Технологическая карта урока изобразительного искусства "Человек и его украшения. Кокошники и щиты сказочных героев" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Цель деятельности учителя:
формирование представления о связи характера сказочного героя и украшения, его назначения.
Задачи урока:
Дидактические:
1) обобщить знания учащихся об украшениях сказочного героя.
2) продолжить развитие умения выражать в работе характер сказочного героя (через форму украшения).
Развивающие:
1) развивать творческие способности при выполнении задания.
2) развивать внимание, сосредоточенность, фантазию.
3) развивать способность к эстетичной оценке проделанной работы.
Воспитательные:
1) воспитывать художественный вкус посредством практической деятельности ребёнка.
2) формировать эмоционально-ценностное отношение к области изобразительного искусства.
3) способствовать воспитанию любви и уважения к искусству через знакомство с украшениями.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) обобщить и углубить знания об украшениях человека.
2) формировать навыки работы красками, работы с трафаретом.
Личностные:
1) формировать понимание красоты в жизни человека;
2) развивать творческий потенциал при выполнении задания
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дата: 8.12.22 Школа: МАОУ СОШ №104 Класс: 2 Урок: 1 Время: 8:00 Кабинет: 109 | Студент: Куракина Мария Группа: 31 Учитель: Методист: Подгорская Татьяна Алексеевна
|
Тема урока: «Человек и его украшения. Кокошники и щиты сказочных героев.»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель деятельности учителя: формирование представления о связи характера сказочного героя и украшения, его назначения.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: -Обобщить знания учащихся об украшениях сказочного героя; -Продолжить развитие умения выражать в работе характер сказочного героя (через форму украшения). | Предметные: - Обобщить и углубить знания об украшениях человека; - Формировать навыки работы красками, работы с трафаретом.
|
Развивающие: -Развивать творческие способности при выполнении задания; -Развивать внимание, сосредоточенность, фантазию; -Развивать способность к эстетичной оценке проделанной работы. | Личностные: - Формировать понимание красоты в жизни человека; - Развивать творческий потенциал при выполнении задания.
|
Воспитательные: -Воспитывать художественный вкус посредством практической деятельности ребёнка; -Формировать эмоционально-ценностное отношение к области изобразительного искусства; -Способствовать воспитанию любви и уважения к искусству через знакомство с украшениями. |
УМК: «Школа России» 2 класс, 3-я четверть, комплект учебников авт. Неменский Б.М., Коротеева Е.И.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
1. Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный Слово учителя | Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся. -Здравствуйте, ребята, отложите все на край парты. -Итак, урок изобразительного искусства. Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать. -Давайте улыбнёмся друг другу! | Настраиваются на урок. |
Л: показывает внутреннюю готовность к работе на уроке |
|
2. Актуализация знаний и мотивация 2 мин | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Беседа-обобщение Наглядный | Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует учащихся, убеждает в верности их знаний - Вспомните, над какой темой мы работаем в этой четверти? -Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке? -Верно, на предыдущем занятии мы узнали, что можно изобразить образ человека не только похожим, но и раскрыть его характер. На какие две группы можно разделить всех героев сказок? У вас на руках готовые образы персонажей, давайте повторим, что предаёт человеку злой образ, а что добрый? |
-«О чём говорит искусство?» -Изображением характера человека. -На добрых и злых. Чтобы предать злой образ нужно использовать жесткие и резкие линии, а также тяжёлые, преимущественно темные. А чтобы предать добрый образ необходимо использовать плавные линии, преимущественно светлые тона. | Л: строит речевое высказывание
М: активно участвует в общей работе
П: учится структурировать знания | презентация |
3. Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Беседа, наглядный | Учитель в занимательной (познавательной ) форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач У каждого героя есть только ему нужные предметы, которые помогают ему в сказке и служат украшением его внешности. Предмет сказочного героя помогает увидеть его характер и его поступки. Украшения - как форма, цвет и украшения (эмблема) помогает узнать герой добрый или злой. Так, приведём примеры, у красной шапочки предметами атрибутики являются… у Морозко… у Кощея… у Незнайки… -Предположите, о чем мы продолжим разговор сегодня на занятии? -Верно, а именно мы рассмотрим - Женские украшения – кокошники, а мужские украшения - щиты Воинов. -Сформулируйте цель работы на уроке. -Проверьте правильность ваших предположений. |
- корзинка и Красная Шапочка, волшебный ледяной посох, Корона с шипами и плащ накидка, у незнайки шляпа. -Человек и его украшения. - выполнить украшение для сказочного героя. | М: учится формулировать учебную задачу, осуществляет целеполагание
|
Презентация, Художественные изделия
|
4. "Открытие" детьми нового знания 7 | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | эвристическая беседа, частично-поисковый наглядный
игра
Демонстрационный, Фронтальный опрос
Демонстрационный Объяснительно- иллюстративный | 4.1. Учитель организует проблемную (эвристическую) беседу или полилог по открытию нового знания -Ребята, сейчас я предлагаю вам посмотреть на доску, что вы видите? - А что такое кокошник, кто знает? -Что вы видите, что такое щит? -Можете ли вы определить, какой элемент декора принадлежит доброму персонажу, а какой отрицательному герою? -Совершенно верно.
4.2. Учитель проводит анализ образов (образцов, композиций) -Посмотрите на экран, определите какой и почему кокошник принадлежит доброй героине, а какой злой? Обоснуйте свой ответ. -А какому воину, по вашему мнению, преграждении данный щит, посмотрите на экран. Докажите как вы определили. А сейчас посмотрите на экран и попробуйте определить, какие изображения и знаки подойдут для украшения кокошника доброй, а какие для украшения злой героине. Какие знаки-элементы подойдут для щита вражеского войско, для родного русского воина? - Какой вывод мы можем сделать? - Украшения многое говорили и говорят о своем хозяине, а главное говорят о его характере. 4.3. Учитель проводит педагогический показ приёмов выполнения практического задания (расписать словесно по этапам) -Сегодня мы изготовим одну форму кокошника, используя способ симметричного вырезания. 1 этап-Возьмем черновой лист. Сложим лист пополам горизонтально; 2 этап-возьмемся за сгиб и снизу вырежем стрелку острую и вырез под голову: 3 этап- вырезаем края кокошника острыми колючими линиями; 4 этап- развернем форму. -Ребята, какому герою принадлежит изготовленное изделие? -Какими элементами можно дополнить? Обоснуйте свой ответ. Аналогично – показ изготовления одной формы щита. Какому герою принадлежит? Обоснуй свой ответ. |
-Кокошники и щиты. -Кокошник - это старинный головной убор. -Щит – это защитный атрибут воина. -Несмотря на то, что они не имеют красок – белые, мы можем определить по форме, что например, кокошник, имеющий плавные линии – относится к доброму герою, а щит с ломаными, резкими обрывистыми линиями принадлежит герою отрицательного характера.
-Знаки с прямыми, острыми углами, темные-мрачные тона – для вражеского войска, для отрицательных персонажей, а для родного – плавные переходы, ровные постепенные переломы. - Украшения героев говорят об их характере.
-Такое украшение могла носить женщина. Наверно, она была отрицательным персонажем, потому что на кокошнике много резках, острых и обрывистых линий. -Можно дополнить треугольниками, робами и прямоугольными элементами. -Щит принадлежит вероятно доброму персонажу, так как имеет плавные переходы линий. |
М: активно участвует в общей работе
Л: учится строить речевое высказывание
П: учится осуществлять анализ, сравнение, рассуждения, выводы по изучаемой теме
К: учится работать в коллективе, прислушиваться к мнению участников
П: учится анализу образов
Л: учится планированию выполнения задания
П: воспринимает новые способы выполнения задания
П: осознаёт последовательность действий |
Презентация, художественные изделия
Образцы учителя
Технологическая карта
Образцы учителя |
5.Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Опрос беседа | Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его -Итак, сформулируйте задачу для вашей творческой работы? -Ребята, кто уточнит задание? -При изготовлении украшения главное, соответственно герою выбрать цвет и вырезать форму, затем – придумать яркий символ-знак, по которому мы всем классом догадаемся, кому из сказочных героев принадлежит этот предмет украшения. Определяет критерии качества выполнения задания -Давайте, вместе определим критерии оценки ваших работ. -Итак, верно, нам подходят такие критерии оценивания как, посмотрите внимательно на слайде представлены: 1. оригинальность образа 2. передача характерных черт в образе (части, детали) 3. аккуратность выполнения задания |
-Сегодня мы будем украшать щит для воина доброго или злого и кокошники. - возможно, что девочки будут делать кокошник, а мальчики щиты.
-Возможно подойдёт такие критерии оценивания как: 1. оригинальность образа 2. передача характерных черт в образе (части, детали) 3. аккуратность выполнения задания | П: учится формулировать учебную задачу
Р: |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой
| Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Наблюдение, стимулирование успехов, поощрение | -Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество -Осуществляет наблюдение и контроль темпа выполнения задания -Демонстрирует классу удачные работы с кратким пояснением -Сейчас, ребята, необходимо повторить правила работы с ножницами. -Хорошо, приступайте к работе. Если у вас будут какие-либо вопросы поднимите руку и мы к вам подойдем. - Молодцы, ребята. У вас получаются хорошие украшения. -Поторопитесь, осталось мало времени. |
Выполняют работы согласно поставленной учебной задаче. -Ножницы острым краем не поворачивать к себе, не оставлять в раскрытом виде и т.д. | Л: учится сохранять учебную задачу
Р: учится соблюдать последовательность работы
Р: учится выполнять задание в общем темпе | Презентация Музыкальное сопровождение
|
Включение в систему знаний, повторение 2 мин | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Обобщающий опрос,
наглядный | Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов -Итак, изготовление украшений закончено. Отложите материалы. -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Каким материалом пользовались для изображения украшения героя сказки? -Теперь вы можете сказать, как в старину украшали кокошник и щиты. -Какая характерная особенность формы украшений добрых героев? -Какая характерная особенность формы украшений злых героев? |
-Какие украшения были в старину у женщин и богатырей. -Цветную бумагу -Линии плавные, края мягкие, округлые -Линия обрывистые, края остры. | П: учится высказывать собственное мнение по новому материалу
| Презентация, образцы учителя
|
Рефлексия деятельности 3-4 мин | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Практический анализ, стимулирование успехов | Учитель организует выставку всех работ учащихся -Ребята, нам необходимо сделать выставку ваших работ. Первый ряд поднимите свои работы и продемонстрируйте их второму и третьему ряду. -Посмотрите, какие красивые вы изготовили украшения нашим героям! Какое настроение вызывает у вас то или иное украшение? Оцениваем и предполагаем каким же героям, добрым или злым, принадлежат работы, изготовленные ребятами. Спасибо, теперь второй ряд показывает свои работы первому и третьему. Расскажите, почему именно такие подбирали краски и отличительные символы? Оцениваем, ребята, и завершаем работу, третий ряд демонстрирует нам работы. Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ- -Сейчас произведем анализ работ по выбранным критериям, указанных на экране. Есть желающие? Организует самоанализ работ отдельных учащихся критерии: 1. оригинальность образа 2. передача характерных черт в образе (части, детали) 3. аккуратность выполнения задания |
Дети приносят свои работы на выставку. Обосновывают вариативность выполнения работ и делают соответствующий анализ согласно критериям.
| Р: учится анализировть собственные результаты и проводить сравнение с образцом
Р: учится пониманию оценки работ по заданным критериям
Л: осуществляет контроль качества выполнения задания
| Практические работы учащихся |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Над какой темой мы работаем в этой четверти?
Над какой темой мы работаем в этой четверти? «О чём говорит искусство?»
Тема: Цель: Познакомимся : Выполним:
Тема: «Человек и его украшения» Цель: Познакомимся : с украшениями, встречающимися в жизни у человека . Выполним: украшение для сказочного героя.
Критерии оценивания Передача характерных черт в образе. Цветовое разнообразие. Аккуратность выполнения задания.
Тема: Цель: Познакомимся : Выполним:
Тема: «Человек и его украшения» Цель: Познакомимся : с украшениями, встречающимися в жизни у человека . Выполним: украшение для сказочного героя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока изобразительное искусство «Изображение характера животного. Изображение доброго, весёлого животного» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: создание условий для ознакомления с характером и настроением животных, передача выразительности средствами художественной деятельности характера и настроения животных, знакомство с графико...
Технологическая карта урока изобразительное искусство «Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев» (УМК «Школа России», 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с понятием «ритм линий» как средством художественной выразительности; формирование умения чувст...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев» ( УМК " Школа России, 2 класс )
Тема урока: «Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для ознакомления с понятием «ритм линий&r...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Линия как средство выражения: характер линий. Дерево» ( УМК " Школа России, 2 класс)
Тема урока: «Линия как средство выражения: характер линий. Дерево» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о линии как о ...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Образ человека и его характер. Портрет сказочного героя" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока: создание условия для формирования представлений о картине – портрет, и умения выполнять подмалёвок портрета.Задачи урокаДидактические:Расширить предс...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Выставка творческих работ» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема урока: «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Выставка творческих работ» Тип урока: "...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Картина- особый мир. Картина-пейзаж. Самостоятельная работа» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема урока: «Картина- особый мир. Картина-пейзаж. Самостоятельная работа» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представлений о картине – пейзаж...