«Как хочется, чтобы меня понимали!» (Консультация для педагогов и родителей)
консультация по логопедии по теме

Булавацкая Ирина Вячеславовна

 

В практике работы соответствующего круга специалистов появились и широко используются такие термины, как «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями», «дети группы риска» и т.д. Это достаточно большая категория детей, страдающих соматическими и психическими заболеваниями, приводящими или не приводящими к инвалидности, но, несмотря на все сложности своей жизни, дети даже с ограниченными возможностями остаются прежде всего детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Как хочется, чтобы меня понимали!»
(Консультация для педагогов и родителей)

Как хочется, чтобы меня понимали! Я знаю, что плохо говорю и неправильно произношу странные звуки «Р» и «Ш»… Все улыбаются, но никто не может понять, как грустно мне в этот момент, ведь я старался, наверное, зря. Так и хочется кричать и плакать: помогите мне, поймите же меня. И меня жалеют и успокаивают, но не понимают…

Из невысказанного ребенком.

Мы живем в удивительном мире – он полон разнообразия и гармонии. И главным его украшением является объединение в одном пространстве невероятно разных людей, явлений, обстоятельств. К сожалению, далеко не всем дано от рождения богатырское здоровье. На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростов. За последние годы среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей с отклонениями в развитии. В практике работы соответствующего круга специалистов появились и широко используются такие термины, как «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями», «дети группы риска» и т.д. Это достаточно большая категория детей, страдающих соматическими и психическими заболеваниями, приводящими или не приводящими к инвалидности, но, несмотря на все сложности своей жизни, дети даже с ограниченными возможностями остаются прежде всего детьми.

«Дети, подобно взрослым, стараются дотягиваться

или опускаться до ожиданий, которые с ними связывают».

Родители могут любить своего ребенка не за что-то, а несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества. (Обусловленная любовь)

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными,

а именно: искусство управлять и искусство воспитывать.
                                          И.Кант.

Классификация стилей родительского поведения, основанная на сочетании контроля и теплоты.

          Таблица 1

Стили родительского

воспитания

Уровень родительского

контроля

Уровень теплоты отношений между родителями и ребёнка

Авторитетный стиль

Умеренно высокий контроль

Тёплые отношения

Авторитарный стиль

Высокий контроль

Холодные отношения

Либеральный стиль

Низкий контроль

Тёплые отношения

Индифферентный стиль

Низкий контроль

Холодные отношения

   

 Таблица 2

Стили родительского

воспитания

Родители

Дети

Авторитетный стиль

Признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил  поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах.

Превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развиты самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль

Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие ограничения и правила, не допускают никаких обсуждений; позволяют ребенку лишь в незначительной степени быть независимым от них.

Обычно замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки, как правило, остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Либеральный стиль

Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка. Безусловная родительская любовь. Открыты для общения, однако, преобладающее направление коммуникации – от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве со стороны родителей; родители не устанавливают  каких-либо ограничений.

Склонны к непослушанию, агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. Иногда они становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным детям. Закрыты для общения.  Заняты собственными проблемами.

В случае, если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам, что приводит к делинкветному поведению.

Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка. Безусловная родительская любовь. Открыты для общения, однако, преобладающее направление коммуникации – от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве со стороны родителей; родители не устанавливают  каких-либо ограничений.

Дети склонны к непослушанию, агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. Иногда они становятся активными, решительными и творческими людьми.

Формирование самооценки.

        Самооценка - один из важнейших факторов развития личности. Самооценка ребёнка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих, собственной деятельности и собственной оценки ее результатов.

        При столкновении положительной оценки в семье и отрицательной в образовательном учреждении, у ребенка возникают обидчивость, упрямство, драчливость. Эти формы поведения становятся чертами личности, если такая ситуация продолжается длительное время. Отрицательные качества личности возникают в ответ на потребность ребенка избежать тяжелых аффективных переживаний (связанных с потерей уверенности в себе). Так, например, помещение умственно отсталого ребенка в общеобразовательную школу, формирует у него отрицательную самооценку. Ситуация осложняется, если отец не скрывает своего раздражения, а мать захваливает своего ребенка.

        Для успешно развивающейся личности ребёнка необходимо, чтобы у взрослых с детьми были выработаны следующие  принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

        Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением  в семье. Правильная организация семейного воспитания позволяет создать адекватные психолого-педагогические условия для преодоления недостатков речи и общего развития детей.



Предварительный просмотр:

Особенности личностного развития детей с нарушениями речи.

Рекомендуется всем, кто работает с детьми, имеющими отклонения в развитии:

Если вы не видите немедленного результата

хорошего или плохого, — будьте терпеливы и наблюдайте.

Дипак Чопра.

        Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребёнка. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребёнка.

        Эмоции и чувства человека, являясь отражением его реальных отношений к значимым для него объектам и субъектам, не могут не изменяться под влиянием нарушений речи или других сенсорных систем, при которых сужаются сферы чувственного познания, изменяются потребности и интересы.

Дети с нарушениями речи  имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и их сверстники, и проявляют те же эмоции и чувства, хотя степень и уровень их развития могут быть отличны от таковых у здоровых детей (А. Г. Литвак, Б. Гомулицки, К. Pringle, N. Gibbs, D. Warren).

        Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально развивающихся сверстников, возникающее в возрасте 4 —5 лет, понимавшие и переживание своего дефекта в подростковом возрасте, осознание ограничений в выборе профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте. Наконец, глубокое стрессовое состояние возникает при приобретенном нарушении речи у взрослых. Для |диц, недавно утративших речь, характерны также сниженная, самооценка, низкий уровень притязаний и выраженные депрессивные компоненты поведения.

        В настоящее время особое внимание уделяется особенностям личностного развития детей с нарушениями в речевом развитии в рамках  отрасли специальной психологии логопсихологии, которая изучает причины, механизмы, симптоматику, структуру нарушений в познавательной, эмоционально-волевой сферах, а также межличностных отношений у детей с нарушениями в речевом развитии. Объект изучения определяется тем, что при различных нарушениях речи наблюдаются и различные особенности психических процессов, состояний и свойств, которые необходимо учитывать в коррекционной и психолого-педагогической работе.

        Психолого-педагогические исследования убедительно показывают важную роль общения со сверстниками в формировании личности ребёнка и его взаимоотношений с другими детьми (Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, А. П. Усова). Нарушение общения и связанное с ним отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к искажённому формированию межличностных отношений (Е. А. Аркин, Л. И. Божович). Наличие речевого дефекта оказывает отрицательное влияние на формирование личности ребёнка и его отношений с окружающими. Особенности взаимодействия таких детей формируются специфично в связи с особенностями их личностного развития.

        Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребёнка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Изучая особенности развития дошкольников с общим недоразвитием речи, О. А. Слинько отмечает, что несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Личность детей с патологией речи формируется в условиях своеобразного развития вследствие имеющегося дефекта.

        В зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания речевого дефекта дошкольники с общим недоразвитием речи Чиркиной Г. В. были разделены на три группы.

        Дети первой группы не демонстрируют переживание речевого дефекта, у них не отмечаются трудности при речевом контакте. Они активно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками, широко используют при этом невербальные средства общения.  Вступают в общение и поддерживают диалог, часто обращаются друг к другу с вопросами, комментирующими и побуждающими высказываниями.

        У детей второй группы наблюдаются некоторые трудности в установлении контакта с окружающими, они не стремятся к общению, на вопросы стараются отвечать односложно, избегают ситуаций, требующих использования речи, в игре прибегают к невербальным средствам общения, демонстрируют умеренные переживания дефекта. Дети этой группы редко проявляют инициативу в общении. Однако при обращении к ним они могут поддерживать общение. Если тема разговора или ситуация вызывает эмоциональный отклик, дети проявляют активность, поддерживают начатое общение. На обращения партнёров по общению чаще реагируют практическими действиями, чем словесно. Активно комментируют свои действия и действия партнёра. В общении в основном используют диалогический цикл.

        У детей третьей группы отмечается речевой негативизм, который выражается в отказе от общения, замкнутости, наблюдается агрессивность, заниженная самооценка. Дети избегают общения с взрослым и сверстниками.  Дети этой группы редко являются инициаторами общения. Они предпочитают скорее вступить в общение с взрослым, чем со сверстником. Дети остаются безучастными к попыткам партнёров по общению привлечь их к совместной деятельности, не поддерживают начатое общение. Дети редко обращаются к сверстникам с просьбами или попытками обсуждения, наиболее часто употребляемым типом высказываний являлся вопрос, адресованный взрослому или без адресованный вопрос. Дети этой группы предпочитают действовать молча, часто не учитывая невербальный контекст ситуации. Дети создают конфликтные ситуации, активно включаются в конфликты, возникшие между другими детьми.

        Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и взрослые люди – родители и педагоги, неся перед детьми нравственную, моральную, человеческую и гражданскую ответственность.

Психологические заповеди будущего педагога

  • Откажись от стереотипов и принимай человека таким, какой он есть.
  • Верь, что в каждом человеке заложен источник позитивного развития и роста.
  • Учись отделять отдельные поступки человека от его целостной личности.
  • Не оценивай, не суди, избегай прямых советов и нравоучений.
  • Старайся понять другого человека, развивай в себе активное эмпатическое слушание.
  • Будь самим собой, не стесняйся выражать свои чувства, но делай это в неоскорбительной для других форме.
  • Овладевай знаниями, умениями, которые помогут тебе быть уверенным в своей профессиональной компетентности: «Делай как должно. И пусть будет что будет».
  • Не допускай унижения своего личного и профессионального достоинства.
  • Развивай в себе навыки сотрудничества, диалогического общения с другими людьми, независимо от их возраста, опыта, социального положения и профессионального статуса.
  • Не сжигай сегодняшнюю энергию, переживая прошлую беду или предполагаемую: «День спасения человека — сегодня!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рейтинг педагога (опрос родителей)

В опросе участвовали 20 родителей. 3 родителя поставили 4 балла – это 15%. 17 человек поставили 5 баллов, что составляет 85% и говорит о высоком рейтинге педагога. risunok.jpg  ris3.jpg...

Методические материалы для педагогов и родителей по обучению и воспитанию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Направления работы, дидактические игры и задания).

В статье даны направления работы с детьми, имеющими умеренную и глубокую умственную отсталость. К каждому направлению указаны дидактические игры и задания, позволяющие педагогам и родителям оказать ко...

Памятка по безопасности для педагога и родителей

Материал может быть использован для бесед с учащимися в школе и дома. Можно с ребятами сделать книжку [малышку с их рисунками в группе продленного дня....

Семинар – практикум для педагогов. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ОУ»

Способствовать преодолению трудностей взаимодействии с родителями период адаптации ребенка в детском саду...

Тренинг для педагогов. Тема: «Проблемы общения педагога с родителями»

План занятияТренинг взаимодействия педагога с родителями:- Первый этап тренинга посвящен применению психологических знаний при общении с родителями в своей педагогической практике.- Второй этап посвящ...

Рекомендации педагога-психолога родителям .Как помочь ребенку если он не хочет учиться

ull; Перестаньте замечать неудачи. Сосредоточьте внимание на тех школьных достижениях, которые есть. Интересуйтесь не промахами, а успехами ребенка. Приободрите его, внушите ему веру в его силы.Неиз...

Родительское собрание " Ребёнок не хочет идти в школу. Причины и способы помощи родителям"

quot; Не хочу идти в школу!" - каприз или серьёзная проблема? Как реогировать родителям. Нежелание ребёнка ходить в школу- вызов, который нужно принимать достойно. Рассказываем, почему ребёнок м...