Развитие адекватной самооценки.
статья по логопедии (1 класс) по теме
. Ребенок оценивает окружающих, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя самого, потому, сравнивая себя с другими, он осознает свои особенности, свою уникальность, понимает, что и он – личность, что и у него есть ценные качества, которые следует любить и развивать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_adekvatnoy_samoocenki.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие адекватной самооценки.
К сожалению, не всегда ребенку легко наладить общение со сверстниками и взрослыми, и задача не только родителей , но и педагогов- помочь малышу разобраться в сложном мире взаимоотношений. Способность общаться - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми- сверстниками и взрослыми. Взаимоотношения с окружающими играют огромную роль в формировании личности ребенка и их ненормальность зачастую является показателем каких-либо отклонений психического развития.
Ребенок , который мало общается со сверстниками, не принимается ими в свои игры или сам не желает играть из-за неумения организовать общение, чувствует себя неуверенным, уязвленным, отвергнутым. Это может привести к формированию низкой самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Все это отрицательно сказывается на адаптации ребенка в школе. Поэтому задача взрослого- помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не тормозил развитие личности.
Предлагаю игры, которые строятся на материале, близком и понятном ребенку. Игры дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть свой личностный потенциал, который позволит лучше понять себя и другого. Пережить радость открытия своего «Я» в лучшем его проявлении. Ребенок оценивает окружающих, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя самого, потому, сравнивая себя с другими, он осознает свои особенности, свою уникальность, понимает, что и он – личность, что и у него есть ценные качества, которые следует любить и развивать.
Упражнение 1.Игра «Молчок»
Эта игра помогает корректировать поведение. Прочтите детям стихотворение А,Бродского «Новичок».
В детский сад пришел Молчок-
Очень робкий новичок.
Он сначала был несмел,
С нами песенок не пел.
А потом, глядим, привык:
Словно зайка – скок да прыг.
До чего же осмелел –
Даже песенку запел.
Обсудите с детьми данное стихотворение. Далее выберите на роль Молчка ребенка, который сначала робко сидит на стуле, затем согласно тексту, преображается: смело вскакивает со стула, а потом поет какую-нибудь знакомую всем песенку.
Упражнение 2. «Скучно, скучно так сидеть»
Игра развивает раскованность, тренирует самоорганизацию. Для её проведения вдоль противоположных стен ставятся стулья. Возле одной стены – по количеству детей , а возле другой – на один стул меньше. Дети садятся на стулья. Ведущий читает вслух следующие стишки:
Скучно, скучно так сидеть.
Друг на друга все глядит;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.
Как только заканчивается чтение, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Кто остался без места – проиграл. При продолжении игры каждый раз убирается по одному стулу.
Упражнение 3. « Иголка и нитка»
Игра развивает произвольность, коммуникативные и организаторские способности.
Дети выбирают ведущего – он будет « иголкой», а остальные дети получают роль « нитки». «Иголка» бегает по комнате, «петляет», а «нитка» (группа детей друг за другом) – за ней. Хорошо, если роль « иголки» достается застенчивому, зажатому, замкнутому ребенку.
Упражнение 4. « Морозко»
Игра поможет ребенку почувствовать себя лидером, что в случае успеха может положительно повлиять на его самооценку.
Водящему завязывают глаза. Он «Морозко» и его задача – « заморозить» остальных детей, т.е. поймать и угадать, кто это. После того как водящему завязали глаза. По команде все остальные дети разбегаются, а «Морозко» ходит по комнате и ловит их.
Упражнение 5. « Волшебное зеркало»
Эта игра будет полезна для детей, неуверенных в себе, поможет ребенку почувствовать себя более раскованно, свободно, увидеть себя со стороны, « раскрыться2. В эту игру можно играть с одним ребенком и в группе. Выбирается « зеркало» - это может быть кто – либо из детей или взрослый. Ребенок смотрится в « зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику.
Упражнение 6. « Угадай кто?»
Игра помогает детям увидеть себя глазами других. Из группы детей выбирается один ребенок, который выходит за дверь. В это время дети договариваются, кого они выберут для загадки. Возвратившись в комнату ребенок, который был за дверью, задаёт вопросы всем играющим о том, каким зверем, деревом, птицей мог быть тот, кого они загадали, какое имя
ему можно дать ( резвый козлик, черепаха и т.д.). Цель ребенка – узнать, кого загадали.
В итоге игр ребенок начинает жить в ладу с окружающими людьми и , что немаловажно, с самим собою.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"
Подробная разработка мастер-класса с презентацией. Описание методики формирования адекватной самооценки у школьника....
Дипломная работа "Формирование адекватной самооценки у школьников СКОУ VIII вида
Дипломная работа на тему"Формирование адекватной самооценки у школьников СКОУ VIII вида"...
Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"
Мастер-класс проводится в форме моделирования урока "Окружающий мир (1 класс). Тема урока "Поговорим одружбе". Цель урока - учить детей понимать себя, свои мысли, свои поступки. Цель мастер-класса- со...
Формирование адекватной самооценки у младших школьников на уроках русского языка
курсовая работа на соискание высшей категории "Формирование адекватной самооценки у младших школьников на уроках русского языка" (в рамках системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова) с презентацией....
Приемы формирования адекватной самооценки учащихся
Из опыта работы Исаевой Г.Н. Приемы формирования адекватной самооценки учащихся. С самых первых дней мы пользуемся «Волшебной линейкой» (курс Г.Цукерман ...
Приемы развития адекватной самооценки у обучающихся младших классов на уроках литературного чтения
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, хара...
Формирование адекватной самооценки у детей с задержанным психическим развитием в начальной школе
Статья посвящена феномену самооценки, ее особенностям и развитию у младших школьников с ЗПР. В данной статье представлены результаты исследовательской работы по теме «Формирования адекватной сам...