Приемы по повышению техники чтения
статья по чтению (1 класс) на тему
В статье даны упражнения и тексты, позваляющие максимально быстро повысить технику чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_chtenie.docx | 567.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МИХАЙЛОВА Галина Викторовна СЕЛЕЗНЕВА Наталия Ивановна
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №292 учитель-логопед ГБОУ СОШ №292
Фрунзенского района Фрунзенского района
г. Санкт-Петербурга г. Санкт-Петербурга,
Почётный работник общего образования РФ
Приёмы по повышению техники чтения
“Чтение - это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя”.
В. А. Сухомлинский
Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка. Именно обучение чтению является важнейшим условием для формирования мыслительных способностей.
Овладение навыком чтения предполагает, прежде всего, осознанность чтения. Ребёнок учится не только правильно произнести читаемое слово, но и понимать его смысл. Собственно, чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенное содержание, заключенное в читаемом тексте.
Нарушения чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Чтение - это очень тяжёлый труд для ребёнка, сделать его более продуктивным – задача современного педагога. Как сделать, чтобы обучение чтению не превратилось в горькую пытку? Нам бы хотелось поделиться некоторыми методами и приёмами в этом не простом деле.
Упражнения на уровне слова:
1.Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А
АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А
СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ
Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О
МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ
2.Прочитай слова без лишнего слога
тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк
кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз
кадыпуста уктюроп петщерушка саголат ребядис
пефонал карерандаш альцыбом ручщока портрыфель
косдятюм брюлаки плавытье футсыболка юблика
сажипоги туфдули тапчуки ботинрыки сандапели
метцыро автомобус трамрявай тролфилейбус такфуси
строикутель профодавец кондимытер офижуциант
3.Читай только первые слоги. Какие слова получились?
канат лентяй дача рисунок
сани ракета фантазия
концерт феникс тарелка
фикус аллея карандаш
таблетка лимон царевна
кабинет пират танцы
калина лейка доска коптильня
театр леопард фонтан
шахтёр магазин тысяча
соловей барабан камень
4 В каждой строчке найди 5 слов
ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ
фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл
ялыжичсмитьконькиблпафымячвапроклюшкалджфобручывапры
ййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадиольтелевизорячсмить
бфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдятелнеэъ
чсученикавмдевочкапимраршкольниккнгмальчиккшцщребёнокц
итвстречаииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю
5.Слово упало и разлетелось на кусочки.
Помогите - вновь из букв его сложите:
оядлео лушкяга змлнеякиа
фрноаь сзтекроа пиодмор
сзакка уебинчк пдосонулх
кхнуя склоьуса сжнниека
птальо иукгшри бдлеуьзор
пгоири пкудоша согеивнк
алатс мреавуй пцогвуиа
Если детям трудно составлять эти слова, можно начинать это упражнение с подсказкой.
Напиши слова, читая по цифрам.
2 1 4 3 2 5 4 6 3 1
З И М Ю Ю А З К К Р
5 4 6 1 3 2 2 5 1 4 3
Ю Т М К С О Р О Т М Ю
4 2 1 3 6 5 3 5 1 2 4
Д Л Б Ю Е Ц Л Т С А Ю
6.Прочитай слова, вернув буквы на место.
Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим буквы А
Трижды или дважды
Иногда всего одну
(Только не в начале).
Но сегодня - ну и ну!-
Все они сбежали.
слт сткн звтрк крн
бнн срфн квдрт ткнь
прд брбн мскрд флг
хлт крмн крндш мрт
бгж тркн пргрф зкз
срй клсс крнвл пнм
брн шлш згдк пст
кнт стрт срнч тхт
плт скзк тлнт плн
Упражнения на уровне предложения:
1. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.
L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T
Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце)
U F T Q W E R Б LV E N J Д S Z A h Y H t Z O L A R W Q Л J S Ю Y F Д h N И R П L V O t Л W Y Ь Q З G У S F Ю Z R T J C U W Я S
Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)
F C R N H U t E V Б W Q A Z З h B R E Y З L G Д V O S N Й W B R J Л Q t A U Q Д L J O V Z Ш R Y K S G У Z B N h O S J Д U W O L V G Й
С неба - звездой, в ладошку - водой. (Снежинка)
L H F U h A V Q T S K Z t Ё R T G J F C Y Z Я L W Д h Z E V Q T R t И R Д F L W O U h Б Z J Ы Y L Ч V h И F J Ж R Д S G Ё N T S
Наткёт, сядет и добычи ждёт. (Паук)
2.Читай предложения наоборот справа налево:
вомод хашырк ан илсивоп икьлусос еикьненот
икниженс еиконидо тюадап абен огонрумсап с
яьтсил еинделсоп илтселбаз зёреб яьчус ан имактеном имытолоз
3.Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки):
Дерево живёт друзьями, а человек корнями.
Труд портит, а лень - кормит.
За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.
Один раз отмерь – семь раз отрежь.
У короткого языка – длинный ум.
Без пирога теста не испечёшь.
Что написано топором, не вырубишь пером.
Птичке клетка дороже золотой ветки.
4.Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.
По печи узнают человека.
Терпенье и прут всё перетрут.
Здоровому - грач не нужен.
Торопливый человек дважды одно тело делает.
Старый круг лучше новых двух.
Ус - хорошо, а два лучше.
Труд кормит, а пень портит.
Лес рубят – кепки летят.
Здоровье дороже молота.
Два сапога – тара.
Не руби лук, на котором сидишь.
Слезами морю не поможешь.
Смелость борода берёт.
Совесть без дубов, а загрызёт
Упражнения на уровне текста
1.Методика Валерия Борисовича Эдигея
Основная идея предлагаемого метода – использование принципа решения анаграмм не только для разгадывания отдельных слов, но и для прочтения завершенных коротких текстов. Но вызвать интерес - далеко не единственная задача этих упражнений. «Вспомните момент, когда вам приходилось подниматься в гору с тяжелой ношей. Вы очень устали, осталось пройти совсем маленькое расстояние, - обращается Валерий Эдигей к родителям и учителям, которым адресована его книга. - И кто-то вдруг вам помогает, берет у вас ношу. Остаток расстояния вы преодолеваете, словно на крыльях.» Именно так чувствует себя ребенок, когда переходит от чтения деформированных текстов к обычным. Ребенку легко читать, он чувствует связь между словами, охватывает все предложение целиком.
мосКос
кеРаты таюлет в москос. Я чоху теполеть к зёвдамз и назуть: мат дюли лии тен.
чаМет
ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубет корямом, а я комлётчи.
маЗи
лашПри миаз. лисьПопасы с бане тыешипус кижинсен. лымБе ровком лигел ино ан ляпо , ан ширык модов. верЗаскал ан целнсо сел. перьТе ножмо тьдихо ан жахлы, габеть ан кахнько оп дуль. рошоХо мойзи!
2.Вставь подходящие по смыслу слова.
Скворец.
В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю.
Слова для справок: подлечил был выпустил вбежал отнял
Кот Васька.
Кот Васька ====на дереве гнездо. Он быстро==== к гнезду. Старый дрозд ===злодея и ====Ваську в лоб. ===== кот и ==== с дерева.
Слова для справок: полез спрыгнул увидел испугался заметил клюнул
3.Прочитай текст, добавляя конец слова. Каждая точка соответствует одной букве.
Кит
Кит.- сам.. больш.. живот… на свет. .Он. име.. длинн.. тел. - в двадца.. пя.. метр.. и боль.. . Ки. веси. шестнадца.. тонн. В пас.. кит. мож.. вой.. лод.. . Но глот.. у нег. узк.. . Он глота.. толь.. мелк.. рыбёше. . Ки.. живу. в океан. . Он. плава.. небольши.. стая.. по тр. или чет… кит. вмес.. . Детёны.. имею. дли.. окол. вось.. метр.. . Растё. он медленн. Взросл.. считаетс. ки. в двадца.. лет.
Для чего нужен нос?
Животн.. но. помога.. жи.. . Им он. чувству.. запах. ед. и сво.. враг.. . Дятл. нос.. долб.. дерев.. и вытаскива.. насеком.. Рыба-меч страшн.. нос.. протыка.. рыб. . Свин.. нос.. ро.. земл. и отыскива.. корешк. . Сво.. нос.. иголочк.. кома. сос.. кро.. . Хоб.. у слон. - эт. рук. , но. и ду. в жарк.. пого.. . Попуг.. цепляет.. за ветк. сво.. крючковат.. клюв.. .
4.Прочитать текст и ответить на вопросы
Чайки.
Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходи по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.
Вопросы для контроля:
1.Что умеют животные?
2.Закончите морскую пословицу: «Чайка ходи по песку,
морякам сулит….»
3.Что не делают чайки, когда приближается сильная буря?:
4.Что делают чайки, когда приближается сильная буря
Вулкан
Извержение вулкана угрожает не только потоками расплавленной лавы. Иногда от неё можно уйти спокойным шагом. Из жерла вулкана вылетают куски камня – вулканические бомбы, вырываются ядовитые газы. Миллионы тонн вулканического пепла поднимаются в небо и засыпают всё вокруг. Извержение крупных вулканов влияет на климат всей планеты. Почему же люди селились в таком опасном месте? Оказывается, на вулканическом пепле хорошо растут растения. В Исландии около ледяной пустыни раскинулась волшебная зелёная равнина. Её согревают гейзеры- фонтаны горячей воды. А ещё в этой стране , лежащей за полярным кругом, выращивают южные фрукты. Ананасов здесь собирают больше, чем в Греции.
Вопросы для контроля:
Чем угрожает извержение вулкана?
Что вылетает из жерла вулкана?
Почему же люди селились в таком опасном месте?
Что такое гейзеры?
В какой стране ананасов выращивают больше, чем в Греции?
5.Синквейны – очень удобный способ для контроля.
Пишется синквейн по определённым правилам:
1строчка - это существительное. Тема, о которой пойдёт речь.
2строчка – это два прилагательных или причастий, описывающих предмет.
3строчка – это три глагола, которые описывают действия предмета по выбранной теме.
4строчка – это фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5строчка – это существительное, которое ассоциируется с темой синквейна.
Составление синквейна – это полезная весёлая игра, которая учит краткому пересказу, обогащает словарный запас, развивает речь и мышление, а также хороший способ контроля и самоконтроля.
Синквейны можно составлять по прочитанным сказкам, рассказам стихотворениям и даже по мультфильмам.
Начинать составление синквейна надо с самого простого:
- по заданной теме
чтение
интересное увлекательное
развивает обогащает помогает
Читать – не в ладушки играть
Вечность
- по стихотворению
Льётся он косой стеной
И стучит по нашим окнам.
Этот дождик проливной.
А в саду беседки мокнут.
Лист осенний долго кружит,
Чтоб потом спуститься в лужу.
С мамой мы пошли гулять.
Стал он землю поливать.
Поливал да поливал –
Всех под зонтики загнал.
дождик
проливной холодный
капает стучит моросит
Дождь – это когда осень плачет.
грусть
- по загадке
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
книга
полезная увлекающая
учит помогает советует
Без книг нет наук.
Библиотека
Правильная грамотная речь – важнейшее условие для всестороннего развития детей.
Читайте детям не нотации, а книги. (Г. Остер)
Список литературы:
Душка Н. Д. «Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» No 5 2005г.
Л.Н.Засорина Е.М.Плюснина « Развивающее чтение» - Санкт-Петербург 1998г.
С.Н.Костромина Л.Г.Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению.» Москва 1989г.
В.А.Бородина С.М.Бородин «Учим… читать» Лениздат 1985г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Цель уроков чтения – вызвать интерес к чтению, научить детей воспринимать художественную литературу, заложить основу формирования грамотного чтения и подготовить учащихся к систематическому изучению л...
Упражнения для повышения техники чтения в начальной школе
Упражнения для повышения техники чтения учащихсяЖарова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений....
Повышение техники чтения
Чтобы научить своего ребенка быстрому и легкому чтению, родители могут воспользоваться следующими приемами....
Приемы повышения техники чтения
Разработан уникальный материал, повышающий уровень техники чтения в начальных классах....
Методы и приемы, способствующие повышению техники чтения
Научить ребенка читать и привить ему любовь к книге - моя основная задача, как учителя начальных классов. Ведь чтение - это не только, чему обучают младших школьников, но и посредством чего их воспиты...
Приёмы повышения техники чтения через привитие интереса к чтению
Чтение – это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, это...
Методы и приемы повышения техники чтения в начальной школе
Обобщение опыта работы по увеличению скорости и качества чтения в начальной школе....