«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ, КАК УСЛОВИЕ ЗДОРОВЬЕ ФОРМИРУЮЩЕЙ СРЕДЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
материал по логопедии на тему
Эффективность работы учащихся на уроке на любом его этапе во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием интересного наглядного и дидактического материала, применением различных средств обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:
«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ, КАК УСЛОВИЕ ЗДОРОВЬЕ ФОРМИРУЮЩЕЙ СРЕДЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Учитель-логопед: Коробкина М.П.
Эффективность работы учащихся на уроке на любом его этапе во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием интересного наглядного и дидактического материала, применением различных средств обучения.
Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз, для учащихся старших классов - минуты психоэмоциональной разрядки. Они обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока. Предлагаемые упражнения и физкультминутки можно выполнять в трех вариантах: не вставая со стула; вставая со стула, но, не отходя от стола (парты); передвигаясь по классу (комнате).
Физкультминутки на уроках
Физкультминутки и паузы во время уроков проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, являются обязательными для всех классов начальной школы. Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (спины) и мелких мышц кистей. Они проводятся в течение 2-3 минут в момент проявления признаков утомления. Комплекс, включает 3-4 упражнения, которое повторяется не менее 4-6 раз. Выполнение упражнений должно быть эмоциональным, что может быть достигнуто путем произнесения несложных стихотворных текстов в ритме движений.
«Громко тикают часы»
Громко тикают часы (ходьба стоя)
Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево)
В школу нам пора идти (ходьба стоя)
Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево)
Мы учебники собрали (наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны)
Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево)
В школу дружно зашагали (ходьба на месте)
Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево).
«Мы похлопаем в ладоши»
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились
Ниже опустились.
Завертелись, завертелись
И остановились.
(движения выполняем в соответствии с текстом).
Гимнастика для пальчиков рук
Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. «Рука является вышедшим наружу головным мозгом»,- это высказывание Канта прозвучало еще задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение. Комплекс упражнений гимнастики для пальцев проводят в течение 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончики пальцев, кисть, предплечье, плечо.
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?(быстрое соединение пальцев в замок)
Потянули.. (пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны)
Покрутили ..(выполняются волнообразные движения кистями рук)
Постучали …( пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошкой друг об дружку)
И открыли! (пальцы расцепились).
«В сад за сливами»
Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.
Указательный, с порога, указал ему дорогу.
Средний пальчик, самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает.
А мизинчик-господинчик, в землю косточки сажает.
(на каждую строчку загибать палец).
Самомассаж пальцев рук
- Самомассаж ладоней щеткой для волос, ипликатором Кузнецова или пластмассовым ковриком «Травка».
- Самомассаж подушечек пальцев- большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее.
- Самомассаж фаланг пальцев – от ногтевой фаланги к основанию пальца.
- Самомассаж «Щелчки»- ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному, тот падает с резким стуком на стол.
- Упражнение с эспандерами- сжимаем кистевой эспандер на каждый ударный слог
«Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам
Станут пальчики сильнее,
А головушка- умнее!»
6. Мяч «Ёжик»- движения соответствуют тексту. В руках резиновый мячик
«Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь- последний трюк:
Мяч летает между рук!»
Кинезиологические упражнения
Кинезиология-наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Детям можно предложить следующие упражнения.
- «Кулак-ладонь»- обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак. Повторять смену позиций. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия-разжатия производились попеременно.
- «Оладушки»- правая рука лежит на столе ладонью вниз, левая ладонью вверх. Одновременная смена позиции.
- «Пальчики здороваются»- поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). Пальцы одной руки соприкасаются с большим поочередно. Затем- смена рук.
- «Кулак-ребро-ладонь»- три положения руки на столе последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз.
Гимнастика для глаз
Комплекс упражнений проводят в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнения на внимание.
«Ах, как долго мы писали»
«Ах, как долго мы писали, глазки у ребят устали (поморгать глазами)
Посмотрите все в окно (смотрим влево-вправо)
Ах, как солнце высоко (посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем (закрыть ладошками)
В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем ( смотрим вверх-вправо и вверх-влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз (посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись.
(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)».
Гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко
- Вверх- вниз, влево- вправо- двигать глазами вверх-вниз и влево = вправо Зажмурившись снять напряжение считая до десяти
- Круг Представить себе большой круг Обводить его глазами сначала по часовой стрелке потом против
- Квадрат Предложить детям представить себе квадрат Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний В левый верхний и в правый нижний Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата
- Рисование носом Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву Затем закрыть глаза Представить себе что нос стал таким длинным что достает до таблички Нужно написать своим носом выбранный элемент Открыть глаза и посмотреть на табличку
- Часики Развести пальчики и начать вращать Левый пальчик по часовой стрелке а правый против Следить глазами за своими пальцами Потом вращение в обратную сторону
- Буратино Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа Учитель медленно начинает считать от одного до восьми Дети должны представить что их кончик носа начинает расти они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа Затем не открывая глаз с обратным счетом от восьми до одного ребята следят за уменьшением носика
Упражнения для дыхательной гимнастики
Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища а динамические сопровождаются движениями
Можно использовать с игровыми приемами и без игровых приемов Длительность упражнений около пяти минут
- Делаем вдох и выдох с закрытым ртом сжимая попеременно ноздри по одной
- Глубоко вдыхаем и выдыхаем через нос Рот закрыт
- Вдыхаем и выдыхаем через рот
- Вдох через нос и длительный выдох через рот Следим чтобы плечи не поднимались
- Вдох через рот и выдох через нос
- Разводим руки в стороны вдох Поворачиваем туловище где руки встречаются и ладони сводятся вместе выдох Новый вдох и выдох с поворотом в другую сторону
- Руки вдоль туловища Отводим руки за голову вдох Возвращаем руки выдох
- Насос= длительно выдыхаем со звуком ссссс через рот
Упражнения на релаксацию
Упражнения на мышечное расслабление применяют при эмоциональном напряжении у детей и при избыточном напряжении в отдельных группах мышц Упражнения на мышечное расслабление способствует профилактике заболевания органов кровообращения Они облегчают дыхание и эффективны при повышенном возбуждении нервной системы Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течение трех или пяти минут
1 Трясем кистями Исходно положение руки согнуты в локтях кисти пассивно свисают Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями как тряпочками
- Стряхиваем воду с пальцев исходное положение руки согнуты в локтях ладонью вниз кисти свисают Движениями предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц
- Поднимаем и опускаем плечи Дети как можно выше поднимают плечи и свободно опускают их в нормальное положение Сбрасывают плечи вниз
- Мельница Описывают руками большие круги делая маховые движения вперед и вверх После энергичного толчка руки освобождаются от всякого напряжения свободно взлетают описывают круг и пассивно падают Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе Следить чтобы у детей в плечах не возникло зажимов при которых в руках нарушается правильное круговое движение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе
Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....
Доклад на мо учителей нач. кл «Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учётом индивидуальных особенностей детей».
Как обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе....
Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей.
Презентация и доклад по использованию здоровьесберегающих технологий с элементами системы Базарного....
«Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей».
Тема по самообразованию....
«Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья»
За время работы в МБОУ Староюрьевской СОШ, благодаря систематической помощи более опытных коллег и методического объединени...
Создание здоровье-сберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровье-сберегающем образовании....
Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учётом индивидуальных особенностей детей.
Забота о сохранении здоровья учащихся — важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребёнка. Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укре...