Авторские методики лечения заикания
методическая разработка по логопедии на тему
Чаще всего авторами таких методик становятся люди, которым своими силами удалось избавиться от дефекта речи. Они годами прорабатывают специальные программы, совершенствуют упражнения, которые помогли им самим, и в итоге делятся своими достижениями с обществом.
Например, метод профессора Андроновой-Арутюнян. Суть метода заключается в синхронизации речи человека с движениями пальцев ведущей руки. Это легко представить, если вспомнить, что все мы жестикулируем во время разговора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lechenie_zaikaniya.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторские методики лечения заикания
Чаще всего авторами таких методик становятся люди, которым своими силами удалось избавиться от дефекта речи. Они годами прорабатывают специальные программы, совершенствуют упражнения, которые помогли им самим, и в итоге делятся своими достижениями с обществом.
Например, метод профессора Андроновой-Арутюнян. Суть метода заключается в синхронизации речи человека с движениями пальцев ведущей руки. Это легко представить, если вспомнить, что все мы жестикулируем во время разговора.
Рука не мешает при разговоре, а наоборот становится некой опорой заике. Она не позволяет человеку заикаться, «двигая» его речь вперед.
Положите свою ведущую руку на колено. Пальцы немного согнуты, как будто вы играете на пианино. При произнесении первого слога фразы прижмите большой палец к колену. Не отпускайте его до конца словосочетания или слова. Каждый следующий слог отделяем нажатием следующих пальцев: указательный, средний и так далее.
Движения руки определяют темп и ритм речи, за счет этого темп речи замедляется. По началу это может пугать, но вскоре вы увидите в этом и плюсы: речь становится свободной и плавной, без запинок.
Человек будет зависеть от руки лишь первое время. Методика построена таким образом, что вскоре она просто ему не понадобится. Нужно лишь больше практиковаться.
На первом этапе больному предстоит научиться ощущать спокойствие во время речи. Человеку, заикающийся много лет, сделать это достаточно трудно, так как он испытывал душевное волнение каждый раз, когда общался с окружающими людьми. И так много лет.
Также на этом этапе душевное спокойствие тесно связывают с мышечным расслаблением.
К концу первого этапа человек должен научиться свободно произносить слоги. Кроме того, он обретает уверенность в себе и собственных силах, а это важно для дальнейшего лечения.
Суть второго этапа заключается в обучении большого пальца ведущей руки технике правильного положения. Человек совершает все те же действия, что и на первом этапе, но уже большее внимание уделяется движениям руки. Для успешного освоения этой техники рекомендуется выполнять следующие упражнения.
Упражнение 1.
Примите расслабленную позу. Встряхните кисти рук и киньте их на колени. Затем подтяните расслабленные кисти примерно к середине бедра. Они должны быть расслабленными и округлыми, как будто вы собираетесь играть на пианино.
Упражнение необходимо делать до тех пор, пока вы не почувствуете, что кисти рук нисколько не напряжены.
Упражнение 2.
Расслабьтесь. Положите руку на бедро. Медленно надавите большим пальцем на поверхность бедра так, чтобы остальные пальцы при этом немного приподнимались. Ни в коем случае не напрягайте руку.
При нажатии большим пальцем на бедро произносите какой-либо слог. Если вы будете нажимать на бедро сильнее, то звучание голоса усилится, и, наоборот, при более слабом нажатии оно ослабляется.
После каждого произнесенного слога кисть должна свободно опадать. Это дает сигнал к общему расслаблению тела, а, следовательно, и к спокойствию.
Обратите внимание, что движения руки должны немного опережать голос, а не сопровождать его. Иначе от того упражнения вы не получите никакого результата.
Если все делать верно, человек уже может говорить по слогам без запинок.
На третьем этапе заике предстоит начать говорить целыми словами и короткими выражениями, синхронизируя свою речь с движениями руки. Ниже описаны упражнения, помогающие освоить этот этап. Но преступать к ним следует только после полного расслабления и выполнения упражнений, описанных во втором этапе.
Упражнение 1.
Расслабьтесь. Положите руку на бедро. Сделайте нажатие большим пальцем, проговаривая первый слог. Тем самым вы запустите остальные пальцы в определенной последовательности: указательный, средний, безымянный и мизинец. Нажатие каждого пальца должно быть синхронизировано с каждым отдельным слогом. Но помните, что пусковой механизм – ваш большой палец – нельзя отпускать до конца слова или словосочетания.
Как и на втором этапе сила нажатия будет определять силу звучания голоса. Во время упражнения следите за тем, чтобы все пальцы, кроме большого, были расслабленными.
Закончив ряд слогов, опустите кисть. Встряхните ее и сбросьте на бедро. Так вы быстрее научите ее расслаблению.
Упражнение 2.
Упражнение похоже на первое, но в этот раз вам придется выделять ударение для начала в словах, а затем и в целых выражениях.
Начните с простого. Проговаривайте односложные слова с ударением на первом слоге, затем перейдите к более длинным. Когда у вас начнет получаться, вы сможете перейти к словам с ударением на втором, третьем, четвертом слоге.
Для того чтобы выделить ударение, нажмите соответствующим пальцем более сильно и продолжительно, чем остальными. Обратите внимание на плавность перехода от одного слога к другому.
Позже вы сможете перейти к целым фразам, выделяя более сильным и продолжительным нажатием пальца их логический смысл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методики лечения глазных болезней
Краткое описание методик лечения глазных болезней. ...
Дыхательная гимнастика при лечении заикании
В данной работе представленны основные этапы работы работы над дыханием при лечении заикания...
Внеурочное занятие с детьми начальных классов по английскому языку с использованием авторской методики
Данная методика является авторским упражнением с детьми, написанном на английском языке. Её можно применять в качестве внеурочного занятия с детьми начальных классов. Название упражнения "I have the e...
Особенности использования авторской методики «Светофор» в процессе обучения чтению детей-кинестетиков.
Учителю в процессе обучения чтению, следует научиться создавать творческую среду, давать ребенку возможность стать активным участником, проявлять самостоятельность и инициативу. А так...
Авторские методики преподавания в школе. Разбор нескольких методик преподавания в школе.
Авторские методики преподавания в школе. Разбор нескольких методик преподавания в школе:Система Занкова.Система Эльконина-Давыдова.Вальдорфская система.Система Ховарда....
авторская методика обучения каллиграфии "Правило середины"
Имея за плечами опыт педагогической деятельности длиною в 30 с лишним лет, передо мной встала задача разработки методики обучения каллиграфии младших школьнико...
Программа курса "Смысловое чтение" на основе авторской методики Беденко М.В. для 2-4 классов
Курс "Смысловое чтение"...