Использование аппликатора Ляпко "Малыш", на логопедических занятиях
занимательные факты по логопедии по теме
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа №160»
Учитель-логопед Шуманкова Ольга Викторовна
Аппликатор Ляпко "Малыш" хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Аппликатор Ляпко «Малыш» который оказывает широкое воздействие на:
Рефлекторно-механическое воздействие аппликатора заключается в поверхностном множественном иглоукалывании определенных зон, биологически активных точек, микромассаже кожи, подкожных тканей с наибольшей активизацией центральных отделов. Определенные участки кожи, через рецепторы и нервные волокна связаны с соответствующими внутренними органами. Улучшающие процессы кровоснабжения, усиливающие обменные и восстановительные процессы. Осуществляется естественное оздоровление организма.
Гальвано-электрическое действие возникает на кончиках игл, покрытых различными металлами и между иглами из разных металлов, все это способствует улучшению обмена веществ, усиливает восстановительные процессы, оказывает рассасывающее действие, помогает выработке биологически активных веществ, улучшает проведение нервных импульсов, снижает болевую чувствительность, исключая причину боли.
Иммунологические реакции: стимуляция гуморального и тканевого звена иммунитета повышает уровень иммунной защиты и адаптации к болезнетворным воздействиям.
Обучающиеся совершают легкое постукивание по апликатору,с медленым проговариванием звуков, слогов, слов,предложений.
Затем обучающимся то, что проговаривали в слух записывают в тетрадь. Даже самые слабые ученики выполняют работу без ошибок.
Использование аппликатора показало что, эффективно развивавается познавательная активность, внимание, память, образное мышление, что крайне важно в работе с обучающимися с речевой патологией, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, с задержкой психического развития.
Таким образом, речь обучающихся активизируется, обогащается словарный запас, посредством проговаривания последовательности своей работы.
Гораздо эффективнее и интересней для детей систематическое выполнение предлагаемого ниже комплекса упражнений, особенно со стихотворным сопровождением. У мальчиков упражнения проводятся сначала на правой руке, затем на левой руке; у девочек - в обратном порядке.
При индивидуальном использовании аппликатор не нуждается в дезинфекции. Гигиенический уход за аппликатором предусматривает обработку моющим раствором (шампунь, жидкое мыло, средство для мытья посуды), промывание проточной водой и просушивание с разогревом потоком горячего воздуха (с помощью фена).
Таким образом, к концу учебного года прослеживалась положительная динамика:
- овладели графическими навыками 88 обучающихся (100%);
- грамматический строй сформировался у 79 обучающихся (89.7%) – это объясняется тем, что основной контингент учащихся, составляющих логопедические группы, это дети, имеющие хронические заболевания, а также логопедическое заключение ОНР, НВ ОНР;
-фонематические процессы сформировались у 82 обучающихся (93%);
-навыки звуко - буквенного анализа и синтеза сформировались у 88 обучающихся (100%);
-значительно снизилось количество дисграфических ошибок у 88 обучающихся (100%);
-чтение словами сформировалось у 76 обучающихся (83.3).
У обучающихся повысилась работоспособность, снизилась утомляемость, активизировались мыслительные, психические процессы. Обучающиеся стали более открытыми, раскрепощенными, активными, уверенными в своих силах и возможностях. Они становятся более коммуникабельными, учатся общаться, дружить и работать в коллективе.
Комплекс упражнений
1-е упр. "Горка"
Прикладываем аппликатор горизонтально к основанию внутренней стороны ладони и "поднимаемся" вверх до кончиков пальцев по левой, а затем по правой стороне ладони.
2-е упр. "Скалы"
На внутренней стороне ладони, начиная от большого пальца, прикладываем аппликатор вертикально и слегка надавливая, считаем до десяти. Такой приём используем поочерёдно с каждым пальчиком, заканчивая мизинцем (приговаривая при этом: "отдыхай большак", "отдыхай указка", "отдыхай середняк", "отдыхай безымянный", "отдыхай мизинчик").
3-е упр. "Крокодильчик"
Согнув аппликатор "Малыш" пополам, начинаем массаж каждого пальчика игольчатой поверхностью. Массаж начинаем с большого пальца от первого сустава к кончику пальца, надавливая в каждой точке по счёту "три" 3 раза. Сначала массируем верхнюю и нижнюю поверхность пальцев, а затем боковую. Массаж делаем от большого пальца к мизинцу.
4-е упр. "Печатная машинка"
Аппликатор кладем на стол. Печатаем одним пальцем (произнося при этом "печатаем указательным пальцем" и т.д.), двумя, несколькими пальцами, проговаривая вслух слоги и слова по слогам. Слова нужно давать двух и трёх сложные, выставляя на доске, абаке, столе (перед каждым ребёнком или один набор на стол).
5-е упр. "Помощь идёт" (Работа в паре)
Аппликатор "Малыш" кладем на стол. Печатаем щепотью, т.е. теми пальцами, которые задействованы при письме (большой, указательный, средний).
Первый ребёнок печатает первый слог, произнося его вслух, а второй "домысливает" и печатает второй слог (слова даём двусложные).
6-е упр. "Уши, шея, голова"
Попеременно прикладываем аппликатор сначала к левому уху, слегка надавливая на него (счёт до десяти), затем к правому уху, затем к шее (первый позвонок), затем массажируем виски (левый, затем правый висок - точки по Уманской).
7-е упр. "Носики-курносики"
Аппликатор сгибаем пополам, т.е. "крокодильчиком" и слегка надавливаем на гайморовы пазухи игольчатой поверхностью (счёт до десяти).
8-е упр. "Ладушки"
Кладём аппликатор на правую ладонь игольчатой поверхностью вверх, а левой ладонью хлопаем по нему, приговаривая "ладушки" или любую детскую потешку. Затем меняем ладони. Потешку тоже можно поменять на другую.
1-е упр. "Горка"
Снег валится, снег валится,
Весело, задорно.
Поскорей берите санки
И бегом на горку.
Ой, как весело кататься
Ребятне проворной.
Пусть погуще снег валится -
Круче будут горки.
2-е упр. "Скалы"
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга им нельзя.
3-е упр. "Крокодильчик"
Крокодильчик не ленится,
Не спеша идет к водице.
По песку ступают ножки,
Нелегка ходьба для крошки.
Наблюдает гордо мама,
А малыш такой упрямый.
Хоть пока и ходит плохо,
Не желает сдаться кроха.
4-е упр. "Дружба" ("Ладушки") Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фигур Поппельрейтера на логопедических занятиях
Фигуры Попельрейтера знакомы всем дефектологам с института. Я задумалась, как можно использовать их на логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения произношения или нарушения в письменной речи...
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
Статья о применении здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях....
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...
Использование песочной терапии на логопедических занятиях.
В статье раскрывается суть терапевтического эффекта игры с песком на логопедических занятиях. Предлагаются упражнения по темам: "Деление на слоги", "Ударение", "Развитие речевого дыхания" и др....
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Создание здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях. Из опыта работы учителя-логопеда. МОУ гимназия №1 г.Жуковского....
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усв...
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усв...