Мониторинг эффективности преодоления ОНР и НВОНР у учащихся 1х классов общеобразовательной школы
материал по логопедии (1, 2 класс) на тему

Коржакова Елена Юрьевна

Выступление с докладом на научно-практической конференции: "Мониторинг качества логопедического сопровождения детей с ОВЗ" по указанной теме в декабре 2009г. на базе ГОУ СО "Новоуральская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №50, организатор - ГОУ ДПО "Институт развития регионального образования Свердловской области".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_9_dekabrya_2009g.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг эффективности преодоления ОНР и НВОНР у учащихся 1х классов общеобразовательной школы

Актуальной задачей современной системы образования является освоение образовательных стандартов. Основной задачей общеобразовательной школы является качественное обеспечение ГОС ФК и РК. Успешное решение этой задачи невозможно без коррекционно - развивающего сопровождения учителя - логопеда в начальной школе, так как дети приходят в первый класс с различными отклонениями в речевом развитии.

   Одним из наиболее тяжелых и распространенных речевых дефектов является общее недоразвитие речи (ОНР) и нерезко - выраженное общее недоразвитие речи  (НВОНР). Эти состояния характеризуется несформированностью всех компонентов речевой системы, носят стойкий характер и требуют длительной, грамотно построенной коррекционной работы. Её эффективность зависит от умения правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений входящих в неё компонентов. В логопедии разработаны методы, позволяющие диагностировать состояние ОНР. Как правило, эти методы предусматривают качественный анализ данных. Однако полезны и количественные результаты обследования:

1. для уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля),

2. построения системы индивидуальной коррекционной работы,

3. отслеживания динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности коррекционного воздействия.   Совместно с Л. И.Переслени была разработана и апробирована Т.А.Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки.  Мною в работе применяется экспресс-диагностика, которая состоит из 5 серий: исследование сенсомоторного уровня речи, языкового анализа, грамматического строя речи, словаря и навыков словообразования, исследование связной речи.  Все задания с одинаковыми максимальными оценками в 30 и 10 баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 130. Приняв эту цифру за 100% можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб. Полученное значение можно соотнести с одним из 4х уровней успешности:

4 уровень- 100-80%,

3 уровень- 79,9-65%,

2 уровень- 64,9-45%,

1 уровень- 44,95 и ниже.

    Высчитав процентное выражение успешности каждой серии, можно вычертить индивидуальный речевой профиль и увидеть уровень развития фонематического восприятия,  артикуляционной моторики, звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова,  языкового анализа,  грамматического строя речи, словаря и словообразования,  связной речи. Экспресс-диагностика проводится в начале и конце учебного года.

Анализ результатов коррекционной работы по преодолению ОНР и НВОНР с 2006 по 2009 учебный год.

Выводы: 1. Динамика преодоления учащимися ОНР и НВОНР положительная,

2. Эффективность коррекционно-развивающей работы составила  с учащимися 1х классов 6,4%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие для учащихся 4 класса общеобразовательной школы по теме «Отечественная война 1812 года»

Внеклассное занятие для учащихся 4 класса общеобразовательной школы по теме «Отечественная война 1812 года»Можно использовать как на уроках Окружающего мира ( УМК "Школа России"),  так и во внеур...

Проявление дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы

В данном материале рассказывается о проблеме усвоения письма младшими школьниками...

Эффективность коррекционного воздействия по преодолению нарушения письменной речи у учащихся 2 класса общеобразовательного учреждения

Эффективность коррекционного воздействия по преодолению нарушения письменной речи у учащихся 2 класса общеобразовательного учреждения...

Программа курса «Английский язык» предназначена для учащихся 2 класса общеобразовательной школы, составлена по учебнику “Английский в фокусе” - 2 класс

Программа курса «Английский язык» предназначена для учащихся 2 класса общеобразовательной школы, составлена по учебнику “Английский в фокусе” - 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждени...

Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы.

Так что же это такое - нарушение письма и чтения? Почему они происходят? Как проявляются? Как учителю вовремя помочь ребенку?...

Консультация учителя - логопеда для педагогов школы «Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы»

Что же такое нарушение чтения и письма? Почему они происходят? Как проявляются? Как учителю вовремя помочь ребенку?...