«Точность речи. Антонимы»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Ангилова Елена Николаевна

Конспект занятия по внеурочной деятельности в первом классе (в контексте формирования универсальных учебных действий). Культура речи.

 Цель данного урока — в игровой форме познакомить первоклассников со словами с противоположенным значением разных частей речи. На занятии использовались здоровье сберегающие технологии и работа с компьютером. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_antonimy.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Точность речи. Антонимы»

 Цели: уточнить и расширить словарный запас со словами-антонимами и закрепить их употребление в речи; развивать: фонематический слух, артикуляционную моторику; силу и направленность воздушной струи; силу и высоту голоса; зрительную и речеслуховую память; мелкую моторику; внимание; контроль за собственной речью.

Ресурсы: картинки для занятия; мягкие игрушки: котенок и лев; массажный логопедический мячик; счетные палочки; слова- антонимы, использование ИКТ; релаксилующая музыка: «Звуки весны»; портреты: Э.Успенского , Ф.И. Тютчева.

Лексическая работа: подбор слов противоположенных по значению (антонимов).

 Методические приёмы: артикуляционная и пальчиковая гимнастика; произнесение различных языковых единиц, образование грамматических категорий; заучивание чистоговорки; составление загадки.

Речевой материал: слоги; скороговорка; текст.

Ход занятия: I. Организационный момент. (Личностные УУД) Логопед: - Ну-ка, юный мой дружок, Ты готов начать кружок? Всё в порядке на столе ? Есть порядок в голове? - Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Покажите, пожалуйста, мимикой лица.

 II. Артикуляционная гимнастика. (Регулятивные, личностные, коммуникативные,УУД) - Скоро у вас будут каникулы. Многие отдохнут у бабушки с дедушкой. Давайте представим, как это будет, выполним с вами артикуляционную гимнастику. (Логопед говорит а дети показывают). - Толстые внуки приехали в гости, («Толстячки») - С ними худые, лишь кожа да кости. («Худышки») - Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, («Улыбочка») - Поцеловать они всех потянулись («Трубочка») - Утром проснулись – в улыбочку губы, — («Улыбочка») - Чистим мы свои верхние зубы. («Чистим зубы снаружи») - Влево и вправо, внутри и снаружи – - С нижними зубками тоже мы дружим. - Губки сожмём мы и рот прополощем, - И самоваром пыхтим что есть мочи. («Шарики», «Самовары») - Блюдца поставим – положат блины нам. («Лопаточка») - Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. («Дуем на лопаточку») - Блинчик жуём. Завернём и надкусим ( «Покусаем язычок») - Следующий блинчик – с варением вкусным («Вкусное варение») - Чашки поставим, чтоб чаю налили.(«Чашечка») - На нос подули – мы чай остудили. («Фокус») - Чаю попили – никто не обижен. («Не разбей чашечку») - Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Облизываем губы с наружи по кругу»)

 - Вот как вкусно кормили в гостях но каникулы закончились , а мы продолжаем наше занятие.

III. Речевая гимнастика. (Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные УУД) Логопед: – На доске у меня слоги, прочитайте их: ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ а) в средней тональности, б) повышая голос, в) понижая голос, г) громким шепотом. - Ребята, у меня рассыпалась скороговорка, помогите её собрать. Шесть мышат в шалашах шуршат. - Прочитайте: а) про себя, б) вслух громко, прохлопывая ритм, в) выделяя голосом 1-е, 2-е, 4-е, 5-е слово, г) постепенно увеличивая темп, д) мальчики, е) девочки, ё) все вместе. - Кто шуршит в шалаше?

(Пальчиковая гимнастика) Покажите мышку. - Как шуршит мышка? (Дыхательная гимнастика: — Ш –Ш-Ш-Ш)

 IV. Целеполагание и мотивация. Актуализация знаний. (Коммуникативные, регулятивные, познавательные, общеучебные УУД)

Логопед: – Ребята, сегодня мы познакомимся с интересными словами, узнаем о них много нового. Отправимся в путешествие на поезде в страну Лексика, в город где живут Антонимы, будем останавливаться на разных станциях в этом городе. - Итак, путешествие началось. Прочитайте как называется наша станция? «Попутчики». Кто такие попутчики? Узнаёте их? Какие это животные: домашние или дикие? (Картинки с изображением домашних животных)

 - Трудно путешествовать одним, они нам в этом помогут. У нас оказался один интересный попутчик, кто это? Из какого это он произведения? (Э. Успенский «Чубурашка и крокодил Гена»») - Ребята, скажите, а чего не хватает в нашем поезде? Без чего мы не сможем отправиться в путешествие? (Паровоза).

Правильно, вот я вам предлагаю быть сейчас конструкторами и сконструировать свой паровоз из счётных палочек. (Дети выкладывают на парте паровоз) - Молодцы! У меня получился вот такой паровоз, ну что прикрепим его к нашим вагонам и в путь. А машинистами будете вы. Поехали. (Имитация движения паровоза)

 - Прибыли мы с вами на вторую станцию. «Противоположные слова», где нас встречают котёнок и лев. Давайте опишем их. Какие они по размеру? А по возрасту? Какая у них шёрстка? Сравним животных по характеру. Котенок, Лев маленький большой молодой старый пушистый гладкий ласковый грозный - Какие признаки обозначают эти слова? (противоположные)

V. Физминутка. (Развитие мелкой моторики). (Личностные, коммуникативные, познавательные УУД)

Логопед: – Ребята котёнок очень любит играть логопедическим мячом. Он и вас научит. Вставайте в круг. Я называю слово и бросаю вам логопедический мяч, а вы возвращаете мне мяч и называете противоположенное слово: толстый – тонкий далеко – близко высокий – низкий большой – маленький узкий – широкий да — нет день – ночь добро — зло друг — враг жара — холод ложиться – вставать новый- старый больной – здоровый одеваться – раздеваться правда – ложь война – мир смеяться – плакать.

- Садитесь на места. Сделаем гимнастику для глаз. Следите за мячом только глазами. - Молодцы! Мы покидаем одну станцию и отправляемся на следующую. (Имитация движения паровоза). Презентация антонимы. Логопед: — Итак мы с вами узнали, что антонимами могут быть слова: называющие предметы, признаки, действия.

- Отправляемся на следующую станцию «Загадка». (Имитация движения паровоза). - Давайте сами сочиним загадку. Помогут нам в этом- антонимы с помощью которых мы опишем предмет, назовём его признаки, по которым вы узнаете о ком идёт речь. Вот посмотрите, кто это? (Заяц из сказки «Заюшкина избушка». Из какого произведения? - Сочиним загадку про него. Загадка - маленькая задача. В ней мы должны перечислить характерные признаки зайца: размер тела, лап, ушей, хвоста. Сам какой? Маленький. А лапы какие? Большие. Уши какие? Длинные. А хвост какой? Короткий. Вот и получилась загадка. Назовите противоположные слова?

 VI. Релаксация. (Регулятивные, познавательные УУД) - Настало время нам передохнуть. Какое время года по календарю? А за окном? Наши попутчики заспорили. Вот Ф.И.Тютчев так писал в своем стихотворении «Зима недаром злится»… , а вы сейчас прослушаете мелодию и скажите, что услышите? Какие звуки весны услышали?

 - Передохнули, а впереди нас ждет еще станция «Секрет». Поехали. (Имитация движения паровоза) Ребята на партах у вас напечатан текст. Прочитайте про себя спор животных о зиме. - Зима бывает голодная – сказал… - Уж очень длинная зима,- промурлыкал… - Зима холодная и морозная,- заявила хитрая… - А… подумал и сказал: « Да что вы»? Зима теплая и совсем короткая, тянется всего одну ночь! - Дополните текст. Теперь читайте его выразительно, найдите противоположные признаки зимы и подчеркните эти слова. Прочитайте их.

VII. Рефлексия занятия. (Регулятивные, личностные УУД) Логопед:- Наше путешествие подошло к концу. И вы все потрудились отлично. Вспомним, что сегодня нового, интересного вы узнали о словах? Для чего, нужны слова – антонимы? Ребята, а вы знаете, есть специальные книги- словари. Вот я принесла вам их показать. Они есть и у нас в библиотеке. Вы можете ими пользоваться. Это: М.Р.Львов «Словарик синонимов и антонимов». Издательство «Дидакт.» Москва 2009 год. Н.М. Неусыпова «Толковый словарик русского языка А-Я». Издательство «Просвещение». Москва 1999 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Точность речи- антонимы

Презентация для 1 класса. Урок развития речи. Антонимы....

Точность речи, слова-друзья

Презентация для 1 класса. Синонимы. Урок развития речи....

Внеклассное занятие по русскому языку с детьми мигрантов. Тема: Удивительные слова русской речи. Антонимы.

Внеклассное занятие по русскому языку с детьми мигрантов поможет раскрыть многообразие слов русского языка, особенности происхождения и произношения некоторых слов и выражений; вызвать интерес учащихс...

Выступление Формирование у младших школьников точности связной речи в процессе обучения сжатому изложению.

В современном мире с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точн...