Использование коррекционно - развивающих игр в работе по автоматизации звуков.
статья по логопедии на тему

Анишина Наталья Николаевна

Представлен материал об использовании коррекционно- развивающих игр на занятиях по логопедии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Актуальность проблемы.

Значение коррекционно-развивающих игр в процессе устранения дефектов речи трудно переоценить. Работая с детьми, поступившими в речевые группы, я часто сталкиваюсь с таким положением: пройден первый этап обучения — правильно поставлены звуки, ребенок правильно употребляет их в отработанных словах и фразах, справляется с начальными видами работ по звуковому анализу, правильно определяет количество звуков, слогов в отдельном, изученном на занятии слове.

Нo вот наступает период практического применения полученных знаний в ежедневной учебной деятельности и употреблении приобретенных навыков в самостоятельной речи. В своей повседневной речевой практике дети должны в доли секунды справиться с трудной  для них задачей:
правильно воспринять и воспроизвести множество звуков, слов и их сочетаний. Именно этих практических навыков, свободного, почти неосознаваемого владения речевыми средствами и не   хватает нашим ученикам, а также времени и учебного материала для  выработки этих важнейших качеств. Нeoбходимость развить, усовершенствовать речевые навыки ребенка, вырабатывать быстроту действий, улучшать качество его умения заставляет постоянно искать новые формы работы, расширять практический материал, тренирующий речевой слух, понять, четкость восприятия, точность воспроизведения слов.

 2.Виды игровой деятельности.

Игра направлена на ориентировку в предметной и социальной действительности и ее познании. Она является социальной деятельностью и по своему происхождению, и по направленности, и по содержанию.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию детских игр, но для правильного руководства играми группировка их необходима.

Игры, используемые в работе с детьми,  имеющими нарушение речи осуществляют формирование правильной речи в ее коллективной функции, общего и речевого поведения детей коррекционно-воспитательные задачи.

а) Сюжетно-речевая игра.

 Одной из первых форм детской игровой деятельности детей с нарушением речи является сюжетно-    речевая игра. Дети с нарушениями речи  требуют  особого  внимания, это определяется их  особенностями:   они  не  уступчивы, их интересы в самостоятельной  игровой деятельности
неустойчивы, они не могут играть коллективно, долго играть одной игрушкой, некоторые дети
вообще  не умеют играть.
Сюжетно - речевая игра при целенаправленно ее использовании оказывает всестороннее влияние на развитие ребенка с нарушением речи. Она оказывает большое влияние на развитие речи, являясь первой ступенью    в    самостоятельном    общении    с мнимым собеседником – игрушкой.

В процессе игры логопед много разговаривает с детьми, с игрушкой, что очень сближает взрослого и
ребенка. У неговорящего ребенка возникает желание общаться с игрушкой, разговаривать, возникает желание попросить взрослого о чем либо, сообщить ему что-то, сказать именно словом. Логопед побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом в сюжетно- речевой игре развивается речевая активность.

Все игровые ситуации как к воспитателю, так и логопеду следует использовать для развития речи.

б) Строительные игры.

Прежде чем дети научатся делать несложные постройки и использовать их в игре, воспитатель или
логопед проводит занятия, на которых знакомит детей с мелкими и крупными строительными материалами, при этом многократно называют каждый предмет, его признаки, чтобы дети лучше усвоили словарь, учат делать не сложные постройки, а во время игр помогают воспроизводить их, сопровождая их действия речью, связывая слово с предметом, действием или признаком.

Игры со строительным материалом оказывает большое влияние на развитие речи детей, так как дети
практически получают конкретные представление о форме предмета, величине. Учатся, увидев, понимать слова, обозначающие ориентировку в пространстве, направления движения: вверху, внизу, сзади, слева, справа; учатся  понимать и правильно выполнять словесные указания: положи, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т.д.

Общаясь друг с другом в играх, дети, тем самым, совершенствуют разговорную речь. Называя каждый
предмет, постройку, действия, взрослый в целом обогащает речь ребенка сопровождая все свои действия пояснениями,   тем     самым     он    приучает возводить постройку по словесному предложению, передает последовательность действий.

в) Подвижные игры.

Подвижные игры используются для развития и совершенствования основных движений, для повышения жизнедеятельности, развития ловкости движения, смелости, находчивости.

Подвижные игры являются хорошим средством воспитания выдержки, двигательные игры способствую
выработки таких качеств ребенка как активность, самостоятельность, настойчивость, организованность,
умение подчинять свои действия правилам.

В подвижных играх с разнообразными игрушками (мячами, обручами, скакалками) дети узнают и
закрепляют понятия «вверх,  вниз, вдаль, вблизи» и др.

В процессе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве.

Важны для детей с нарушением речи игры на развитие мелких мышц, кисти руки, пальцев, координации, точности движения.

г) дидактические игры.

Дидактические игры занимают в педагогическом процессе в группах детей с нарушениями речи особое
место. Они направлены на сенсорное развитие ребенка, т.е. развитие ощущений, восприятия, которые являются источником наших знаний. Игры с дидактическими игрушками имеют большое  познавательное значение. Они расширяют кругозор детей, учат различать величину,цвет, звучание расположение в пространстве, узнавать на ощупь, находить сходства и различия.

Каждая дидактическая игра требует сосредоточенного внимания, развивает наблюдательность, память,
сообразительность, что крайне необходимо для детей с нарушением речи.

Наряду с этим осуществляется коррекционные задачи, воспитывается умение играть последовательно,
поочередно, постепенно усложняя правила действия. Закрепляются навыки одновременно начинать или
прекращать действия по сигналу педагога, и особенно воспитание внимания к речи. Закрепляются навыки пользования активной речью: умение отвечать на вопрос в нужном падеже, числе, поощряется активность детей в пользовании речью, и вместе с тем, воспитывается выдержка удержаться от желания высказаться, когда не спрашивают, точно выполнять правила или условия игры.

Такие дидактические игры, как «оденем куклу на прогулку», «уложим куклу спать», «покормим куклу обедом» проводятся со всей группой детей и имеют очень большое значение для всестороннего развития ребенка. С помощью  игр дети знакомятся с предметами одежды, посуды и др., что содействует их общему речевому развитию, усваивают определенный порядок действий при одевании, кормлении, переносят навыки, приобретенные при дидактической игре с куклой, в сюжетно - речевую игру усваивают различные признаки, назначение предметов, учатся обобщать.

Дидактические игры: «узнай,  кто говорит?», «угадай,   что в мешочке?», «что я делаю?», словесные игры «скажи, что звучит?», «назови  первый звук»  и др. направленные на развитие фонематического восприятия.

д). Игры драматизации и хороводные игры.

Эти игры развивают выразительность речи и движения, требуют согласования, слов с движением, что очень важно для детей с нарушениями речи.

3.Коррекционно - развивающие игры.

а) Структура коррекционно-развивающих игр.

Известно, что у детей младшего школьного возраста усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и устоявшихся стереотипов. Если на занятиях ребенок выполняет задания взрослого, то в игре, он решает свою собственную задачу.

В современной школьной педагогике воспитательное и обучающее значение игры признается.

Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами школьника, плохо им

усваиваются и не развивают его. В игре ребенок сам стремится научиться  тому, что он еще не умеет. Однако огромные возможности коррекционно-развивающей игры, как правило, не используются. Репертуар таких игр очень беден и охватывает узкий круг задач.

Кроме того, не редко на занятиях развивающая игра подменяется игровыми приемами, где преобладает
активность взрослого или простыми упражнениями, использование дидактических игрушек или пособий
тоже не редко называют игрой - стоит дать в руки ребенку матрешку и считается, что игра состоялась. Но это не так. Коррекционно-развивающие игры- это не  любые действии с дидактическим материалом и не игровой  прием на обязательном  учебном   занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действия.

Коррекционно-развивающие  игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила. Все это определяется ценою игры, т.е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена.

Цель игры должна формироваться не как передача конкретных данных, умений и навыков, а как развитие определенных  психических  процессов, или способностей ребенка, а в моей работе — коррекция всех компонентов речи.

Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он
воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также способности их опыта.

Вo всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.

Игровые действия всегда включают в себя игровую задачу, т.е. то, что является для каждого ребенка
важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками игры. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самыми разнообразными.

 Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для  обучения и развития   школьника и конечно для осуществления игрового замысла.

Важной особенностью коррекционно-развивающей игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Для того, чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значительной для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. В то же время взрослый организует игру и направляет ее, он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки. Совмещение взрослым сразу двух ролей – участника: организатора и эксперта - важная отличительная особенность коррекционно-развивающей игры.

б). Принципы использования коррекционно-развивающей игры.

В основе системы коррекционно-развивающей игры лежат следующие принципы:

- совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр забав через игры задачи к учебно-познавательной деятельности;

- постепенное   усложнение   обучающей  задачи и условий игры;

- повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;

- органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
- единство обучающих и воспитательных воздействий.

В результате реализации этих принципов создаются условия, способствующих становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение в коррекционной работе и для учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе сверстников.

б) Особенности коррекционно-развивающей игры.

- коррекционно-развивающая игра проводится с учетом индивидуальных особенностей детей;
- в каждой игре необходимо участие взрослого: объяснение правил игры, показ действия, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением игровых заданий, предупреждение конфликтных ситуаций;
- каждая игра должна иметь целевую направленность и игровые задания должны быть
подчинены ей;

- продолжительность игры определяется активностью детей, их интересом и выполнению игрового задания. Пpи первых признаках утомления следует переключить школьников на другой вид деятельности.
Взрослый постоянно поощряет детей, оказывая им своевременную помощь, делая это незаметно для детей, ребенку должно быть знакомо чувство успеха;

- игровые задании должны быть посильными или понятными, но в то же время содержать элемент трудности; ребенку надо приложить усилие, проявить терпение, чтобы достигнуть цели;

- педагог использует игры в воспитательных целях, учит детей быть доброжелательными,
оказывать помощь друг другу, приучает к бережному отношению к игровым материалам, к порядку в игровой комнате;
- начинать следует с простых игр, постепенно усложняя их и модифицируя;

- игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для пользования детьми определенного возраста и уровня речевого развития;

-при организации игр, логопед объединяет детей в группы с учетом речевого диагноза, этапом
работы над звуком, психомоторного и физического развития. Если занятие проводит со всей группой, то в нем принимает участие не только логопед, но и воспитатель.

г) Виды коррекционно-развивающих игр.

Все коррекционно-развивающие игры, которые я использую в своей работе можно поделить на две группы в зависимости от того, в какое время и в каких условиях они проводятся.

 К первой группе относятся игры, которыми дети могут быть заняты вне занятия, на прогулке, в классе , а  также дома в качестве домашнего задания.

Ко второй группе относятся игры, используемые непосредственно на занятиях в логопедическом кабинете.

Первая группа коррекционно-развивающих игр.

Игры на свежем воздухе.

Эти игры направлены на развитие общей моторики, координации движения, ориентировки в пространстве.

Игры в игровой комнате.

Игровая комната используется нами для различных игр. На стенах висят игровые стенды и тренажеры,
игровое оборудование яркое, красочное: расположено в доступных для ребенка местах.

К этому виду коррекционно-развивающих игр относятся игры -тренажеры на развитие мелкой моторики кистей рук, игры тренирующие точность, координацию движений, а так же различные настольные
игры, целью которых является закрепление знаний, полученным на логопедических занятиям.

Игры— домашнее задание.

Много разработана система игр домашним заданий, ее целью является закрепление знаний, умений и навыков, полученным в процессе коррекционной  работы, а  так же включение родителей в работу над устранением речевого дефекта.

Использование различных коррекционно-развивающих игр в свободное от занятий время создает у детей хорошее настроение, на занятиях активнее включаются в работу.

Ко второй группе относятся игры, проводимые во время занятий. Они могут быть использованы как часть занятия   или   как  целое   занятие,   со  всей   группой или подгруппой, а так же с одним ребенком. Это зависит от цели коррекционно-развивающий игры.

Основные виды игр.

- Игры на развитие дыхания.

- Игры на развитие артикулярного аппарата.
- Игры на развитие общей моторики.
- Игры на развитие мелкой моторики.
- Игры на развитие лексической стороны речи.
- Игры на развитие грамматичной стороны речи.

- Игры на развитие связной речи.

- Игры на развитие просодической стороны речи.

д) Значение коррекционно-развивающих игр.

Благодаря тому, что коррекционно-развивающая игра является активной и основной для ребенка деятельностью, в которою он охотно и добросовестно включается, новый опыт приобретенный в ней,    становится его личным достоянием, т.к. его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новой ситуации в его собственных играх является важным показанием развития,  творческой  инициативы  ребенка. Кроме того, коррекционно-развивающие игры учат действовать детей «в уме» мыслить, что раскрепощает их творческие способности и возможности.

Вывод:

 Результативность коррекционно-развивающих игр в работе по автоматизации звука почти в два раза выше традиционных методов автоматизации.

Кроме того, игры эти многофункциональные и могут быть использованы в форме домашнего задания, могут проводиться с одним ребенком и с группой детей, а также могут быть проведены как в помещении, так и на улице.

Важно, так же, что кроме автоматизации они развивают память, внимание, мышление, обогащают активный и пассивный словарь ребенка.

Ниже приведены игры автоматизации звука [Л]. Но они могут быть использованы для автоматизации или дифференциации любых других звуков. Цель и правила игры остаются прежними, меняется только речевой материал. 

Результативность использования коррекционно-развивающих игр в работе

по автоматизации звуков.

Для того чтобы выяснить, насколько эффективны игры, которыми я пользуюсь для автоматизации звуков, мною было проведено следующее наблюдение.

Подгруппе детей (6 человек), я дала домой 10 слов, просто написав их в тетради. На следующий день я попросила детей назвать слова, которые они запомнили, и объяснить их значение. Итак, если ребенок вспоминал слово, правильно произносил его и мог объяснить его значение, он получал за это слово «+».

Через три дня эти же дети получили задание в виде игры «Что изменилось?» с 10 предметными картинками (слова подбирались примерно одинаковой сложности). На следующий день я сделала такой же опрос, как и в первом случае и использовала те же критерии. Схематично результаты моего обследования выглядят следующим образом.

Игра «Чего не стало?».

Цель: I. Автоматизация звука [Л].
- в прямых слогах;

- в словах с ударением на прямом слоге;
- в словах без ударения на прямом слоге;
- в обратных слогах;

- в словах с ударением на обратном слоге;
- в словах без ударения на обратном слоге;

- в предложениях.

           II. Развитие внимания, памяти.

Наглядные пособия:

те же что и в игре « Что изменилось?».

Ход игры.

Предполагается несколько картинок, ребенку нужно назвать их и закрыть глаза. Одна или две картинки убираются. Ребенок должен назвать картинки, которых не стало.

Игра «Отгадай слово».

Цель: Автоматизация звука [Л] в словах.

Ход игры.

Взрослый называет только начало слова, а ребёнок должен назвать всё слово целиком.

Слова.

Сту

Ба .

За.

На

Сты .

Бы.

Зо

По

Сто .

Вы

Ко

То

Ста .

Во

Мо

Ты

Спа

Го .

Ма

Ры

Спе .

До

Мы

Сме

Да

Ны .

Смы

Жа

Пы

Игра «Назови слово».

Цель: Автоматизация звука [Л]в словах.

Развитие фонематических представлений.

Ход игры.

Взрослый называет слово, произнося каждый звук отдельно, а ребёнок должен назвать слово.

Сначала берутся короткие слова, затем более длительные.

Слова.

Лак, лук, кол, паз, пыл, тол и т.д.
Пила, лапа, луна, лужа, стол и т.д.
Полка, палка, галка, скала н т.д.

Игру можно усложнить, называя звуки в неправильном порядке.

Игра «Назови, что нарисовано».

Цель: Автоматизация звука [Л] в слогах, в словах;
Развитие фонематических процессов.

Ход игры.

Ребёнку предлагается назвать слог или слово (это зависит от этапа работы над

словом), которое взрослый написал на спине.

Речевой материал для автоматизации звука Л: ла, ло, лу, лы, ал, ол, ул,

ыл, ил, ял, юл, ел, ёл.

Лук, лак, кол, пол, пыл, лош, гол, пил, мыл, выл, дул, рыл и т.д.

Эта игра предполагает, знание детьми букв и умение читать короткие слова.

Игра: «Что изменилось?».

Цель 1. Автоматизации звука [Л]
- в прямых слогах;

- в словах с ударением на прямом слоге;
- в словах без ударения на прямом слоге;
- в обратных слогах;

- в словах с ударением на обратном слоге;
- в словах без ударения на обратном стоге;
- в предложениях;

2. Развитие внимания, памяти.

Наглядные пособия:

Этан работы над звуком

Речевой материал

Автоматизация и прямых слогах.

Карточки с прямыми слогами.

Ла, ло, лу, лы, лэ.

Автоматизация в словах с ударением на
прямом слоге.

Предметные картинки:

Лак,   юла,   пила,  лавка,  лампа, кулак,
калач,   халат,   водолаз,   палатка, лодка,
ложка, калоши, лук, лужа, лыжи, малыш,
булыжник.

Автоматизация в словах без ударения на
прямом слоге.

Предметные картинки:

Школа,  лапша, луна, лужок, лукошко,
голубь,   жёлудь,   палуба,   вши, пчёлы,
бокалы,    пламя,    пластинка, заплатка,
платок, флаг.

Автоматизация в обратных слогах.

Карточки с обратными слогами:
Ал, ил, ул, ыл, ял, ел, ёл, юл, ил, ял.

Автоматизация в словах с ударением на
обратном слоге.

Предметные картинки:

Галка,   палка,   фиалка,   бокал, пенал,
вокзал, галстук, пол, стол, волк, полка,
молния, щегол, стул, булка, бутылка, ёлка,
пилка,   чёлка,   осёл,   козёл,  мел, белка,
вилка.

Автоматизация в словах без ударения на
обратном слоге.

Предметные картинки:

Алмаз, алфавит, балкон, чулки, вулкан,
узел, дятел, пепел, маршал.

Автоматизация в предложениях.

Сюжетные картинки:
Во дворе лает  пёс.
По реке плывёт плот.
Котёнок лакает молоко.
Михаил читает письмо.
Маша гладит полотенце.
Володя купил пенал.

Ход игры:  Предлагается несколько картинок, (количество может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, возраста, уровня развития памяти и внимания), ребёнок должен назвать каждую, затем взрослый меняет местами картинки. Ребенок должен сказать что изменилось.

Игра: «Назови нужное слово»

Цель: Автоматизация звука  в[Л]  словах;

Развитие фонематических представлений.

Оборудование: Карточки, с написанными на них слогами:

Ла, ло, лу, лы;
Ал, ол, ул, ыл;
Ил, ял, ел, ёл, юл.

Предметные картинки: те же, что и в игре «Что изменилось?».

Ход игры:

Предлагается несколько картинок, ребёнок должен назвать их. Затем предлагается карточка с одним из слогов. Ребёнок должен назвать слова, в которых есть этот слог.

Игра: «Четвертый лишний».

Цель: Автоматизация звука  в[Л] словах;

Развитие мышления, умения обобщать.

Оборудование: Предметные картинки. (Подбор картинок зависит от звука).

Ход игры:

Предлагается четыре картинки. Ребёнок должен назвать их, назвать лишнюю и объяснить, почему он выбрал именно эту.

Примерный перечень заданий для звука [Л].

Лук, свёкла, кресло, морковь;
Стул, стол, платок, кресло;
Лось, волк, галка, кулан;
Пилотка, платок, полувер, шапка;
Ласточка, галка, пчела, орёл;
Иголка, молоток, лыжи, лобзик.

Игра: «Живое - неживое».

Цель: Автоматизация звука Л в словах.

Оборудование: Мяч.

Ход игры:
В игре участвуют не менее 2х детей.

Дети бросают друг другу мяч, называя при этом слово, в которых есть звук Л, если слово относится к одушевлённым предметам мяч нужно ловить, если к неодушевлённым - ловить не нужно.

Ребёнок, допустивший ошибку, покидает круг.

Игра: «Закончи предложение».

Цель: Автоматизация звука Л в словах.

Ход игры:

Взрослый называет начало предложения, ребёнок должен его закончить:

Мама моет (пол).
Футболист забил (гол).
Папа повязал (галстук).
Мама накрывает на (стол).
Мальчик сел на (стул).
Медсестра делает (укол).
Девочка покупает (булку).
На дереве стучит (дятел).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение мате...

Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)

Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности  всех участников образовательного п...

Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"

В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога...

Использование мультимедийных дидактических игр в работе по автоматизации звуков у старших дошкольников с ОНР III уровня

В статье показана возможность использования мультимедийных дидактических игр в работе по автоматизации звуков у старших дошкольников с ОНР III уровня. Выявлены проблемы старших дошкольников в произнош...

Использование мультимедийных дидактических игр в работе по автоматизации звуков у старших дошкольников с ОНР III уровня

В статье показана возможность использования мультимедийных дидактических игр в работе по автоматизации звуков у старших дошкольников с ОНР III уровня. Выявлены проблемы старших дошкольников в произнош...