"Сочинение о маме", учитель-логопед Бакулина В.Л.
план-конспект урока логопедии (3 класс) по теме
На логопедическом занятии "Сочинение о маме" для учащихся третьих класссов проводится подготовка учащихся к сочинению. Сначала обучающиеся знакомятся с произведениями художественной литературы, песнями о маме, отбирают материал для своих сочинений. Затем пишут сочинения по данному плану, которые в конце урока зачитываются и анализируются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Sochinenie_o_mame.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: "Сочинение о маме».
Цели:
Образовательная: закрепить знания учащихся о структуре текста-повествования, учить детей писать сочинение по данному плану и редактировать сочинения-повествования.
Коррекционная: обогатить речь учащихся прилагательными, эпитетами, сравнениями о маме, учить детей отбирать материал к сочинению.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к матери.
Оборудование: фотографии мам, рабочие материалы для учащихся.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Ход занятия
I. Оргмомент.
- Сядет тот, кто разгадает кроссворд (Зашифровано словосочетание День матери.
Первое слово - картинки: гладиолус - 4 звук, экскаватор – 2 звук, незабудка – 1 звук.
Второе слово: хризантема – 4 слог, телефон – 1 слог, ирисы – 2 слог).
- Ребята, когда в нашей стране отмечается День матери? ( Указом Президента Рос-
сии установлено, что в последнее воскресенье ноября отмечается День матери).
II, Новая тема.
- Слово логопеда. Сегодня на уроке мы будем говорить о самом близком и
родном человеке, о маме.
Мама! Мамочка! Сколько тепла таит в себе это магическое слово.
Мама – это солнечный свет,
Взгляд чудесных ласковых глаз,
Сохранит от тысячи бед
И поможет тысячу раз.
Нет ничего бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребёнка мать жи-
вёт его дыханием, его радостями, его улыбками, его слезами. В этом - смысл её жизни.
Мама открывает для нас мир, учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас.
Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на правильный путь.
Мать – это воплощение любви, доброты, заботы, всепрощения, беззаветной предан-
ности. Попробуйте на минуту закрыть глаза и вспомнить свою маму. Прислушайтесь, и вы
услышите мамин голос, потому что он живёт в вас, такой родной и знакомый, его не спу-
тать ни с каким другим. А теперь ласково произнесите слово «мама». Почувствовали, как
на душе стало теплее? Как вы думаете, почему?
Ребята, сегодня на уроке вы постараетесь рассказать о своей маме тепло, сердечно,
с любовью, чтобы мы увидели, что ваша мама – самая лучшая, самая замечательная.
2. Знакомство с планом сочинения.
- На уроке мы будем готовиться к сочинению-повествованию с элементами описа-
ния и рассуждения. Давайте прочитаем план сочинения «Любимая мама».
1
План
- Вступление.
- Любимая мама.
- Внешность.
- Черты характера.
- Профессия.
- Моё отношение к маме.
- Заключение. Моя мама – самая лучшая.
- Вспомним структуру текста- повествования. Раскрывая какие пункты плана, мы
будем использовать элементы описания, элементы рассуждения.
- Отбор материала для сочинения из художественных произведений.
- Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет. Многие писатели,
поэты, композиторы, художники создали замечательные произведения о матери.
а) Прочитайте текст о маме З.Воскресенской.
Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит
человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют.
У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни
к чему не останется равнодушным.
И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд.
И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
(З. Воскресенская)
- Что пишет З. Воскресенская о маме? (Дети подчёркивают в тексте слова, которые
будут использовать в сочинении).
б) Послушаем песню «Мама» в исполнении детского хора. Слова Ю.Энтина,
музыка Ж. Буржоа.
- Какие слова из песни вам понравились?
в) Прочитайте стихи, посвящённые маме.
Будто бирюза – мамины глаза,
Ясные и чистые, добрые, лучистые.
Словно звёздочки горят,
Озаряя всё вокруг,
И со мною говорят:
Мама – мой любимый друг!
Рядом с мамой мне светло,
И уютно, и тепло.
( Т.А. Шорыгина)
- Какие прилагательные использует автор для описания маминых рук, какие срав-
нения? ( Дети подчёркивают прилагательные и сравнения).
Руки мамочки моей –
Пара белых лебедей:
Так нежны и так красивы,
Столько в них любви и силы! 2
Целый день они летают,
Будто устали не знают.
В доме наведут уют,
Платье новое сошьют,
Приласкают, обогреют –
Руки мамы всё умеют.
( Т.А. Шорыгина)
-Что мы узнали о руках мамы из этого стихотворения? (Дети подчёркивают срав-
нение, глаголы).
Нет никого моей мамы дороже,
Нет никого справедливей и строже,
Нет никого моей мамы добрей,
Ласковой мамочки милой моей.
Как я люблю её тёплые руки,
Тихого голоса нежные звуки.
С мамой и солнце нам светит сильней,
Холодно в мире без мамы моей.
Кто пожалеет, и кто обогреет,
Ночи не спит, когда мы заболеем?
Нет никого в целом мире родней
Мамы единственной милой моей.
(Т. Курбатова)
-Как описывает свою маму Т. Курбатова? ( Учащиеся подчёркивают понравившиеся слова и выражения).
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим её как хорошего друга
За то, что у нас с нею всё сообща.
За то, что, когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце своё.
И просто за то, что она – наша мама,
Мы крепко и нежно любим её.
(Н. Саконская)
- За что, по словам Н. Саконской, мы крепко и нежно любим свою маму? (Учащиеся подчёркивают нужные слова в тексте).
г) Работа с индивидуальными карточками.
- Что нового вы узнали о маме из стихов и текстов?
- Физкультминутка с мячом. Дети называют черты характера мамы.
- Знакомство с пословицами о маме.
3
- Народ всегда высоко чтил мать. С древних времён её облик наделён самыми
светлыми чертами: она – хранительница семейного очага, верная жена, защитница детей.
О матери сложено много пословиц.
Прочитайте пословицы:
- Нет такого дружка, как родная матушка.
- При солнышке тепло, а при матери добро.
- Материнская ласка конца не знает.
- Материнская молитва со дна моря достаёт.
- Сердце матери лучше солнца греет.
- Родных много, а мать роднее всего.
- Без матушки родной и цветы не цветно цветут.
- Материнским словом бог правит.
- Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
- С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.
- Птица рада весне, а ребёнок матери.
- Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
( Пословицы можно составлять из двух частей, записанных в два столбика).
- Ребята, пословицы вы можете использовать в своём сочинении о маме.
- Чтение материала, отобранного для сочинения о маме.
( Можно выборочно).
Материал для сочинения
Глаза: ясные, чистые, добрые, лучистые, чудесные, ласковые, будто бирюза, слов-
но звёздочки горят, озаряя всё вокруг.
Улыбка: красивая, милая, обаятельная, драгоценная, исцеляет.
Голос: самый добрый и родной, нежный и ласковый, как первый весенний ручеёк.
Руки: добрые и ласковые, тёплые, нежные, красивые, пара белых лебедей, устали не знают, приласкают, обогреют, всё умеют.
Сердце: верное и чуткое, неравнодушное, в нём никогда не гаснет любовь.
Мама
Милая, нежная, славная, добрая, умная и лучезарная, единственная, ласковая, близ-
кая, родная, бесценная. Нет мамы дороже, справедливей, добрей. Мама – солнечный свет.
Крепко любит, нежно голубит, пожалеет, приласкает, обогреет; не спит, когда мы заболе-
ем; поймёт, поможет и простит; радуется удаче, лечит наши раны, о невзгодах плачет, лас-
кою развеет печали, открывает мир, заботится, учит нас быть мудрыми, сохранит от тыся-
чи бед, поможет тысячу раз. Хороший друг, любимый друг, нет никого в целом мире род-
ней. Мы можем доверить ей сердце своё.
- Устное сочинение о маме.
( 2 -3 человека рассказывают о своих мамах, опираясь на отобранный материал и
следуя данному плану. Перед рассказами учащиеся слушают песню « Мама» из кинофиль-
ма «Мама», слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова.
- Анализ сочинений.
Памятка
- Чьё сочинение вам понравилось больше и почему?
- Раскрыта ли тема сочинения? 4
- Удалось ли передать основную мысль сочинения?
- Соответствует ли сочинение плану?
- Какие недочёты вы заметили в сочинении?
- Запись в тетради плана сочинения и материалов к сочинению.
( Учащиеся записывают материал к каждому пункту плана таблицы)
- Письменное сочинение. ( Анализ сочинений при наличии времени).
- Итог занятия.
- Чему мы учились сегодня на уроке?
Сочинения учащихся
Любимая мама
Сочинение Антона Егошина.
Нет такого дружка, как родная матушка.
Мою маму зовут Татьяна Владимировна Она удивительная, очень красивая: у мамы длинные тёмные волосы, глаза, словно бирюза, милая улыбка и волшебный голос.
Мама для меня - самый дорогой человек. Она - мастерица на все руки. Мама вяжет мне красивые вещи, вкусно готовит, любит делать мне сюрпризы. Мамочка добрая, отзывчивая, заботливая. И профессия у мамы добрая: она работает медицинской сестрой. Быть медицинской сестрой - очень ответственное дело. Маме доверяют самое дорогое - жизнь и здоровье людей. И если вдруг я заболею, мама меня быстро вылечит.
Я очень люблю свою мамочку, стараюсь помогать ей во всём, не огорчать её, а почаще радовать. Мы часто проводим время вместе: гуляем, плаваем, катаемся на коньках, посещаем новые интересные места, разговариваем по душам.
Моя мама - самая лучшая, потому что она - мой самый лучший и надёжный друг.
5
Сочинение Пичугиной Юлии.
Любимая мама.
Нет никого в целом мире родней мамы единственной милой моей.
Мою маму зовут Надежда Семёновна. Она для меня - самая красивая на свете. У неё светлые волосы, добрые и ласковые глаза, похожие на васильки. Они всегда смотрят на меня с любовью. У мамочки волшебная улыбка. Она улыбнётся, и я забываю все свои беды и печали. У мамы тёплые, ласковые, нежные руки. Они всё умеют: шить, вязать, вышивать
Мама - прекрасная хозяйка, вкусно готовит, создаёт в доме уют, заботится обо мна и о папе. Моя мама - добрая, отзывчивая, весёлая. Она работает продавцом. Маме нравится её работа. Я очень люблю проводить с ней время. Мы с ней читаем, гуляем, играем, путешествуем. Мама учит меня всему.
Моя мамочка - мой самый верный друг, я могу доверить ей все свои секреты. Мама сохранит от тысячи бед и поможет тысячу раз. Я очень люблю свою маму, стараюсь её не огорчать, помогаю ей во всех домашних делах.
Моя мама - самая лучшая, потому что она заботливая, добрая, весёлая, рядом с ней мне всегда светло, уютно и тепло. У неё самое верное и преданное сердце. Она подарила мне жизнь.
Рабочие материалы
- Вспомните структуру текста-повествования.
Тип текста – повествование
1). Начало действия (место, время).
2). Развитие действия (сообщение о действующем лице,
особенности и порядок действия).
3). Кульминация (высшая точка напряжения в развитии
действия).
4). Вывод.
2. Познакомьтесь с планом сочинения «Любимая мама».
План
- Вступление.
- Любимая мама.
- Внешность.
- Черты характера.
- Профессия.
- Моё отношение к маме.
- Заключение. Моя мама – самая лучшая.
- Прочитайте текст З. Воскресенской.
Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит
человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют.
У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни
к чему не останется равнодушным.
И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд.
И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
(З. Воскресенская)
6
- Прочитайте стихи о маме.
Будто бирюза - мамины глаза,
Ясные и чистые, добрые, лучистые.
Словно звёздочки горят,
Озаряя всё вокруг,
И со мною говорят:
Мама - мой любимый друг!
Рядом с мамой мне светло,
И уютно, и тепло.
( Т.А. Шорыгина)
Руки мамочки моей -
Пара белых лебедей:
Так нежны и так красивы,
Столько в них любви и силы!
Целый день они летают,
Будто устали не знают.
В доме наведут уют,
Платье новое сошьют,
Приласкают, обогреют -
Руки мамы всё умеют.
( Т.А. Шорыгина)
Нет никого моей мамы дороже,
Нет никого справедливей и строже,
Нет никого моей мамы добрей,
Ласковой мамочки милой моей.
Как я люблю её тёплые руки,
Тихого голоса нежные звуки.
С мамой и солнце нам светит сильней,
Холодно в мире без мамы моей.
Кто пожалеет, и кто обогреет,
Ночи не спит, когда мы заболеем?
Нет никого в целом мире родней
Мамы единственной милой моей.
(Т. Курбатова)
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим её как хорошего друга
За то, что у нас с нею всё сообща.
За то, что, когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце своё.
И просто за то, что она - наша мама,
Мы крепко и нежно любим её.
(Н. Саконская)
7
5. Прочитайте пословицы о маме.
1) Нет такого дружка, как родная матушка.
2) При солнышке тепло, а при матери добро.
3) Материнская ласка конца не знает.
4) Материнская молитва со дна моря достаёт.
5) Сердце матери лучше солнца греет.
6) Родных много, а мать роднее всего.
7) Без матушки родной и цветы не цветно цветут.
8) Материнским словом бог правит.
9) Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
10) С матерью жить - ни скуки, ни горя не знать.
11) Птица рада весне, а ребёнок матери.
12) Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
- Материалы к сочинению.
Материал для сочинения
Глаза: ясные, чистые, добрые, лучистые, чудесные, ласковые, будто бирюза, словно звёздочки горят, озаряя всё вокруг.
Улыбка: красивая, милая, обаятельная, драгоценная, исцеляет.
Голос: самый добрый и родной, нежный и ласковый, как первый весенний ручеёк.
Руки: добрые и ласковые, тёплые, нежные, красивые, пара белых лебедей, устали не знают, приласкают, обогреют, всё умеют.
Сердце: верное и чуткое, неравнодушное, в нём никогда не гаснет любовь.
Мама
Милая, нежная, славная, добрая, умная и лучезарная, единственная, ласковая, близкая, родная, бесценная. Нет мамы дороже, справедливей, добрей. Мама - солнечный свет. Крепко любит, нежно голубит, пожалеет, приласкает, обогреет;
.не спит, когда мы заболеем; поймёт, поможет и простит; радуется удаче, лечит наши
раны, о невзгодах плачет, ласкою развеет печали, открывает мир, заботится, учит
нас быть мудрыми, сохранит от тысячи бед, поможет тысячу раз. Хороший друг,
любимый друг, нет никого в целом мире родней. Мы можем доверить ей сердце своё.
7. Памятка
1) Чьё сочинение вам понравилось больше и почему?
2) Раскрыта ли тема сочинения?
3) Удалось ли передать основную мысль сочинения?
4) Соответствует ли сочинение плану?
5) Какие недочёты вы заметили в сочинении?
- Заполните таблицу.
8
9
Песни о маме.
Мама
Слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова
Мама, мама!
В этом слове солнца свет,
Мама, мама!
Лучше слова в мире нет.
Мама, мама!
Кто роднее, чем она!
Мама, мама!
У нее в глазах весна!
Мама, мама!
На земле добрее всех.
Мама, мама!
Дарит сказки, дарит смех.
Мама, мама!
Из-за нас порой грустит.
Мама, мама!
Пожалеет и простит.
«Ма-ма... ма-ма...» —
Вслух читает первый класс.
Мама, мама!
Кто еще так любит нас?
Мама, мама –
Это ласка нежных рук.
Мама, мама –
Это самый верный друг.
Мама, мама!
В этом слове солнца свет,
Мама, мама!
Лучше слова в мире нет.
«Мама! Мама!» -
Льется песенка ручьем.
«Мама! Мама!» -
Это мы о ней поем.
Мама
Слова Ю. Энтина, музыка Ж. Боржоа
Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.
Так бывает - ночью бессонною
Мама потихоньку всплакнет,
Как там дочка, как там сынок ее -
Лишь под утро мама уснет
Припев:
Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама землю и небо,
Жизнь подарила мне и тебе.
Так бывает - если случится вдруг
В доме вашем горе-беда,
Мама - самый лучший, надежный друг -
Будет с вами рядом всегда.
Припев:
Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.
Так бывает - станешь взрослее ты
И, как птица, ввысь улетишь,
Кем бы ни был, знай, что для мамы ты -
Как и прежде, милый малыш.
Припев:
Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе
11
Материал для индивидуальных карточек.
1. Мамочка милая, нежная, славная, Добрая умная и лучезарная. В ладонях я счастье тебе подарю, «Спасибо» за все я тебе говорю.
2. Ты дорога мне, ты бесценна! Поймешь, поможешь и простишь. Твоя улыбка - драгоценна, Ты, улыбнувшись, исцелишь.
3. Мамин голос молодой -
Самый добрый и родной.
Я всегда его узнаю
Среди сотен голосов.
Я про игры забываю
И бегу на мамин зов.
4. Мать и пожалеет, мать и укачает, Ласкою развеет горести, печали. Радуется мама, коль у нас удача, Лечит наши раны, о невзгодах плачет.
5. Кто вас, дети, крепко любит,
Кто вас нежно так голубит?
Не смыкая почти глаз,
Все заботится о вас?
Мама дорогая! Мама золотая!
6. Мама - самый дорогой человек в жизни.
Мамин голос, нежный и ласковый, как весенний ручеек. А какие золотые руки у мамы, сколько они умеют. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает жизнь ребенка.
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение "Описание берёзы", учитель-логопед Бакулина В.Л.
На уроке проводится подготовка учащихся третьих классов к сочинению «Описание берёзы». Дети знакомятся с произведениями художественной литературы, посвященными березе, отбирают из этих произведений ма...
Программа кружка "Юные писатели", учитель-логопед Бакулина В.Л.
Цель кружка «Юные писатели» для четвёртых классов – научить детей писать изложения и сочинения разных типов и стилей речи. Занятия кружка проводятся два раза в неделю. На занятиях кружка школьники усв...
Тип текста - рассуждение, учитель-логопед Бакулина В.Л.
На уроке обучающиеся совершенствуют умения и навыки конструирования и редактирования текста-рассуждения. Новый материал на занятии представлен в виде мультимедийного проекта на тему «Почему берёзу счи...
"Слоговой анализ и синтез слов", учитель-логопед Бакулина В.Л.
На логопедическом занятии в первом классе учащимся даётся понятие о слоге, вырабатываются умения делить слова на слоги и составлять слова из слогов. Занятие проводится в форме прогулки в лес....
Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"
Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...
Индивидуальная образовательная программа учителя-логопеда "Использование технологии моделирования и проигрывания сказок в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
В данной программе представлены теоретические основы, этапы реализации программы....
Сочинение «Я – учитель-логопед»
сочинение...