Успешность школьного обучения - сформированность речевых процессов.
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) по теме

Карпова Наталия Васильевна

В данном материале расматриваются такие речевые нарушения, как несформированность фонематических процессов, навыков языкового анализа и синтеза, нарушения звуко-слоговой структуры слова, грамматического строя речи, словаря и навыков словообразования, связной речи, зрительно-моторных координаций, пространственного восприятия и к каким ошибкам на письме может привести несформированность данных речевых процессов у младших школьников.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Успешность школьного обучения – сформированность речевых процессов

        С каждым годом среди детей, поступающих в начальные классы, увеличивается их число  с различными отклонениями в речевом развитии.

        Нарушения речи многообразны. Они имеют различную структуру и степень выраженности. Наиболее заметны  для окружающих, оказываются дефекты звукопроизношения. Поэтому многие считают, что если ребёнок правильно произносит звуки, то проблем с речью нет. Но это не так.

        Условно,  нарушения речи  можно  разделить на три группы:

         1. Фонетические нарушения -  выражаются в дефектах произношения отдельных звуков.

        2. Фонетико - фонематические нарушения - выражаются в том, что ребёнок не только неправильно произносит звуки, но и   недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Отмечается несформирован-ность  анализа и синтеза   звукового состава слов.

        3. Общее недоразвитие речи - выражается в том, что нарушение распространяется как на звуковую, так и на           смысловую сторону речи.

        Одним из самых сложных видов речевой деятельности является письмо. Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи.

        Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьёзным препятствием в усвоении школьной программы.

        Рассмотрим, к чему может привести несформированность речевых процессов?

        Фонематические процессы - развитие фонематического слуха, восприятия, представления.

        Несформированность данных процессов приводит к тому, что учащиеся не различают фонем русского языка. На письме это выражается в виде их замены и смешения. Например:  «ожик»,  вместо ёжик, «трупочка»,  вместо трубочка, «пцицы», вместо птицы. Дети не учитывают смысло-различительного значения звуков, например: «На деревьях напухли бочки» - набухли почки.

        Не чувствуя ударную гласную, затрудняются в определении безударной,   и в подборе проверочного слова.

        Плохо различая твёрдые и мягкие согласные, допускают ошибки при написании слов с мягким знаком в функции смягчителя и разделителя, например: «карас», вместо карась, «вюга», вместо вьюга. Идёт  замена гласных I – II ряда, например «колучка», вместо колючка.

        Навыки языкового анализа и синтеза – а) сформированность звуко-буквенного анализа и синтеза (умение представить звуковой состав слова в целом и соответственно правильно определять последовательность, кол-во звуков,  место звука в слове). б) умение выделять слова из предложения и соответственно определять их  кол-во.

        Несформированность данных процессов приводит к пропускам гласных букв, согласных при стечении,  вставкам букв. Слитному  написанию самостоятельных и служебных слов. Раздельному написанию частей слова, нарушения или отсутствие границ предложения.

        Звуко-слоговая структура слова – правильное произнесение слов сложной слоговой структуры.

        Несформированность   приводит к  перестановкам слогов внутри слова, пропускам, например: «жароновок».

        Грамматический строй речи - правильное употребление предлогов, образование

существительных мн.ч. в И.п. и Р.п., например: стул – стулья, много стульев. Составление предложений из слов в начальной форме, например: В, сад, расти, вишня. Верификация предложений - это умение найти и исправить ошибку в  предложение, например: По морю плывут корабль.

        Несформированность данного строя речи приводит к грамматическим ошибкам:   неправильному согласованию слов, например: красивая бант; замене предлогов, например: Солнце выглянуло из тучи; ошибкам в употреблении слов – стулы, много стулов.

        Словарь и навыки словообразования – уровень развития активного, пассивного словаря, образование сущ. в уменьшительной форме, образование прилагательных от существительных: относительных (кисель из клюквы - клюквенный), качественных (светит солнце – день солнечный), притяжательных (у собаки лапа собачья).

        Бедность словарного запаса приводит к тому, что ребёнок не может подобрать проверочное слово при написании безударной гласной. При составлении связных высказываний наблюдается стереотипность грамматического оформления, поиски слов, отмечается недостаточное кол-во обобщённых  слов, относящихся к прилагательным, глаголам.  В речи детей присутствуют ошибки в употреблении слов (замена по смыслу и акустическому сходству).

        Связная речь - умение составлять рассказы в соответствие  с  ситуацией,  располагая смысловые звенья в правильной последовательности. Грамматически правильное оформление высказывания с адекватным использованием лексических средств.

        Неумение выразить свою мысль в виде распространённого предложения, непонимание причинно-следственных связей приводит  к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения, сочинения.

        Чтение - безошибочное чтение, понимание смысла прочитанного.

        Бессмысленное чтение приводит к тому, что,  ребёнок не понимает содержание прочитанного, он не может выделить главное в тексте.  Соответственно, как можно ответить на вопросы, пересказать рассказ или решить правильно задачу.

        Зрительно-моторные координации

        Часто детям с трудом даётся списывание с образца. Объясняется это тем, что при данном виде деятельности приходится перераспределять внимание между образцом и собственным написанием в тетради, приходится удерживать в памяти отрезки списываемого, постоянно сличать написанное с образцом.

        При несформированности зрительно-моторных координаций появляются при списывание появляются ошибки – пропуски букв, слов и даже целых предложений.

        Пространственное восприятие - умение ориентироваться в собственном теле, теле стоящего напротив, пространственное взаимоотношение предметов.

        При недостаточной сформированности зрительного восприятия и памяти, пространственного восприятия  часто встречающими ошибками являются смешения букв, включающие:

  • Одинаковые элементы, но отличающиеся при написании их количеством. Например: п – т, м – л, и – ш.
  • Различно расположенные в пространстве элементы букв. Например: в – д, т – ш, п – и.
  • Зеркальное написание букв.

        Таким образом, можно сделать вывод:

         Только сформированность всех выше перечисленных речевых процессов будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.

Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации....

Создание ситуации успеха на занятиях в дополнительном образовании - как условие успешной адаптации к школьному обучению

В моей педагогической деятельности главной целью является подготовка к успешной адаптации ребёнка к школьному обучению. В своей работе я использую много различных методов для реализации данной ц...

«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»

Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности  переживают дети. Для ребёнка, который привык играть в детском саду (и дома)...

Учебно-методическое пособие «Игры на развитие логического мышление для успешного освоения программы школьного обучения»

Учебно-методическое пособие «Игры для развития логического мышление для успешного освоения программы школьного обучения»...

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения...

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения...

Мастер-класс для родителей «Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения».

Мастер-класс для родителей «Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения»....