Сценарий внеклассного мероприятия"Путешествие в царство Грамматики"
материал по логопедии по теме
Представляю вашему вниманию сценарий спектакля "Путешествие в царство Грамматики" . Содержание праздника направлено на повторение темы "Части речи" . Спектакль в трех действиях: "Как слова себе имя искали"( о существительных), " Кто какой?"( о прилагательных) , " Как слова-действия получили имя?"( о глаголах) .Представленные после каждого действия задания, используйте на Ваше усмотрение. Красивая музыка, декорации ,костюмы и игра "артистов"- всё вместе создает атмосферу праздника ,в которой дети смогли еще раз погрузиться в мир слов.А исполнители главных ролей продемонстрировали своим одноклассникам и родителям ,как они научились красиво и правильно говорить на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_puteshestvie_v_str.grammatiki.docx | 29.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия
«Путешествие в царство Грамматики».
Цель: учить правильно, интонировано говорить; закрепить знания детей по теме «Части Речи»; воспитывать интерес к чтению книг.
Материал: декорации,костюмы, маски, презентация ,карточки со словами.
Звучит фонограмма А. Шнитке «Сказка странствий».
На дальнем плане сцены, на экране изображение дворца Царицы- Речи.. (слайд 1)
Ведущий: Сегодня мы отправляемся в путешествие…
На свете существует одна таинственная и неведомая страна. Она называется Грамматическое царство. В ней обитают странные жители, которых не всегда можно увидеть, но можно их услышать и потрогать. Это не бубенчики или колокольчики – это слова. В этом царстве-государстве их живёт несметное множество. А правит ими могущественная Царица – Речь.
Выходит Царица – Речь.
Ведущий: управлять своим государством Царице – Речи помогал Главный министр. (слайд 2)
Выходит Главный министр.
1 действие: «Как слова себе имя искали».
Ведущий: Как-то раз ясным летним днём Главный министр Царицы – Речи отправился к озеру, что находилось неподалёку от дворца, - отдохнуть в покое и тишине от государственных дел. Озеро располагалось в живописном месте у самого леса. (слайд 3)
Звучит Музыка звуков природы («Пение птиц»).
Министр вздохнул полной грудью, снял свой парадный мундир, расстелил под деревом вышитый вензелями пляжный коврик и с блаженством видом растянулся на нём. Но он не заметил, что был на озере не один. Незадолго до его появления на озеро пришли искупаться и позагорать слова, жившие в соседней деревне. Слова недолюбливали Главного Министра, потому что он не разбирался в словах и даже не знал, как к каждому слову обратиться. Как только Министр сладко уснул, к нему подкралось слово Дудочка.
Слово Дудочка - Ду-Ду! – продудела она ему у ухо. (Министр так и подскочил на коврике.)
Министр: « Кто тут?»
Слово Дудочка : «Не кто? А что?
Я слово, обозначающее предмет – музыкальный инструмент.»
Слово Барабан «Ба-Бах!» – в другое ухо Министру ударило Слово Барабан ).
Министр : «А ты ещё кто?»
Слово Барабан : «Не Кто, а что?» – отстучал барабан. «Я тоже слово – предмет, я существую».
Министр немного смутился.
Слово Лягушка: « Ква-ква!» – вдруг раздалось в траве.
Министр : «А ты ещё….э-э-э..Что такое?» – подыскивая слова, спросил Министр.
Слово Лягушка: «Я – слово Лягушка, обозначаю живое существо, поэтому я – не что, а Кто, пора бы и знать» - проквакало в ответ.
Министр раздражённо махнул рукой.
Министр : « А ну вас всех! Мне безразлично, что вы за слова и как к вам следует обращаться! Я просто пришёл отдохнуть. Я люблю тишину! Поэтому требую не шуметь, если не хотите иметь неприятности!»
Слова хитро переглянулись.
Слова (все вместе): «Хорошо, обещаем – без шума!» (слайд 4)
Министр снова лёг и закрыл глаза. Наступила полнейшая тишина, он устроился поудобнее и снова начал сладко похрапывать. Но вдруг закапал дождик.
Министр :« А это ещё Кто…. или Что?» – сонным голосом недовольно пробормотал Министр.
Слово Дождь: « Я- слово дождь. Я отвечаю на вопрос «что?»» - зажурчал дождик. « Но скажи, чем ты опять недоволен? Кругом тишина, уют. Я – слово вполне бесшумное. Я существую и обозначаю тихое явление природы.»
Министр накрыл голову ковриком.
Министр : « Нельзя ли изобразить какое-нибудь другое природное явление – посуше?»- буркнул он.
Ведущий: На небе сейчас же засверкало солнце забило ему в глаза. Министр зажмурился. (слайд 5)
Министр : «Уберите прочь и это явление! Дайте, наконец, отдохнуть!».
Солнце заслонило белоснежное облачко. Министр снова лёг и попытался уснуть. Но сон не шёл, он принялся ворочаться с боку на бок.
Досада и Раздражение: «Тебе не спится от ДОСАДЫ и РАЗДРАЖЕНИЯ, - прозвучало у него в голове, - эти слова обозначают чувства».
Министр вскочил, натянул мундир и свернул коврик.
Министр : «На параде в честь следующего праздника я покажу вам, что значит подшучивать надо мной! – пригрозил он словам. – я вас всех построю. Сначала – слова-предметы, потом – слова-явления природы, потом – эти несносные слова-чувства, от которых никакого покоя нет!»
Парад и Праздник: «Про слова - события не забудь!» – весело рассмеялись слова.- «Парад и Праздник – это слова-события.»
Министр : « Не забуду…»-сквозь зубы буркнул Министр, застегнул на все пуговицы мундир и зашагал к дворцу.
На балконе дворца появляется Царица – Речь.
Царица-Речь: «Вы все одинаково важны, нужны и существуете. Поэтому и зовите себя одним именем - Существительные.»
Задание: Скажите , к какой группе слов: слова –предметы, слова-явления природы, слова-события, слова-чувства относятся существительные: домино,снег,шапка,праздник,грусть,дождь,радость,именины,град,печаль,грядка,юбилей,комар,мороз,встреча,помидор,восторг.
( карточки на магнитной доске).
II действие: «Кто какой?».
Звучит фонограмма Ф. Шопен Вальс №3. (слайд 6)
Ведущий: Существительное по имени СОЛНЦЕ решило доказать. Что оно самое главное:
Солнце : « Я самое главное слово на свете!»
- Почему? – спросили его другие существительные.
Солнце : « Потому что я – самое-самое, я знаете, какое?»
- Какое? – поинтересовались существительные.
Солнце : « Я, ….я,…..я…..»
Пыжилось-пыжилось СОЛНЦЕ, да так и не смогло подобрать нужных слов.
Туча: « Ну , что? Не можешь приложить к себе никаких подходящих слов?» – насмешливо поинтересовалось существительное Туча. Солнце растерянно заморгало глазами. Туча презрительно посмотрела на него и вся раздулась от высокомерия.
Туча : « Я вот возьму и закрою тебя, и больше никто тебя не увидит!» – заявила она. –« Так что я, знаешь, какая?»
Солнце : « Какая?»- смущённо пролепетало СОЛНЦЕ.
Туча открыла рот, но только беззвучно зашептала губами.
Ветер: « Ага! Вот и ты не можешь приложить к себе никаких слов!»- усмехнулся Ветер. « А знаешь, почему? Потому что самое главное слово на свете – это я ! Я вот как подую на тебя, от тебя даже следа не останется!»
- Ну и какой же ты? – спросили остальные существительные, до сих пор скромно помалкивавшие.
Ветер набрал полные лёгкие воздуха, чтобы высказаться, но вдруг крепко задумался и с шумом выдохнул:
Ветер: « Не знаю…»
Вот и ты тоже не можешь приложить к себе никаких слов, нет у тебя прилагательных! – засмеялись существительные.
Тут появилась Царица – Речь и сказала:
Царица – Речь : « Что, никак не можете приложить к себе никаких прилагательных?»– смеясь, спросила она.
Солнце, Туча и Ветер уныло покачали головами.
Царица – Речь сказала: Это же очень просто, чтобы приложить к себе подходящие слова-прилагательные, нужно спросить: «какой я? какое я? Какая я?» Ну, а какие же вы тогда, когда вы вместе?
Солнце сейчас же приосанилось и во все стороны заблестело лучами.
Солнце: « Я-большое ,яркое ,жаркое! Я самое-самое!»
Туча: «А я –грозная, тяжелая, дождевая! Я самая-самая!»
Ветер: «А я –сильный, холодный, могучий! Я самый-самый!»
Царица – Речь: «Ну, а какие же вы тогда, когда вы вместе?»
Спорщики в замешательстве переглянулись и нерешительно хором ответили: - «Какие? Мы самые-самые….»
Царица – Речь: « А Слова, отвечающие на вопросы « Какой?» «Какая?»,«Какое?»,«Какие?» будут называться Прилагательными…
Задание: Догадайтесь по прилагательным, какое слово загадано.
-Глубокое, солёное, Чёрное…(море)
-голубые, грустные, карие…(глаза)
- бурый,белый,косолапый…(медведь)
-заглавная,прописная,печатная..(буква)
III действие «Как слова-действия получили имя».
Звучит фонограмма А. Шнитке «Лес сказок». ( слайд 7)
Царица – Речь: Слов в любом царстве-государстве очень много. Это слова-предметы, слова-признаки, но есть слова-действия…
Ведущий: Однажды в деревню, где жили слова-действия, прискакал царский гонец.
Гонец: «Сегодня у Царицы именины! – объявил гонец. Она приглашает все слова на праздничный ужин. Начало в 6 часов вечера, не опоздайте!»
Ведущий: Слова очень разволновались, потому что не привыкли к подобным мероприятиям и стали собираться в дорогу.
Звучит фонограмма: Ф. Шопен Вальс №12. (Слайд 8)
Когда слова-действия прибыли во дворец, праздничный зал уже был полон. Туда-сюда важным видом расхаживали Существительные и Прилагательные. Новые гости засмущались и отошли в сторону.
Существительные: « А это ещё что за безымянные слова?»
– вдруг заметили их Существительные.
Слова-Действия : « Мы не безымянные, мы слова-Действия…»- робко возразили они.
Прилагательные : « Какие ещё действия?» – презрительно скривил губы прилагательные. – «Что это за нелепое название?»
Существительные: «Вот именно! Действия – это не название! А раз у них нет названия, значит, они вообще не слова!»
Существительные с прилагательными безразлично отвернулись. Слова-действия чуть не заплакали от огорчения…
Всех гостей пригласили к столу, но слова-действия всё продолжали жаться в сторонке. Неожиданно к ним подошла Царевна Речь.
Царица- Речь: «А почему вы не веселитесь?»
Слова-действия : «Да какое уж тут веселье..ведь остальные гости не считают нас за слова…»-уныло ответили Слова-действия.
Царица- Речь: « Почему?» - удивилась Царица- Речь.
Слова-действия :« Они говорят – у нас нет имени….»
Царица- Речь: « Как это нет? Есть!!! Вы– Глаголы!
Слова-действия переглянулись…
Слова-действия « А как же мы этого раньше не знали?»
Царица- Речь рассмеялась и проговорила: «Чтобы всё знать, надо почаще посещать дворец!»
Между тем прилагательные, существительные подошли поближе и с любопытством прислушались к разговору.
Царица- Речь : «А вам, зазнайки, я вот что скажу: Глаголы – это самые важные слова в Царстве Грамматики, потому что именно они рассказывают о том, что делается вокруг. Вот и ПОДУМАЙТЕ сами, что бы мы делали сегодня без глагола ПРАЗДНОВАТЬ и ВЕСЕЛИТЬСЯ? В старину всякое слово называли ГЛАГОЛОМ. А вместо слова ГОВОРИТЬ употребляли слово ГЛАГОЛИТЬ. Глаголы повеселели. Существительные с прилагательными виновато молчали.
Задание: найдите глаголы среди других слов: идёт,дорога,лес,пишет,ручка,ищет,красивый,работа,домовитый,любит,смотрит,глаза,большой,бежит,лес,заяц,говорит,шар.
Царица- Речь : « Ну-ну, не смущайтесь, - улыбнулась им Царица Речь. – Сегодня мой праздник! Я хочу вас всех угостить… Большое спасибо, что вы все посетили мой праздник!» (слайд 9)
Звучит музыка… (Ф. Шопен Вальс №12.)
«Сегодня у Царицы именины!
Она приглашает все слова на праздничный ужин.
Начало в 6 часов вечера,
не опоздайте!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Грамматику". 3-4 класс
Внеклассное мероприятие можно использовать во время проведения недели Русского языка в начальной школе.Цель: развивать интерес к изучению родного языка, формировать положительную мотивацию школьной де...
Сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие в страну знаний" для учеников 4 класса
Сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие в страну знаний" для 4 класса...
Сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие в космос"
Это Космическое путешествие по планетам посвящается 50-летию полёта в космос первого в мире космонавта Ю.А.Гагарина....
Сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие в страну Сказок"
Внеклассное мероприятие проведено для учащихся начальных классов. Ничего нет полезнее , как вновь окунуться в удивительный мир сказок, испытать на себе чудеса превращений, встретиться с любимыми...
Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Грамматики" для 1 класса.
Внеклассное мероприятие по предмету в параллели 1-х классов проводится на неделе русского языка с целью развития интереса к родному языку, формировать положительную...
Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Грамматики" для 1 класса.
Развивать интерес к изучению родного языка...
Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Грамматики"
Основными целями проведения данного мероприятия являются: развивитие интереса к изучению родного языка; формирование положительной мотивации школьной деятельности и навыков коллективной работы; развив...