Конспект занятия «Рисуем ночь.»
план-конспект по изобразительному искусству (изо)

Чмырь Елена Викторовна

Продолжать учить детей воспринимать музыку, изобразительное искусство. Поэзию как эмоциональную, духовную информацию о мире. Воспринимать «настроение» цвета, звука и пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nochnye_skazki.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ СОН СРЦ Егорлыкского района

Конспект

занятия

 «Ночные сказки.»

                                                                                                                   

                                                                                                                   

                                                                                                                    Воспитатель:

                                                                                                                    Чмырь Е. В.

Ст. Егорлыкская

04.12.24

Цель занятия: Продолжать учить детей воспринимать музыку, изобразительное искусство. Поэзию как эмоциональную, духовную информацию о мире. Воспринимать «настроение» цвета, звука и пространства. Дать представление о ночных животных, насекомых.

Материал:

  1. Произведение Клода Дебюсси «Лунный свет»
  2. Произведение Людвига Бетховена «Лунная соната»
  3. Художественные фотографии ночных пейзажей
  4. Репродукции картин художников:
  • И. Айвазовский «Лунная ночь на Капри»
  • И. Айвазовский «Восход луны в Феодосии»
  • И. Айвазовский «Берег моря ночью»
  • А. Куинджи «Ночь на Днепре»
  • Г. Попов «Лунная ночь. Ряженые»
  • Н. Бурачек «Ревет и стонет Днепр широкий»
  1. Альбомы для рисования в подарок детям.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня я расскажу вам сказку…

Жил да был маленький щенок. Он был очень любопытным, но дальше своего двора его не выпускали, а он очень мечтал о дальних путешествиях. Особенно его привлекал лес, который виднелся вдалеке. И однажды щенок решился на дальнее путешествие, но дорога до леса была длинной. Стало темнеть, птицы угомонились, тихие шорохи и шелесты слышались со всех сторон в траве. Кто – то копошился там, шмыгал в траве, прятался в кочках. Быстрые тени бесшумно проносились в воздухе: это гонялись за ночными бабочками летучие мыши. Щенок осторожно пошёл дальше, но вдруг какая-то тень мелькнула перед ним, и щенок укололся обо что – то острое. От неожиданности щенок громко взвизгнул, а когда оправился от испуга, то увидел какой – то колючий комочек. Неожиданно комочек развернулся, и щенок увидел колючего зверька, который смотрел на него. Щенок с удивлением и страхом рассматривал колючки ёжика.

- Я боюсь! – прошептал щенок.

- Не бойся! Когда мне бывает особенно страшно, я говорю себе: «Не трусь! Не трусь!» и мне помогает.

Щенок стал приговаривать: «Не трусь! Не трусь!», но ему это, ни сколько не помогало.

А в лесу еще темней сделалось. Уже высоких деревьев не видно, а кусты над головой еле – еле угадываются. Щенок с ёжиком выскочили на полянку. А на ней голубые огоньки мерцают, видимо – невидимо»! Ёжик объяснил щенку, что это светлячки – такие маленькие жучки. Днём они черные, а ночью светятся как звёзды, только на земле, а не на небе. А тут, высоко в небе, новые огни засветились. Звёзды!

- Мне нравится смотреть на звёзды! Они такие красивые, только маленькие, как светлячки! – сказал щенок.

- Они совсем не маленькие! – объяснил ёжик. – Всё дело в том, что они очень – очень далеко. А вблизи, говорят,  они у-у-ух! – какие большие.

А в лесу совершенная тьма настала. Ни деревьев больше не видать, ни кустов, ни черники с брусникой. Только нюхом и можно дорогу отыскать.

Вдруг у щенка дыбом поднялась шерсть от страха, и он попятился назад.

- Что с тобой? – спросил ёжик.

- Смотри! Это лохматое чудовище  хочет напасть на нас, а вон там огромный великан стоит.

Ёжик стал убеждать, что в лесу нет ни великанов, ни чудовищ, но щенок всё равно трясся от страха.

Внезапно из – за черной тучи, покрывавшей небо, выглянула луна. Она была большая и круглая – серебристый сияющий диск! Нежный лунный луч коснулся щенка, и он сразу почувствовал  себя лучше.

Вдруг сверху ещё два круглых желтых диска засветились, повернулись из стороны в сторону и на ёжика со щенком уставились.

- Небось тоже светлячки, - сказал щенок, - или ещё две луны появились на небе?

А желтые огни с места снялись и бесшумно поплыли вниз, прямо к щенку.

- Ой, как мне страшно! Быстрее бы стало светло!- заскулил щенок.

- Ух! – раздалось совсем рядом. – Не говорите со мной о дневном свете! У меня начинают болеть глаза, как только я слышу о нём. По моему мнению, лунный свет достаточно ярок. Ничего более яркого я не люблю!

- А всё – таки мне хотелось бы посмотреть на этот лес днём. И тогда бы я знал, какая разница между днём и ночью. Это должно быть так интересно… - сказал дрожащим голосом щенок.

- Ух! – возмущенно воскликнул филин. – Вы – разумный щенок.  Каким образом вам пришла в голову такая странная идея? Поверьте мне, мой друг, это ужасно! Однажды я вылетел днём. И одного раза было для меня совершенно достаточно! Мы, ночные создания, не любим дневного света! И филин, громко ухая, улетел.

Всю ночь щенок испуганно вздрагивал от каждого шороха. А когда наступило утро, то лохматое чудовище оказалось пушистой зелёной ёлкой, а большой великан – камнем у реки. Щенок, радостно повизгивая, обежал цветущую полянку, попрыгал у пушистой ёлки, взобрался на огромный камень. А затем попрощался с ёжиком и довольный побежал домой.

Вопросы:

  • Дети, а вам бывает страшно ночью? Почему?
  • Каких ночных животных вы знаете?
  • Какие волшебные превращения происходят утром, когда ночь кончается? (Звёзды и луна исчезают, светлячки превращаются в черных жучков, ночные животные ложатся спать и др.)

Воспитатель подводит детей к выставке картин и художественных фотографий.

Воспитатель: Ребята, многие художники изображали на своих картинах ночь, луну, но каждый художник изображал ночь по – своему. Посмотрите внимательно на эти картины. Какая из картин вам больше всего понравилась? Ты выбрал эту картину. Чем тебе она понравилась? Что ты можешь о ней рассказать? (ответ ребёнка) Какими красками написана эта картина?

Дети, а как вы думаете, на какой из картин изображено место, где оказался щенок из нашей сказки?

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделька только –

От него осталась долька.                

Дети: Луна!

Воспитатель: Правильно, а теперь посмотрите внимательно, на всех ли картинах изображена луна? Правильно, на картине художника Г. Попова луны нет. Но почему же ночью так светло, как вы думаете?

Дети: Луны не видно, она находится высоко.

Воспитатель: Правильно, художник не нарисовал луну, но лунный свет освещает всё вокруг. Снег искрится под серебристым светом луны. Эту картину художник так и назвал – «Лунная ночь».

Дети, а что можно сказать о луне? Какая она?

Дети: Круглая, серебристая, холодная, лучистая, красивая, сияющая.

Воспитатель: Поэты тоже воспевали в своих стихах красоту ночи и луны. Послушайте стихотворение Сергея Есенина «Ночь».

Тихо дремлет река.

Темный бор не шумит.

Соловей не поет,

И дергач не кричит.

Ночь. Вокруг тишина.

Ручеек лишь журчит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

Серебрится река.

Серебрится ручей.

Серебрится трава

Орошенных степей.

Ночь. Вокруг тишина.

В природе все спит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

Воспитатель: Дети, композиторы тоже не остались равнодушными к красоте небесного светила. Людвиг Ван Бетховен написал «Лунную сонату», а Клод Дебюсси произведение «Лунный свет». Послушайте его.

(Слушание музыкального произведения К. Дебюсси «Лунный свет»).

Воспитатель: Закройте глаза и представьте ночь, луна выходит из – за туч. Лунный свет освещает лес, речку, цветущую поляну…

Понравилась вам музыка?

Дети: Да!

Воспитатель: Что вы можете сказать о ней? Какая она?

Дети: красивая, нежная, лиричная…

Воспитатель: Да, она даже похожа на звуки серебряного колокольчика.

Ребята, посмотрите на эти фотографии. Фотохудожники тоже восхищались ночью и на всех фотографиях она разная. Давайте и мы попробуем каждый нарисовать свою ночь. Сегодня я вам покажу, что можно рисовать не только кисточками, но и другими подручными материалами. Например, ватными палочками. Посмотрите, я нарисовала картину, и мне осталось изобразить звёзды. Набираем краску на кончик ватной палочки, держим палочку вертикально и ударяем по бумаге. Мои звёздочки готовы. Таким способом можно изобразить звезды, листья, снег, ягоды и многое другое.

А сейчас приступайте к рисованию, и нарисуйте свою ночь как настоящие художники.

(Рисование на тему «Волшебный мир ночи» с музыкальным сопровождением: Л.Бетховен «Лунная соната»)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие?

Дети: Да!

Воспитатель: Дети, поставьте свои картины в нашу галерею. Мне тоже понравилось, как вы сегодня рисовали. У всех получились замечательные картины, как у настоящих художников. А чтобы вы продолжили своё творчество, я дарю вам эти альбомы для рисования.

(раздаёт детям альбомы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру для 2 кл по теме:Смена дня и ночи.

Цель: обяснить смену дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси;помочь разобраться с последовательностью событий в течение суток, с тем какое значение имеет вращение земли вокруг своей воображаемой...

"Смена дня и ночи"

Презентация  к уроку Окружающего мира по программе "Школа 2100" 2 класс.Тема "Смена дня и ночи"...

Проект урока по изобразительному искусству "Градация смешения черного с белым. Выполнение рисунка по наблюдениям "Полярная ночь"

Проект урока по изобразительному искусству. Тема: "Градация смешения черного с белым. Выполнение рисунка по наблюдениям "Полярная ночь"...

Образ ночи в поэзии живописи и музыке

Раздел:Вступление, или Детективное начало... Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний. Тема: А.С. Пушкин "Тиха украинская ночь" Цели:  1. Познакомить учащихся с новым произвед...

Почему солнце светит днем, а звезды ночью

Урок окружающего мира в 1 классе по УМК "Школа России" представленный на конкурс "Учитель года 2012"....