Урок-соревнование "Бэмби"
учебно-методический материал по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
ИГРА - СОРЕВНОВАНИЕ
"БЭМБИ"
1А - 1Б классы
(коррекция фонематической дислексии).
Тема: "Слухопроизносительная дифференциация фонем Б - П ".
№№ п/п | Цели | Ход занятия | Наглядность, оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Подготовка учащихся к занятию. | Представить друг другу команды "Синих" - 1А класс и "Зелёных" - 1Б класс. | Синие и зелёные бантики на груди. |
Поздороваться, объявить игру-соревнование. | "Солнышко" - каждый лучик - ученик, за пра-вильный ответ - фишка зелёная или синяя. | ||
2. | Сообщение темы. Сравнительная характеристика [П] [Б] | Сегодня мы отправимся в путешествие. Путешествовать мы будем со сказочным героем, имя которого мы узнаем, посмотрев отрывок из м/фмльма. Это оленёнок Бэмби, герой книги феликса Залтера "Бэмби". Пройдём за ним по лесной тропинке. Что вы слышите? Какой звук мы слышим в начале слова ПТИЦЫ? К какой группе звуков он относится? А какой звук мы слышим в начале слова БЭМБИ? Сравните звуки П - Б. Чем они похожи? В чём отличие? Проверьте звонкость звука Б. Это согласный звонкий и для его обозначения используем синий кружок с колокольчиком. | Видеокассета с мульт-фильмом "Бэмби", книга. Аудиокассета с записью пения птиц. Ладошки прижать к макушкам, несколько раз сказать Б. Синий кружок с колокольчиком внутри. |
№№ п/п | Цели | Ход занятия | Наглядность, оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 |
3. | Выделение [Б] на фоне слова. | Ученик читает стихотворение: Щёчка, щёчка - два мешочка: Три - четыре корешочка, Пять брусничек, шесть морошек, Семь букашек, восемь мошек ... Лапкой в щёчку стук - стук: На здоровье, бурундук! Какого зверька встретил Бэмби на тропинке? Бурундук спросил у Бэмби:"В каких словах есть [Б]? Поможем Бэмби? Хлопните в ладоши, когда услышите [Б]. БА: бант, парус, упал, банан, павлин, рыба, парк. БО: небо, поле, бор, спорил, забота, полёт. БУ: буря, попугай, букет, букашка, испугать. БЫ: былинка, пыль, грибы, бык, вспыхнуть. | Рисунок с изображением бурундука. |
4. | Развитие позиционного фонематического анализа. | Ученик читает стихотворение: Скачет между травками Быстроногий зайчик. Смял своими лапками Белый одуванчик. Полетели высоко Белые пушинки. Скачет зайчик далеко По лесной тропинке. Встретил Бэмби зайчат и просили они его выполнить задание. Помогите Бэмби, определите место [Б], в начале, середине или в конце слова мы услышим [Б]. Забота, незабудки, бутон, небо, дубы, ястребы, грибы, верба. | Рисунок с изображением зайчихи и зайчат. Таблички с изображением Бэмби и схема для определения места [Б], синие кружки с колокольчиком внутри. |
№№ п/п | Цели | Ход занятия | Наглядность, оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 |
5. | Соотнесение [Б] и печатной Б. | Ученик читает стихотворение: В сосне дупло, в дупле тепло. А кто в дупле живёт в тепле? А живёт там белочка, Белочка - карелочка, Непоседа, егоза, Словно бусинки глаза! Белочка попросила Бэмби найти букву Б. А вы знаете какой буквой обозначается [Б]? Найдите как можно больше букв Б вокруг нас. | Рисунок с изображением белочки. Печатные буквы Б замаскированы в каби-нете. |
6. | Тренировка в чтении слогов с буквой Б. | Ученик читает стихотворение: Старый ёж в лесах Кавказа Как-то встретил Дикобраза. "Ну и ну!" - воскликнул Ёж,- "На кого же ты похож!" Дикобраз попросил Бэмби прочитать слоги. Прочитаем вместе с Бэмби таблицу слогов: БА БО БУ БЫ ПА БЫ БА БУ БУ ПЫ БО БА БЫ ПУ БА БО БО БУ БА ПО | Рисунок с изображением дикобраза. |
7. | Развитие звуко-буквен-ного анализа и синтеза, чтение слов с буквой Б, развитие слогового анализа и синтеза, чтение предложения. | Кого Бэмби встретил дальше вы узнаете прочитав буквы в листочках. Барсуки попросили Бэмби прочитать пословицу из слогов данных вразбивку: БЕ ЛЕС - РЕ БО НА ГАТ ТЕ СТВО. ГИ ЕГО ШЕ Поможем Бэмби и составим пословицу: Лес - наше богатство. Берегите его. | Рисунок с изображением барсуков и различные буквы в листочках, грибочках и цветочках. |
8. | Развитие лексико-грам-матических категорий, звуко- буквенного ана- | Кого Бэмби встретил дальше, вы узнаете прочитав буквы в грибочках? Волчата попросили Бэмби вставить пропущенные П - Б, прочитать слова и сказать какое слово лишнее: | Рисунок с изображением волчицы и волчат, раз-личные буквы в листочках, | ||
лиза и синтеза, тре-нировка в чтении слов с П - Б. | ... а ... очка ... чела ... аук ду ... ы | зу ... ры зе ... ра со ... оль ле ... еди | ... русника голу ... ика ря ... ина не ... о | грибочках и цветочках. | |
... арсук ка ... ан гри ... ы ... о ... ры | неза ... удка ... екас зя ... лик чи ... ис | жа ... а ... ук ду ... ы ... ерёза | |||
9. | Развитие последова-тельного фонемати-ческого анализа. | Ученик читает скороговорку: Идут бобры в сыры боры. Дальше Бэмби встретились бобры и предложили поиграть в лото. А вы помо-гите определить в названии каких предметов мы напишем букву Б и на каком месте. | Рисунок с изображением бобров, лото с картинками, наборы цифр. | ||
10. | Развитие навыка согла-сования слов в дефор-мированных предложе-ниях. Чтение деформи-рованных предложений. | Пришёл Бэмби на полянку, а там - ёлка с "умными" шишками. Сели на полянке в кружочек животные и стали читать, что же на шишках написано. Давайте им поможем. (Бабочки) порхают над (цветами). Зимняя шуба у (зайца) белая. (Белка) запасает на зиму (орехи) и (грибы). (Сова) облетает лес по ночам. Охотно ест (рыбу) (белый медведь). Дикий (кабан) любит (жёлуди). Шуба у (лисы) рыжая, пушистая. Бродит по густому лесу (лось). (Ёжик) собирает (грибы) и (яблоки). (Уточки) добывают (рыбу) в озере. Голодный (волк) бросился за (зайцами). На лесной опушке растут (грибы). | Рисунки с изображением кабана, лисы и всех предыдущих животных. Ёлка, на ветках таблички с текстом предложений, слово - предмет в виде рисунка. | ||
11. | Подведение итогов. Формирование навыка фонематического пред-ставления в умственном плане. | Вокруг Бэмби сидели звери. В названии каких животных мы слышим [Б]? Давайте подсчитаем фишки и определим команда какого класса победила. | Все рисунки. |