Становление речевых навыков: проблемы и их решения
статья по логопедии (1 класс) по теме
Сегодня молодые мамы имеют все возможности для грамотного и гармоничного развития ребенка, – длительный декретный отпуск, доступные развивающие игры и дидактические материалы… Однако несмотря на это количество речевых патологий из года в год только возрастает. В чем же причина? И главное – как этого избежать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopediya_-_red.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Становление речевых навыков: проблемы и их решения.
Сегодня молодые мамы имеют все возможности для грамотного и гармоничного развития ребенка, – длительный декретный отпуск, доступные развивающие игры и дидактические материалы… Однако несмотря на это количество речевых патологий из года в год только возрастает. В чем же причина? И главное – как этого избежать?
Для начала попробуем разобраться, почему так происходит. Нагляднее будет, если мы разделим комплекс причин на две группы: физиологические и социальные. К физиологическим причинам относятся неврологические и микроневрологические патологии, приобретенные в утробе матери или во время родов; к социальным – несвоевременное и недостаточное общение с малышом.
Для того чтобы избежать негативного влияния физиологического фактора, очень важно на первом году жизни малыша регулярно посещать невролога. Чем раньше будут выявлены проблемы с развитием нервной системы, тем быстрее и эффективнее они устранятся или скорректируются, конечно, при условии грамотного ведения. В этом случае родителям остается лишь следовать рекомендациям врача.
Совсем другое дело – социальный фактор, – здесь родителям отводится главная роль, и они должны приложить все свои знания и фантазию для того, чтобы общение с малышом было ярким и интересным. Это задача максимум, а задача минимум – просто общаться как можно чаще – вместе играть, ходить на прогулки, читать книжки, заниматься творчеством… Инициатива должна исходить, в первую очередь, от родителей. Но, к сожалению, так происходит довольно редко. Чаще всего это связано с отсутствием времени или с тотальной усталостью мамы.
Телевизору – нет
Конечно, у мамы много ежедневных забот, усталость накапливается, и так хочется немного отвлечься; самый простой способ – у телевизора. Ребенок, для которого телевизор становится привычным фоном, впитывает все подряд, однако это не способствует его развитию, напротив, приносит огромный вред. Яркие картинки завораживают, но мозг маленького человека не успевает переработать поток информации, не может отфильтровать ненужное и вредное. Это приводит к повышенной возбудимости и серьезным отклонениям в развитии. Пока ребенку не исполнится три года, специалисты рекомендуют не включать телевизор вовсе. А позже – ограничить просмотр телевизора до 20 минут в день. Крайне вредно воображать, что телевизионные передачи – альтернатива живому общению. Дети, которые проводят много времени у телевизора (компьютера, планшета), растут, не получая правильного психо-эмоционального и речевого развития. Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок разговаривал с телевизором, не слушал вас и не доверял вам ни в чем…
Общайтесь с удовольствием
Многие могут пожаловаться, что играть с малышом скучно, он ведь ничего не понимает. Это заблуждение! Вы можете получить массу удовольствия от общения с крохой. Вы даже не подозреваете, как много он уже умеет и как многому он хочет научиться… благодаря Вам. Сегодня на рынке представлены качественные развивающие игрушки, доступен любой дидактический материал. Вы непременно найдете то, что понравится вам и вашему ребенку, и ежедневные занятия станут очень интересными и полезными.
С момента рождения ребенок выделяет человеческую речь из всех окружающих звуков, но даже будучи совершенно здоровым, он никогда не заговорит без речевого окружения. До того счастливого дня, когда малыш произнесет первые слова, должен пройти длительный период пассивного усвоения речи. Именно поэтому важнейшей задачей родителей является создание комфортной речевой среды.
Не упустите момент
Ребенок должен получать полноценное общение в семье, особенно важно общаться с мамой. Ведь малыш априори наиболее восприимчив к речи матери, – так было еще в утробе. Именно на маме лежит огромная ответственность. Вместе играйте, читайте, рисуйте, лепите, разговаривайте, глядя в глаза малышу, рассказывайте о предметах, которые он видит, озвучивайте каждое ваше действие… И делайте это постоянно. Тогда вы не упустите важный момент становления тех или иных речевых навыков. Не бывает РАНО, бывает ПОЗДНО. Маме нужно на 100% использовать свое преимущество и общаться с ребенком так часто, как это возможно. Не ленитесь, – от этого зависит, насколько успешен будет ваш ребенок в будущем. Бесполезно перекладывать функцию общения на няню или воспитателя, – они могут и должны лишь разнообразить речевые навыки малыша. В семье закладываются основы развития ребенка, а детские сады и клубы – это лишь помощники в социальной адаптации малыша.
От времени и качества общения зависит не только формирование речевых навыков ребенка, но и психо-эмоциональное становление личности. Чем больше вы общаетесь с малышом, тем прочнее будет связь с ним в будущем, тем более доверительные отношения вы сможете выстроить, в том числе в сложном переходном периоде.
Недостаток внимания, отсутствие общения часто приводят к общему недоразвитию речи (ОНР), а впоследствии и к задержке психического развития (ЗПР). Также важно знать, что от степени сформированности устной речи зависит и становление письменной речи. В возрасте 5 лет у ребенка может быть выявлена предрасположенность к дислексии – нарушению чтения. В таком случае необходимо провести комплекс мероприятий по профилактике дислексии и дисграфии.
Исправлять ошибки гораздо труднее, чем каждый день заниматься с малышом. Лучше поиграть с ребенком днем и прочесть ему сказку на ночь, чем потом регулярно посещать логопеда. По сути, ежедневные занятия – это основная профилактика речевых нарушений.
Советы по профилактике нарушений речи
Какие же «профилактические» советы можно дать родителям?
– Общайтесь с малышом с момента рождения. Озвучивайте все, что происходит вокруг, называйте предметы, которые окружают ребенка.
– Начните читать книжки как можно раньше. Выбирайте книги, подходящие ребенку по возрасту, с качественными текстами и картинками. В приоритете остаются детские народные сказки.
– Играйте с малышом на первом году жизни, – это способствует успешному речевому развитию. Особое внимание уделите мелкой моторике: развитие мелких движений рук напрямую связано с развитием подвижности артикуляционного аппарата. А впоследствии это поможет ребёнку легче овладеть письмом.
– Учите стихи с большим количеством жестов и движений. Если появятся жесты, то вскоре появятся звуки и слова.
– Говорите не быстро и четко. Ваша речь – образец для малыша.
– Делайте ребенку легкий массаж лицевых мышц (щек, губ и лба) 1-2 раза в день в течение 3-5 минут. Это эффективный метод профилактики и коррекции многих речевых нарушений. Обязательно проконсультируйтесь с врачом относительно техники проведения массажа!
Общение и развивающие игры – это основа для успешного развития вашего ребенка. Мозг младенца обладает колоссальными возможностями и потенциалом. Общаясь с крохой, который еще не умеет говорить, вы работаете на перспективу, и ваши старания не напрасны. Получайте удовольствие от общения и игры! Только так занятия принесут пользу, ведь малыши очень тонко чувствуют фальшь.
А для того чтобы быть в настроении, уделите время себе. У вас непременно должно быть личное пространство, и хотя бы несколько минут в день полной релаксации. Каждый день находите время для своего хобби, медитации и пр., это пойдет на пользу не только вам, но и вашему малышу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Районная опытно-экспериментальная площадка "Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе"
Районная опытно-экспериментальная площадка....
Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе
Здесь представлена презентация, как итог четырехлетней экспериментальной работы по теме "Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе". Разработчик - Лобусова Н.Ю. ;куратор- Добри...
Патриотическое воспитание, как одно из условий становления основ российской идентичности у младшего школьника: проблемы и пути решения
Статья посвящена рассмотрению проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения в современной России. Рассматривая причины обвала духовных и нравственных ценностей в современном российском о...
Становление полноценного навыка чтения как механизма формирования универсальных учебных действий
Чтение - базовый компонент воспитания, обучения и развития культуры. Оно является свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции, инструментом успеха обучающегося в шко...
Влияние семьи на становление личности ребенка. Проблемы семейного воспитания.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
Влияние семьи на становление личности ребёнка. Проблемы семейного воспитания и взаимодействие семьи и школы.
Влияние семьи на становление личности ребёнка. Проблемы семейного воспитания и взаимодействие семьи и школы....
Статья "Формирование графических навыков у детей с интеллектуальными нарушениями: проблемы и пути решения"
Статья "Формирование графических навыков у детей с интеллектуальными нарушениями: проблемы и пути решения"...