Родительный падеж
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) по теме
На логопедическом занятии по теме "Родительный падеж" учащиеся третьего класса знакомятся с особенностями употребления в речи существительных в родительном падеже. Занятие проводится в форме путешествия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
На логопедическом занятии учащиеся закрепляют формы родительного падежа в речи. | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Родительный падеж.
Цели:
Уточнить и расширить знания учащихся о существительных родительного падежа.
Закрепить в речи учащихся формы родительного падежа.
Обогатить словарный запас по теме «Профессии».
Работать над слоговым и звуковым анализом и синтезом слов, анализом предложений.
Оборудование: город падежей; домик с падежными вопросами, окончаниями, предлогами; картинки с изображением людей разных профессий, карточки для индивидуальной работы; таблицы, мяч.
Ход занятия
- Оргмомент.
- Сядет тот, кто правильно составит слово из слогов. (Запись на доске).
дож-ник-ху; рет-порт;
ка-воч-де; су-ри-нок;
чи-у-тель; ник-че-у;
тор-док; чик-маль;
- Актуализация знаний.
- Составьте предложения. Слова второго столбика поставьте в винительном падеже.
художника портрет
девочка рисунок
учитель ученик
доктор мальчик
(Предложения записываются на доске:
Художник рисует портрет. Доктор лечит мальчика.)
- Что общего в И.п. и В.п.? (Неодушевлённые существительные в И.п. и В.п. отвечают на вопрос что?, могут иметь одинаковые окончания).
- Чем отличаются эти падежи? (Одушевлённые существительные в И.п. отвечают на вопрос кто?, в В.п. на вопрос кого?, имеют разные окончания).
Существительные в И.п. в предложении являются подлежащими, существительные в В.п. являются дополнениями. Существительное в И.п. само производит действие, поэтому оно является подлежащим. Существительное в В.п. испытывает на себе действие другого предмета.
- Сегодня мы продолжим путешествие по Городу падежей. Прочитаем
стихотворение (запись на доске), определим падежи выделенных имён существительных.
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб упал,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
- Зададим вопросы к выделенным словам. (чего? откуда? где?)
1
- Какой падеж отвечает на эти вопросы? (Родительный падеж).
- Назовите предлоги Р.п. (из, до, с, без, для, около, вокруг, у, от).
- Сегодня мы с вами совершим экскурсию по улице Родительного падежа. (Вопроси предлоги Р.п. выставляются в домики).
- Узнаем, какие деревья растут на улице Р.п.
(Дети берут листочки разных деревьев, составляют словосочетания, записывают на доске, выделяют окончания).
Лист берёзы, лист клёна, лист сирени, ольхи, липы, вяза, тополя.
- Зайдём в кафе, сделаем заказы. (Детям раздаются карточки, они составляют слова из слогов и букв).
Я закажу чашечку чая, стакан молока, стакан кефира, кружку воды, стакан компота, бокал напитка).
(ку-чаш; й, ч, а;), (кан-ста; м, л, к, о, о, о;), (кан-ста; е,к, ф, и, а, р;), (ку-круж; о, в, ы, д;),
(кан-ста; к, м, п, т, о, о, а;), (кал-бо; н, п, т, к, а, и, а;).
- Заглянем на почту, поможем раздать корреспонденцию.
Что? Для кого?
газета журнал открытка письмо
мама сын папа дочь
(Дети записывают словосочетания на доске, выделяют окончания в Р.п.)
- Зайдём в магазин, сделаем покупки, для этого образуем словосочетания в Р.п.
Хрустальная ваза – ваза из хрусталя.
Золотое кольцо – кольцо из золота.
Серебряная ложка – ложка из серебра.
Шерстяной свитер – свитер из шерсти.
Резиновый мяч – мяч из резины.
- Физкультминутка с мячом. Логопед показывает картинки, дети отвечают, чего не хватает.
(Самолёт без крыла, собака без хвоста, стул без ножки, дверь без ручки и т.д.).
- Составим словосочетания с существительными в Р.п. множественного числа.
букет пирожки
корзина щи
блюдо розы
кастрюля скрепки
пачка яблоки
коробка письма
стакан перчатки
стопка овощи
мешок книги
- Мы в типографии. Исправьте ошибки. (Индивидуальная работа).
2
- В магазине не нашлось ни чулков (чулок), ни носок (носков).
- Взвесьте мне пять килограмм (килограммов) яблок.
- Васе исполнилось десять годов (лет).
- По болоту нельзя ходить без сапогов (сапог).
- После каникулов (каникул) ученики пришли в школу.
- Пять килограммов помидор (помидоров) стоит двести рублей.
- Катя разбила несколько чашков (чашек) и бледец (блюдцев).
- Через пять неделей (недель) начнётся чемпионат по футболу.
(Задания выполняется устно, затем зачитывается таблица, выделяются окончания слов).
граммов яблок
килограммов туфель
апельсинов полотенец
помидоров блюдец
мандаринов чулок
носков сапог
- Сделаем покупки в магазине. ( Детям раздаются карточки, они составляют предложения).
500, граммы, помидоры; 1 кг, яблоки; 2 кг, мандарины; пара, туфли; 2, пара, носки; 5, полотенца; 8, блюдца; 2, пара, чулки;
(Я покупаю 500 граммов помидоров. Я покупаю 2 пары чулок.)
- Итог занятия.
С каким падежом мы сегодня познакомились?
Назовите вопросы этого падежа.
Назовите окончания существительных в родительном падеже.
С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?
Какими членами предложения являются существительные в родительном падеже?
3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе"Родительный падеж имен существительных"
Урок русского языка на тему осени....
Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией)
Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией). Программа "Школа России"...
Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"
Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...
Презентация к уроку по русскому языку для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных".
Презентация к уроку русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России" автор учебника Рамзаева Т.Г. В презентации: тема урока (должны сформулирова...
Открытый урок по теме: "Различие в определении именительного, винительного и родительного падежей."
Урок был проведен в рамках ежегодного дня-практикума ". Тема дня-практикума "Гуманизация образовательного пространства".В ходе самостоятельной работы исполльзуются индивидуальные карточки, соста...
Конспект урока по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж" УМК "Перспектива"
Цель: расширение знаний об именах существительных; формирование умения находить в предложении имена существительные в родительном падеже; формирование умения верно употреблять окончания существительны...