материал по логопедии
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) по теме
Учимся отличать оппозиционные (звонкие и глухие) согласные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitelyu.docx | 998.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся отличать оппозиционные (звонкие и глухие) согласные
Объясняем ребенку, что звонкий звук можно произнести с помощью голоса. Когда звук произносится без помощи голоса
(шепотом), то этот звук — глухой. Попробуем произнести звонкие и глухие согласные парами и почувствовать разницу. Очень хорошо будет, если все звуки выразительно охарактеризовать. Например, б-п — это «взрывные» звуки, при произнесении которых струя воздуха как бы «взрывает» губки, т-д — «толкающиеся» звуки, язычок пытается вытолкнуть передние верхние зубы и т.д.
После того как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих (звонкий — плюс голос, глухой — минус голос), готовим две карточки. На одной рисуем знак «+», соответственно это карточка, обозначающая звонкий звук; на второй — знак «-», который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или минусом. Это упражнение позволяет отработать сразу все пары звонких и глухих согласных звуков.
Различаем Б-П в слогах на письме
Зашифровать слоги. Звонкий согласный +, мягкий согласный -.
БА (+), ПА,БО ,БУ, ПО,ПЫ, БЭ, БЫ, ПУ.
Различаем Б-П в словах
Подружи слова с буквами П-Б
…УДКА …О…ЕЛКА ХЛО…ОК
ТА…ОЧКИ ЗУ…Ы …РО…КА
ЗА…ОР …О…ЛАВОК …РИ…БОЙ
Вставь слоги ПА-БА, БУ-ПУ, БИ-ПИ в слова:
БА-ПА
ЛАМ… ШЛЯ… ЖА… ТУМ…
ШУ… ШАЙ… РЕ… …БОЧКА
…РОЛЬ …РА …РАН ТРУ…
БУ-ПУ
…СЫ …РЯ …ЗЫРЬ …ПОК
…ТОН АР…ЗЫ ПО…ГАЙ РЕ…СЫ
БИ-ПИ
…ЛОТ …ЛЁТ …ЛА …ЛИТЬ
…ДОН КА…НЕТ КА…НА НА…САТЬ
…НОКЛЬ …ТОН …ТЬ …ТЬ
Прочитай слова на карточках и составьте с ними предложения:
Паша, лепить, заяц.
Боря, есть, суп, бобовый.
Полина, собирать, грибы.
Бабушка, внук, пирог, угостить.
Я, чистить, зубная паста, зубы.
Даша, из, букет, цветов, собрать.
Различаем Г-К
№ 131
Гусь гуляет по дорожке,
Гусь играет на гармошке,
И гордится гармонист:
— Я га-га-га — голосист!
(В.Викторов.)
Покажи на рисунке гармошку.
Как ты понимаешь слово голосист? (громкий голос)
С какого звука начинается слово гусь?
Назови слова стихотворения, в которых есть звук [г].
Произнеси звук [г].
Какой это звук — гласный или согласный?
Объясни почему.
№ 132
Покажи на картинке галку, голубя, попугая, пингвина, снегиря, гуся.
Произноси названия птиц так, чтобы ясно слышался звук [г] или [г'].
О какой птице стихотворение?
Зимой на ветках яблоки! И вдруг вспорхнули яблоки,
Скорей их собери! Ведь это ... . (снегири)
На что похожи снегири формой своего тела, когда им холодно?
Чем похожи снегири на яблоки по форме тела?
Какого цвета грудка у снегирей?
Чем похожи снегири на яблоки по цвету?
Как ты понимаешь слово вспорхнули?
Твердый звук [г] или мягкий звук [г'] слышится в слове снегирь?
Знакомство с буквами Г, г.
№ 133
Поднимай букву г, когда услышишь в словах звук [г]: прыгают, играют, скачут, соревнуются, бегают.
Рассмотри картинки.
Придумай предложения по картинкам.
№ 134
Посмотри на картинку и скажи, что забыл нарисовать художник.
Дорисуй кукле глаза, губы, ноги.
Последовательно выдели звуки в слове кукла.
С какого звука начинается слово кукла?
Покажи в схеме место еще одного звука [к].
С голосом или без голоса произносится звук [к]?
Назови первый звук в слове губы.
Объясни, почему звуки [к] и [г] относятся к согласным звукам.
Выделяй последовательно звуки в словах губы и ноги.
В каком из этих слов слышится твердый звук [г], а в каком — мягкий звук [г']?
№ 135
Называй предметы. Последовательно выделяй в словах звуки, обозначай их фишками.
Проверь, правильно ли ты обозначил мягкий согласный в слове вилка.
Замени фишки, обозначающие гласные звуки, буквами.
Придумай предложение со словами лампа и яркая.
№ 136
Назови цветы, нарисованные на картинках. Покажи те цветы, в названиях которых есть звук [г]. С какого звука начинается слово колокольчик? Какой звук слышится в конце этого слова? Придумай предложение со словом колокольчик. Назови цветок, о котором говорится в загадке.
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на небо глядят.
У каждой сестрички —
Белые реснички.
Покажи на рисунке, какая часть цветка названа «глазками». С какого звука начинается слово глазок? Каким звуком оно оканчивается? Какого цвета «глазки» у ромашки?
Покажи и назови часть цветка, о которой в загадке сказано «реснички». Какого цвета «реснички»-лепестки у ромашки?
№ 137
Что нарисовано на картинках?
Последовательно выделяй звуки в словах голуби, кубики и обозначай звуки фишками.
Вставь в схемы звукового состава слов буквы, обозначающие гласные звуки.
Назови в слове кубики звук перед гласным [у]. Он твердый или мягкий?
Назови последний звук в этом слове. Какой звук слышится перед ним?
Произнеси его. Он твердый или мягкий?
Проверь, правильно ли ты обозначил в схеме мягкие согласные.
Составь предложение с числом «5» и словом голуби.
Составь предложение с числом «6» и словом кубики.
Различаем Б-П
Во что играют ребята?
Где стоит «водящий»?
Куда спрятался другой мальчик? Где прячется мальчик?
Из чего сделан дом? Какой дом?
Из чего сделана скамейка? Какая скамейка?
С какого звука начинается слово прятки!
Произнеси звуки [п] и [п']. Объясни, почему звуки [п], [п'] относятся к согласным звукам.
Вспомни и назови имена со звуком [п] или [п'].
№ 147
Что это?
У маленькой Катюши
Уселся на макушке,
Не бабочка, не птичка,
Держит две косички.
(А.Рождественская.)
Покажи, где у тебя макушка.
Что «уселось» на макушке у Катюши?
С какого звука начинается слово бант! Почему звук [б] относится к согласным звукам? Выдели последовательно звуки в слове бант. Нарисуй на макушке девочки бант.
№148
Покажи Незнайку, Петрушку, Чипполино, Буратино. Имя какого сказочного героя начинается со звука [б]?
Назови веселых человечков, в именах которых есть звук [п] или [п'].
Что делают веселые человечки?
На чем катаются веселые человечки?.
Составь предложение о том, сколько сосен растет около горки.
№ 149
Посмотри на картинку. Как называются эти деревья?
Расскажи, какой ствол у березы.
С какого звука начинается слово береза? Твердый или мягкий согласный этот звук?
С какого звука начинается слово белая?
Покажи на картинке пень.
С какого звука начинается слово пень? Как он называется? Твердый он или мягкий?
Рассмотри гроздь ягод.
Как называется дерево, на котором растут эти ягоды?
В слове рябина выдели голосом звук [б'].
Знакомство с буквами Б, б.
№ 150
Рассмотри картинку. Расскажи о том, что делают мальчики.
Сосчитай, сколько слов в предложении Мальчики пускают кораблики.
Обозначь предложение длинной полоской.
Обозначай каждое слово короткой полоской. Из чего сделаны кораблики?
Слушай предложение. Поднимай букву п,, когда услышишь звук [п], и букву б, когда услышишь звук [б]: Мальчики пускают бумажные кораблики.
Обозначай полоской каждое слово.
Найди на картинке два предмета, в названиях которых есть звук [п], и три предмета, в названиях которых есть звук [б].
Последовательно выделяй звуки из слова бумага. Составь схему звукового состава этого слова.
Обозначь буквами гласные звуки.
№ 151
Рассмотри картинки. На них изображены продукты.
С какого звука начинается слово продукты? Что нарисовано на каждой картинке?
Как называется магазин, в котором продаются булки, батоны, баранки, бублики?
С какого звука начинается слово булочная?
Положи фишки на предметы, в названиях которых есть звук [б].
В названиях каких хлебных изделий слышится звук [п]? Произнеси эти слова.
Как называются звуки [п] и [б]?
Последовательно выдели звуки в словах булки, банка, бутылки, торт.
Обозначь гласные звуки буквами.
№ 152
Послушай стихотворение.
Целый день Если что-нибудь
Трезвонит Таня Случится,
— Мы заведуем Приходите к нам
Бинтами Лечиться.
Мы с Тамарой Мы умеем
Ходим парой, Класть компресс
Санитары: Мы с Тамарой
Мы с Тамарой — Красный крест.
(А.Барто)
Что обозначает слово трезвонить?
Как ты понимаешь выражение «ходим парой»?
Когда надо приходить к санитаркам?
Что умеют делать девочки-санитарки?
Для чего нужны бинт и вата?
Начерти схемы звукового состава слов бинт, вата.
С какого звука начинается слово бинт?
Проверь, правильно ли обозначен в схеме мягкий согласный [БJ.
Заполни буквами клеточки, обозначающие гласные звуки.
Составь схему звукового состава слова буква.
С какого звука начинается слово буква?
Объясни, почему звуки [б], [б'] относятся к согласным звукам.
Различаем Д-Т
№ 153
Назови предметы на картинках.
Последовательно выделяй звуки в словах тигр, танк.
Составляй схемы звукового состава этих слов.
Обозначь гласные звуки буквами.
Какое слово начинается с мягкого согласного звука?
Проверь, правильно ли обозначен мягкий согласный в схеме слова тигр. Придумай предложения со словом танк и со словом тигр
№ 154
Назови предметы, нарисованные на картинках. Какие слова состоят из трех звуков? Последовательно выделяй звуки из этих слов.
№ 155
Последовательно выделяй звуки, черти схемы звукового состава слов кукла, лица, зонт, марка, рубашка, бык.
№156
Что нарисовано на картинке?
С какого звука начинается слово дом? Как он называется?
Почему звук [д] относится к согласным звукам?
Что идет из трубы, когда топят печь?
С какого звука начинается слово дым?
С какого звука начинается слово труба?
Что образует препятствие, когда произносится звук [т]?
Рассмотри внимательно рисунок.
Что нужно дорисовать на рисунке?
С каких звуков начинаются слова дверь, дерево?
Начерти схемы звукового состава слов дом, дым.
Обозначь буквами гласные звуки.
Сравни звуковой состав слов дом и дым.
С какого звука начинаются эти слова?
Знакомство с буквами Д, д.
Нарисуй на картинке дверь, дым, деревья.
№ 157
Отгадай загадку.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(С.Маршак.)
Какой первый звук ты слышишь в слове
дождь?
Произнеси последний звук в слове шумит.
Покажи букву т.
Посмотри на картинку.
Придумай предложение по картинке.
Что держит женщина над головой?
Произнеси последний звук в слове зонт. Покажи букву т.
Какие вещи укрывают людей от дождя?
Последовательно выдели звуки и начерти схемы звукового состава слов шумит, иду.
Дорисуй на картинке дождь.
№ 158 Дождь прошел. Трава блестит. В небе радуга стоит.
Сосчитай, сколько слов в предложении Дождь прошел.
Выложи столько полосок, сколько слов в предложении Трава блестит.
Дополни предложения так, чтобы в них было по три слова.
Слушай слова и поднимай синюю фишку, когда услышишь твердый согласный звук [д]: дождь, мороз, снег, дует, радуга, дуга.
Последовательно выделяй звуки в слове радуга, черти схему звукового состава.
Обозначь буквами гласные звуки.
Раскрась радугу.
№ 159
О ком эта загадка?
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Б.Тимофеев.)
Твердый или мягкий согласный слышится в начале слова дятел! Произнеси его.
Послушай стихотворение еще раз. Поднимай букву д, когда услышишь в словах звук [д] или [д']. Поднимай букву т, когда услышишь в словах звук [т], [т'].
Где дятел делает гнездо? (в дупле)
Анализируй звуковой состав слова дупло.
Замени фишки, обозначающие гласные звуки, буквами.
№ 160
Внимательно рассмотри картинку. Назови пять предметов, в названиях которых есть звук [т] или [т'], и четыре предмета, в названиях которых есть звук [д] или [д'].
Где стоит девочка?
Что находится рядом с девочкой? Где висит портрет Карандаша?
Над чем висит портрет? Где лежат подушки?
Где сидит мишка
№ 161
Поднимай букву д, когда услышишь в названиях предметов звук [д] или [д']: звезда, орден, солнце, дерево, сук, дыня, гвозди, машина, одуванчик.
Придумай предложение со словом звезда.
Рассмотри картинки. Раскрась предметы, в названиях которых слышится твердый согласный звук [д].
№ 162
Поднимай букву д, когда услышишь в словах звук [д] или [дь] диван крапива, чемодан, крокодил, река, легкий, ведра, лень, смородина, индюк.
Рассмотри картинку. Обведи предметы, в названиях которых слышится мягкий согласный звук [д'].
№ 163
Послушай стихотворение.
Три цыпленка стоят,
На скорлупку глядят.
Два яичка в гнезде у наседки лежат.
Сосчитай поскорей:
Сколько будет цыплят у наседки моей?
Покажи наседку. Кого называют наседкой?
Покажи скорлупки. Почему от яиц остались скорлупки?
Сколько вылупилось цыплят?
Сколько цыплят должно еще вылупиться?
Сколько всего цыплят будет у наседки?
Назови первый и последний звуки в слове пять.
Твердые или мягкие согласные звуки в этом слове? Последовательно выделяй звуки в словах два, три.
С какого звука начинается слово два?
С какого звука начинается слово три?
Проверь, правильно ли ты обозначил в схеме мягкий согласный звук [р']. Обозначь гласные звуки буквами.
№ 164
Рассмотри картинку.
Что лежит на столике?
Кто стоит перед мамой?
Кто стоит около бабушки?
Кто стоит рядом с девочкой?
Кто стоит перед папой?
Кто стоит за дедушкой?
Кто стоит перед дедушкой?
Кому дарят мужчины подарки?
Как ты думаешь, с каким праздником они поздравляют женщин?
Последовательно выдели звуки в словах брат, бабушка, обозначь их фишками.
Замени фишки, обозначающие гласные звуки, буквами.
№ 165
Рассмотри картинку. Что делает девочка?
Как ты догадался, что в руках у девочки флакон с духами?
Назови первое, второе и третье слово в предложении Девочка нюхает духи.
С какого звука начинается слово девочка?
С какого звука начинается слово духи?
Назови девочку именем, которое начинается со звука [д] или [д'].
Нравится ли девочке запах духов?
Послушай и повтори предложение
Даше приятно нюхать духи.
Обозначь предложение длинной полоской. Называй каждое слово предложения и обозначай его короткой полоской.
Сколько слов в этом предложении?
Назови последнее слово предложения.
Последовательно выделяй звуки в слове духи, черти схему звукового состава этого слова.
Назови в слове мягкий согласный.
Обозначь буквами гласные звуки. «Прочитай» слово.
Развитие звукового анализа и синтеза слов
- Определить количество звуков в слове и их последовательность.
Инструкция:
«Определи и назови сколько звуков в слове «кран»? Какой первый звук? Второй? Третий? Четвёртый?».
2. Придумать слова с определённым количеством звуков.
Инструкция:
«Придумай слово, состоящие из трёх, четырёх, пяти и т.д. звуков».
- Инструкция:
«Какоё слово получиться из этих звуков: к-о-ш-к-а?».
- Образовать новые слова с помощью «наращивания» звуков.
Инструкция:
«Назови какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? – Звук К (крот) или Г (грот). А к слову «пар»? – Звук К (парк). А какие новые имена можно получить, если добавить один звук к имени «Оля»? (Толя, Коля, Поля).
- Образовать новые слова путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.
Инструкция:
«Назови какие новые слова можно получить из слова «дом», если поменять в нём звук? – Сом, лом, ком, Том, ром».
- Образовать из звуков данного слова возможно большего количества новых слов.
Инструкция:
«Назови новые слова, которые можно образовать из звуков, составляющих слово «трактор»?». (рак – рота, так – кора, рот – торт и т.д.).
Развитие фонематического восприятия.
Прослушать приведённые ниже деформированные фразы, найти и исправить ошибку.
Инструкция:
«Выслушай фразы, которые я тебе скажу. В некоторых из них есть ошибки. Найди эти ошибки и исправь их».
П-Б
1. Воду хранили в почке. 2.На цветке сидела папочка. 3. Мальчик бил воду из стакана. 4. Из чайника шёл бар.
Д-Т
1.В этом томе я живу. 2. У меня взрослая точка. 3. На лугу росла густая драва. 4. В конце предложения надо ставить дочку.
Г-К
1.Футболисты забили кол. 2.Собака грызла гости. 3. В этом доме я живу 3-й кот. 4. Учитель поставил мальчику гол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум:"Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая эффективному усвоению учебного материала".
Зачастую работа школьного логопеда сводится к работе с учащимися начальных классов. Конечно, и в средних, и в старших классах всегда найдутся учащиеся, кому нужна квалифицированная помощь коррек...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами
В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....
Материал по логопедии по теме "Локализация высших психических функций в коре головного мозга"
Локализация высших психических функций в коре головного мозга....
Изографы для работы с сомнительными согласными "Д-Т" (материал для учителей начальной школы и логопедов).
В логопедической практике широко используется для предупреждения нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста изографы. Лично я с изографами познакомилась, читая пособие...
Изографы для работы с сомнительными согласными Ж-Ш (материал для логопедов и учителей начальной школы)
В логопедической практике для предупреждения нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста широко используются изографы. Лично я с изографами познакомилась, читая п...
Домашние задания, используемые при изучении и дифференциации парных согласных Д-Т (материал для учителей-логопедов школьных логопунктов)
Считаю, что выполнение домашних заданияхй является обязательным условием при работе над коррекцией любого речевого недоразвития у учащихся. Данные домашние задания служат цели закрепления материала по...
Дидактический материал учителя логопеда-дефектолога для детей, имеющих трудности в обучении
Дидактический материал учителя логопеда-дефектолога на развитие внимания, мышления, памяти и письменной речи будет полезен не только специалистам школ, но и учителям начальных и коррекционных классов....