Сценарий внеклассного мероприятия"Путешествие в царство Грамматики"
материал по логопедии по теме

Представляю вашему вниманию сценарий спектакля "Путешествие в царство Грамматики" . Содержание  праздника  направлено на  повторение  темы "Части речи" . Спектакль в трех действиях: "Как слова себе имя искали"( о существительных), " Кто какой?"( о прилагательных) , " Как слова-действия получили имя?"( о глаголах) .Представленные после каждого действия задания,  используйте на Ваше усмотрение.  Красивая музыка, декорации ,костюмы и игра  "артистов"- всё вместе  создает атмосферу праздника ,в которой дети  смогли еще раз  погрузиться в мир слов.А  исполнители главных ролей продемонстрировали своим  одноклассникам и родителям ,как они научились красиво и правильно говорить на  логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_puteshestvie_v_str.grammatiki.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  внеклассного мероприятия

«Путешествие в царство  Грамматики».

Цель: учить правильно, интонировано  говорить; закрепить знания детей по теме «Части Речи»;  воспитывать интерес к чтению книг.

Материал: декорации,костюмы, маски, презентация ,карточки  со словами.

Звучит фонограмма А. Шнитке «Сказка странствий».

На дальнем плане сцены, на экране изображение  дворца Царицы- Речи.. (слайд 1)

Ведущий: Сегодня мы отправляемся в путешествие…

На свете  существует одна таинственная и неведомая страна. Она называется Грамматическое царство. В ней обитают странные жители, которых не всегда можно увидеть, но можно их услышать и потрогать. Это не бубенчики или колокольчики – это слова. В этом царстве-государстве их живёт несметное множество. А правит ими могущественная Царица – Речь.

Выходит Царица – Речь.

Ведущий:  управлять  своим государством  Царице – Речи помогал Главный министр. (слайд 2)

Выходит Главный министр.

1 действие: «Как слова себе имя искали».

Ведущий: Как-то раз ясным летним днём Главный министр Царицы – Речи отправился к озеру, что находилось неподалёку от дворца, - отдохнуть в покое и тишине от государственных дел. Озеро располагалось в живописном месте у самого леса. (слайд 3)

Звучит Музыка звуков природы («Пение птиц»).

 Министр вздохнул полной грудью, снял свой парадный мундир, расстелил под деревом вышитый вензелями пляжный коврик и с блаженством видом растянулся на нём. Но он не заметил, что был на озере не один.  Незадолго до его появления на озеро пришли искупаться и позагорать слова, жившие в соседней деревне. Слова недолюбливали Главного Министра, потому что он не  разбирался  в словах и даже  не знал, как к каждому слову обратиться. Как только Министр сладко уснул, к нему подкралось слово Дудочка.

Слово Дудочка - Ду-Ду! – продудела она ему у ухо. (Министр так и подскочил  на коврике.)

 Министр: « Кто тут?»

Слово Дудочка : «Не кто? А что?

 Я слово, обозначающее предмет – музыкальный инструмент.»

Слово Барабан  «Ба-Бах!» – в другое ухо Министру ударило Слово Барабан ).

Министр :  «А ты ещё кто?»

Слово Барабан : «Не Кто, а что?» – отстучал барабан. «Я тоже слово – предмет, я существую».

Министр немного смутился.

Слово Лягушка: « Ква-ква!» – вдруг раздалось в траве.

Министр : «А ты ещё….э-э-э..Что такое?» – подыскивая слова, спросил Министр.

Слово Лягушка: «Я – слово Лягушка, обозначаю живое существо, поэтому я – не что, а Кто, пора бы и знать» - проквакало в ответ.

Министр раздражённо махнул рукой.

Министр : « А ну вас всех! Мне безразлично, что вы за слова и как к вам следует обращаться! Я просто пришёл отдохнуть. Я люблю тишину! Поэтому требую не шуметь, если не хотите иметь неприятности!»

Слова хитро переглянулись.

Слова (все вместе): «Хорошо, обещаем – без шума!»        (слайд 4)

Министр снова лёг и закрыл глаза. Наступила полнейшая тишина, он устроился поудобнее и снова начал сладко похрапывать. Но вдруг закапал дождик.

Министр  А это ещё  Кто…. или Что?» – сонным голосом недовольно пробормотал Министр.

Слово Дождь: « Я- слово дождь. Я отвечаю на вопрос «что?»» - зажурчал дождик. « Но скажи, чем ты опять недоволен? Кругом тишина, уют. Я – слово вполне бесшумное. Я существую и обозначаю тихое явление природы.»

Министр накрыл голову ковриком.

Министр : « Нельзя ли изобразить какое-нибудь другое природное явление – посуше?»- буркнул он.

Ведущий: На небе сейчас же засверкало солнце забило ему в глаза.  Министр зажмурился. (слайд 5)

Министр : «Уберите прочь и это явление! Дайте, наконец, отдохнуть!».

Солнце заслонило белоснежное облачко. Министр снова  лёг и попытался уснуть. Но сон не шёл, он принялся ворочаться с боку на бок.

Досада и Раздражение: «Тебе не спится от ДОСАДЫ и РАЗДРАЖЕНИЯ, - прозвучало у него в голове, - эти слова обозначают чувства».

Министр  вскочил, натянул мундир и свернул коврик.

Министр : «На параде в честь следующего праздника я покажу вам, что значит подшучивать надо мной! – пригрозил он словам. – я вас всех построю. Сначала – слова-предметы, потом – слова-явления природы, потом – эти несносные слова-чувства, от которых никакого покоя нет!»

Парад и Праздник: «Про слова - события не забудь!» – весело рассмеялись слова.- «Парад и Праздник – это слова-события.»

Министр : « Не забуду…»-сквозь зубы буркнул Министр, застегнул на все пуговицы мундир и зашагал  к дворцу.

На балконе дворца появляется Царица – Речь.

Царица-Речь: «Вы все одинаково важны, нужны и существуете. Поэтому и зовите себя одним именем - Существительные.»

Задание: Скажите , к какой группе слов: слова –предметы, слова-явления природы, слова-события, слова-чувства относятся существительные: домино,снег,шапка,праздник,грусть,дождь,радость,именины,град,печаль,грядка,юбилей,комар,мороз,встреча,помидор,восторг.

( карточки на магнитной доске).

II действие: «Кто какой?».

Звучит фонограмма Ф. Шопен Вальс №3. (слайд 6)

Ведущий: Существительное по имени СОЛНЦЕ решило доказать. Что оно самое главное:

Солнце : « Я самое главное слово на свете!»

- Почему? – спросили его другие существительные.

Солнце : « Потому что я – самое-самое, я знаете, какое?»

- Какое? – поинтересовались существительные.

Солнце : « Я, ….я,…..я…..»

Пыжилось-пыжилось СОЛНЦЕ, да так и не смогло подобрать нужных слов.

Туча: « Ну , что? Не можешь приложить к себе никаких подходящих слов?» – насмешливо поинтересовалось существительное Туча. Солнце  растерянно заморгало глазами. Туча презрительно посмотрела на него и вся раздулась от высокомерия.

Туча : « Я вот возьму и закрою тебя, и больше никто тебя не увидит!» – заявила она. –« Так что я, знаешь, какая?»

Солнце : « Какая?»- смущённо пролепетало  СОЛНЦЕ.

Туча открыла рот, но только беззвучно зашептала губами.

Ветер: « Ага! Вот и ты не можешь приложить к себе никаких слов!»- усмехнулся Ветер. « А знаешь, почему? Потому что самое главное слово на свете – это я ! Я вот как подую на тебя, от тебя даже следа не останется!»

- Ну и какой же ты? – спросили остальные существительные, до сих пор скромно помалкивавшие.

Ветер набрал полные лёгкие воздуха, чтобы высказаться, но вдруг крепко задумался и с шумом  выдохнул:

Ветер: « Не знаю…»

Вот и ты тоже не можешь приложить к себе никаких слов, нет у тебя прилагательных! – засмеялись существительные.

Тут появилась Царица – Речь и сказала:

Царица – Речь : « Что, никак не можете приложить к себе никаких прилагательных?»– смеясь, спросила она.

Солнце, Туча и  Ветер уныло покачали головами.

Царица – Речь сказала: Это же очень просто, чтобы приложить к себе подходящие слова-прилагательные, нужно спросить: «какой я? какое я? Какая я?» Ну, а какие же вы тогда, когда вы вместе?

Солнце  сейчас же приосанилось  и во все стороны заблестело лучами.

Солнце: « Я-большое ,яркое ,жаркое! Я самое-самое!»

Туча: «А я –грозная, тяжелая, дождевая! Я самая-самая!»

Ветер: «А я –сильный, холодный, могучий! Я самый-самый!»

Царица – Речь:  «Ну, а какие же вы тогда, когда вы вместе?»

Спорщики в замешательстве переглянулись и нерешительно хором ответили: - «Какие? Мы самые-самые….»

Царица – Речь: « А Слова, отвечающие на  вопросы « Какой?» «Какая?»,«Какое?»,«Какие?» будут называться Прилагательными…

Задание: Догадайтесь по прилагательным, какое слово загадано.

-Глубокое, солёное, Чёрное…(море)

-голубые, грустные, карие…(глаза)

- бурый,белый,косолапый…(медведь)

-заглавная,прописная,печатная..(буква)

III действие «Как слова-действия  получили  имя».

Звучит фонограмма А. Шнитке «Лес сказок». ( слайд 7)

Царица – Речь:  Слов в любом царстве-государстве очень много. Это слова-предметы, слова-признаки, но есть слова-действия…

Ведущий: Однажды в деревню, где жили слова-действия, прискакал царский гонец.

Гонец: «Сегодня у Царицы именины! – объявил гонец. Она приглашает все слова на праздничный ужин. Начало в 6 часов вечера, не опоздайте!»

Ведущий: Слова очень разволновались, потому что не привыкли к подобным мероприятиям и стали собираться в дорогу.  

Звучит фонограмма: Ф. Шопен Вальс №12. (Слайд 8)

    Когда слова-действия прибыли во дворец, праздничный зал уже был полон. Туда-сюда важным видом расхаживали Существительные и Прилагательные. Новые гости засмущались и отошли в сторону.

Существительные: « А это ещё что за безымянные слова?»

– вдруг заметили их Существительные.

Слова-Действия : « Мы не безымянные, мы слова-Действия…»- робко возразили они.

Прилагательные : « Какие ещё действия?» – презрительно скривил губы прилагательные. – «Что это за нелепое название?»

Существительные: «Вот именно! Действия – это не название! А раз у них нет названия, значит, они вообще не слова!»

 Существительные с прилагательными безразлично отвернулись. Слова-действия чуть не заплакали от огорчения…

Всех гостей пригласили к столу, но слова-действия всё продолжали жаться в сторонке. Неожиданно к ним подошла Царевна Речь.

Царица- Речь:   «А почему вы не веселитесь?»

Слова-действия : «Да какое уж тут веселье..ведь остальные гости не считают нас за слова…»-уныло ответили Слова-действия.  

Царица- Речь:   « Почему?» - удивилась Царица- Речь.

Слова-действия :« Они говорят – у нас нет имени….»

Царица- Речь:   « Как это нет? Есть!!!  Вы– Глаголы!

Слова-действия переглянулись…

Слова-действия « А как  же мы этого раньше не знали?»

Царица- Речь рассмеялась и проговорила: «Чтобы всё знать, надо почаще посещать дворец!»

Между тем прилагательные, существительные подошли поближе и с любопытством прислушались к разговору.

Царица- Речь : «А вам, зазнайки, я вот что скажу: Глаголы – это самые важные слова в Царстве Грамматики, потому что именно они рассказывают о том, что делается вокруг. Вот и ПОДУМАЙТЕ сами, что бы мы делали сегодня без глагола ПРАЗДНОВАТЬ и ВЕСЕЛИТЬСЯ? В старину всякое слово называли ГЛАГОЛОМ. А вместо слова ГОВОРИТЬ  употребляли слово ГЛАГОЛИТЬ. Глаголы повеселели. Существительные с прилагательными  виновато молчали.

Задание: найдите глаголы среди других слов: идёт,дорога,лес,пишет,ручка,ищет,красивый,работа,домовитый,любит,смотрит,глаза,большой,бежит,лес,заяц,говорит,шар.

Царица- Речь : « Ну-ну, не смущайтесь, - улыбнулась им Царица Речь. – Сегодня мой праздник! Я хочу вас всех угостить… Большое спасибо, что вы все посетили мой праздник!»  (слайд 9)

Звучит  музыка… (Ф. Шопен Вальс №12.)

«Сегодня у Царицы именины!

 Она приглашает все слова на праздничный ужин.

Начало в 6 часов вечера,

не опоздайте!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Грамматику". 3-4 класс

Внеклассное мероприятие можно использовать во время проведения недели Русского языка в начальной школе.Цель: развивать интерес к изучению родного языка, формировать положительную мотивацию школьной де...

Сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие в страну знаний" для учеников 4 класса

Сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие в страну знаний"  для 4 класса...

Сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие в космос"

Это Космическое путешествие по планетам посвящается 50-летию полёта в космос первого в мире космонавта Ю.А.Гагарина....

Сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие в страну Сказок"

Внеклассное мероприятие проведено для учащихся начальных классов. Ничего нет  полезнее , как вновь окунуться в удивительный мир сказок, испытать на себе чудеса превращений, встретиться с любимыми...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Грамматики" для 1 класса.

Внеклассное мероприятие  по  предмету  в параллели 1-х классов  проводится на неделе русского языка  с целью развития интереса  к родному языку, формировать положительную...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Грамматики"

Основными целями проведения данного мероприятия являются: развивитие интереса к изучению родного языка; формирование положительной мотивации школьной деятельности и навыков коллективной работы; развив...