к аттестации
методическая разработка (логопедия, 1 класс) по теме

Коржева  Ирина Владимировна

"Развитие фонематических процессов у учащихся первых классов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г.Сарова

Методическая разработка раздела

коррекционной программы

«Развитие фонематических процессов

 у учащихся 1-х классов

при изучении раздела образовательной программы «Гласные звуки»

Работу выполнила:

учитель-логопед

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №17»

Сосипатрова Ирина Владимировна

        Саров 2012

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………..………3

1.Актуальность проблемы…………………………………………………………..……………………4

2.Цель, предмет и задачи  работы………………………………………………..…………………4  

3. Развитие фонематической стороны речи в онтогенезе …………………….……….5                                                                                                          

4. Психолого-педагогическое обоснование специфики формирования навыков языкового анализа и синтеза у учащихся 1-х классов………………………………7

5.  Результаты обследования навыков языкового анализа и синтеза…………..8

6. Раздел образовательной программы  «Гласные звуки»……………………..……10

6.1.Цель и задачи  раздела………………………………………………………………………….…10

6.2.Содержание раздела программы…………………………………………………….………11

6.3.Технологии, формы и методы организации работы на занятиях………….14

7.Результативность коррекционной работы………………………………………………...18

   Заключение …………………………………………………………………………………….……….....21      

Список использованной литературы…………………………………………………….……...22                                                                          

Приложение 1.…………………………………………………………..…………………………………..24

Приложение 2………………………………………………………………………………………………..31

                                                           Введение

       Нарушения речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования  и выражаются не  только в дефектах произношения, но и в затруднениях различных форм речевого  анализа и синтеза, что нередко имеет своё отражение и в письменной речи учащихся.

   В современном обществе  у многих детей нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичным являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. В последние десятилетия поиск путей совершенствования коррекционно-логопедической работы привел к сближению логопедии с психолингвистикой, что позволяет более детально подойти к выбору форм и методов деятельности учителя-логопеда.  

   Основным в образовании школьника признается организация его собственного опыта, который учитель и специалисты школы помогают ему обобщить и зафиксировать с помощью наглядных средств – эталонов, символов, условных заместителей, моделей. В процессе развивающего взаимодействия между родителями, педагогами и детьми у ребенка происходит развитие специфических человеческих способностей (интеллектуальной, коммуникативной, языковой и других).

   

 1.Актуальность проблемы  

   Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к  обучению  в школе,  залог  успешного  освоения  грамоты  и   чтения:   письменная   речь формируется   на   основе   устной,   и   дети,   страдающие   недоразвитием фонематических процессов в дошкольном возрасте, переходят в разряд учащихся с нарушениями письма и чтения.

Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным звуковым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе. Своевременное распознавание и понимание характера речевого дефекта позволяет учителю-логопеду оказать помощь вовремя, определить для ребёнка основные методы обучения, его принципиальное направление.    Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную педагогическую работу.

2. Цель:

1.Провести коррекционно-логопедическую работу по развитию фонематической системы у детей младшего школьного возраста с учетом их языковой способности на примере темы «Гласные звуки».

2. Выявить эффективность проделанной работы.

Предмет: коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематических процессов у школьников младшего возраста.

Задачи:

1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике.

2. Выявить условия эффективного развития фонематических процессов у детей.

3. Разработать комплекс коррекционных занятий по развитию фонематических процессов на примере темы «Гласные звуки».

4. Проверить эффективность предложенной системы работы.

 

3. Развитие фонематической стороны речи в онтогенезе.

В онтогенезе развитие и становление фонематической стороны речи происходит постепенно.

   В овладении речью главная роль принадлежит слуху. Одновременно с развитием слуха у ребенка появляются голосовые реакции: разнообразные звуки, различные звукосочетания и слоги. В 2-3 мес. у ребенка возникает гуление, в 3-4 мес. – лепет.

   В данном возрасте происходит первичное развитие фонематического слуха: ребенок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему.

   К 6 мес. ребенок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса.

   К году ребенок хорошо произносит простые по артикуляции звуки: гласные – а, у, и и согласные – п, б, м, н, т, д, к, г.

   Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки.   На втором году жизни у детей возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других.

   К этому времени ребенок начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова.

   На третьем году жизни фонематическое восприятие уже хорошо развито: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова.

   На четвертом году жизни дети отмечают ошибки в произношении других, легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова, т. е. у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия.

       Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

   К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

      Как правило, ребенок седьмого года жизни  имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определяет количество и последовательность звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой.

   Итак, к моменту поступления в школу у ребенка с нормой развития сформировано звукопроизношение, хорошо развиты все стороны речи, что дает ему возможность успешно овладевать программным материалом в школе.

     У детей с нарушением фонематических процессов речи прослеживается нарушение ориентировочной деятельности в языковом материале с самого раннего возраста. Уже во время формирования двигательно-сочетательного рефлекса, усвоения ритма серийности и перехода лепета в речь происходит нарушение второй системы, соответственно, задерживается появление «перекреста» (термин Л. С. Выготского) в развитии языковой и ритмической способностей. Это приводит к затруднениям в усвоении речевых ритмических структур: способности деления слова на слоги  и морфемы, формирования двусложной структуры фразы.

   Причиной является «нейрофизиологическая незрелость» коры головного мозга, то есть формирующиеся в раннем возрасте способы ориентировочных действий опираются на такую нейрофизиологическую базу, которая не может обеспечить их функционирования.

 После 5 лет внимание к языковому материалу становится устойчивым. Появляются новые способы ориентировки в языковом материале (действия по аналогии, на «чувство языка» и т.д.)

Соответственно, к концу дошкольного детства у данной категории детей не складывается функциональная система способностей, характеризующая в дальнейшем уровень их обучаемости в школе.

Коррекционно-логопедическая работа с такими детьми зависит от того, насколько тот или иной подход, форма организации коррекционно-педагогического процесса, методы и приемы работы адекватны характеру речевого нарушения, т.е. насколько они в состоянии обеспечить  формирование механизма компенсации.

Под коррекционно-логопедической работой в настоящее время принято понимать систему педагогических мероприятий, направленных на стимулирование и обогащение содержания развития; исправление отклонений и нарушений речевого и психического развития; предупреждение отклонений и трудностей в развитии; оптимизацию процесса и результатов школьного обучения.

4. Психолого-педагогическое обоснование специфики формирования навыков языкового анализа и синтеза у учащихся 1-х классов

Для успешного овладения письменной речью необходимо, чтобы ребёнок владел навыками языкового анализа и синтеза.

Данный навык является одной из форм интеллектуальной деятельности. Его освоение зависит как от уровня языковой зрелости, так и от состояния интеллектуальных способностей и предпосылок интеллекта. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза развивается не только у детей с нарушенным звукопроизношением, но и также часто у детей с чистой речью. Наличие дефектов устной речи не влияет на степень нарушения языкового анализа и синтеза. Здесь имеет значение степень зрелости предпосылок: сукцессивных функций, произвольной концентрации внимания, переключаемости внимания, динамического праксиса.

Важную роль играет взаимодействие слухо-речевого и речедвигательного анализаторов. Операции языкового анализа и синтеза могут нормально осуществляться лишь на основе интеграции речевого слуха и артикуляторных кинестезий.

У первоклассников с недостаточно сформированными навыками языкового анализа и синтеза эта интеграция развита недостаточно. В процессе анализа речевого материала они опираются только на проговаривание, т.е. на речевые кинестезии. Это значительно снижает возможности вычленения речевых единиц.

При обследовании устной речи первоклассников особое внимание нами обращалось на состояние навыков языкового анализа и синтеза. При анализе слов и предложений значительная часть детей стремилась к пересчёту звуков, слогов, слов с помощью пальцев.

5. Результаты обследования навыков языкового анализа и синтеза.

Из приведённых данных видно, что достаточно большое количество учащихся 1-х классов составляют «группу риска». Эти дети могут испытывать трудности при обучении чтению и письму, которые могут привести к нарушениям письменной речи.

В этой группе учащихся 1-х классов было проведено дополнительное обследование с целью выявления состояния сукцессивных функций. Детям было предложено воспроизвести определённые последовательности: серию ритмов, называние времён года и дней недели, тест «Кулак-ребро-ладонь» (Лурия А.Р.).

Результаты обследования сукцессивных функций показали следующее.

Часть детей справились с заданиями: перечислили времена года и дни недели с помощью наводящих вопросов, повторили серии простых и сложных ритмов со 2-го предъявления, выполнили тест «Кулак-ребро-ладонь» после 2-х демонстраций. Эта часть детей была определена,  как учащиеся со средним уровнем развития сукцессивных функций.

Другая часть первоклассников из обследуемой группы испытывали затруднения при выполнении предъявленных заданий: назвали только времена года, смогли повторить только простые ритмы, тест «Кулак-ребро-ладонь» воспроизвели после 4-х демонстраций. Это дети с уровнем развития сукцессивных функций ниже среднего.

Незначительная часть обследованных учащихся, которые практически не смогли выполнить задания, были определены как дети с низким уровнем развития сукцессивных функций.

Результаты исследования состояния сукцессивных функций.

 

Таким образом, по результатам всех обследований были определены группы учащихся 1-х классов для проведения с ними курса коррекционных занятий с целью предупреждения нарушений письменной речи, обусловленных недостаточной сформированностью навыков звукового анализа, слогового анализа и синтеза и анализа и синтеза предложений.

Определение уровня развития сукцессивных функций позволило также разработать задания и упражнения, оценочно-диагностические материалы в рамках дифференцированного подхода.

6. Раздел образовательной программы  «Гласные звуки»

Данный раздел программы коррекционных занятий разработан для учащихся 1-х классов общеобразовательной школы, имеющих предрасположенность к нарушениям письменной речи.

Теоретическими основами данной программы являются :

- классификация речевых нарушений речи ( Р.Е. Левина, А.В. Ястребова, Л.С. Волкова и др.)

- методики коррекции нарушений речи ( А.В.Ястребова, И.Н.Садовникова, Е.В.Мазанова, Л.Н.Ефименкова и др.)

6.1. Цель изучения раздела «Гласные звуки».

Цель данной работы – представить некоторые наиболее продуктивные методы и приёмы коррекционного воздействия на учащихся начальных классов, имеющих Нерезко выраженное общее недоразвитие речи, используемые на логопедических занятиях на примере изучения раздела программы «Гласные звуки».  

                       Основные задачи и направления работы:

1.         Развитие слухового и зрительного внимания.

2.         Развитие фонематического восприятия.

3.        Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане.

4.         Развитие фонематического анализа и синтеза.

5.         Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога и слова).

6.         Развитие зрительного и буквенного гнозиса.

7.         Уточнение и расширение объема зрительной памяти (зрительного мнезиса).

8.        Формирование пространственного восприятия и представлений.

9.        Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

При реализации поставленных задач необходимо опираться

- на общедидактические принципы;

- на основные принципы логопедии: тесная взаимосвязь развития речи и познавательных процессов, принцип учёта поэтапности формирования речевых умений (по П.Я. Гальперину), принцип учёта зоны актуального и ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), онтогенетический принцип, принцип дифференцированного подхода, принцип деятельностного подхода, принцип учёта ведущей деятельности.

                                   6.2. Содержание программы

Изучению темы « Гласные звуки» предшествует работа над темой «Звуки гласные и согласные» (2часа). Задачи этой темы: усвоение признаков гласных и согласных звуков; дифференциация гласных и согласных звуков; знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме.                                                                              

 Тема «Гласные звуки» (7 часов).

Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение       звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове. Работа над ритмической стороной речи. Знакомство со слогообразующей ролью гласных.  

             Тематическое планирование раздела «Гласные звуки».

Звуки, буквы


Звуко-слоговой анализ,

грамота

Грамматический строй

Лексика

1

У у

Выделение

 ударного гласного.

Преобразование и воспроизведение слоговых рядов.

Анализ звукового ряда. Анализ и схема односложных слов. Место определения звука в слове. Составление схемы предложения.

Договаривание предложений по картинкам (И.п. и В.п. ед.ч.)

Утюг,удав,улитка,утёнок,ухо,удод,умывальник,паук,буквы,дуб,дудка,кухня,петух,губы,губка,бублики,бубен,пух,

будильник

2

А а

Выделение

 ударного гласного.

Преобразование и воспроизведение слоговых рядов.

Анализ звукового ряда. Анализ и схема односложных слов. Место определения звука в слове. Деление слов на слоги. Составление схемы предложения.


Договаривание предложений по картинкам (косвенные падежи ед.ч. сущ.)

Автомат,альбом,айва,антенна,аллея,автомобиль,ателье,танк,мак,вата,ванна,панама,аптека

3

И и

Выделение

 ударного гласного.

Преобразование и воспроизведение слоговых рядов.

Анализ звукового ряда. Анализ и схема односложных слов. Деление слов на слоги. Знакомство с мягкостью согласных. Составление схемы предложения.

И.п. мн.ч. сущ. на –и, -а


Ива,Иван,Инна,индюк,Илья,липа,лифт,лилия,малина,калина,бинт.нитки,книга,будильник,иней

4

О о

Выделение

 ударного гласного.

Преобразование и воспроизведение слоговых рядов.

Анализ звукового ряда. Анализ и схема односложных слов. Место определения звука в слове. Деление слов на слоги. Упражнения с разрезной азбукой. Составление схемы предложения.

Р.п. мн.ч. сущ. Составление предложений со словом  много

Конь,кот,дом,ком,

лимон,каток,окнапальто,вагон,венок,батон,хобот,альбом,двойка,ноги,мох,охотник,пион,удод,двойка,подкова

5

ы

Выделение

 ударного гласного.

Преобразование и воспроизведение слоговых рядов.

Анализ звукового ряда. Анализ и схема односложных слов. Место определения звука в слове с опрой на цифровой ряд. Деление слов на слоги. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание слов по следам анализа. Составление схемы предложения.



Им.п. мн.ч. сущ. на –ы. Притяжательные прилагательные на –ин

Дым,дыня,тыква,ягоды,тюльпаны,панамы; сущ. на –ы во мн.ч.

6

Э э

 Выделение

 ударного гласного.

Преобразование и воспроизведение слоговых рядов.

Анализ звукового ряда. Анализ и схема односложных слов. Место определения звука в слове с опорой на цифровой ряд. Деление слов на слоги. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание слов по следам анализа. Составление схемы предложения.


Образование прил. Согласование с сущ.

Этажерка,экскаватор,эскимос,этаж, эскимо

7

Обобщающее занятие

Выделение

 ударного гласного.

Преобразование и воспроизведение слоговых рядов.

Анализ звукового ряда. Анализ и схема односложных слов. Место определения звука в слове с опорой на цифровой ряд. Деление слов на слоги. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание слов по следам анализа. Составление схемы предложения.


Составление предложений самостоятельно с заданным словом.

Слова с пройденными звуками

 Предлагаемая последовательность изучения тем строится с учетом речевого онтогенеза, возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений речи.

6.3.Технологии, формы и методы организации деятельности на занятиях

В процессе реализации логопедической работы по данному направлению  используются следующие технологии педагогического обучения:

•        проблемное обучение

•        обучение в сотрудничестве

•        технологии игрового обучения

•        информационно-коммуникационные технологии

•        технология уровневой дифференциации

Деятельность учащихся на занятиях может быть организована в следующих формах:

•        работа в парах

•        фронтальный опрос

•        коллективный поиск решения проблемной ситуации

•        индивидуальные задания

•        самостоятельная работа

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, выбор которых зависит от содержания занятия, его цели, задач и индивидуальных особенностей учащихся:

•        наблюдение

•        краткий ответ

•        развёрнутый ответ

•        беседа

•        чтение (заданий)

•        объяснение

•        упражнения

•        игра

•        моделирование

•        самоанализ и оценка выполнения задания

Словесные методы (объяснение, беседа, ответы детей) помогают выявить знания детей-логопатов, создать установку на усвоение нового материала. Использование наглядных методов (наблюдение, рассматривание картинок, рисунков, схем)  облегчает усвоение нового материала, т.к. опора на наглядные образы делает его более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.

Практические методы (различные упражнения, игры, моделирование) эффективны при закреплении полученных знаний, формировании практических умений и навыков и развитии мыслительных операций.

Для достижения поставленных целей и задач разработана система упражнений с постепенным усложнением заданий.Специально разработанные дидактические пособия, игровые упражнения, игры, компьютерные варианты заданий помогают первоклассникам закрепить полученные на коррекционных занятиях знания и умения в доступной и интересной форме.

Система упражнений и игр включает:

•        графические диктанты (с использованием цветных фишек, письменные)

•        составление схем слогов, слов

•        составление слогов, слов (по схемам, по карточкам, с помощью разрезной азбуки)

•        соотнесение схем и слогов, слов

•        выполнение количественного и позиционного анализа слов (по схемам, по карточкам, по картинкам, устно)

•        компьютерные варианты заданий

•        игры

Компьютерные задания – один ученик выполняет задания на компьютере, остальные выполняют аналогичные задания по карточкам индивидуально. Игры – помогают закрепить полученные знания и умения в интересной форме, т.к. несмотря на то, что у первоклассников ведущей становится учебная деятельность, большое значение имеет также и игровая деятельность.

Учитывая неоднородность сформированности у учащихся 1-х классов навыков языкового анализа и синтеза, опираясь на дифференцированный подход в коррекционной работе, были разработаны разноуровневые упражнения и диагностический материал.

Для реализации дифференцированного подхода в обучении на занятиях используется такая форма работы, как выполнение детьми индивидуальных заданий по карточкам. Этот вид работы создает условия для решения следующих специальных задач:

1.        Обогащение зрительных представлений.

2.        Развитие зрительно-двигательной координации.

3.        Стимуляция познавательной активности.

4.        Включение мыслительных операций.

5.        Развитие неречевых процессов.

6.            Развитие самоконтроля и самооценки.

Во время занятий   звуковой состав слова моделируется с помощью символов. Например,   в качестве заместителей звуков используются фишки определенных цветов.

Параллельно ведется работа по обогащению словаря и развитию грамматического строя речи; развитию связной речи; закреплению навыков чтения и письма.

На занятиях обязательно проведение физкультминуток или пальчиковой гимнастики. Запоминание и воспроизведение серий движений (под музыку и без музыки) влияет на развитие общей моторики, двигательной памяти, внимания. Использование кинезиологических упражнений для пальчиковой гимнастики способствует развитию межполушарного взаимодействия, сукцессивных функций. (Приложение 3)

7. Результативность коррекционной работы

С целью выявления результативности коррекционной работы используется следующий диагностический материал:

- графические диктанты

- текстовые диктанты

- анализ письменных работ учащихся

- тестовые задания

Требования к подготовке учащихся после прохождения темы «Гласные звуки»

Знать:

•        названия гласных звуков и букв

•        определения понятий: звук, буква, слог, слово, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог

•        чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова

Уметь:

•        владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;

•        различать на слух и в произношении  звуки;

•        определять ударные и безударные гласные, слоги

•        производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

•        подбирать слова на заданный звук;

•        сравнивать слова со сходными звуками;

•        определять количество звуков и слогов в словах

•        производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов

•        восстанавливать предложения с заданными звуками;

Результативность предложенной системы логопедической работы показало обследование письменной речи учащихся 1-х классов, уровня сформированности у них навыков языкового анализа и синтеза и сукцессивных функций.

Все учащиеся 1-х классов, прошедшие курс коррекционных занятий, достигли среднего уровня развития сукцессивных функций и овладели навыками звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (и количественный, и позиционный). Это позволило им достаточно успешно овладеть чтением и письмом, что показали итоговые работы учащихся.

Сравнительный анализ письменных работ учащихся 1-х классов показал, что в письме первоклассников с недостаточно сформированными навыками языкового анализа и синтеза, не прошедшими курс коррекционных занятий, регулярно встречаются ошибки, обусловленные несформированностью операций анализа и синтеза.

На приведённых ниже графиках видно, что у учащихся 1-х классов, прошедших курс коррекционных занятий, количество ошибок, обусловленных недостаточно сформированными навыками языкового анализа и синтеза, значительно меньше по сравнению с первоклассниками, не зачисленными на занятия.

         Сравнительный анализ письменных работ учащихся 1-х классов.

                                         2009/2010 учебный год

                                     2010/2011 учебный год

                                      2011/2012 учебный год

Таким образом, результаты анализа письменных работ учащихся 1-х классов с недостаточно сформированными фонематическими процессами позволяют говорить об эффективности предложенной системы коррекционных занятий по развитию навыков языкового анализа и синтеза с целью предупреждения нарушений письменной речи.

Заключение

Качественные особенности интеллектуальной и речевой деятельности, незрелость ряда предпосылок интеллекта создают функциональную предрасположенность будущих школьников к нарушениям письменной речи. Растёт количество детей без выраженной речевой патологии, но также при определённых обстоятельствах испытывающих стойкие трудности при овладении чтением и письмом.

Всё это делает актуальным проблему о массовой профилактике нарушений письменной речи ещё в дошкольном возрасте и разработке новых коррекционно-развивающих программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Необходима ориентировка по подражанию речевым и предметным действиям взрослого, ориентировка на непосредственный образец действий взрослого; ориентировка на речевой опыт, ориентировка на «чувство языка».

   Сделанные наблюдения определяют выбор направлений, приемов, упражнений по развитию фонематических процессов у детей на коррекционно-логопедических занятиях.  Основные различия между детьми посещающими логопедические занятия  до обучения и после него заключается в следующем:

- в появлении самостоятельных языковых обобщений, навыков, выражающихся в ориентировке на собственный речевой опыт и возникновении творческих ориентировок

- в интересе ребенка к совершению речевых действий (до обучения) и интерес к речевой деятельности (после обучения)

 - в развитии фонематического восприятия.

В данной работе были показаны возможности одного из эффективных  направлений логопедической работы по предупреждению нарушений письменной речи учащихся 1-х классов с НВОНР.  Результаты итогово-оценочной диагностики показывают, что современные образовательные и здоровьесберегающие технологии,  новые формы работы, традиционные и инновационные методы обучения, предложенные в данной работе,  позволяют восполнить недостаточность функционального базиса чтения и письма и предупредить нарушения этих навыков.

Список литературы

Алтухова Н.Г. Научитесь слышать. – СПБ., 1999.  – 112 с.

Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «Детство – Пресс», 2005.- 144 с.

Городилова Н.А., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. – М.: Дельта, 1997. – 224 с.

Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Логопедические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб: «КАРО», 2007. – 176 с.

Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М.: Сфера, 2001. – 112 с.

Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие /Под ред. Л.С.Волковой. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2004. – 208 с.

Логопедия: учебник для студ. дефектол.фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 272 с.

Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2008. – 112 с.

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза: конспекты занятий для логопедов / Е.В.Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: ГНОМ и Д., 2007. – 125 с.

Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Г.В.Чиркиной.- М.: АРКТИ, 2010. – 240 с.

Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / Сост. М.А.Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 349 с.

Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников. – СПб.: КАРО, 2008.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Кн. для логопедов. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 255 с.

Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 192 с.

Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000. – 118 с.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития. – М.: 1997.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест на знание ИТК к аттестации

Учителя начальных классов для аттестации  должны пройти тест на знание ИТК...

Аттестация

1) Сведения об образовании, наградах, переаттестации, о достижениях в работе.2) Реферат на тему "Нестандартные уроки" ...

Организация обобщающего повторения, как эффективный метод к итоговой аттестации и обобщения знаний учащихся при подготовке к итоговой аттестации младшего школьника.

Основу успешности обучения младшего школьника при переходе его в среднее звено составляет достижение учащимися планируемых результатов на первой ступени обучения....

Приказ №13о от31.03.2017г. Об утверждении графика проведения промежуточной аттестации и материалов для промежуточной аттестации (документ)

Приказ №13о от31.03.2017г. Об утверждении графика проведения промежуточной аттестации и материалов для промежуточной аттестации(документ)...

Приказ №18о от 02.04.2018 г. об утверждении графика проведения промежуточной аттестации и материалов для промежуточной аттестации

В приказе прописана группа учителей - экспертов по материалам промежуточной аттестации в школе во 2-4 классах....

АТТЕСТАЦИЯ Критерий 2: Результаты освоения обучающимися образовательных программ промежуточной аттестации

Мониторинг качесчтва подготовки обучающихся 2 классов по русскому языку в форме Всероссийской проверочной работы 2017 г.Диагностический мониторинг Всероссийского проекта Электронной Школы "Знаник...

1 ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов... Доля обучающихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, от общей численности обучающихся у учителя

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией. Доля обучающихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточно...