Методические рекомендации
методическая разработка по логопедии на тему
Методические рекомендации, работа с речевой картой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich._rekomendatsii_k_rechevoy_karte.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по заполнению анамнестических данных.
Характер протекания беременности – токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания.
Роды – досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, затяжные, использование родовспоможения, стимуляция, когда закричал ребёнок, наблюдалась ли асфиксия.
Перенесённые заболевания – пневмония, простуды, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы заболевания.
Слух – норма (N), снижение слуха.
Зрение – N, близорукость, косоглазие, амблиопия, атрофия зрительного нерва, ограничение поля зрения.
Раннее физическое развитие – N, с задержкой (начал держать голову – N 2 мес., сидеть N 6 мес., ползать – N 5-6 мес., стоять – N 7-8 мес., ходить – N 1 год).
Раннее речевое развитие – N, с задержкой (гуление – N 3 мес., лепет – N 5 мес., первые слова – N 1 год, первая фраза – N 2 года, фразовая речь – N 3 года).
Методические рекомендации по заполнению особенностей артикуляционного аппарата.
Зубы – N, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы.
Прикус – N, ортогнатический, открытый передний, боковой: двусторонний, односторонний, глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекрёстный.
Твёрдое нёбо – N, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов.
Мягкое нёбо – длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное.
Губы – N, толстые, тонкие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, расщелина губы, увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней.
Язык – обычный, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипо -, гипертонус.
Методические рекомендации по заполнению моторной сферы.
4-5 лет
Общая моторика – N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.
Рекомендуемые исследования:
- попрыгать на обеих ногах;
- прыгнуть в длину с места;
- потопать ногами и похлопать руками одновременно;
-бросить мяч от груди и поймать его.
Ручная моторика – N (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объём движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена).
Рекомендуемые исследования:
- сложить в кольцо большой и указательный пальцы;
- поочередно сгибать и разгибать пальцы;
- выполнить упражнение «Заяц» правой, левой рукой;
- изменять положение кистей рук (кулак – ладонь).
Ведущая рука – левша, амбидекстр, правша
5-6 лет
Общая моторика – N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.
Рекомендуемые исследования:
- попрыгать на обеих ногах, на левой ноге, на правой ноге;
- прыгнуть в длину с места;
- потопать ногами и похлопать руками одновременно;
-бросить мяч от груди и поймать его, бросить мяч из-за головы;
- перепрыгнуть через игрушку
Ручная моторика – N (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объём движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена).
Рекомендуемые исследования:
- сложить в кольцо большой и указательный пальцы;
- поочередно сгибать и разгибать пальцы;
- выполнить упражнение «Заяц» правой, левой рукой;
- выполнить упражнение «Коза», «Игра на рояле»;
- проба кулак – ребро –ладонь ведущей рукой.
Ведущая рука – левша, амбидекстр, правша
6-7 лет
Общая моторика – N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.
Рекомендуемые исследования:
- попрыгать на обеих ногах, на левой ноге, на правой ноге;
- прыгнуть в длину с места;
- потопать ногами и похлопать руками одновременно;
-бросить мяч от груди и поймать его, бросить мяч из-за головы;
- перепрыгнуть через игрушку;
- подбросить и поймать мяч;
- влезть на гимнастическую стенку и слезть с неё.
Ручная моторика – N (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объём движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена).
Рекомендуемые исследования:
- сложить в кольцо большой и указательный пальцы;
- поочередно сгибать и разгибать пальцы;
- выполнить упражнение «Заяц» правой, левой рукой;
- выполнить упражнение «Коза», «Игра на рояле»;
- проба кулак – ребро –ладонь двумя руками по очереди, одновременно обеими..
Ведущая рука – левша, амбидекстр, правша
Методические рекомендации по заполнению импрессивной речи.
ОЦЕНКА (в баллах):
5 - понимает обращённую речь в полном объёме;
4 – хорошо ориентируется в названиях предметов, изображённых на картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, признаков предметов;
3- понимает обращённую речь на бытовом уровне, понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром:
2 – понимание обращённой речи ограниченное, в пределах ситуации;
1 – ребёнок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на своё имя, реже на интонации запрещения или поощрения.
Методические рекомендации по заполнению сенсомоторного уровня речи.
Разборчивость:
5 баллов – разборчивость речи не нарушена;
4 балла – разборчивость речи несколько снижена;
3 балла - речь смазанная, невнятная;
2 балла - речь мало понятная окружающим;
1 балл – речь понятна только близким.
Темп:
5 – темп соответствует норме;
4 – незначительные, единичные нарушения темпа речи;
3 – темп речи быстрый (замедленный), запинки.
2 – тахилалия, брадилалия, заикание.
1 – значительные нарушения темпа речи, затрудняющие её понимание.
Ритм :
5 – ритм речи соответствует норме;
4 - незначительные, единичные нарушения ритма речи;
3 – нарушения ритма речи (дисритмия, растянутый, скандированный ритм речи);
2 – проявления гиперкинезов;
1 - значительные нарушения ритма речи, затрудняющие её понимание.
Дыхание:
5 – дыхание свободное;
4 – незначительные, единичные нарушения дыхания;
3 – частые нарушения дыхания (затруднённое дыхание, поверхностное, неглубокое, неровное; носовое дыхание затруднено);
2 – дыхание ключичное, ротовой вдох не сформирован, носовое дыхание отсутствует, при фонации выдох смешанный;
1 – грубые нарушения дыхания, несформированность речевого дыхания.
Голос:
5 – N
4 – голос тихий, слабый; отклонений тембра нет;
3 – голос монотонный, тихий, маломодулированный, незначительные отклонения тембра;
2 – нарушения тембра голоса (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий); наличие носового оттенка;
1 – особенности голоса невозможно определить из-за невнятности речи.
Методические рекомендации по заполнению артикуляционной моторики.
При обследовании логопед отмечает:
Объём движений – строго ограничен, неполный, полный;
Тонус – N, повышен, понижен;
Подвижность – достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия;
Переключаемость, точность движений – достаточная, недостаточная;
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения;
4 – все движения доступны, объём полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны;
3 – замедленное и напряжённое выполнение;
2 – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
1 – невыполнение.
Звукопроизношение
В процессе обследования логопед отмечает:
- N; (5 баллов)
- фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи; (4 балла)
- фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения); (3 балла)
- фонологические дефекты (замены, смешения). (2-1 балл)
ОЦЕНКА ( в баллах):
5 – безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;
4 – один - два звука правильно произносятся изолированно и отражённо, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы);
3 – нарушено произношение трёх - пяти звуков;
2 – в любой позиции искажаются или заменяются шесть –девять звуков;
1 – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются десять и более звуков.
Методические рекомендации по заполнению слоговой структуры.
В ходе проведения обследования логопед отмечает:
- N; (5 баллов)
- негрубые нарушения слоговой структуры слова; (4-3 балла)
- структура нарушена. (2-1 балла)
Указывает виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципация (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии (замены).
ОЦЕНКА ( в баллах):
5 – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;
4 – воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки;
3- замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры.
2- искажение слоговой структуры;
1 – невоспроизведение.
Фонематический слух
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – все задания выполнены верно;
4 – допускаются одна – две ошибки, но исправляются самостоятельно;
3 – ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения;
2 – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
1 – невыполнение.
По результатам проведённого обследования делается вывод:
- фонематический слух в норме (5балла);
- фонематический слух развит недостаточно (4-3 балла);
- фонематический слух нарушен (2-1 балла).
Методические рекомендации по заполнению языкового анализа и синтеза.
При обследовании логопед отмечает:
-N, ( 5 баллов)
- навыки языкового анализа и синтеза сформированы недостаточно, (4-3 балла)
- не сформированы.(2-1 балл)
ОЦЕНКА ( в баллах):
5 – все задания выполнены верно с первой попытки;
4 – допускаются 1-2 ошибки, но исправляются самостоятельно;
3 – задания выполняются с ошибками, 1-2 задания недоступны;
2 – большая часть заданий недоступна
1 – неверные ответы, отказ от выполнения.
Методические рекомендации по заполнению грамматического строя речи.
При обследовании логопед отмечает:
-N; (5 баллов)
- грамматический строй сформирован недостаточно; (4-3 балла)
- не сформирован. (2-1 балла)
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
4- единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса
3- большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);
2- большинство заданий не выполняются;
1 – невыполнение.
Методические рекомендации по заполнению лексики.
При обследовании логопед отмечает:
- N (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме); (5 баллов)
- словарный запас в пределах обихода; (4-3 балла)
- словарный запас резко ограничен (2-1 балл).
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
4- единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса
3- большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);
2- большинство заданий не выполняются;
1 – невыполнение.
Методические рекомендации по заполнению словообразования.
При обследовании логопед отмечает:
- - N (навыки словообразования сформированы, соответствуют возрастной норме); (5 баллов)
- навык словообразования в стадии формирования; (4-3 балла)
- навык словообразования не сформирован.(2 -1 балл)
ОЦЕНКА ( в баллах):
5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
4- единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса
3- большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);
2- большинство заданий не выполняются;
1 – невыполнение.
Методические рекомендации по заполнению связной речи.
При обследовании логопед отмечает:
- уровень развития связной речи соответствует возрастной норме; (5 баллов)
- в стадии формирования, требует дальнейшего развития; (4-3 балла)
- не сформирована. (2 -1 балл)
ОЦЕНКА ( в баллах):
5 – пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм;
полностью передаётся содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения, употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения;
4 – пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно – стилистических элементов, недостаточная развёрнутость высказывания;
3 – пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуски частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложения;
2 – пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажение смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов;
1 – пересказ даже по вопросам недоступен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”
В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.
В материале представлены методические рекомендации по проведению изложений и сочинений в начальной школе....
Пояснительная записка к методическому семинару "Методические рекомендации по конструированию специальных заданий для подготовки к итоговой комплексной работе в начальных классах по ФГОС"
Пояснительная записка(выступление) к методическому семинару....
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...
Методические рекомендации к программе наставнической деятельности «Наставник – путь к успеху» (Организация и рекомендации)
Предпосылкой создания концепции программы стали особые образовательные потребности одного класса ГКОУ РОО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28», получающих образование в дистан...