Профилактика дисграфии у младших школьников
статья по логопедии на тему
В данной работе мною предложены упражнения для профилактической работы по предупреждению нарушения письменной речи и чтения у учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_profil_disgrafii.docx | 14.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика дисграфии у младших школьников
Главным направлением нашей работы учителя в начальной школе является профилактическая работа по предупреждению нарушения письменной речи и чтения.
Письменная речь, формируется в условиях целенаправленного и системного обучения.
Процесс письма состоит из следующих операций:
- анализ звукового состава слова,
- перевод фонем в графемы, графические знаки,
- перевод графемы в движения необходимые для записи.
Детям с дисграфией, необходима специальная логопедической поддержка, специфические ошибки на письме не исправляются обычным методами. Эти нарушения значительно легче предупредить, чем потом устранить.
Целенаправленное развитие психических функций, необходимых для полноценного овладения письмом и чтением, является основным методом профилактики. Работа включает следующие направления:
1. Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков.
Упражнения:
"Лабиринты". Лабиринты хорошо развивают мелкую и крупную моторику, внимание, безотрывную линию. Ребёнку предлагаются разные по сложности лабиринты, в зависимости от его уровня.
"Телесные буквы" – придумать каким способом можно показать букву при помощи тела, пальцев;
"Обвести букву" - по контурному изображению, по точкам;
"Письмо в воздухе" логопед рисует в воздухе фигуры, буквы, а ребенок должен узнать.
2. Развитие зрительного восприятия, совершенствование зрительно-двигательной координации.
Упражнения:
"Посчитай до 30"
Развитие зрительного внимания. На карточке нарисовано 30 цифр, которые расположены не по порядку. Ребенок должен назвать и показать все цифры по порядку. На подобие проводиться игра "Найди все буквы".
3. Развитие осязания, обоняния, определение различных свойств предметов.
Упражнения:
"Что за буква?". Из предложенных букв ребёнок составляет слово, ощупав буквы по порядку с закрытыми глазами.
"Нарисуй букву ". Пальцем на руке нарисовать геометрическую фигуру (треугольник, круг), буквы. Ребёнок отгадывает, что нарисовали.
4. Развитие слухового восприятия, формирование умения выделять и различать звуки, развитие умения производить дифференциацию звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений.
Упражнения:
"Домик для звука".
Развитие фонематического анализа. Нужно найти место звука в слове и количество слогов в слове, составить схему слова по картинке.
"Найди отличия?"
5. Развитие фонематического анализа
Описание: Ребёнок должен сравнить 2 слова, что изменилось в слове. Например: мишка-мышка.
"Шифровка".
Развивает фонематический анализ и синтез. Ребенку из последовательно выложенных картинок необходимо выделить первый звук, чтобы получить новое слово.
6. Развитие восприятия времени и пространства, совершенствование ориентировки в своём теле, в линейном ряду, на листе, формирование умения ориентироваться в последовательности событий.
Упражнения:
"Назови букву"
Стимулирует ориентировку ребенка на листе бумаги.
Ребёнку предлагается карточка 3 столбика и 3 строки, в клеточках вырезные буквы. Описывается расположение буквы, ребенок находит ее и называет.
"Корректурная правка"
Ученику предлагается зачеркнуть в сплошном тексте указанные буквы. Начать нужно с одной буквы, увеличивая количество букв.
"Пропущенные буквы"
В тексте предлагаемом ребёнку пропущены буквы. Для этого ребёнку даётся, текст-подсказка, где пропущенные буквы на месте. Упражнение способствует развитию внимания и уверенность навыка письма.
Профилактическая работа по предупреждению нарушения чтения и письма, позволяет полноценно овладеть письменной речью и влияет на успешность ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения по профилактике дисграфии у младших школьников
Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии....
Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников
Разработанный урок направлен на развитие просодических компонентов речи. Может быть полезен в работе учителей-логопедов школьных логопедических пунктов при общеобразовательных школах, педагогов учебно...
Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников
Логопедическая тема: Развитие присодических компонентов речи.Лексическая тема: "Школьные принадлежности".Грамматическая тема: Закрпеление понятий: "текст", "предложение", "слово"....
Профилактика дисграфии у младших школьников
профилактика дисграфии у младших школьников...
Профилактика дисграфии у младших школьников
Презентация содержит краткий обзор видов дисграфии и игровые упражнения на профилактику дисграфических нарушений на примере звуков [б], [б'], [п], [п'] и букв Б, П....
Профилактика дисграфии у младших школьников
Дисграфия. Что это такое?Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Р...
Коррекция и профилактика дисграфии у младших школьников.
Обучение грамоте – одна из важнейших задач начальной школы. Успешное усвоение ребёнком навыков письма в начальной школе служит залогом эффективности всего дальнейшего обучени...