Рабочая программа ИЗО 1- 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Рабочая программа ИЗО 1- 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по изобразительному искусству

Классы: 1-4

Содержание

  1. Планируемые результаты учебного предмета… 3

  1. Личностные УУД… 3
  2. Метапредметные УУД 4
  3. Предметные результаты… 6
  1. Содержание учебного предмета 8

  1. 1 класс 8
  2. 2 класс 8
  3. 3 класс 10
  4. 4 класс 12

Планируемые результаты учебного предмета

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Личностные универсальные учебные действия

у обучающегося будут сформированы:

  • чувствовать гордость за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительно относить- ся к культуре и искус- ству других народов на- шей страны и мира в це- лом;
  • понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каж- дого отдельного челове- ка;
  • формировать эстети- ческие чувства, худо- жественно-творческого мышления, наблюда- тельности и фантазии;
  • формировать эстети- ческие потребности в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отноше- нии к окружающему миру, потребностей в самостоятельной прак- тической творческой деятельности.
  • эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребѐнку по настроению произведения изобразительного искусства, включая образы природы Земли;
  • образ Родины, отражѐнный в художественных произведениях;
  • представление о труде художника, его роли в жизни общества;
  • приобщение к мировой художественной культуре, архитектуре разных стран;
  • интерес к художественно- творческой деятельности;
  • понимание чувств других людей;
  • первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
  • понимание значения иллюстраций к литературным произведениям (сказкам), живописи в мультипликации;
  • выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
  • интерес к изобразитель- ному искусству;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдатель- ность и фантазия;
  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одно- классников под руковод- ством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека.
  • эстетические потреб- ности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отноше- нии к окружающему ми- ру, потребности в само- стоятельной практичес- кой творческой деятель- ности;

-умение обсуждать и анализировать собствен- ную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержа- ния и средств его вы- ражения;

  • способность к само- оценке на основе кри- терия успешности учеб- ной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с ми- ровой и отечественной художественной культу- рой;
  • эмпатия как понима- ние чувств других

людей и сопереживания им.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- овладеть навыками коллективной

деятельности в процессе совместной

  • нравственно-эстетичес- ких переживаний худо- жественных произведе-ний;
  • представления о

-понимания значения изобразительного искус- ства в жизни человека;

-понимания роли искусства

- эмоционально-цен- ностного отношения к

окружающему миру (семье, Родине, природе,

творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

разнообразии и широте изобразительного искус- ства;

  • интереса к характерам и настроениям людей и личностей идентифика-ции через восприятие портретного жанра изобразительного искусства;
  • принятия на первоначальном уровне нравственного содержания произведений изобразительного искусства;
  • понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни;
  • первоначальной потребности воплощать в реальную жизнь эстетические замыслы;
  • позиции зрителя и автора художественных произведений.

в собственной жизни;

-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету

«Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ;

-уважению к чувствам и настроениям другого человека, представлениям о дружбе, доброжелатель- ному отношению к людям;

-мотивации к коллектив- ной творческой работе;

-представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека.

- личностной идентифика- ции на основе общего пред- ставления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразитель- ном искусстве.

людям); толерантного принятия разнообразия культурных явлений; художественного вкуса и способности к эсте- тической оценке произ- ведений искусства и явлений окружающей жизни;

  • способность к худо- жественному понима- нию мира, умение при- менять полученные зна- ния в собственной худо- жественно-творческой деятельности;
  • навыки использования различных художест- венных материалов для работы в разных техни- ках; стремление исполь- зовать художествен- ные умения для создания красивых вещей или их украшения;
  • уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжела- тельным отношениям к людям;
  • мотивации к кол- лективной творческой работе;

-представления о труде художника, его роли в

жизни каждого челове- ка.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

  • осознанно стремиться к освоению новых зна- ний и умений, к дости- жению более высоких и оригинальных творчес- ких результатов;
  • овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выде- лять главное, обобщать;
  • овладеть умением вес- ти диалог, распределять функции и роли в про-

цессе выполнения кол- лективной творческой

-принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

  • планировать свои действия в соответствии с инструк- цией учителя и замыслом художественной работы;
  • выполнять действия в уст- ной форме;
  • расширять свои представ- ления об искусстве;
  • ориентироваться в спосо- бах решения исполнитель- ской задачи;
  • читать простое схематичес- кое изображение;
  • различать условные обо-
  • способам решения про- блем творческого и поиско- вого характера;
  • овладение умением твор- ческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обоб- щать;
  • умению понимать при- чины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктив- но действовать даже в си- туациях неуспеха;
  • освоит начальные формы познавательной и личност-

-овладеет умением творческого видения с позиции художника.

- овладеет умением вести диалог, распределять функции в роли выполнения коллективной творческой работы.

-использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-твор- ческих задач в процессе поиска дополнительного

изобразительного материала, выполнения

работы.

значения;

  • осуществлять поиск нуж- ной информации, используя материал учебника и сведе- ния, полученные от взрос- лых, сверстников;
  • сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусства (ли- тература, музыка) и жизнен- ного опыта.

ной рефлексии;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно- творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • рационально строить самостоятельную твор- ческую деятельность,

организовать место занятий.

творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию.

-планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно- творческих задач.

-рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.

- осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.

Обучающийся получит возможность

  • планировать и грамотно осущест- влять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно- творческих задач;
  • рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • использование средств информационных
  • самостоятельно адек- ватно оценивать правиль- ность выполнения действия и вносить соответствую- щие коррективы;
  • понимать смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике;
  • осуществлять контроль по результату и способу дей- ствия;
  • выполнять действия в опо- ре на заданный ориентир;
  • осуществлять поиск допол- нительной информации с по- мощью взрослых;
  • работать с дополнитель-

- осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению бо- лее высоких и оригиналь- ных творческих результа- тов;

  • понимать смысл предло- женных заданий;
  • выполнять действия в опоре на ориентир;
  • контролировать и оце- нивать свои действия при работе с наглядно-образ- ным, словесно-образным и словесно-логическим

материалом при сотрудни- честве с учителем,

- принимать художест- венную задачу, инструк- цию учителя и ход вы- полнения работы, пред- ложенный в учебнике;

-на первоначальном уровне понимать осо- бенности художест- венного замысла и его воплощения;

-осуществлять под ру- ководством учителя контроль по результа- ту своей деятельности;

-воспринимать мнение и

предложения своих сверстников;

технологий для решения различных учебно- творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.

ными текстами;

  • соотносить различные произведения по настрое- нию, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;
  • соотносить схематические изображения с содержанием заданий;
  • выбирать из некоторых вариантов выполнения работы приемлемый для себя;
  • строить рассуждения о воспринимаемых произведениях.

одноклассниками.

-соотносить произве- дения по настроению, форме, по средствам художественной выра- зительности;

-делать несложные вы- воды;

- обсуждать со сверст- никами ход выполнения работы и еѐ результа- ты;

-использовать простые речевые средства для передачи своего впе- чатления от произве- дения живописи;

-следить за действиями других участников в

совместной деятель- ности.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • верно держать лист бу- маги, карандаш;
  • правильно пользовать- ся инструментами и ма- териалами изобрази- тельного искусства;
  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
  • передавать в рисунке простейшую форму, об- щее пространственное положение, основной цвет предметов;
  • применять элементы декоративного рисова- ния;
  • три способа художест- венной деятельности: изобразительную, деко- ративную и конструк- тивную;
  • названиями главных цветов (красный, жѐл- тый, синий, зелѐный, фиолетовый, оранже- вый, голубой);
  • правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
  • элементарные правила смешивания цветов (красный + синий =
  • знать виды художествен- ной деятельности: изобрази- тельной, конструктивной, декоративной;
  • знать основные виды и жанры пространственно- визуальных искусств;
  • понимать образную приро- ду искусства;

эстетически оценивать яв- ления природы, события окружающего мира;

  • применять художественные умения, знания и представ- ления в процессе выполне-- ния художественно-твор- ческих работ;
  • узнавать, воспринимать описывать и эмоционально оценивать произведения ис- кусства;
  • обсуждать и анализировать произведения искусства, вы- ражая суждения о содержа- нии, сюжетах и выразитель- ных средствах;
  • передавать в деятельности характер, эмоциональное со- стояние и свое отношение к природе, человеку, общест- ву;
  • компоновать на плоскости листа и в объеме задуман- ный художественный образ;
  • применять в деятельности
  • различать виды художест- венной деятельности;
  • различать виды и жанры в изобразительном искус- стве;

-понимать образную при- роду искусства;

-эстетически оценивать яв- ления природы, события окружающего мира;

-применять художествен- ные умения, знания и пред- ставления в процессе вы- полнения художест-венно- творческой работы;

-узнавать, воспринимать и осмысливать несколько ве- ликих произведений рус- ского и мирового искус- ства;

-обсуждать и анализиро- вать произведения искус- ства;

-усвоить названия ведущих музеев России и своего ре- гиона;

-видеть проявления визу- ально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

-использовать в художест- венно-творческой деятель-

ности различные материа- лы и техники;

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное кон- струирование и дизайн, декоративно-приклад- ное искусство) и участ- вовать в художествен- но-творческой деятель- ности, используя раз- личные художественные материалы и приѐмы ра- боты с ними для пере- дачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пласти- ческих искусств, пони- мать их специфику; эмоционально • ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно • творческой деятельности характер, эмоциональ- ные состояния и своѐ отношение к ним сред- ствами художественного образного языка;
  • узнавать, восприни- мать, описывать и эмо- ционально оценивать

фиолетовый, синий + жѐлтый = зелѐный) и т. д;

- простейшие приѐмы лепки.

основы цветоведения, графи- ческой грамоты;

-компоновать на плоскости листа и в объеме, задуман- ный образ;

  • освоить умения приме- нять в художественно- творческой деятельности основы цветоведения, гра- фической грамотности;

-овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина;

  • навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • рассуждать о многообра- зии представлений о кра- соте у народов мира, спо- собности человека в самых разных природных усло- виях создавать свою само- бытную культуру;
  • эстетически восприни- мать красоту городов, со- хранивших исторический облик, свидетелей нашей истории;
  • объяснять значение па- мятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников;

-выражать в изобразитель- ной деятельности свое от- ношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

-приводить примеры про- изведений искусств, выра- жающих красоту мудрости и богатой духовной жизни,

красоту внутреннего мира человека.

шедевры своего нацио- нального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.д.) окружающего мира и жизненных явлений;

- приводить примеры ведущих художествен- ных музеев России и художественных музеев своего региона, показы- вать на примерах их роль и назначение.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • трем способам художественной деятельности: изобразительной, декоративной и конструктивной;
  • названиям главных цветов (красный, жѐлтый, синий, зелѐный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
  • правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания;
  • видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектуры, дизайн;
  • высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу.
  • понимать содержание и выразительные средства художествен-ных произведений.
  • сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.
  • выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.
  • создавать графичесими средствами выразитель- ные образы природы,
  • воспринимать произведения изобрази- тельного искусства; участвовать в обсуж- дении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведе- ниях;
  • видеть прояв- ления прекрасного в произведениях искус- ства (картины, архи-

тектура, скульптура и

  • элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый, синий + жѐлтый = зелѐный) и т. д;
  • простейшие приѐмы лепки.

человека, животного.

  • выбирать характер линий для изображения того или иного образа.
  • овладеть на практике основами цветоведения.
  • использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.
  • создавать средствами живописи эмоционально- выразительные образы природы.
  • иображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное

отношение.

т. д.), в природе, на улице, в быту;

  • высказывать аргументированное суждение о художест- венных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
  • цифровая фотография

Содержание учебного предмета 1 класс

Программа Б.М. Неменского

Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).

Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. Три Брата- Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы).

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

9

2

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

8

3

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

10

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

6

Всего

33 ч

Содержание учебного предмета 2 класс

Программа Б.М. Неменского

Раздел 1. Как и чем работает художник? Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти. Пять красок – всѐ богатство цвета. Изображение небесных объектов и стихий. Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего леса по памяти. Выразительные возможности аппликации. Аппликация коврика. Выразительные возможности графических материалов. Изображение зимнего леса. Выразительность материалов для работы в объёме. Объёмное изображение животных. Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки.

Любой материал может стать выразительным. Изображение ночного города. Любой материал может стать выразительным (обобщение).

Раздел 2: Реальность и фантазия. Изображение и реальность. Изображение диких (домашних) животных. Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника. Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города Конструирование из бумаги подводного мира. Братья-Мастера всегда работают вместе (обобщение). Ёлочные игрушки.

Раздел 3: О чем говорит искусство. Выражение характера животных. Изображение животных с характером. Выражение характера человека. Изображение сказочного мужского образа. Выражение характера человека. Изображение сказочного женского образа. Выражение характера человека. Создание в объѐме сказочных персонажей. Изображение природы в разных состояниях (контрастных). Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и оружия. Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов (аппликация). Выражение чувств, мыслей, настроений в изображении, украшении, постройке Создание композиций, передающих мир сказочных героев.

Раздел 4: Как говорит искусство. Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли. Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев. Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером. Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц Пропорции выражают характер. Лепка людей, животных с разными пропорциями. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц». Обобщающий урок года. Выставка лучших работ. Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Как и чем работает художник?

8

2

Реальность и фантазия

7

3

О чем говорит искусство

11

4

Как говорит искусство

8

Всего

34 ч

Содержание учебного предмета 3 класс

Программа Б.М. Неменского

Раздел 1: Искусство в твоем доме. Твои игрушки. Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Посуда у тебя дома. Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов, роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Обои и шторы у тебя дома. Мамин платок. Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения. Твои книжки. Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки. Дизайн открытки. Труд дизайнера для твоего дома (обобщение темы).

Раздел 2: Искусство на улицах твоего города. Памятники архитектуры – наследие веков. Парки, скверы, бульвары. Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Ажурные ограды улицы. Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников.

Фонари на улицах и в парках. Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Витрины магазинов. Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина. Транспорт в моем городе.

В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен.

Умение видеть образ в форме машин. Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы.)

Раздел 3: Художник и зрелище. Художник в цирке. Художник в театре. Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр кукол. Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Театральные маски. Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике.

Театральный занавес. Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю. Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение. Эскизы афиш и плакатов.

Как художники помогают сделать праздник. Школьный карнавал. (обобщение темы).

Раздел 4: Художник и музей. Музей в жизни города. Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города. Картина-особый мир. Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения. Картина-пейзаж. Смотрим знаменитые пейзажи: И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Картина-портрет. Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга). Картины исторические и бытовые. Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.). Скульптура в музее и на улице. Учимся смотреть скульптуру. Памятники. Парковая скульптура.

Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема (глава, блок)

Количество часов

1

Твои игрушки придумал художник.

1

2

Посуда у тебя в доме.

1

3

Обои и шторы в твоем доме. Выполнение клише.

1

4

Мамин платок.

2

5

Твои книжки.

2

6

Поздравительная открытка

1

7

Труд художника для твоего дома (обобщение темы).

1

8

Памятники архитектуры – наследие веков.

1

9

Парки, скверы, бульвары.

1

10

Ажурные ограды.

1

11

Волшебные фонари.

1

12

Витрины магазинов.

1

13

Удивительный транспорт.

1

14

Труд художник на улицах твоего города (обобщение темы).

1

15

Художник в цирке.

1

16

Художник в театре.

1

17

Афиша и плакат.

2

18

Театр кукол.

2

19

Маски.

2

20

Праздник в городе.

1

21

Школьный праздник-карнавал.

1

22

Музеи в жизни города.

1

23

Картина - особый мир. Картина-пейзаж

1

24

Картина-портрет.

1

25

Картина-натюрморт.

1

26

Картины исторические и бытовые.

2

27

Скульптура в музее и на улице.

1

28

Художественная выставка (обобщение темы)

1

Итого:

34 ч

Модуль «Школьный урок»

Техника безопасности на уроках. (физическое воспитание).

Знакомство с историей создания посуды (духовно-нравственное воспитание).

Знакомтство с разнообразием профессий в современном мире. (трудовое воспитание).

Твои книжки. Первые шаги в науку. (ценность научного познания).

Иллюстрации в детских книгах. Дизайн детской книги. (эстетическое воспитание)

Композиция открытки: совмещение текста (шрифта) и изображения. (эстетическое воспитание)

Проектирование (эскизы) малых архитектурных форм в городе (ажурные ограды, фонари, остановки транспорта, скамейки, киоски, беседки и др.). Знакомство с правилами энергосбережения (экологическое воспитание).

Наука и искусство. Знания научные и художественные (ценность научного познания). Виртуальное путешествие: памятники архитектуры Смоленска. (гражданско-патриотическое воспитание)

Многообразие профессий в моем городе (трудовое воспитание)

Дизайн транспортных средств. Рисунки реальных или фантастических машин. Правила поведения в общественном транспорте (физическое воспитание)

Наблюдение окружающего мира по теме «Архитектура, улицы моего города». (гражданско-патриотическое)

Эскиз маски для маскарада: изображение лица-маски персонажа с ярко выраженным характером. (эстетическое воспитание)

Эскиз плаката или афиши. изображения. Особенности композиции плаката. Совмещение шрифта и изображения.

Картина-пейзаж. Изображение пейзажа по представлению. Знакомство с правилами поведения на природе (экологическое воспитание)

Музеи в жизни города. Осознание значимости и увлекательности посещения музеев. (духовно- нравственное воспитание)

Содержание учебного предмета 4 класс

Программа Б.М. Неменского

Раздел 1: Истоки родного искусства. Пейзаж родной земли. Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа своей родной стороны. Выявление его особой красоты. Деревня-деревянный мир. Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни. Образ традиционного русского дома (избы). Знакомство с конструкцией избы, значения ее частей. Единство в работе "Трех Мастеров". Магические представления как поэтические образы мира. Изба – образ лица человека; окна – очи дома – украшались наличниками; фасад – "чело" – лобной доской, причелинами. Украшение "деревянных" построек. Красота человека. Образ мужчины и женщины. Изображение женских и мужских народных образов. Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни. Народные праздники (обобщение темы).

Раздел 2: Древние города нашей земли. Родной угол. Древние соборы. Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика. Постройка из бумаги. Коллективная работа. Города русской земли.

Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль и другие. Золотое Кольцо России. Знакомство со своеобразием разных древних городов. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Древнерусские воины- защитники. Изображение древнерусских воинов княжеской дружины. Одежда и оружие. Узорочье теремов. Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры. Изразцы. Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира. Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы) Раздел 3: Каждый народ – художник. Страна Восходящего Солнца. Образ художественной культуры Японии. Изображение природы через детали, характерные для японских художников: ветка дерева с птичкой, цветок с бабочкой, трава с кузнечиками, стрекозами, ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор ... Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, волнообразного движения, фигуры. Коллективное панно "Праздник цветения сакуры" или "Праздник хризантем". Народы гор и степей. Города в пустыне. Древняя Эллада. Древнегреческое понимание красоты человека – мужской и женской – на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является "мерой всех вещей"). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивноразвитым человеком – особенность миропонимания людей Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигура в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах). Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической ("мужественной") и ионической ("женственной") ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Изображение образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги. Древнегреческие праздники (панно). Это могут быть олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись). Европейские города Средневековья. Ремесленные цеха были основной силой этих городов. Каждый цех имел свои

одежды, свои знаки отличия, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью. Работа над панно "Праздник цехов ремесленников на городской площади" с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир). Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Раздел 4: Искусство объединяет народы. Материнство. Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, их ласку, их отношение друг к другу. Мудрость старости. Красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений. Изображение любимого пожилого человека. Стремление выразить его внутренний мир. Сопереживание. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Герои- защитники. . Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою по выбору автора (ребенка). Юность и надежды. Тема детства, юности в искусстве. Цифровая фотография. Изображение радости детства, мечты о счастье, о подвигах, путешествиях, открытиях. Искусство народов мира (обобщение темы). Итоговая выставка работ.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема (глава, блок)

Количество часов

1

Пейзаж родной земли.

2

2

Деревня – деревянный мир.

2

3

Красота человека.

2

4

Народные праздники.

2

5

Викторина. Обобщающая темы четверти.

1

6

Родной угол.

1

7

Древние соборы.

1

8

Города Русской земли.

1

9

Древнерусские воины-защитники.

1

10

Новгород, Псков, Владимир и Суздаль. Москва.

1

11

Узорочье теремов.

1

12

Пир в теремных палатах. (Обобщение темы).

1

13

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

2

14

Народы гор и степей.

2

15

Города в пустыне.

2

16

Древняя Эллада.

2

17

Европейские города Средневековья.

1

18

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

1

19

Материнство.

1

20

Мудрость старости.

1

21

Сопереживание.

2

22

Герои - защитники.

2

23

Юность и надежды. Цифровая фотография

1

24

Искусство народов мира (обобщение темы).

1

Итого:

34 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...