Описание времени года - весны
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) по теме

Логопедическое занятие о весенних изменениях природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoped._zan-e_o_vesne.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в 3 классе.

Тема: Составление описания времени года – весны.

Цель: Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.

Задачи:

  • Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме "Весна".
  • Упражнять в подборе синонимов к заданным словам.
  • Развитие умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.
  • Развитие связной речи, мышления, творческого воображения на основе составления описательного рассказа о весне.
  • Развитие фонематических процессов, речевого слуха посредством прослушивания, угадывания звуков весны.
  • Развитие тонкой моторики через игровые упражнения.
  • Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине, инициативности, самостоятельности.

Материал и оборудование для учителя:  презентация, весенние пейзажи,  аудио записи: шума ветра, пения птиц, шума дождя, журчание ручейка, восклицательный знак.

Материал и оборудование для обучающихся:  элементы букв,  разрезные картинки весны, конверты со словами.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Ход занятия:

Этапы занятия

Содержание деятельности

Коррекционно-развивающие цели

1.Орг-ый момент:

Посадка детей, рапорт дежурного.

2. Психологи-

ческий

настрой:

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

     И тихонечко сидим.

Развитие речи, памяти.

3.Речевая гимнастика:

Давайте разговаривать,

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Предлагаю подружиться

И всем вместе потрудиться.

Развитие речи, памяти.

4. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением.

- Идём через мостик. Встречаются ворота, открываем, а там стоит домик.

«Домик» - с речевым сопровождением:

Стоит домик выше, выше.

Есть окошки в нём и крыша.

Стол стоит на толстой ножке,

Рядом стульчик у окошка,

Два бочонка под столом.

Вот такой я видел дом.

- Около дома растут цветы.

«Цветы» - с речевым сопровождением:

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Развитие тонкой моторики пальцев рук.

4.Сообщение темы

занятия.

-Внимание! Я прочитаю стихотворение.

Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел, 
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла весна.
 (Слайд 2)

- Ребята, мы сегодня будем в течение занятия говорить о весенних изменениях в природе, составлять план рассказа, а по этому плану составим рассказ о весне. (Слайд 3)

- На уроках развития речи вы с Ольгой Егоровной уже говорили о весенних признаках в природе?

- На уроках чтения вы читали рассказы, стихи о весне. Назовите, по одному произведению и если вспомните и автора.

Развитие внимания.

5. Работа по теме

занятия.

Выкладывание из элементов букв слова «весна».

-Сложите из элементов букв слово «весна».

2) Посмотрите на картинки, на которых изображена весна, и скажите полным предложением, что весной бывает? (Слайд 4)

Д.: "Весной бывают сосульки. (ручейки, лужи, подснежники, мать-и-мачеха, ледоход).

-Назовите, ребята весенние месяцы.

Д.: «Весенние месяцы – март, апрель, май» (Слайды 5)

3) Складывание разрезных картинок.

-Сложите разрезную картинку (у каждого ребёнка разрезная картинка) и скажите, какой месяц на картине изображен? Что характерно для данного месяца?

Дети: «У меня на картинке месяц март. В марте свисают с крыш сосульки. На улице ещё холодно. Люди одеваются в зимнюю одежду.»; «У меня на картинке месяц апрель. В апреле бегут ручейки, и дети пускают кораблики. Появляются проталины.»; «У меня на картинке нарисованы цветущие кусты – это бывает в мае».

« У меня на картинке месяц май. В мае цветут сады. В садах начинаются весенние работы.»

-Итак, назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май).

4) - А теперь постарайтесь найти слова о весеннем солнце, небе, ручьях, ветре. С этими словами составим предложения. (Работа с карточками).

- Солнце весной какое? (Небо, какое? (Ветер какой? Ручьи какие?)

Д. Солнце яркое, тёплое, весеннее. (Слайд 6)

Д. Небо голубое, высокое, чистое.

Д. Ветер – теплый, ласковый.

Д. Небо голубое, высокое, чистое.

5)-Подберите как можно больше слов про то, что делают весной солнце, снег, ручьи. (Работа с карточками).

Д. Солнце - светит, пригревает, ласкает.

Снег - тает, оседает, темнеет.

Ручьи бегут, звенят, журчат.

- Молодцы! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

6) - Послушайте звуки весны, и отгадайте что это? Включить запись: шума ветра, пение птиц, журчание ручейка. (Слайд 7)

Развитие зрит. восприятия, моторики пальцев рук:

Уточнение словаря по теме.

Развитие

зрительного восприятия, связной речи.

Упражнение в подборе синонимов к заданным словам.

Развитие

умения согласовывать прилагательные

с существитель-ными в роде.

Упражнение в подборе глаголов к заданным словам.

Развитие грамматического строя речи, развитие устной речи.

Упражнение

на развитие фонематичес-

кого слуха.

6. Физкульт-минутка

Солнце с неба посылает (Слайд 8)

Лучик, лучик, лучик.    (Дети ритмично

               скрещивают руки над головой).
И им смело разгоняет    

Тучи, тучи, тучи.   (Плавно покачивают

                                   руки  вверху).

Лучик нежно согревает  

Щечки, щечки, щечки. (Ритмично

                                      потирают щеки).

А весной на носик ставит  

Точки-точки-точки       (Ритмично

            постукивают пальцем по носу).
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!

Развитие координации движения рук.

7)-А теперь будем составлять план нашего рассказа и составим предложения (Слайд 9)(Составление плана рассказа).

     План.

1.Солнышко.

-Составим предложение про солнышко. Как светит солнышко весной?

Д. Весной солнышко светит ярко.

2. Небо.

-Небо весной какое?

Д. Небо голубое, высокое, чистое.

3.Ветер.

-Какой дует ветер весной?

Д. Дует тёплый, ласковый ветерок.

4. Ручейки.

-Какие бегут ручейки?

Д.  Бегут звонкие, быстрые ручейки.

- Замечательно! Молодцы!

-Какие изменения в природе ещё происходит весной?

5. Деревья. (Слайд 9)

На деревьях набухают почки, и появляются первые листочки.

6. Трава и цветы. (Слайд 10)

Д. Зеленеет трава. Расцветают подснежники, мать-и-мачеха.

8)-Скажите, а что ещё происходит весной в живой природе?

Д. Прилетают птицы. 

7. Птицы. (Слайд 11)

-Какие птицы прилетают? (Грачи, скворцы, ласточки).

Д. Возвращаются из тёплых стран грачи, скворцы, ласточки.

-Ещё что происходит в живой природе?

Просыпаются медведи,ежи, ужи.

8. Животные. (Слайд 12)

-Чем занимаются люди весной?

9. Труд людей. (Слайд 13)

Д. Вывешивают скворечники на деревья.

Прибираются на улице, убирают вытаявший мусор.

Начинают работать в саду и в огороде.

Весна.

      Весной небо голубое, чистое. Солнышко светит ярко. Дует тёплый, ласковый ветерок. Журчат весёлые ручейки. На деревьях набухают почки. Зеленеет трава, расцветают подснежники, мать-и-мачеха.

      Возвращаются из тёплых стран грачи, скворцы и жаворонки. Просыпаются медведи, ежи и ужи. Люди вывешивают скворечники. Начинают работать в саду и в огороде.

Развитие грамматического строя речи.

Развитие связной речи, мышления, творческого воображения.

7. Итог занятия.

-Чем мы сегодня на занятии занимались?

(Слайд 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".

Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....

Сценарий внеклассного мероприятия "В гостях у времен года. Весна"; 3 класс

В гостях у времен года.«Весна».Времена года: зима, весна, лето, осень. Какое из них лучше?Зима. Это первый пушистый снег, деревья в инее, словно покрытые серебром. Санки, коньки, лыжи.Весна. Изумрудна...

"Времена года. Смена времен года"

Конспект урока с использованием ИКТ "Времена года. Смена времен года"...

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам в логопедической работе с дошкольниками и младшими школьниками по временам года."Весна"

По мнению ученых, пальчиковая гимнастика активизирует работу речевых зон в коре головного мозгаРазвитие движений пальцев рук, их координированность находится в прямой связи с развитием речи....

Конспект урока по "Окружающему миру" на тему "Времена года. Смена времен года" для 2 класса.

Конспенкт урока по предмету "Окружающий мир" 2 класс УМК "Перспектива"....

Презентация на тему "Чистоговорки по временам года. Весна".

Презентация поможет в работе по развитию дикции детей и автоматизации тех звуков, произнесение которых вызывает затруднение....

«Ориентирование во времени: время года «Зима». Признаки времени года».

Технологическая карта по развитию психомоторики и сенсорных процессов...