РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Развитие мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста посредством организации пальчиковых игр»
методическая разработка по логопедии на тему

Беляева Виктория Васильевна

 

 Данная программа направлена на организацию работы по развитию у детей среднего дошкольного возраста мелкой моторики рук, воображения и творческих способностей, что способствует успешному усвоению программы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_razvitie_melkoy_motoriki.docx40.6 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

«Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»

(АКИПКРО)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по теме:

«Развитие мелкой моторики рук детей среднего     дошкольного возраста посредством организации   пальчиковых игр»

 

                                                                Разработчик:

                                                                Беляева В.В.

                                                                Должность:

                                                                Воспитатель

                                                                МБДОУ «Д/С №47-ЦРР»

                                                                г. Бийска

г. Барнаул

2014

1. Целевой раздел

 Данная программа направлена на организацию работы по развитию у детей среднего дошкольного возраста мелкой моторики рук, воображения и творческих способностей, что способствует успешному усвоению программы детского сада.

 Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

 Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить речевое развитие у детей дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

1.1. Пояснительная записка.

«Ум ребенка находится   на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

 На всех этапах жизни ребенка движения рук  играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 2 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им много пользы!

Пальчиковые игры –  это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного  мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

В связи с эти мною была разработана программа кружковой работы, направленная на стимуляция развития речи у детей раннего возраста;  помощь детям с задержкой в развитии речи; подготовки руки к письму; тренировку внимания, пространственного мышления; воспитание эмоциональной выразительности.

1.2.  Цель рабочей программы: 

Создание условий для развития мелкой моторики рук детей среднего     дошкольного возраста посредством организации пальчиковых игр.

1.3. Задачи рабочей программы:

  • Знакомить детей с пальчиковыми играми.
  • Формировать навыки работы рисования пальцами, рисованием  по контуру, аппликацией из сыпучих материалов.
  • Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
  • Воспитывать самостоятельность, творчество желание доводить начатое дело до конца.

1.4. Принципы и подходы в организации работы кружка:

- личностно ориентированный подход;

- индивидуально-дифференцированный подход;

- целостное развитие ребенка и готовность личности к дальнейшему развитию;

- опора на предшествующее развитие ребенка

1.5.  Особенности развития детей 4 – 5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

    1.6. Планируемые результаты освоения детьми рабочей программы

  • Дети  с желанием и интересом занимаются рисованием  по контуру.
  • Используют нетрадиционные техники аппликации из сыпучих материалов.
  • Владеют техникой рисования пальцами.
  • В работах детей преобладают новизна и оригинальность.
  • Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях кружка.
  • Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.
  • Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (умеют планировать свою работу, доводят начатое дело до конца).

Методы работы: словесный, практический,  наглядный.

Формы работы:

1.Беседы, занятия кружка.

2.Совместная деятельность.

3.Индивидуальная деятельность.

4.Игровая деятельность.

5.Домашнее задание.

Требования при работе в кружке «Пляшут наши ручки».

Знать:

  • правила ТБ;
  • правила общения;
  • названия и свойства материалов, которые дети используют в своей работе;
  • виды материалов.

Уметь: 

  • наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
  • выполнять движения в сочетании с текстом;
  • качественно  изготавливать несложные изделия;

2. Содержание работы.

СЕНТЯБРЬ

Неделя

Тема

Цель

Содержание

3-неделя

«Смотрит солнышко в окошко».  Пальчиковая гимнастика:

«Солнышко».

1.Учить детей рисовать на песке.

2.Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.

4.Развивать моторику рук.

1.Пальчиковая гимнастика: «Солнышко».

2.Катание ребристого

карандаша между ладонями

(массаж)

4 неделя

Любимые игрушки».

1. Развивать подвижность пальцев рук.

2.Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.

1.Пальчиковая гимнастика: «дружат пальчики».

2.Игра «Что это?». Определить

плоские игрушки на ощупь:

кубик, мяч, пирамидка.

ОКТЯБРЬ

1-неделя

«Осень»

1.Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

2.Расширить словарный запас детей,через пальчиковую гимнастику

1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».        

2.»Листопад» -

лист желтой,

оранжевой бумаги порвать на

мелкие кусочки.

2-неделя

«Огород. Овощи.»

1.Развивать координацию

движений пальцев рук

2. Формировать умение создавать игровую обстановку.

1.Дид. Игра «Чудесный

мешочек». Выбрать только

овощи.

2.Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3-неделя

«Сад.Фрукты. »

1.Развивать мелкую моторику пальцев.

2.Активизировать словарь  через пальчиковые игры

1.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»

2.«Сушка фруктов».

Нанизывание на проволоку

кружков из толстого картона с дырочкой посередине.

4-неделя

Ягоды

Развивать

мелкую

моторику пальцев, учить

выкладывать фигуру по

контуру.

1.Пальчиковая игра «По

ягоды».

2. Выложить горохом по

нарисованному контуру (ягоды)

НОЯБРЬ

1-неделя

Дом. Семья.

1.Развивать мелкую

моторику пальцев.

2.Развивать ориентировку

на

плоскости.

1. Пальчиковая гимнастика

«Как у нас семья большая»

2.»Мой дом» Выкладывание

из геометрических фигур

домов различной высоты.

2-неделя

«Куклы пришли с прогулки».  

1.Учить детей расстегивать и застегивать пуговицы.

2. Продолжать развивать мелкие движения рук.

1.Пальчиковая гимнастика: «Считалка»

2.Массаж ребристым карандашом между ладонями.

3-неделя

«Оденем куклу».

1. Продолжать учить детей надевать петельку на пуговицу

2.Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику.

1.Нанизывание пуговиц.

2.Пальчиковая гимнастика: «Шарики».

4-неделя

«Домашние животные»

1.Учить детей выполнять движения в сочетании с текстом.

2.Развивать моторику пальцев рук через игру.

3.Закреплять умение

обводить рисунок по точкам

1.Пальчиковая игра «На ладошку села кошка».

2. Обвести котенка

по точкам.

Декабрь

1-неделя

«Веселые пальчики».

1.Учить детей рисовать на листе бумаги пальчиком.

2. Развивать   моторику движений пальцев рук.

3.Вызвать интерес и желание работать.

1.Рисование на листе бумаги пальцами.

2.Пальчиковая гимнастика: «Мальчик-пальчик».

2-неделя

«Новый год»

1.Развивать мелкую

моторику пальцев.

2. Закрепить умение рисовать по точкам.

1.Пальчиковая игра «Елочка»

«В лесу родилась елочка».

2. Рисование по точкам

«Елочка».

3-неделя

«Зимующие

птицы».

1.Совершенствовать умение рисовать пальчиками.

2. Формировать навыки соединять точки линией.

3.Активизировать словарь  через пальчиковые игры.

1.Пальчиковая игра «Снегири»

2.«Птица» - обвести рисунок по контуру.

ЯНВАРЬ

1-неделя

«Купим пуговицы».

1.Учить детей сортировать пуговицы по цвету.

2. Активизировать словарь через пальчиковую игру.

1.Сортировка пуговиц по цвету.

2. Пальчиковая гимнастика: «Большой палец».

2-неделя

«Накормим птичек»

1.Развивать мелкую

моторику

пальцев рук.

2. Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику.

1.Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

2.Скомкать бумагу в маленькие

комочки.

3-неделя

«Зимние

забавы»

1.Упражнять в координации

движений с речью.

2. Научить скатывать шарики

из салфеток.

1.Пальчиковая игра «Зимнме забавы»

 2.Скатывание снежков из салфеток.

4-неделя

«Зима»

1. Развивать мелкую

моторику пальцев.

2.Учить разукрашивать не выходя за контуры.

1.Пальчиковая игра «Погреем пальчики».

2.Рисунок - Веселый снеговик –разукрасить.

ФЕВРАЛЬ

1-неделя

«Транспорт»

1.Развивать

двигательную

координацию и моторику

пальцев рук.

2. Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику.

1.Рисование машины пальчиками на крупе.

2.Пальчиковая гимнастика: «Пчелка».

2-неделя

«День святого валентина».

1.Продолжать развивать моторику пальцев рук через пальчиковую игру.

2.Учить работать с бумагой.

1.Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».

2.Изготовление валентинки из бумаги.

3-неделя

«Снежный ком».

1.Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова.

2.Формировать развитие мелкой моторики.

1.Пальчиковая игра «Снежный ком»

2.Прокатывание колючего мяча между ладошек.

4-неделя

«Наша армия».

1. Продолжать развивать

зрительно моторные

функции.

2. Активизировать речь через  пальчиковые игры.                                            

1.Из риса выложить салют по нарисованному контуру.

2. Пальчиковая игра

«Солдаты».

МАРТ

1-неделя

«Весна»

1. Формировать навыки работать самостоятельно.

3.Вызвать интерес к выполнению задания.

1.Рисование пальцами ручейка на крупе.

2.Пальчиковая игра «Весна»

2-неделя

«Бусы для мамы».

1.Учить детей нанизывать бусинки на ниточку.

2. Формировать умение сочетать по цвету.

3.Активизировать речь через  пальчиковую игру.                                              

1.Изготовление бумажных бус.

2.Пальчиковая гимнастика: «Бусинки - горошки».

3-неделя

«Шаловливые сосульки».

1. Формировать умение соотносить слова с движением.

3.Развивать моторику, интерес к выполнению задания.

1.Пальчиковая игра «Шаловливые сосульки».

2. Аппликация из пшена «Солнышко».

4-неделя

«Подснежники».

1. Продолжить работать над

развитием мелкой

моторики, координацией

движений.

2.Расширять словарный запас через пальчиковую игру.

1.Рисование цветка по контуру.

2.Пальчиковая игра «Солнышко».

                                           АПРЕЛЬ

1-неделя

«Перелетные птицы»

1. Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности.

2.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

1.Выкладывание из палочек домика для скворца.

2.Пальчиковая игра« Встреча птиц»

2-неделя

«Весенний луг».

1. Совершенствовать моторику рук.

1.Прокатывание колючего мяча между ладошек.

2.Пальчиковая игра «Луг».

3-неделя

«Красивый цветок».

1.Воспитывать у детей интерес к выполнению задания.

2.Активизировать словарный запас через пальчиковую игру.

1.Обвести цветок по контуру.

2.Пальчиковая гимнастика:

«Цветок».

4-неделя

«Дом».

1.Рзвивать мелкую моторику пальцев рук.

2.Активизировать речь через развитие пальцев рук

1. Построить дом из палочек.

2.Пальчиковая гимнастика: «Дом».

МАЙ

1-неделя

«Одуванчики цветы, словно солнышко желты».

1. Учить детей рисовать на крупе.

2.Развивать моторику пальцев рук.

3.Формировать умение создавать игровую обстановку

1.Рисование солнца на крупе.

2.Пальчиковая гимнастика: «Цветы».

2-неделя

«Плывет, плывет кораблик».  

1. Развивать ощущение собственных движений.

2.Активизировать словарь через пальчиковую гимнастику.

1.Прокатывание карандаша между ладонями.

2.Пальчиковая гимнастика: «Кораблик».

3-неделя

«Нарисуй любую игрушку».

1.Закрипить умение рисовать пальчиком по крупе.

2. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.

3.Развивать мелкие движения пальцев рук.

1.Рисование игрушки по крупе.

2.Пальчиковая гимнастика: «Пальчики».

3.Ресурсы и условия, необходимые для реализации программы:

1.База МБДОУ «Детский сад № 47 – Центр развития ребёнка».

2. Изучить методическую литературу по применению пальчиковых игр для развития речи.

3.Совместно с родителями собрать необходимый для кружка материал.

4.Подбор литературы по данной проблеме.

5.Оформление фотоальбома «Кружок «Пляшут наши ручки»

Данная рабочая программа является вспомогательной по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников.

Срок реализации данной рабочей учебной программы –1 год. 

Содержание рассчитано на детей  4 – 5лет.

Литература.

  1. Соколова,  Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.) 
  2. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.
  3. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя по теме: Развитие представлений об окружающем у детей раннего дошкольного возраста средствами опытно- экспериментальной деятельности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...

"Простые и эффективные дидактические игры для развития сенсорных эталонов и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста".ПРЕЗЕНТАЦИЯ

материал презентации послужит хорошим методическим пособием и для масстер-класса для воспитателей и родителей...

Статья: "Значение квиллинга в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста."

Очень остро стоит проблема с мелкой моторикой у детей дошкольного возраста. Моя статья поможет раскрыть некоторые стороны этой проблемы. ...

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. Пальчиковая гимнастика. Массаж и самомассаж.

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, воображением и памятью, поэтому считаю, что тема " Развитие мелкой моторики" являет...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.К. АММОСОВА» ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕСС...

Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью с помощью пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика – это основа для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движения рук...

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Цель: Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.Задачи:Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;Улучшить мелкую моторику п...