Нит - новая ступень в логопедической работе
статья по логопедии (1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nit_-_novaya_stupen.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые информационные технологии – новая ступень в логопедической работе.
Ирина Валентиновна Препеляк. МОУ Грибановская СОШ №3.
Большинство школьников, поступающих на логопедические пункты, имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжёлого характера.
Это способствует формированию негативного отношения к учёбе и является одной из причин школьной неуспеваемости. Таким детям необходима срочная помощь логопеда, поэтому логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место в процессе предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся.
О том, что на логопедических занятиях необходимо осуществлять формирование полноценной учебной деятельности, убедительно говорят в своих книгах ученые-дефектологи, в частности, А.В.Ястребова, И.В.Прищепова, Т. Б. Филичева, Ефименкова Л. Н..
Логопедия — серьезная и строгая наука со своими отработанными принципами, традиционными подходами и методами воздействия, с устоявшимися приемами общения с детьми. Но она никогда не стала бы такой, если бы среди логопедов не было большого числа людей ищущих, не останавливающихся на достигнутом. Поиск путей повышения эффективности содержания и организационных форм обучения всегда был актуален для педагогической науки и определял ее развития. Частные методики, питая педагогику своими достижениями, получали от нее в свою очередь, импульс к решению общих задач обучения, развития, коррекции на материале конкретных предметов с учетом их специфических особенностей.
Каждый логопед- практик хотел бы от своих учеников проявления живого интереса к предмету, концентрации внимания, заинтересованности в результате. Этого можно достичь, по-разному организуя занятия, используя яркую наглядность, игровые технологии. Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Использование компьютера на логопедических занятиях позволило бы решить многие коррекционные задачи: развитие внимание, мышления, усидчивости и как следствие формирование правильной речи. Ребенок, выполняя задание на компьютере, является его полноправным партнером, с которым просто, легко и интересно познавать неизведанное, исследовать самого себя, свои способности и возможности, что очень важно в коррекционной логопедической работе. Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу. К сожалению, в настоящее время наличие компьютера в кабинете логопеда остается только мечтой, но это не дает право учителю – логопеду не применять информационные технологии на логопедических занятиях. Практически, каждая школа имеет компьютерные классы с мультимедийными проекторами, где возможно проводить уроки.
Такая программа, как PowerPoint также позволяет создать занятие с серией разнообразных заданий. Это наиболее употребляемая программа для подготовки к занятиям, но есть множество других, не менее интересных программ, подходящих для использования в логопедической практике. И каждый учитель может выбрать для себя то, что является для него наиболее приемлемым. Компьютеризованные разработки: «Игры для тигры» - предназначены для коррекции ОНР, «Мир за твоим окном» - для детей, имеющих разные проблемы в развитии, «Дельфа – 142» - комплексная программа по коррекции разных сторон устной и письменной речи, «Речевой калейдоскоп» - создан на основе методики постановки и автоматизации звуков и другие. Хотелось бы рассказать о некоторых заданиях подготовленных с использованием компьютерных технологий. Например, для дифференциации кинетически сходных букв, которые дети иногда смешивают на письме, предлагается следующий вид задания. Существует известный прием для дифференциации кинетически сходных букв: данные буквы на основе зрительных ассоциаций сравнивается с внешним образом животных и птиц (б – белка, д – дятел). Используя анимацию, пишем прописную букву «б» на изображении белки. ЕЕ пушистый хвост направлен вверх, и она напоминает вторую букву алфавита. Также используя анимацию, пишем прописную букву д на изображении дятла. Его хвост направлен вниз, что схоже с написанием данной буквы. Формирование ассоциаций, таким образом дает отличные результаты.При автоматизации и дифференциации поставленных звуков вместо традиционных картинок можно использовать презентацию, позволяющую выводить на экран изображения предметов, в названии которых имеется заданный звук. Подписи под картинками, включенными в каждый слайд, повышают значимость наглядной опоры, вызывают у ребенка интерес к графическому образу печатного слова и это позволяет проводить работу не только по преодолению нарушений звукопроизношения, но обеспечить разнообразную речевую практику учащихся для развития языковой способности и наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации.
Анализ литературы и практика показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Задания можно применять в любой части логопедического занятия: в начале – для включения ребенка в работу, в середине – для подачи основного материала, в конце для закрепления полученных знаний.
При правильной организации и проведении коррекционно- развивающей работы с использованием новых технологий учитель – логопед может своевременно помочь учащимся справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учениками овладеть успешно школьной программой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативы сформированности умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации на разных ступенях обучения. Виды работ с текстом.
Виды работ с текстом в начальной школе...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами
В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у дете...
Логопедическая работа с детьми с ЗПР (обобщение опыта работы)
Материал из опыта работы....
Проект праздника На новую ступень
Описание работы над проектом "На новую ступень"...
ИКТ – новая ступень развития современного преподавателя.
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и компьютерных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями...
Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников. (Из опыта работы).
Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноц...
Комментарии
Нит- новая ступеь в логопедии