Автоматизация звука С: в чистоговорках, скороговорках, стихах.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Автоматизация звука С: в скороговорках, чистоговорках, стихах для учащихся 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zvuka_s.docx | 19.49 КБ |
prezentatsiya_na_s.pptx | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
По предмету логопедия
Гайнуллина Э.З.- учитель-логопед МБОУ «Кунашакская средняя общеобразовательная школа»
Класс 2 «г»
Тема урока: «Автоматизация звука C:
в чистоговорках, скороговорках, стихах» (слайд №1)
Цель урока:
Образовательные:
1.Развитие памяти, мышления, внимания.
2.Обогащать и развивать у детей словарный запас.
Коррекционные:
1.Автоматизировать произношение звуков «С»: в чистоговорках, скороговорках, стихах;
2.Совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза;
3.Совершенствовать пространственную ориентировку;
4.Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, правильное речевое дыхание.
Воспитательные:
1. Создать на уроке положительный эмоциональный фон.
2. Прививать любовь к народному творчеству.
Оборудование:
1. Медиопроектор, медиоэкран;
2.ЦОР «Природоведение 5 класс
Библиотека электронных наглядных пособий».
Ход урока:
- Вводная часть. Приветствие. «Добрый день, ребята, уважаемые гости!». Тема урока «Автоматизация звука C: в чистоговорках, скороговорках, стихах».
-Создадим, ребята, хорошее настроение:скажем добрые слова друг другу, рассказав стихотворение «Здравствуй!» Татьяны Сикачевой ( слайд№2).
- Ребята, встаньте, пожалуйста,
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю-
Всех я вас приветствую!»
-Садитесь.
- Основная часть.
- Выполним, ребята, дыхательную гимнастику. (Слайд№3)
- Выполним, ребята, артикуляционную гимнастику: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик»(слайд№4), «Блинчик»(слайд№5), «Горка»(слайд№6), «Лопатка», «Желобок», «Фокус», «Чашечка», «Щёточка».
- Возьмем, ребята, трубочки! Подуем протяжно, язычок наш находится внизу, за нижними зубами. Подставьте руку тыльной стороной, идет холодный воздух, почувствуем его. (Трубочку положите в сторону).
- Другое задание: дуем на ваточку – это упражнение на дыхание и чтобы мы правильно учились выговаривать звук «С»: Губы складываем трубочкой, кончик языка внизу за нижними зубами и длительно дуем на ватный шарик.
- Пусть язычок наш отдохнет. Выполним пальчиковую гимнастику. Выполняя пальчиками различные упражнения, мы, ребята, развиваем свою речь и подготавливаем пальчики к рисованию и письму. Пальчиковая гимнастика используется для улучшения памяти, снимает умственную усталость, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
«Пальчики здороваются», «Ножницы», «Колготки» (сильно полусгибаем и разгибаем пальчики), «Замок», «Цепочка», «Солнечные лучи», «Цветок». Перекатывание между ладонями 6-гранной ручки или грецкого ореха оказывает прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие. Давайте это проделаем. Возьмите ручку и перекатывайте между ладонями, сильно надавливаем на ручку, чтобы мы научились быстрее выговаривать звуки. Теперь возьмем грецкий орех и выполним круговое вращение, прокатываем колбаску.
-Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга, развивает память, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного- на печень и почки, мизинца- на сердце.
- Положили руки на стол. Слушайте, ребята, команду: «Ладонь, ребро, кулак…»
- Произносим звук С-С-С (длительно свистеть).
- Встаньте, пожалуйста, Качаем насос С-С-С…(садитесь)
- Долго капает водичка с крана: С-С-С…
-Паровоз, поезд выпускает пар: С-С-С…
- Кипит чайник: С-С-С…
- Физкультминутка. «Белочка». (слайд№7)
( Выйдет к доске Алина. Встаньте, дети, пожалуйста).
«Физкультурой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки прыгнув влево
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом
Покружилась над дуплом.
Влево, вправо целый день прыгать белочке не лень..» (Садитесь).
- Ребята, расскажем стихи с выполнением фигурок из пальцев (одновременно просмотр слайдов№8, с использованием медиоэкрана)
«Шарик»: «Надуваем шарик быстро, он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел С-С-С, стал он тонкий и худой»;
«Скворечник»: «Скворец в скворечнике живет и песню звонкую поет»; (слайд№9)
«Стол»: «У стола четыре ножки, сверху крышка, как ладошка»;
«Стул»: «Ножки, спинка и сиденье – вот вам стул на удивленье»;
«Гусь»: «Гусь стоит и все гогочет, ущипнуть тебя он хочет»; (слайд№10)
«Петушок»: «Петушок стоит весь яркий, гребешок он чистит лапкой»; (слайд№11)
«Курочка»: «Курочка прыг на крыльцо – я снесла тебе яйцо»; (слайд№12)
«Где ты дедушка Молчок?»: «Чики-чики-чики-чок, где ты, дедушка Молчок? Заходи к нам, посидим, помолчим. Слышишь, добрый старичок…ти-ши-на. Пришел Молчок. Не спугни его, смотри, ничего не говори… С-С-С.»;
«Листья» (слайд№13)
«Ёлка»: Ёлка быстро получается, если пальчики сцепляются, локотки ты подними, пальчики ты разведи»; (слайд№14)
«Оса»: «Оса села на цветок, пьёт она душистый сок». (слайд№15)
(слайд№16)
- Сейчас все выполним упражнение мозговой гимнастики «качание головой». (Это упражнение улучшает работу мозга, улучшает чтение, используется для расслабления мышц шеи и плеч. (Звучит тихая музыка).
- Глубоко дышим, расслабляем плечи, роняем голову вперед, медленно качаем её из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение.
-«Ленивые восьмёрки» (улучшает запоминание, повышает устойчивость внимания). Рисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем повторите это движение обеими руками).
-Физкультминутка «Лебеди» (слайд№16)
«Лебеди летели и на воду сели,
Сели, посидели и снова полетели.»
- Диляра, прочти, пожалуйста, чистоговорку: (слайд№17)
Са-Са-Са- у Сани сад,
Са-Са-Са- в саду оса,
Сы-Сы-Сы- у Сани бусы,
Сы-Сы-Сы- у осы усы.
-Камила прочтет следующую скороговорку: (слайд№18)
Са-Са-Са- Саня идет в сад,
Са-Са-Са- в саду оса,
Со-Со-Со- оса пьет сок,
Су-Су-Су- Соня видит осу,
Сы-Сы-Сы- у осы усы.
- Выучим чистоговорку «О сове и совятах» (слайд№19).
«В ЛЕСУ ТЕМНО, ВСЕ СПЯТ ДАВНО.
Одна сова не спит – на суку сидит».
- К доске пойдет Руслан, прочтет чистоговорку: ( слайд№20)
Мы видим на суку совят.
Совята вместе тут сидят.
Когда не спят, они едят.
Когда едят, они не спят».
-Сейчас все хором прочтём эту скороговорку! Выделяем голосом слова со звуком С.
- Составьте слова из слогов: (слайд№21)
- Откройте, пожалуйста, тетради и аккуратно запишите эти слова. Следим за осанкой.
- Закончим занятие, рассказав стихотворение Валентины Орловой «Живой букварь»:
«Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок терпению.
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Весь лесной народ (хором)
Учит крепкой дружбе.
3. Заключительная часть.
Дорогие ребята! Сегодня мы рассказывали стихи с выполнением фигурок из пальцев, изучали чистоговорки, скороговорки, стихи, проделывали физкультминутку, дыхательную, мозговую, пальчиковую и артикуляционную гимнастику. И все это позволило нам закрепить правильное произношение звука С.
Домашнее задание : повторить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, упражнения на дыхание, чистоговорки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Д ыхательная гимнастика Это вдох Это выдох Это ротик Это носик У – у – у – у
А ртикуляционная гимнастика Заборчик Зубы ровно ты смыкаешь и «заборчик» получаешь .
А ртикуляционная гимнастика Блинчик Всюду Павлику почет: Павлик блинчики печет. Он провел беседу в школе - Говорил, открыв тетрадь, Сколько соды, сколько соли, Сколько масла нужно брать. Говорить нетрудно речь, Трудно блинчиков напечь!
А ртикуляционная гимнастика Горка Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: кончик в зубы упирается, бока кверху поднимаются .
С кворе ц
ЧИСТОГОВОРКА СА-СА-СА-У САНИ САД, СА-СА-СА-В САДУ ОСА, СЫ-СЫ-СЫ-У САНИ БУСЫ, СЫ-СЫ-СЫ-У ОСЫ УСЫ
СКОРОГОВОРКА СА-СА-СА-САНЯ ИДЁТ В САД, СА-СА-СА-В САДУ ОСА, СО-СО-СО-ОСА ПЬЁТ СОК, СУ-СУ-СУ-СОНЯ ВИДИТ ОСУ, СЫ-СЫ-СЫ-У ОСЫ УСЫ.
Чистоговорка «О сове»
ЧИСТОГОВОРКА «О СОВЕ И СОВЯТАХ» М Ы ВИДИМ НА СУКУ СОВЯТ. С ОВЯТА ВМЕСТЕ ТУТ СИДЯТ. К ОГДА НЕ СПЯТ, ОНИ ЕДЯТ. К ОГДА ЕДЯТ, ОНИ НЕ СПЯТ.
Составь слова из слогов РО НИ ЛАС СО СИ ВА ТОЧ КА КА СО ЛЕ СО СТРАУС ВА ЦА БЕДЬ грач
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков Л, Ль в стихах и скороговорках по книге Т.А Куликовской «Люлим в стихах»
Данная презентация составлена как наглядное пособие для автоматизации звуков Л и Ль в скороговорках. Разучивание скороговорок – одновременно и нелегкий труд, и забава. У каждой скороговорки своя мален...
ТЕМА урока: «Автоматизация звука «Р», « Р/»: в чистоговорках, скороговорках, стихах»
конспект занятия по логопедии...
Речевой материал для автоматизации звука [Ж] (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, скороговорки, игры, стихи, тексты)
Данный материал поможет учителю-логопеду в работе с детьми, которые испытывают трудности при произношении звука ж. Материал представлен в игровой форме....
Речевой материал для дифференциации звуков Ш-Ж (слоги, слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, скороговорки, игры, стихи, тексты)
Материал для занятий в виде презентации для дифференциации звуков ш-ж....
Речевой материал для автоматизации звуков Ш, Ж (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)
Речевой материал для автоматизации звуков Ш, Ж (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)...
Речевой материал для автоматизации звука [Р] (слова, чистоговорки, игры, стихи, тексты)
Данная презентация содержит речевой материал для автоматизации звука [Р] в виде занимательных игровых упражнений. Дидиктический материал подобран по принципам доступности, последовательности, на...
Автоматизация звука [р] в чистоговорках.
Чистоговорки для закрепления произношения звука [р]....