ФОРМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ C УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ
методическая разработка по логопедии по теме
Со словарными словами (словами с непроверяемыми написаниями) учащиеся начальной школы встречаются на каждом уроке. Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями ученики не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее письменной формой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_so_slovarnymi_slovami.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ РАБОТЫ
СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
C УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ
Со словарными словами (словами с непроверяемыми написаниями) учащиеся начальной школы встречаются на каждом уроке. С самого начала обучения в школе уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со словами абажур, арбуз, библиотека, торшер и многими другими. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, математике, чтению природоведению и другим предметам все более возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры – по подсчетам эта цифра достигает более 500 единиц.
К сожалению, учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами.
Мне кажется, что одна из причин такого положения – методика обучения непроверяемым написаниям, прежде всего неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу над этими написаниями.
Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями ученики не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее письменной формой. Поэтому эта тема волнует меня все больше и больше. Работая над словами с непроверяемыми орфограммами, над словами, которые дети должны усвоить обучаясь в начальной школе, я решила для себя, что нужно в своей работе исходить из следующего.
Прежде всего, в основу формирования орфографических навыков при изучении трудных слов должна быть положена активная учебная работа учащихся под руководством учителя.
Эффективность этой работы может быть обеспечена при следующих условиях:
- активация умственной деятельности учащихся и их памяти;
- обучающий характер учебной деятельности;
- регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.
Перечитав много литературы обучения непроверяемым написаниям, я решила проводить обучение на дидактическом материале, включающем в себя наиболее употребительные слова. Эти слова можно отбирать из учебников по всем предметам, изучаемым в данном классе, художественных произведений, частотных словарей и других источников.
Я отошла от практики, которая ориентирована только на механическое запоминание трудных слов, т.к. она малоэффективна. Ошибки все равно проскальзывают у многих учеников.
Работу над словами с непроверяемыми написаниями я решила проводить по-другому. Суть этой работы заключается в том, что в процессе обучения я обращаю особое внимание на этимологию данных слов. В процессе обучения написаниям трудных слов с применением этимологического анализа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что дает значительно большую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний в «словарном порядке».
Этого можно достичь с помощью специальных методов обучения.
В 1 классе целесообразно проводить запись слов по алфавиту, т.к. учащиеся усваивают алфавит уже к концу первого года обучения. В это время я использую знание детьми порядка расположения букв в алфавите и в работе над словами с непроверяемыми написаниями.
Так, написав на доске вразбивку несколько слов с такими написаниями, я предлагала учащимся переписать эти слова в тетрадь, расположив их по алфавиту.
Например, на доске слова: калач, диван, песок, альбом, вагон, диван, песок, тетрадь.
По мере усвоения учениками алфавита это задание я усложняю. Дети записывают слова, придерживаясь алфавитного расположения не только первой, но и последующих букв.
Например, на доске даю слова: батон, билет, базар, бутон, береза, багаж, бокал.
Ученики записывают: багаж, базар, батон, береза, билет, бокал, бутон.
Затем задание усложняется: на доске пишу слова: азбука, газета, алмаз, пакет, герой, пенал, графин, апельсин, помидор, пионер, автобус, горох, алфавит, гараж, пирог.
От учеников требуется записать эти слова, соответственно, в три столбика и внутри каждого столбика строго по алфавиту. Дети записывают:
азбука | газета | пакет |
алмаз | гараж | пенал |
алфавит | герой | пионер |
апельсин | горох | пирог |
графин | помидор |
Но в этом заключается моя работа на начальном этапе. А дальше нужно обучать учащихся умению находить слова с такими написаниями в тексте. Наиболее эффективный прием, с помощью которого формируется такое умение – выборочный диктант. Небольшие диктанты этого вида я провожу уже в конце первого года обучения. методика выборочного диктанта проста. Я читаю вслух текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а дети, прослушав предложение, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами.
Например, прослушав первую часть рассказа И.Соколова-Микитова «Поздняя осень», ученики записывают: поля, срезают, тяжелый, колхозник, картофель, капуста, зеленый, грядами, краснеет, рябина, алеют, качан, морковь, ягода, огород, калина.
Дальше можно усложнить эту работу. Записать слова с проверяемыми безударными гласными:
Вот что получиться:
поля (поле) | колхозник |
срезают (срезать) | картофель |
тяжелый (тяжесть) | капуста |
зеленый (зелень) | кочан |
грядами (грядка) | морковь |
краснеет (красный) | ягода |
рябина (рябчик) | огород |
алеют (алый) | калина |
В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными, но и закрепляют правописание и тех и других.
Детям очень нравятся задания с элементами программированного обучения, в частности, выборочный ответ. Суть его заключается в том, что предлагаю учащимся задания (упражнение или вопрос) я сопровождаю его несколькими ответами, из которых один правильный (или полный), а остальные неправильные 9или неполные). Ученики должны выбрать правильный (полный) ответ.
В дальнейшем, уже во втором классе, можно использовать группировку и запись слов по орфографическим признакам.
Этот прием состоит в том, что ученики записывают диктуемые или приведенные на доске слова и по алфавитуи по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.
Например, даны слова с непроверяемыми безударными гласными: планета, газета, диван, гигант, телега, пещера, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава, котомка.
Задание: записать слова столбиками: в один столбик по алфавиту слова с безударной гласной А, в другой – с безударной гласной о, с е, с и.
В соответствии с этим дети должны записать:
а | е | и | о |
канава | тетрадь | диван | победа |
газета | телега | лимон | комар |
салют | пещера | сирень | котомка |
планета |
Подбор однокоренных слов – других частей речи. При изучении 9и повторении) частей речи полезно предлагать учащимся задания на образование одних частей речи от других. Эту работу можно перенести и на обучение непроверяемым написаниям.
Чтобы закрепить написание удвоенных согласных, например, в словах металл, суббота, группа, детям предлагается написать эти слова под диктовку, подобрав к ним родственные слова – другие части речи. Такие упражнения можно проводить в 3-х и 4-х классах.
Ученики записывают:
металл - металлический
группа - групповой, группировать
суббота – субботний
и т.д.
Сопоставление и запись слов с «противоположными» орфограммами.
Использую такой прием во 2-ом классе в работе над словами типа территория – коридор (рр-р) и т.д. А уже в 3-м и в 4-м классах я предлагаю написать на уроке две-три такие пары (под диктовку или с доски: в последнем случае интересующие нас согласные заменяются точками0, сгруппировав их по наличию двух или одной согласных.
Ученики записывают, например:
рр | р | сс | с |
перрон | коридор | касса | трос |
терраса | директор | масса | матрос |
территория | капрон | шоссе | термос |
Подбор и запись синонимов и антонимов. (работа в 3-м и 4-м классах)
Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является подбор учениками слов, близких или противоположных по значению. Среди подбираемых и записываемых учениками синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми орфограммами.
Например, можно детям предложить домашнее задание на подбор и запись синонимов к существительным метель, граница, Отечество.
Они подбирают синонимы и подчеркивают в них непроверяемые нласные.
Метель – вьюга, буря, метелица, пурга.
Граница- рубеж, межа, край, предел.
Отечество – Родина, Отчизна.
Предлагаются аналогичного типа задания и на подбор антонимов.
Например, при изучении глагола учащиеся по заданию учителя подбирают и записывают:
Работать – отдыхать, праздновать.
Мешать – помогать, пособлять.
Аналогичные задания можно предлагать и при изучении других частей речи. Образец такой работы я даю в классе. На уроках работа начинается, а завершается детьми дома.
Составление предложений с данными словами (работа во 2-ом классе).
Этот вид работы способствует закреплению навыков правописания, обогащению словаря учащихся и усвоению синтаксического строя речи. Также полезен этот вид работы и для закрепления непроверяемых написаний.
Например, учащимся предлагается составить предложения со словами: абзац, класс, лагерь, матрос, режим, дежурный. Ученики составляют и записывают предложения.
К каждому абзацу текста мы подобрали заголовок.
Мой брат служит матросом на подводной лодке.
В нашем лагере был очень хороший режим.
Благодаря хорошей работе дежурных в нашем классе всегда чисто.
Сочинение по опорным словам (работа во 2-ом классе).
Эта работа стоит близко к предыдущему виду работы. Она также может быть использована в работе над словами с непроверяемыми написаниями.
Например, детям предлагается написать сочинение на тему: «На вокзале», использую слова: багаж, вагон, вокзал, дежурный, пассажир, перрон, сигнал.
Вот что получиться.
Я живу недалеко от вокзала. По дороге из школы можно встречать и провожать поезда. Вот и вокзал. Загорелся зеленый свет.К перрону подошел поезд. Из вагонов стали выходить пассажиры. У каждого был багаж. Дежурный дал сигнал. Поезд отошел от перрона. Скоро он превратился в маленькую точку, а потом скрылся за лесом.
Дописывание орфографических таблиц. Этот прием я использую для закрепления непроверяемых написаний в виде дописываемых таблиц. Например, детям, начиная со 2-го класса, можно предложить, пользуясь орфографическим словарем, дописать такую таблицу:
а | о | ||
а | а-а | о | о-о |
абзац | карандаш | солома | огород |
… | … | … | … |
… | … | … | … |
Подбор и запись слов с иноязычными элементами. (3 и 4 класс) В ходе учебы дети знакомятся с некоторыми иноязычными элементами слов, и им можно предложить задание на подбор и запись других слов с этими элементами. После беседы и разбора примеров ученикам предлагается подобрать и записать слова с элементами авто-, колл-, грамм-.
Учащиеся записывают:
автодорога | коллектив | грамматика |
автомобиль | коллекция | килограмм |
автостанция | редколлегия | орфограмма |
Замена описательных оборотов словами-синонимами. При использовании такой работы ученикам вместо описательного оборота предлагается подобрать соответствующее ему по значению слово с непроверяемой гласной или удвоенной гласной.
Эти задания вполне посильны ученикам 3-го и 4-го классов. На доске вразбивку дан перечень слов. Нужно заменить отдельными словами описательные обороты.
Описательные обороты | Слова |
Ящичек для ручек, карандашей | гербарий |
Собрание засушенных растений | коллекция |
Собрание однородных предметов | пенал |
Ученики выбирают из правого столбика соответствующие слова и записывают их рядом с описательными оборотами.
Собрание засушенных растений - гербарий
Собрание однородных предметов – коллекция
и т.д.
Письменный пересказ текста с использованием данных слов. (3-4 классы). Этот прием состоит в том, что учащиеся кратко, в письменном виде передают содержание какого-нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемой гласной и удвоенной гласной.
Например, на доске слова: Москва, здесь, очень, работа, жестоко, никто, адрес.
С данными словами дети записывают свой рассказ. Названная работа дает возможность повысить эффективность обучения непроверяемым написаниям и не только слов, предусмотренных программой, но и многих других трудных слов.
Исходя из выше сказанного, молжно с уверенностью отметить, что запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим.
Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами.
Одним из средств, обеспечивающем осмысленность и тем самым повышающем правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, или сокращенный вариант – этимологическая справка. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова.
Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание.
Например: малина – в основу названия положен признак плода ягоды, состоящей из малых частей. Слово малина образовано от слова малый – «маленький».
Малина- малый – состоящая из маленьких частей.Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание.
Например: сапог – по внешнему виду верхняя часть сапога похожа на трубу, дудку, не случайно поэтому слово сапог образовалось от сапох – «труба, дымоотвод, отверстие в печи».
В ряде случаев исторический корень 9приставка, суффикс0 имеет графический облик, контрастный современному.
Например: стакан – слово заимствовано из тюркского языка. Первоначально достокань – стокан означало «маленькая деревянная миска».
Поэтому, учитывая сказанное, я считаю, что в 1-м классе целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опорное написание, найти опору для запоминания их современного графического облика.
Важным в проведении этой работы является ведение учащимися «Этимологического словарика.
Запись в нем строиться по следующей схеме:
- изучаемое слово (выделено большими буквами, со знаком ударения, линий внизу обозначена орфограмма)
- производящее слово, морфема, исторически родственные слова (слова, морфемы с опорными написаниями подчеркнуты, заимствованные слова переданы буквами русского алфавита)
- первоначальное значение слова (заключено в кавычки)
Этимологическая справка сообщается детям на уроке знакомства с новым словом. При этом я строю работу в следующем порядке:
1. Постановка цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный звуко-буквенный анализ с целью выявления орфограммы.
2. Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном виде.
3. Сообщение учащимся этимологической справки, краткая схематическая запись ее на доске и в словариках.
4. Подбор однокоренных слов.
5. Составление словосочетаний или предложений с изучаемым словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания.
Например. Знакомство со словом медведь.
- Сегодня мы знакомимся с новым словом. Угадайте, о ком идет речь: «Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос» (Вывесить картинку и изображением медведя, карточка со словом медведь)
- Спросить у детей, что они знают о медведе. Где он живет? Чем питается? Почему медведя считают лакомкой?
После этого чтение слова по слогам. Определение количества слогов в этом слове. Назвать первый слог, второй. Произнесение слова с ударением. На какой слог падает ударение? Назвать безударную гласную в этом слове.
Запомнить. Слово медведь пишется с гласной е в первом слоге. По слову мёд. (Краткая запись справки)
Вывод. Как пишется слово медведь? Почему оно пишется с буквой е? (дети объясняют запись, доказывают правильное написание слова)
На следующих уроках при проведении словарных диктантов, записи изученных слов с непроверяемым написанием в составе текстов упражнений, этимологическую справку необходимо использовать для «проверки», объяснения правописания.
Краткий этимологический словарик прилагается.
Для изучения трудных слов в своей работе я использую игры, занимательные задания, кроссворды, ребусы, а также словесные игры, описательные рассказы. Игры и занимательные задания прилагаются.
Дома учащиеся могут рассказать о том, что они узнали о значении слова.
Предлагается представить, что они художники. Нужно нарисовать молоток. Ученики должны рассказать, как они будут его рисовать и т.д.
Можно составлять кроссворды на тему:
«Растения огорода и сада»;
«Растения леса»;
«Животные»;
«Звери и птицы»;
«Деревья»;
«Профессии»;
«Инструменты»;
«Мебель»
И т.д.
Особенно хорошо усваивается учениками такой материал на внеурочных занятиях.
Проведение подобной работы в начальных классах необходимо, она обогащает память детей пониманием лексического значения слов (однокоренных слов, слов-синонимов, антонимов, сочетаний слов) и позволит им правильно использовать эти слова при построении собственного речевого высказывания.
Я считаю, что эта работа готовит учащихся к восприятию систематического курса в среднем звене школы, способствует развитию у детей лексио-семантического взгляда на слово, обогащает речь детей, вызывает у школьника познавательный интерес к русскому языку, его богатству и разнообразию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача...
Приемы и формы работ со словарными словами
Приемы и формы работ со словарными словами...
Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка
Творческий отчёт учителя начальных классов. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка....
памятка-рекомендация "Формы работы над словарными словами"
В этой памятке-рекомендации собраны воедино разнообразные формы работы над словарными словами, позволяющие повысить грамотность школьников....
формы работы над словарными словами
методические материалы по русскому языку...
Статья "Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка"
Статья представляет собой знакомство ученика с правилами правилами правописания слов с непроверяемой безударной гласной. Здесь показаны разнообразные методы, приемы и способы, с помощью которых эффект...
ПРИЁМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ПРИЁМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...