Урок по логопедии "Предлоги "в", "на" для учащихся в 3- классе компенсирующего типа(речевом)" Кондакова Марина Вячеславовна Учитель-логопед
Цель. Формирование представлений о лексическом значении предлогов “в”, “на”. Задачи. - Уточнять семантику слов “в”, “на”.
- Дифференцировать значения предлогов в устной речи и на письме.
- Формировать навыки предложного управления.
- Закреплять умение строить предложения и словосочетания с предлогами.
- Развивать зрительное внимание на примере расшифровки темы занятия.
- Развивать слуховое внимание, память, мышление.
- Развитие грамматически правильной связной речи учащихся.
- Воспитывать культуру устной и письменной речи учащихся.
Оборудование: схемы предлогов; плакаты со словами, словосочетаниями; сюжетные и предметные картинки; индивидуальные карточки с предложениями. Предполагаемый результат: сформированность представлений учащихся о лексическом значении предлогов “в”, “на”. Ход занятия I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к занятию. Приветствие. Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? - Самым сообразительным будет тот, кто расшифрует тему занятия по первым звукам слов: парта, редиска, ели, доска, лодка, овцы, гиря, иглы. (Тема занятия: “Предлоги”.) II. 1).Актуализация знаний. - С какими предлогами мы познакомились на прошлом занятии? Игровое упражнение “Составь предложение из данных слов”. (С предлогами “у”, “от”, “к”.) Каждому ученику даётся карточка. Дети самостоятельно составляют предложения с данными предлогами. Серёжа, письмо, друга, получил, от. Реке, мальчики, бегут, к. Стоит, у, машина, дома. 2).Дидактическое упражнение “Доскажи предложение”. Предлог “дружит”……….(со словами, обозначающими предмет.) Предлог служит………(для связи слов в предложении.) Предлог пишется………(со словом раздельно.) Почему? (Это слова.) 3).Выделение предлога “в”. а). Составить словосочетания по демонстрации предметов: мяч в коробке, ложка в стакане, ручка в тетради, карандаш в пенале. -Чем похожи эти словосочетания? Что в них общего? (Во всех словосочетаниях есть предлог “в”.) б). –Что обозначает предлог “в”? (Предмет находится внутри другого предмета.) - На какой вопрос отвечает слово с предлогом “в”? (К слову с предлогом “в” задаём вопрос: где?) в). Схема предлога. На доску вывешивается схема предлога. г). Составить предложение с предлогом “в” по сюжетной картинке. Выставляются три картинки. Дети составляют предложения. Лучшее предложение записать в тетрадь. 4).Выделение предлога “на”. а). На доску вывешивается схема предлога “на”. б). Составить словосочетания, которые подходят к этой схеме, используя предметы: мячик и коробка, ложка и стакан, ручка и тетрадь, карандаши и пенал. в). – Что обозначает предлог “на”? (Предмет находится на другом предмете, сверху.) На какой вопрос отвечает слово с предлогом “на”? (К слову с предлогом “на” задаём вопрос: где?) г). Составить предложения с данными словами: на лугу, на дороге, на траве. 5). Физкультминутка. “Ёжик”. Ёжик топал по тропинке И грибочек нёс на спинке. Ёжик топал не спеша, Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.) А навстречу скачет зайка, Длинноухий попрыгайка В огороде чьём-то ловко Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.) - Какие слова с предлогами вы запомнили из физкультминутки? 6). Первичное закрепление. Сравнение предлогов “в”, “на”. На доске висят схемы предлогов. а). - Что можно сказать о предлогах “в”, “на”? На что они указывают? Предлог “на” указывает на то, что предмет находится на поверхности другого предмета. Предлог “в” указывает на то, что предмет находится внутри другого предмета. Оба предлога указывают на местонахождение предмета. б). - Ответьте на вопрос словом с предлогом. (Учитель показывает предметные картинки и задаёт вопросы. Дети должны ответить на вопросы, используя данные предметные картинки.) - Куда пошли дети? (школа) Дети пошли в школу. - Куда села ворона? (крыша) Ворона села на крышу. - Куда заходят покупатели? (магазин) Покупатели заходят в магазин. - Куда влетела бабочка? (окно) Бабочка влетела в окно. - Куда пошли дети? (лес) Дети пошли в лес. - Куда легла бабушка? (диван) Бабушка легла на диван. - Куда поставили вазу? (стол) Вазу поставили на стол. - Куда садилась пчела? (цветок) Пчела садилась на цветок. - С какими предлогами словосочетания получились? (С предлогами “в”, “на”.) - Какой вопрос звучал при показе предметных картинок? (Куда?) - Предметы сотояли на месте или двигались? (Двигались.) Какой можно сделать вывод? Вывод. Предлоги “в”, “на” могут обозначать направление. К словам с данными предлогами в этом случае задаём вопрос: куда? (Рассмотреть схемы предлогов на доске.) 7). - А теперь мы поиграем в игру “Где карандаш?” -Вы, ребята, должны сказать где находится карандаш одним словом- “в” или “на”. (Логопед убирает карандаш в карман. Дети внимательно смотрят и говорят “в”. Логопед кладёт карандаш на стол. Дети говорят “на”. И т.д.) Например: в шкаф, на полку, на парту, в коробку, на подоконник, в пенал, на пол, на стул, на стол. 8). Физкультминутка “Птички”. Птички в гнёздышке сидят И на улицу глядят. (Повороты туловища вправо и влево.) Погулять они хотят И тихонько все летят. (Дети машут руками как крыльями.) - Какие слова с предлогами вы запомнили из физкультминутки? 9). Закрепление материала. В следующем задании нужно связать слова с предлогами и составить словосочетания. Учитель показывает плакат, дети должны подобрать подходящий предлог “в” или “на”. Затем учитель открывает карточку и дети проверяют правильность ответа. бабочка……..цветке | слоны……..зоопарке | девочка……..кресле | мальчик…….стуле | птица…….дереве | грибы……..корзины | рыба………море | медведь……..дереве |
- Каково значение предлогов “в”, “на” в этих словосочетаниях? (Обозначают местонахождение.) 10). Составление предложений с данными словосочетаниями. (Слова записаны на карточках, которые раздаются детям.) на пасеке, в гнезде; на стадионе, в столовой; на берегу, в портфеле; -Что обозначают предлоги “в” и “на” в ваших предложениях? (Обозначают местонахождение.) 11). Ответить на вопросы по картинкам. - Где живут бобры? Бобры живут на реке. - Где лежат овощи? Овощи лежат в корзине. - Где свили аисты гнездо? Аисты свили гнездо на крыше. - Где висят яблоки? Яблоки висят на яблонях. - Где растут овощи? Овощи растут на грядках. - Куда спешат люди? Люди спешат на стадион. - На чём катаются дети? Дети катаются на пони. - Куда пришли дети? Дети пришли в цирк. - Где играют малыши? Малыши играют на песочнице. - Где лежат подушка и одеяло? Подушка и одеяло лежат на кровати. - На чём сидит кошка? Кошка сидит на коврике. - На чём сидит дедушка? Дедушка сидит на кресле. - Где висит картина? Картина висит на стене. - Где стоит посуда? Посуда стоит в серванте. 12). Из данных слов составить предложения. (Каждому учащемуся даётся карточка. Дети составляют предложения со словами данными на карточках.) Лужи, на, дороге, большие. Спала, в, белка, дупле. Берёза, на, красивые, висят, серёжки. Рыба, на, приманку, клюёт. В, шумели, берёзы, роще. Ёжика, кустах, в, мальчики, нашли. Сели, озеро, на, утки. На, картина, висит, стене. Журчал, овраге, чистый, в, ручеёк. 13). Игра-физкультминутка на развитие внимания и мышления. - Я буду называть предложения, а вы внимательно слушаете. (Дети все стоят.) Если я называю в предложении правильный предлог, то вы должны подпрыгнуть на месте А если я в предложении употребляю предлог неправильно, то вы должны выполнить приседание. Волк живёт на логове. Ваза стоит на столе. Продукты покупают на магазине. Кот спит в диване. В роще пели соловьи. Арбузы растут в бахче. Кроты на земле живут. Кулик живёт в болоте. В сосновом лесу много маслят. Утром все спешат в работу. 14). Вставить пропущенный предлог “в” или “на”. (У каждого ученика на парте лежит карточка. В предложения вставить подходящий по смыслу пропущенный предлог.) Дети отдыхали…….даче. Новую мебель занесли…….комнату. ………нашей реке много рыбы. ………небе появились грозовые тучи. ……..вазе…….столе лежали фрукты. ……..крыльце стоял человек……..шубе. Саша и Коля отдыхали……..даче. Там они купались……..реке. Мальчики ходили………лес. III. Подведение итогов занятия. Рефлексия. - О каких предлогах мы говорили на сегодняшнем занятии? - На что указывают предлоги “в” и “на”? (Местонахождение, направление.) - Понравился ли вам сегодняшнее занятие? - Что на занятии вам понравилось? - Ребята, отметьте своё настроение при помощи этих рисунков. (У каждого ученика на столе лежат пиктограммы: весёлая, серьёзная и грустная.) У меня три картинки. Я выбираю весёлый рисунок. Выберите и вы рисунок, соответствующий вашему настроению. |