Логопедическое занятие "Синонимы"
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме

Романенко Наталья Сергеевна

Предлагаю фронтальное логопедическое занятие с обучающимися 2 класса, группа ОНР. Используютс различные занимательные задания по теме "Синонимы."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinonimy.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия: группа ОНР, 2 класс.

Тема: «Синонимы»

Романенко Наталья Сергеевна,

учитель – логопед

МБОУ «Новотаволжанская СОШ имени

Героя Советского Союза И.П. Серикова

Шебекинского района Белгородской области»

Цели:

образовательная: учить детей подбирать и находить слова-синонимы, расширение кругозора, корректировка нарушения лексико-грамматического строя речи;

развивающая: развитие внимания и памяти учащихся;

здоровьесбережения: восстанавливать умственную работоспособность, препятствовать нарастанию утомления, повышать эмоциональный настрой учащихся, создание положительного  настроя на занятии.

Оборудование: карточки с заданиями, кроссворды, компьютер.

Ход занятия:

Организационный момент.

Учитель – логопед читает стихотворение:

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

                            Мерзнет в жару.  

                                       И. Токмакова 

 - Ребята, какие слова в стихотворении близкие по значению?

Как мы называем такие словом?

 (Синонимы).

Правильно, ребята! И тема нашего занятия сегодня - «Синонимы».

Так какие же слова называются  синонимами? (Ответы детей).

А теперь, отгадайте загадки и найдите в них слова синонимы.

После урока непременно

Нужна ребятам ______________.

На время что-то прекратив,

Мы объявляем _______________.

В борьбе, в труде устали слишком –

Дают уставшим ___________.

У каждого на столе лежит карточка с заданиями. Найдите первое задание. Это игра «Найди пару».

II. Основная часть занятия.

     Задание №1.

Игра «Найди пару».

    К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика и соедините их линиями.

путь

страх

родник

лошадь

работа

дело

тропинка

несчастье

метель

дорога

друг

противник

грусть

вьюга

враг

приятель

тревога

нищета

горе

дорожка

бедность

тоска

конь

ключ

Проверку провести выборочно.

Задание №2.

Игра «Подберите по три».

Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их.

Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.

Пёс, лошадь, собака, коза, корова, псина.

Сердиться, спать, болеть, почивать, дремать, смотреть.

Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.

Радость, радоваться, радостный, ликовать, торжествовать, ликование.

Задание №3.

Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова. По какому признаку нужно распределить слова на группы?

Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.

____________       _____________       _______________

____________       _____________       _______________

____________       _____________       _______________

Задание №4.

Игра «Проверь по узору».

Прочитайте слова в таблице и распределите их на два синонемических ряда. Для этого закрасьте квадратики под словами нужным цветом. Полученный узор сверьте с предложенным узором.

1.

бой

воин

сеча

сражение

солдат

побоище

боец

битва

2.

большой

боязливый

пугливый

огромный

громадный

колоссальный

крупный

трусливый

3.

близко

скоро

неподалеку

спешно

поблизости

рядом

быстро

торопливо

Разбор слов: сеча, побоище, колоссальный, неподалёку, спешно.

Ребята, вы устали писать и рисовать, наши пальчики должны отдохнуть. Давайте проведем гимнастику для пальчиков.

5. Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики.

(проводится под музыку)

Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками одновременно.

Имитация игры на пианино.

Разведение пальцев врозь и сведение их вместе.

Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

Вращение кистями рук.

Сбрызгивание капелек воды с пальцев (вправо – влево).

Соприкосновение подушечек пальцев: пальцы одной руки по очереди соприкасаются с пальцами другой руки.

Работа с предложениями.

Задание №6.

Вставьте нужные слова в предложения из слов, данных за чертой.

Читаем сначала слова: сторожить, беречь, охранять, а затем работаем с предложениями.

Нам надо ________ школьное имущество.            охранять

Часовые ___________ вход в штаб.                        сторожить

Пётр Васильевич ________ сад.                              Беречь

Задание №7.

Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами. Пользуйтесь словами для справок.

   Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

   Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.

8.Физкультминутка.

(проводится с музыкальным сопровождением «Ужасно интересно»)

Дети произносят слова:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

 И.п. – сидя за столом, руки за голову. 1-2-руки вверх, 3-4-и.п.

      Повторить под музыку 5-6 раз.

И.п. – сидя за столом, ноги на ширину плеч, руки на пояс. 1-2-наклон вправо, 3-4-и.п. То же влево. Повторяем в такт музыки 5-6 раз.

И.п. – сидя за столом. 1-2 – встать, 3-4 – повороты туловища вправо, влево.

И.п. – стоя у стола. 1-2 – руки к плечам, 3-4 – руки вверх перекрестить. Повторяем в такт музыки 5-6 раз.

И.п. – стоя у стола. 1-2 – левая нога вперёд, правая  рука вверх, 3-4 – руки и ноги меняем местами.

Бег на месте не отрывая носков от пола.

Бег с поворотами в одну сторону, а затем в другую. Повторяем один раз.

И.п. – стоя у стола. Два шага с поворотом в одну сторону, хлопок руками, а затем - в другую и хлопок. Упражнение повторяется 5-6 раз.

Работа с текстом.

Задание №9.

Прочитайте и спишите стихотворение. Найдите в нём слова-синонимы, подчеркните их.

Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они.

 В. Берестов

10. Гимнастика для глаз.

(Звучит музыка с элементами пения птиц «Летний сад»)

Закройте глаза, а потом откройте их. Повторить 5 раз.

Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

Движение зрачков влево – вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками.

Крепко зажмурить глаза 10 – 15 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.

Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз.

Все упражнения учитель демонстрирует детям.

Работа с кроссвордами.

Задание №11.

Дети объединяются в две группы, между которыми проходит соревнование.

Впишите в пустые клетки синонимы, которые подходят к словам стоящим около них.

шум

жара

мороз

грусть

осёл

ураган

работа

еда

. Итог занятия.  Ребята, с каким настроением вы уходите с занятия? Покажите, пожалуйста, его. Всем спасибо!

Использованная литература:

Козырева Л.М. Тетрадь для логопедических занятий №8 Слова – друзья и слова – неприятели. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 80 с.

Романенко Наталья Сергеевна

309252, РФ, Белгородская область, г. Шебекино, ул. Фрунзе, д. 4, кв. 23,

 с/т 8 952 428 54 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»

Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель:   привитие интереса к логопедическим занятиям в школе. Для  2-3 классов о...

Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»

Пояснительная записка.Методическая тема занятия: логопедическая игротека.Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель использования игровых...

Логопедическое пособие "Логопедический домик"

  «Логопедический домик» - это настольная игра, состоящая из открывающихся и закрывающихся «окошек», в которых находятся изображения предметов. На «окошках&ra...