О необходимости своевременной логопедической помощи Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка, являясь одним из наиболее мощных факторов и стимулов его развития. Это обусловлено исключительной ролью, которую играет речь в развитии человека. Речь является средством общения, выражения и формирования мыслей, так как мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания, а также оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения и, таким образом, служит активным средством всестороннего развития личности ребенка. Все это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение различных речевых нарушений. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Возрастные несовершенства речи в раннем возрасте общем соответствуют психическому и физическому развитию ребенка. Но к старшему дошкольному возрасту проблемы, связанные со звукопроизношением должны быть решены. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие устной, а в дальнейшем и письменной речи. К моменту поступления в школу у ребенка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению. Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются еще задолго до обучения в школе. Дети с речевыми нарушениями входят в группу риска по адаптации в школе и должны быть под особым вниманием школьного учителя-логопеда. Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Специфические (дисграфические) ошибки письменной речи» Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов: пропуски букв и слогов - «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинес» (принес); перестановки букв и слогов - «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» наступила); недописывание букв и слогов - «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли); наращивание слов лишними буквами и слогами - «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква); искажение слова - «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «спеки» (с пенька); слитное написание слов и их произвольное деление - «нас тупила» (наступила), «виситнастные» (висит на стене), «у стала» (устала); неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений - «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером.» замена одной буквы на другую - «зуки» (жуки), «панка» (банка), «шапоги» (сапоги); нарушение смягчения согласных - «василки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь). Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи: аграмматизмы - «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки (пять желтеньких цыплят). слитное написание предлогов и раздельное написание приставок - «вкармане», «при летели», «в зяла» (взяла), «подороге». Ошибки, обусловленные недостаточным уровнем развития зрительно - пространственного восприятия, зрительно – моторной координации: увеличение или уменьшение количества сходных элементов: п-т, и- ш, л – м и т. д. замена второго не сходного элемента: и- у, б – д, и – ц… замена сходных элементов букв по расположению в пространстве: д-в, п- и.. зеркальное письмо: Е – З, У – Ч…. Если Вы обнаружили в тетрадях своего ребенка подобные «нелепые» ошибки, учитывайте тот факт, что такие ошибки лучше всего поддаются исправлению тогда, когда ребенок учится во втором или в третьем классе. Не упустите время! Речевая готовность ребенка к школе Общеобразовательный уровень нашего общества изменился в связи со стремительным развитием в XXI веке науки и средств массовой информации. Программы общеобразовательных школ усложнились, сроки начала обучения детей в школе значительно сдвинулись. С другой стороны, значительно возросло и продолжает возрастать число детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии. Это связано с воздействием различных неблагоприятных факторов (экологическая обстановка, хронические заболевания родителей, осложнения в протекании беременности и родов у матери и т.д.) и отрицательно сказывается на дальнейшем развитии ребенка, на формировании структур нервной системы, на его речевом развитии. Дети с нерезко выраженными отклонениями в развитии в дошкольном возрасте обычно не вызывают особой тревоги у родителей и, к сожалению, многие из этих детей приходят в школу недостаточно подготовленными. С началом школьного обучения они зачастую с трудом овладевают грамотой, пишут со стойкими, специфическими ошибками, не успевают за темпом класса и очень скоро попадают в разряд неуспевающих. Родители должны знать, что процесс письма и чтения – это сложные психофизиологические процессы, в осуществлении которых участвуют различные отделы коры головного мозга. Для овладения письмом и чтением необходима достаточная сформированность целого ряда психических процессов, таких как память, внимание, мышление. Письменная речь с самого начала усваивается сознательно и только в процессе специального обучения, что сопряжено с большими трудностями. |