паретичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры.; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не происходит, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках  (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.  Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лиц при пальпации твёрдые, напряжённые. Губы у такого ребёнка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к дёснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симтоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперёд, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменён по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный. Гиперкинезы при стёртой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор язык проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счёт 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и лёгкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребёнок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.  Апраксия при стёртой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном  аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определённых движений или при переключении от одного движения к другому.
  • Звукопроизношение. При первоначальном знакомстве с ребёнком  звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения  выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличии от дислалии, речь при стёртой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребёнком. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стёртой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространённым нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стёртой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные. Испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.
  • Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стёртой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребёнка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребёнок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.д.).
  • Общее речевое развитие. Детей со стёртой дизартрией условно можно разделить на три группы.
  1. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эти дети имеют хороший уровень речевого развития, но многие из них испытывают трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов. Дети путают сложные предлоги, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарный запас, но могут испытывать затруднения при произнесении слов сложной слоговой структуры (например, сковорода, скатерть, пуговица, снеговик и т.п.). Кроме того, многие дети испытывают трудности с пространственной ориентацией (схема тела, понятия «внизу-вверху» и т.д.).
  2. Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонетического слуха. В этом случае у детей в речи встречаются единичные лексико-грамматические ошибки. Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов с оппозиционными звуками – например, при просьбе показать нужную картинку (мышка- мишка, удочка – уточка, коса – коза и т.д.).
  3. Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха. В результате при обследовании отмечается бедный словарный запас, выраженные ошибки в грамматическом строе, невозможность связного высказывания, значительные трудности при усвоении слов различной слоговой структуры. Все дети этой группы демонстрируют несформированность слуховой и произносительной дифференциации. Показательно игнорирование в речи предлогов.

Таким образом, дети со стёртой  дизартрией – это неоднородная группа.  В зависимости от уровня развития языковых средств дети направляются в специализированные группы:

  • с фонетическими нарушениями;
  • с фонетико-фонематическим недоразвитием;
  • с общим недоразвитием речи.

Логопедическая работа при стёртой дизартрии включает в себя несколько этапов.  На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики речи. Обязательным элементом  логопедического занятия  является развитие мелкой моторики рук.

Последовательность отработки звуков определяется подготовительностью артикуляционной базы. Особое внимание уделяется подбору лексического материала при автоматизации и дифференциации звуков. Одним из важных моментов в логопедической работе является выработка у ребёнка самоконтроля за реализацией произносительных умений и навыков. Коррекция стёртой дизартрии у детей предупреждает дисграфию. Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, также относится к дизартрии. Ведущим в структуре речевого дефекта  при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи.  Неярко выраженные мозговые нарушения могут привести к возникновению стёртой дизартрии, которую следует рассматривать как степень проявления дизартрии.

Для детей со стёртой дизартрией характерны:

  1. Фонетические нарушения.
  2. Фонематические нарушения.
  3. Нарушения просодики.
  4. Нарушение лексико-грамматического компонента речи.
  5. Расстройство общей моторики.
  6. Расстройство мелкой моторики пальцев рук.
  7. Расстройство артикуляционной моторики.

Специалисты отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной работы по развитию общей моторики, артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, а также проведение пальцевой гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.

Логопедическая работа по устранению стёртой дизартрии может включать в себя пять этапов.

1-й этап – подготовительный.

Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:

  1. Нормализация мышечного тонуса.
  2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата.
  3. Нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха.
  4. Нормализация голоса.
  5. Нормализация просодики.
  6. Нормализация мелкой моторики рук.

      2-й этап – выработка новых произносительных умений и навыков.

        Направления:

  1. Выработка основных артикуляционных укладов.
  2. Определение последовательности работы над звуками.
  3. Развитие фонематического слуха.
  4. Постановка звука.
  5. Автоматизация.
  6. Дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

       3-й этап – выработка коммуникативных умений и навыков.

        Направления:

  1. Выработка самоконтроля.
  2. Тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

       4-й этап – преодоление или предупреждение вторичных нарушений.

       5-й этап – подготовка к обучению в школе.

        Направления:

  1. Формирование графомоторных навыков.
  2. Развитие связной речи.
  3. Развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребёнка.

Проблема выявления и коррекции стёртой дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени.

        В практике школьных логопедических пунктов преобладает лёгкая, так называемая стёртая дизартрия. Недостатки произношения носят самый разный характер, и всё же основной признак этого нарушения – смазанность, размытость, нечёткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи.

В зависимости от проявлений нарушений двигательной стороны процесса произношения и с учётом локализации паретических явлений органов артикуляционного аппарата авторы выявлено четыре группы детей и выделили следующие виды дизартрии:

  • нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата (I группа);

слабость, вялость артикуляционной мускулатуры (II группа).

  • Эти две группы относятся к стёртой форме псевдобульбарной дизартрии.

        клинические особенности нарушений звукопроизношения, связанные с затруднением в выполнении произвольных двигательных актов ( III группа);

  • дефекты звуковой стороны речи, имеющиеся у детей с различными формами моторной недостаточности ( IV группа), отнесены к смешанным формам дизартрии.

        1 группа

        Это дети с недостаточностью некоторых моторных функций артикуляционного аппарата: избирательной слабостью, паретичностью некоторых мышц языка. Происходят нарушения произношения мягких свистящих звуков [с’] и [з’], аффрикаты [ц], мягких переднеязычных [т’] и [д’], заднеязычных [г], [к], [х], боковое произношение гласных [э], [и], [ы], боковое произношение всей группы свистящих, шипящих, звуков [р], [д], [т], [н].

        2 группа

        У детей этой группы не выявлено патологических особенностей общих и артикуляционных движений. Во время речи отмечается вялость артикуляции, нечёткость дикции, общая смазанность речи. Основную трудность для этой группы детей представляет произнесение звуков, требующих мышечного напряжения (сонорные, аффрикаты, согласные, особенно взрывные). Так, звуки [р], [л] дети часто пропускают, заменяют щелевыми, либо искажают; одноударный ротацизм в результате трудностей вибрации кончика языка. Общее речевое развитие детей часто соответствует возрасту.

        3 группа

        Особенностью произношения у детей этой группы является замена звуков  не только по месту, но и по способу образования, которая носит непостоянный характер. В этой группе у детей отмечается фонематическое недоразвитие различной степени выраженности. Уровень развития лексико-грамматического строя речи колеблется от нормы до выраженного ОНР.

        4 группа

        Эту группу составляют дети с выраженной общей моторной недостаточностью, проявления которой разнообразны. У детей обнаруживаются малоподвижность, скованность, замедленность движений, ограниченный объём движений. Нарушения звукопроизношения проявляются в замене, пропусках, искажении звуков.  При неврологическом обследовании у детей данной группы выявлены симптомы органического поражения центральной нервной системы. Уровень развития фонематического анализа, фонематических представлений, а также лексико-грамматического строя речи варьируется от нормы до существенного ОНР. Данная форма нарушений определяется как стёртая смешанная дизартрия.

Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе

        Ребёнок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции. Однако происходит длительный подготовительный период, прежде чем он сможет произносить членораздельные звуки речи.

        Уже в первые месяцы после рождения выявляется взаимосвязь между развитием двигательной и голосовой активности. У детей период гуления (2-6 месяцев) совпадает с активизацией из общей моторики. В это время у ребёнка появляется «комплекс оживления». Входящие в его состав двигательные и голосовые реакции становятся активной формой общения ребёнка с взрослым. В этот период ребёнок начинает осваивать совокупность гласных, которая начинается с освоения широкого гласного [а], а спустя некоторое время ребёнок осваивает систему из трёх гласных [а, и, у].

        Период лепета (5-9 месяцев) характеризуется дальнейшим совершенствованием моторики ребёнка: формируются функции сидения, ползания, захвата предметов и манипулирования ими.

Условно последовательность формирования артикуляционной базы в онтогенезе можно представить следующим образом:

  • К первому году – появляются смычки органов артикуляции.
  • К полутора годам – появляется возможность чередовать позиции (смычка – щель).
  • После трёх лет – появляется возможность подъёма кончика языка вверх и напряжения спинки языка.
  • К пяти годам – появляется возможность вибрации кончика языка.

Таким образом, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам. При условии своевременного формирования фонематического слуха (в норме к 1г.7 мес. – 2 годам) у ребёнка в норме к пяти годам нормализуется звуковая структур речи.

В основе артикуляции лежит тонкая дифференцированная работа языка и губ. У детей со стёртой дизартрией вследствие ограниченной подвижности губ и языка выполнение этих артикуляционных движений вызывает ещё большие трудности по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие.

Особенности фонетических нарушений

у детей со стёртой дизартрией

Отмечается, что фонетические нарушения являются распространёнными, ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стёртой дизартрией.

Нарушения произносительной стороны  речи, в том числе и звукопроизношения, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляционными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.

Вторично из-за нарушений произносительной стороны речи страдает формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической). В школьном периоде эти нарушения затрудняют процесс школьного обучения, вызывая специфические ошибки при письме и чтении.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стёртой  формой дизартрии выражаются в искажении, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает её с дислалией. Но при стёртой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии.  При стёртой дизартрии нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата).

Специалисты, изучающие проблему звукопроизношения при стёртой дизартрии, указывают, что для всех детей характерно полиморфное нарушение звукопроизношения.

Ребёнок для овладения правильным звукопроизношением должен уметь чётко воспринимать и дифференцировать звуки речи на слух, а для правильного их воспроизведения иметь достаточно подготовленную артикуляционную базу:

- уметь выполнять тонкие дифференцированные движения органами артикуляции;

- не иметь патологических симптомов: гипертонуса, гипотонуса, гиперкинезов, девиации и других неврологических симптомов.

Наиболее трудными в произношении для детей со стёртой дизартрией оказываются твёрдые свистящие: [с] – 98%, [з] – 96%; шипящие: [ш], [ж] – 95%; [ц] – 95%, [ч] – 80%; [л] – 85%, [р] и [р’] – 80%.

Этапы и направления логопедической работы

Учёные, определяя пути клинико-педагогической реабелитации, рекомендовали комплексный подход в коррекционных мероприятиях.

Первый блок – медицинский, который определяет врач-невролог.

Второй блок – психолого-педагогический. Основным направлением этого воздействия будет развитие сенсорных функций, развитие и коррекция пространственных представлений, графических навыков, памяти, мышления.

Третий блок – логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном  плане. Учитывая структуру дефекта при дизартрии, логопедическую работу рекомендуется планировать по следующим этапам:

Первый этап логопедической работы, носящий название «подготовительный», содержит следующие направления:

- Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры.

- Нормализация моторики артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированные приёмы артикуляционной гимнастики.

 - Нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса.

- Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха.  Затем закрепляют новые навыки в ортофонических упражнениях, объединяющих артикуляционные, голосовые и дыхательные упражнения воедино. Такой тренинг готовит артикуляционный, голосовой и дыхательный аппараты к формированию новых произносительных умений и навыков.

- Нормализация просодики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы в развитии речи у одаренных детей и способы их преодоления

Одаренные дети, как носители нового сознания, приходят в мир с багажом необыкновенных возможностей. Однако наше общество, опираясь на старые модели, стремится принизить достоинства таких детей. Жестки...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Учитель : Шебина Маргарита Александровна                  ГБОУ школа №661   Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженнос...

Эффективные способы коррекции звукопроизношения при дизартрии

Использование учителем-логопедом оборудования, дидактических материалов при коррекции звукопроизношения...

Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … со стёртой формой дизартрии.

В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредмет...