Описание времени года - весны
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) по теме
Логопедическое занятие о весенних изменениях природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoped._zan-e_o_vesne.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие в 3 классе.
Тема: Составление описания времени года – весны.
Цель: Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.
Задачи:
- Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме "Весна".
- Упражнять в подборе синонимов к заданным словам.
- Развитие умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.
- Развитие связной речи, мышления, творческого воображения на основе составления описательного рассказа о весне.
- Развитие фонематических процессов, речевого слуха посредством прослушивания, угадывания звуков весны.
- Развитие тонкой моторики через игровые упражнения.
- Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине, инициативности, самостоятельности.
Материал и оборудование для учителя: презентация, весенние пейзажи, аудио записи: шума ветра, пения птиц, шума дождя, журчание ручейка, восклицательный знак.
Материал и оборудование для обучающихся: элементы букв, разрезные картинки весны, конверты со словами.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Ход занятия:
Этапы занятия | Содержание деятельности | Коррекционно-развивающие цели |
1.Орг-ый момент: | Посадка детей, рапорт дежурного. | |
2. Психологи- ческий настрой: | Долгожданный дан звонок- Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. | Развитие речи, памяти. |
3.Речевая гимнастика: | Давайте разговаривать, И будем выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Предлагаю подружиться И всем вместе потрудиться. | Развитие речи, памяти. |
4. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением. | - Идём через мостик. Встречаются ворота, открываем, а там стоит домик. «Домик» - с речевым сопровождением: Стоит домик выше, выше. Есть окошки в нём и крыша. Стол стоит на толстой ножке, Рядом стульчик у окошка, Два бочонка под столом. Вот такой я видел дом. - Около дома растут цветы. «Цветы» - с речевым сопровождением: Наши нежные цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. | Развитие тонкой моторики пальцев рук. |
4.Сообщение темы занятия. | -Внимание! Я прочитаю стихотворение. Кто пришёл так тихо-тихо? - Ребята, мы сегодня будем в течение занятия говорить о весенних изменениях в природе, составлять план рассказа, а по этому плану составим рассказ о весне. (Слайд 3) - На уроках развития речи вы с Ольгой Егоровной уже говорили о весенних признаках в природе? - На уроках чтения вы читали рассказы, стихи о весне. Назовите, по одному произведению и если вспомните и автора. | Развитие внимания. |
5. Работа по теме занятия. | Выкладывание из элементов букв слова «весна». -Сложите из элементов букв слово «весна». 2) Посмотрите на картинки, на которых изображена весна, и скажите полным предложением, что весной бывает? (Слайд 4) Д.: "Весной бывают сосульки. (ручейки, лужи, подснежники, мать-и-мачеха, ледоход). -Назовите, ребята весенние месяцы. Д.: «Весенние месяцы – март, апрель, май» (Слайды 5) 3) Складывание разрезных картинок. -Сложите разрезную картинку (у каждого ребёнка разрезная картинка) и скажите, какой месяц на картине изображен? Что характерно для данного месяца? Дети: «У меня на картинке месяц март. В марте свисают с крыш сосульки. На улице ещё холодно. Люди одеваются в зимнюю одежду.»; «У меня на картинке месяц апрель. В апреле бегут ручейки, и дети пускают кораблики. Появляются проталины.»; «У меня на картинке нарисованы цветущие кусты – это бывает в мае». « У меня на картинке месяц май. В мае цветут сады. В садах начинаются весенние работы.» -Итак, назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май). 4) - А теперь постарайтесь найти слова о весеннем солнце, небе, ручьях, ветре. С этими словами составим предложения. (Работа с карточками). - Солнце весной какое? (Небо, какое? (Ветер какой? Ручьи какие?) Д. Солнце яркое, тёплое, весеннее. (Слайд 6) Д. Небо голубое, высокое, чистое. Д. Ветер – теплый, ласковый. Д. Небо голубое, высокое, чистое. 5)-Подберите как можно больше слов про то, что делают весной солнце, снег, ручьи. (Работа с карточками). Д. Солнце - светит, пригревает, ласкает. Снег - тает, оседает, темнеет. Ручьи бегут, звенят, журчат. - Молодцы! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили! 6) - Послушайте звуки весны, и отгадайте что это? Включить запись: шума ветра, пение птиц, журчание ручейка. (Слайд 7) | Развитие зрит. восприятия, моторики пальцев рук: Уточнение словаря по теме. Развитие зрительного восприятия, связной речи. Упражнение в подборе синонимов к заданным словам. Развитие умения согласовывать прилагательные с существитель-ными в роде. Упражнение в подборе глаголов к заданным словам. Развитие грамматического строя речи, развитие устной речи. Упражнение на развитие фонематичес- кого слуха. |
6. Физкульт-минутка | Солнце с неба посылает (Слайд 8) Лучик, лучик, лучик. (Дети ритмично скрещивают руки над головой). Тучи, тучи, тучи. (Плавно покачивают руки вверху). Лучик нежно согревает Щечки, щечки, щечки. (Ритмично потирают щеки). А весной на носик ставит Точки-точки-точки (Ритмично постукивают пальцем по носу). | Развитие координации движения рук. |
7)-А теперь будем составлять план нашего рассказа и составим предложения (Слайд 9)(Составление плана рассказа). План. 1.Солнышко. -Составим предложение про солнышко. Как светит солнышко весной? Д. Весной солнышко светит ярко. 2. Небо. -Небо весной какое? Д. Небо голубое, высокое, чистое. 3.Ветер. -Какой дует ветер весной? Д. Дует тёплый, ласковый ветерок. 4. Ручейки. -Какие бегут ручейки? Д. Бегут звонкие, быстрые ручейки. - Замечательно! Молодцы! -Какие изменения в природе ещё происходит весной? 5. Деревья. (Слайд 9) На деревьях набухают почки, и появляются первые листочки. 6. Трава и цветы. (Слайд 10) Д. Зеленеет трава. Расцветают подснежники, мать-и-мачеха. 8)-Скажите, а что ещё происходит весной в живой природе? Д. Прилетают птицы. 7. Птицы. (Слайд 11) -Какие птицы прилетают? (Грачи, скворцы, ласточки). Д. Возвращаются из тёплых стран грачи, скворцы, ласточки. -Ещё что происходит в живой природе? Просыпаются медведи,ежи, ужи. 8. Животные. (Слайд 12) -Чем занимаются люди весной? 9. Труд людей. (Слайд 13) Д. Вывешивают скворечники на деревья. Прибираются на улице, убирают вытаявший мусор. Начинают работать в саду и в огороде. Весна. Весной небо голубое, чистое. Солнышко светит ярко. Дует тёплый, ласковый ветерок. Журчат весёлые ручейки. На деревьях набухают почки. Зеленеет трава, расцветают подснежники, мать-и-мачеха. Возвращаются из тёплых стран грачи, скворцы и жаворонки. Просыпаются медведи, ежи и ужи. Люди вывешивают скворечники. Начинают работать в саду и в огороде. | Развитие грамматического строя речи. Развитие связной речи, мышления, творческого воображения. | |
7. Итог занятия. | -Чем мы сегодня на занятии занимались? (Слайд 14) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".
Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....
Сценарий внеклассного мероприятия "В гостях у времен года. Весна"; 3 класс
В гостях у времен года.«Весна».Времена года: зима, весна, лето, осень. Какое из них лучше?Зима. Это первый пушистый снег, деревья в инее, словно покрытые серебром. Санки, коньки, лыжи.Весна. Изумрудна...
"Времена года. Смена времен года"
Конспект урока с использованием ИКТ "Времена года. Смена времен года"...
Пальчиковая гимнастика по лексическим темам в логопедической работе с дошкольниками и младшими школьниками по временам года."Весна"
По мнению ученых, пальчиковая гимнастика активизирует работу речевых зон в коре головного мозгаРазвитие движений пальцев рук, их координированность находится в прямой связи с развитием речи....
Конспект урока по "Окружающему миру" на тему "Времена года. Смена времен года" для 2 класса.
Конспенкт урока по предмету "Окружающий мир" 2 класс УМК "Перспектива"....
Презентация на тему "Чистоговорки по временам года. Весна".
Презентация поможет в работе по развитию дикции детей и автоматизации тех звуков, произнесение которых вызывает затруднение....
«Ориентирование во времени: время года «Зима». Признаки времени года».
Технологическая карта по развитию психомоторики и сенсорных процессов...