Занятие 1. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) по теме
Согласование существительных с прилагательными. Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях. Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной и письменной речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Согласование имён прилагательных
с именами существительными по падежам
(урок закрепления знаний)
Цель урока: Способствовать закреплению умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными по падежам.
Задачи:
- Способствовать закреплению умения определять падеж имён прилагательных, составлять словосочетания «прилагательное+существительное», выделять окончания имён прилагательных.
- Способствовать активизации, обогащению словаря прилагательных, развитию зрительного внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, умения сравнивать.
- Способствовать воспитанию познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету, самоконтроля при выполнении письменных и устных заданий.
Оборудование: презентация к уроку, карточки со стихотворением «Приключения зелёного листа» к заданию «Самый внимательный», карточки к заданию «Окончание потерялось», мяч
Ход урока:
- Организационный момент
- Приветствие учителя учениками
- Проверка готовности обучающихся к уроку
- Психогимнастика: «Какое сейчас время года? (зима) Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга, им тяжело».
- Речь с движением (подготовка органов артикуляции, голоса, мелкой и общей моторики):
Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)
Зайка корм себе искал. (мелкие подскоки сразу на двух ногах)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (указательным и средним разведёнными пальцами изображает «ушки»)
- Основная часть урока
- Знакомство с темой урока (СЛАЙД 1)
- Задание «Самый внимательный»
Прочитать стихотворение «Приключения зелёного листа». Пронаблюдать изменение формы имени прилагательного при склонении словосочетания зелёный лист и определить падеж прилагательного.
Приключения зелёного листа.
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс –
Шмыг к зелёному листу!
Лапой хвать зелёный лист! –
Дескать, поиграем…
«Не хочу!» - зелёный лист
Головой качает.
Ветер вмиг с листом зелёным
Над землёй взметнулся снова.
Но шалун-листок устал
И ко мне в тетрадь упал…
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.
- Задание «Сравнение» (СЛАЙД 2)
Сравнить словосочетания. Сказать, чем они отличаются друг от друга.
*в еловом лесу – к еловому лесу
*манная каша – манную кашу
*о тёплом лете – тёплым летом
*по лесной тропинке – на лесной тропинке
*рыжую лису – рыжей лисы
- Задание «Измени слова» (СЛАЙД 3)
Прочитать текст, изменяя слова в скобках. Списать предложения, определить падеж имён прилагательных.
Надо быстрее выучить грамоту леса, чтобы не гоняться летом за (белый заяц), а весной за (рогатый лось). И не искать жёлуди под (густая ёлка), а шишки – под (старый дуб).
- Физминутка «Стройся!»
Дети строятся в колонну и каждый говорит, за кем стоит, используя в речи прилагательные. Например, «Я стою за высоким Сашей», «А я стою за доброй Настей».
- Задание «Окончание потерялось» (СЛАЙД 4)
Вписать окончание, определить падеж имён прилагательных, выделить окончание имени прилагательного. Самоконтроль по образцу.
Утренн ___ туман, после грибн ___ дождя, к русск ___ человеку, в космическ ___ корабле, долгожданн ___ телеграмму, красн ___ карандашом.
- Задание «Поэт» (работа у доски) (СЛАЙД 5)
Вставить в стихотворение имена прилагательные, изменив их в соответствии с падежом имен
существительных. Определи падеж имён прилагательных.
Мы любим дни __________,
Катка _________ шум.
Ночное небо ________
И __________ Новый год.
Слова для справок: весёлый, радостный, морозные, звёздное.
- Задание «Исправь ошибку» (с мячом)
Учитель-логопед Ребёнок
Мы подошли к кирпичный дом. Мы подошли к кирпичному дому.
Маша выпила стакан вкусном киселя. Маша выпила стакан вкусного киселя.
Охотник подкрался к большая норе. Охотник подкрался к большой норе.
Сестра вымыла посуду горячая водой. Сестра вымыла посуду горячей водой.
Около дома растёт высокой ель. Около дома растёт высокая ель.
Ребята прочитали рассказ о верная дружбе. Ребята прочитали рассказ о верной дружбе.
- Итог урока:
- Подведение итогов учителем
- Подведение итогов учениками:
*Как определить падеж имени прилагательного?
* Какие вы знаете падежи?
*Как называется изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам?
*Измените по падежам словосочетание «зимняя прогулка»
3. Рефлексия (показать мимикой своё настроение в конце урока: улыбка, хмурое лицо и т.п.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»
Индивидуальное логопедическое занятиена тему: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»Лексическая тема: Осень. Формирование представлений о с...
Занятие 2. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.
Способствует закреплению умения определять падеж имён прилагательных, составлять словосочетания «прилагательное+существительное», выделять окончания имён прилагательных....
Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."
Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых сит...
Русский язык 2 класс. УМК"Школа России". «Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.»
Цели деятельности учителя: Формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе; формировать умение работать самостоятельно и коллективно; развивать речь учащих...
Технологическая карта по русскому языку "Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу"
ознакомление с образованием имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных...
Конспект урока русского языка. Тема: «Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных» (3 класс)
Тема: Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном.Планируемые ...