Занятие 1. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) по теме

Абрамчук Ольга Ивановна

Согласование существительных с прилагательными. Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях. Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной и письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Согласование имён прилагательных

с именами существительными по падежам

(урок закрепления знаний)

Цель урока: Способствовать закреплению умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными по падежам.

Задачи:

  1. Способствовать закреплению умения определять падеж имён прилагательных, составлять словосочетания «прилагательное+существительное», выделять окончания имён прилагательных.
  2. Способствовать активизации, обогащению словаря прилагательных, развитию зрительного внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, умения сравнивать.
  3. Способствовать воспитанию познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету, самоконтроля при выполнении письменных и устных заданий.

Оборудование: презентация к уроку, карточки со стихотворением «Приключения зелёного листа» к заданию «Самый внимательный», карточки к заданию «Окончание потерялось», мяч

Ход урока:

  1. Организационный момент

  1. Приветствие учителя учениками
  2. Проверка готовности обучающихся к уроку
  3. Психогимнастика: «Какое сейчас время года? (зима) Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга, им тяжело».
  4. Речь с движением (подготовка органов артикуляции, голоса, мелкой и общей моторики):

Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)

Зайка корм себе искал. (мелкие подскоки сразу на двух ногах)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки. (указательным и средним разведёнными пальцами изображает «ушки»)

  1. Основная часть урока

  1. Знакомство с темой урока (СЛАЙД 1)

  1. Задание «Самый внимательный»

Прочитать стихотворение «Приключения зелёного листа». Пронаблюдать изменение формы имени прилагательного при склонении словосочетания зелёный лист и определить падеж прилагательного.

Приключения зелёного листа.

Как-то раз с большого клёна

Оторвался лист зелёный

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зелёного листа.

Ветер нёс его и нёс,

Бросил только на мосту.

В тот же миг весёлый пёс –

Шмыг к зелёному листу!

Лапой хвать зелёный лист! –

Дескать, поиграем…

«Не хочу!» - зелёный лист

Головой качает.

Ветер вмиг с листом зелёным

Над землёй взметнулся снова.

Но шалун-листок устал

И ко мне в тетрадь упал…

Я пишу в саду под клёном

Стих о том листе зелёном.

  1. Задание «Сравнение» (СЛАЙД 2)

Сравнить словосочетания. Сказать, чем они отличаются друг от друга.

*в еловом лесу – к еловому лесу

*манная каша – манную кашу

*о тёплом лете – тёплым летом

*по лесной тропинке – на лесной тропинке

*рыжую лису – рыжей лисы

  1. Задание «Измени слова» (СЛАЙД 3)

Прочитать текст, изменяя слова в скобках. Списать предложения, определить падеж имён прилагательных.

Надо быстрее выучить грамоту леса, чтобы не гоняться летом за (белый заяц), а весной за (рогатый лось). И не искать жёлуди под (густая ёлка), а шишки – под (старый дуб).

  1. Физминутка «Стройся!»

Дети строятся в колонну и каждый говорит, за кем стоит, используя в речи прилагательные. Например, «Я стою за высоким Сашей», «А я стою за доброй Настей».

  1. Задание «Окончание потерялось» (СЛАЙД 4)

Вписать окончание, определить падеж имён прилагательных, выделить окончание имени прилагательного.  Самоконтроль по образцу.

Утренн ___ туман, после грибн ___ дождя, к  русск ___ человеку, в космическ ___ корабле, долгожданн ___ телеграмму, красн ___ карандашом.

  1. Задание «Поэт» (работа у доски) (СЛАЙД 5)

Вставить в стихотворение имена прилагательные, изменив их в соответствии с падежом имен

существительных. Определи падеж имён прилагательных.

Мы любим дни __________,

Катка _________ шум.

Ночное небо ________

И __________ Новый год.

Слова для справок: весёлый, радостный, морозные, звёздное.

  1. Задание «Исправь ошибку» (с мячом)

Учитель-логопед                                                       Ребёнок

Мы подошли к кирпичный дом.                               Мы подошли к кирпичному дому.

Маша выпила стакан вкусном киселя.                   Маша выпила стакан вкусного киселя.

Охотник подкрался к большая норе.                      Охотник подкрался к большой норе.

Сестра вымыла посуду горячая водой.                  Сестра вымыла посуду горячей водой.

Около дома растёт высокой ель.                          Около дома растёт высокая ель.

Ребята прочитали рассказ о верная дружбе.      Ребята прочитали рассказ о верной дружбе.

  1. Итог урока:

  1. Подведение итогов учителем
  2. Подведение итогов учениками:

*Как определить падеж имени прилагательного?

* Какие вы знаете падежи?

*Как называется изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам?

*Измените по падежам словосочетание «зимняя прогулка»

3. Рефлексия (показать мимикой своё настроение в конце урока: улыбка, хмурое лицо и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»

Индивидуальное логопедическое занятиена тему: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»Лексическая тема: Осень.   Формирование представлений о с...

Занятие 2. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.

Способствует  закреплению умения определять падеж имён прилагательных, составлять словосочетания «прилагательное+существительное», выделять окончания имён прилагательных....

Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."

Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы  элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены  проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых  сит...

Русский язык 2 класс. УМК"Школа России". «Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.»

Цели деятельности учителя: Формировать умение распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе; формировать умение работать самостоятельно и коллективно; развивать речь учащих...

Технологическая карта по русскому языку "Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу"

ознакомление с  образованием   имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных...

Конспект урока русского языка. Тема: «Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных» (3 класс)

Тема: Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном.Планируемые ...