Автоматизация звука С: в чистоговорках, скороговорках, стихах.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Гайнуллина Эльвира Зайнулловна

Автоматизация звука С: в скороговорках, чистоговорках, стихах для учащихся 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuka_s.docx19.49 КБ
Файл prezentatsiya_na_s.pptx2.34 МБ

Предварительный просмотр:

                                              Конспект урока

По предмету логопедия

Гайнуллина Э.З.- учитель-логопед МБОУ «Кунашакская средняя общеобразовательная школа»

Класс 2 «г»    

                                                                                                                                                                      Тема урока:  «Автоматизация звука C:

 в чистоговорках, скороговорках, стихах» (слайд №1)

  Цель урока:

  Образовательные:

1.Развитие  памяти,  мышления,  внимания.

2.Обогащать и развивать у детей словарный  запас.

Коррекционные:

1.Автоматизировать произношение звуков «С»: в чистоговорках, скороговорках, стихах;

2.Совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза;

3.Совершенствовать пространственную ориентировку;

4.Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, правильное речевое дыхание.

Воспитательные:

1. Создать на уроке положительный эмоциональный фон.

2. Прививать любовь к народному творчеству.

 Оборудование:

1. Медиопроектор, медиоэкран;

2.ЦОР «Природоведение  5   класс

Библиотека  электронных   наглядных   пособий».  

Ход  урока:

  1. Вводная часть. Приветствие. «Добрый день, ребята, уважаемые гости!».                           Тема урока «Автоматизация звука C: в чистоговорках, скороговорках, стихах».

-Создадим, ребята, хорошее настроение:скажем добрые слова друг другу, рассказав стихотворение «Здравствуй!» Татьяны Сикачевой       ( слайд№2).          

- Ребята, встаньте, пожалуйста,

«Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!»

-Садитесь.

  1. Основная часть.
  2. Выполним, ребята, дыхательную гимнастику. (Слайд№3)

- Выполним, ребята, артикуляционную гимнастику: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик»(слайд№4), «Блинчик»(слайд№5), «Горка»(слайд№6), «Лопатка», «Желобок», «Фокус», «Чашечка»,  «Щёточка».

- Возьмем, ребята, трубочки! Подуем протяжно, язычок наш находится внизу, за нижними зубами. Подставьте руку тыльной стороной, идет холодный воздух,  почувствуем его. (Трубочку положите в сторону).

- Другое задание: дуем на ваточку – это упражнение на дыхание и чтобы мы правильно учились выговаривать звук «С»: Губы складываем трубочкой, кончик языка внизу за нижними зубами и длительно дуем на ватный шарик.

- Пусть язычок наш отдохнет. Выполним пальчиковую гимнастику. Выполняя пальчиками различные упражнения, мы, ребята, развиваем свою речь и подготавливаем пальчики к рисованию и письму. Пальчиковая гимнастика используется для улучшения памяти, снимает умственную усталость, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

«Пальчики здороваются», «Ножницы», «Колготки» (сильно полусгибаем и разгибаем пальчики), «Замок», «Цепочка», «Солнечные лучи», «Цветок». Перекатывание между ладонями 6-гранной ручки или грецкого ореха оказывает прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие. Давайте это проделаем. Возьмите ручку и перекатывайте между ладонями, сильно надавливаем на ручку, чтобы мы научились быстрее выговаривать звуки. Теперь  возьмем грецкий орех и выполним  круговое вращение, прокатываем колбаску.

-Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга, развивает память, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного- на печень и почки, мизинца- на сердце.

- Положили руки на стол. Слушайте, ребята, команду: «Ладонь, ребро, кулак…»

- Произносим звук С-С-С (длительно свистеть).

- Встаньте, пожалуйста, Качаем насос С-С-С…(садитесь)

- Долго капает водичка с крана: С-С-С…

-Паровоз, поезд выпускает пар: С-С-С…

- Кипит чайник: С-С-С…

- Физкультминутка. «Белочка».        (слайд№7)

 ( Выйдет к доске Алина. Встаньте, дети, пожалуйста).

«Физкультурой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки прыгнув влево

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом

Покружилась над дуплом.

Влево, вправо целый день прыгать белочке не лень..»   (Садитесь).

- Ребята, расскажем стихи с выполнением фигурок из пальцев (одновременно просмотр слайдов№8, с использованием медиоэкрана)

«Шарик»: «Надуваем шарик быстро, он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел С-С-С, стал он тонкий и худой»;

«Скворечник»: «Скворец в скворечнике живет и песню звонкую поет»; (слайд№9)

«Стол»: «У стола четыре ножки, сверху крышка, как ладошка»;

«Стул»: «Ножки, спинка и сиденье – вот вам стул на удивленье»;

«Гусь»: «Гусь стоит и все гогочет, ущипнуть тебя он хочет»;                  (слайд№10)

«Петушок»: «Петушок стоит весь яркий, гребешок он чистит лапкой»;  (слайд№11)

«Курочка»: «Курочка прыг на крыльцо – я снесла тебе яйцо»;                 (слайд№12)  

«Где ты дедушка Молчок?»: «Чики-чики-чики-чок, где ты, дедушка Молчок? Заходи к нам, посидим, помолчим. Слышишь, добрый старичок…ти-ши-на. Пришел Молчок. Не спугни его, смотри, ничего не говори… С-С-С.»;

«Листья»  (слайд№13)

«Ёлка»: Ёлка быстро получается, если пальчики сцепляются, локотки ты подними, пальчики ты разведи»;  (слайд№14)

«Оса»: «Оса села на цветок, пьёт она душистый сок».  (слайд№15)

  (слайд№16)

- Сейчас все выполним упражнение мозговой гимнастики «качание головой». (Это упражнение улучшает работу мозга, улучшает чтение, используется для расслабления мышц шеи  и плеч. (Звучит тихая музыка).

- Глубоко дышим, расслабляем плечи, роняем голову вперед, медленно качаем её из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение.

         -«Ленивые восьмёрки» (улучшает  запоминание, повышает устойчивость  внимания).  Рисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем повторите  это движение обеими руками).

-Физкультминутка  «Лебеди»                 (слайд№16)

«Лебеди летели и на воду сели,

Сели, посидели и снова полетели.»

- Диляра, прочти, пожалуйста, чистоговорку:           (слайд№17)

Са-Са-Са- у Сани сад,

Са-Са-Са- в саду оса,

Сы-Сы-Сы- у Сани бусы,

Сы-Сы-Сы- у осы усы.

-Камила прочтет следующую скороговорку:            (слайд№18)

Са-Са-Са-    Саня идет в сад,

Са-Са-Са-    в саду оса,

Со-Со-Со- оса пьет сок,

Су-Су-Су- Соня видит осу,

Сы-Сы-Сы- у осы усы.

- Выучим чистоговорку «О сове и совятах»            (слайд№19).

«В ЛЕСУ ТЕМНО, ВСЕ СПЯТ ДАВНО.

Одна сова не спит – на суку сидит».

- К доске пойдет Руслан, прочтет чистоговорку:     ( слайд№20)

Мы видим на суку совят.

Совята вместе тут сидят.

Когда не спят, они едят.

Когда едят, они не спят».

-Сейчас все хором прочтём эту скороговорку!                                                                 Выделяем голосом слова со звуком С.

- Составьте слова из слогов:      (слайд№21)

- Откройте, пожалуйста, тетради и аккуратно запишите эти слова. Следим  за осанкой.

- Закончим занятие, рассказав стихотворение Валентины Орловой «Живой букварь»:

«Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок терпению.

Пчелы в поле и саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Весь лесной народ  (хором)

Учит крепкой дружбе.

3.  Заключительная часть.

Дорогие ребята! Сегодня мы рассказывали стихи с выполнением фигурок из пальцев, изучали чистоговорки, скороговорки, стихи, проделывали физкультминутку, дыхательную, мозговую, пальчиковую и артикуляционную гимнастику.  И все это позволило  нам закрепить правильное произношение звука С.

Домашнее задание : повторить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, упражнения на дыхание, чистоговорки.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автоматизация звука С: в чистоговорках , скороговорках, стихах.

Слайд 2

Д ыхательная гимнастика Это вдох Это выдох Это ротик Это носик У – у – у – у

Слайд 3

А ртикуляционная гимнастика Заборчик Зубы ровно ты смыкаешь и «заборчик» получаешь .

Слайд 4

А ртикуляционная гимнастика Блинчик Всюду Павлику почет: Павлик блинчики печет. Он провел беседу в школе - Говорил, открыв тетрадь, Сколько соды, сколько соли, Сколько масла нужно брать. Говорить нетрудно речь, Трудно блинчиков напечь!

Слайд 5

А ртикуляционная гимнастика Горка Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: кончик в зубы упирается, бока кверху поднимаются .

Слайд 6

С кворе ц

Слайд 7

ЧИСТОГОВОРКА СА-СА-СА-У САНИ САД, СА-СА-СА-В САДУ ОСА, СЫ-СЫ-СЫ-У САНИ БУСЫ, СЫ-СЫ-СЫ-У ОСЫ УСЫ

Слайд 8

СКОРОГОВОРКА СА-СА-СА-САНЯ ИДЁТ В САД, СА-СА-СА-В САДУ ОСА, СО-СО-СО-ОСА ПЬЁТ СОК, СУ-СУ-СУ-СОНЯ ВИДИТ ОСУ, СЫ-СЫ-СЫ-У ОСЫ УСЫ.

Слайд 9

Чистоговорка «О сове»

Слайд 10

ЧИСТОГОВОРКА «О СОВЕ И СОВЯТАХ» М Ы ВИДИМ НА СУКУ СОВЯТ. С ОВЯТА ВМЕСТЕ ТУТ СИДЯТ. К ОГДА НЕ СПЯТ, ОНИ ЕДЯТ. К ОГДА ЕДЯТ, ОНИ НЕ СПЯТ.

Слайд 11

Составь слова из слогов РО НИ ЛАС СО СИ ВА ТОЧ КА КА СО ЛЕ СО СТРАУС ВА ЦА БЕДЬ грач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков Л, Ль в стихах и скороговорках по книге Т.А Куликовской «Люлим в стихах»

Данная презентация составлена как наглядное пособие для автоматизации звуков Л и Ль в скороговорках. Разучивание скороговорок – одновременно и нелегкий труд, и забава. У каждой скороговорки своя мален...

Речевой материал для автоматизации звука [Ж] (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, скороговорки, игры, стихи, тексты)

Данный материал поможет учителю-логопеду в работе с детьми, которые испытывают трудности при произношении звука ж. Материал представлен в игровой форме....

Речевой материал для автоматизации звуков Ш, Ж (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)

Речевой материал для автоматизации звуков  Ш, Ж (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)...

Речевой материал для автоматизации звука [Р] (слова, чистоговорки, игры, стихи, тексты)

Данная презентация содержит речевой материал для автоматизации звука  [Р] в виде занимательных игровых упражнений. Дидиктический материал подобран по принципам доступности, последовательности, на...

Автоматизация звука [р] в чистоговорках.

Чистоговорки для закрепления произношения звука [р]....