Технологическая карта урока изобразительного искусства "Европейские города средневековья" 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Нагорнова Милена Ивановна

Тема урока: Европейские города средневековья

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: закрепление представлений о средневековом городе, о конструкции витражей, мостовой и облаков готического собора, эмоционально-ценностного отношения к культуре средних веков.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)     закрепить представление о внешнем виде готического храма;

2)     формировать условия для применения полученных знаний в практической деятельности;

3)     дать представление о технике коллаж в изготовления панно.

Предметные:

1) расширят представления о культуре средневековой Европы;

2) узнают части конструкции собора:  «окно-роза», «витраж», «готика».

Развивающие:

1) развивать умение анализировать и выделять характерное на объектах;

2) развивать творческого мышления, воображения, навыков владения художественными материалами и средствами

Личностные:

1) проявят умение выражать собственные мысли, мнения; 

2) проявят отзывчивость к красоте культуры Средневековья.

Воспитательные:

1) формировать эмоционально –ценностное отношение к культуре Западной Европы в средние века;

2) развивать уважительное отношение к историческому прошлому других стран.

УМК: учебник изобразительного искусства, Неменский Б. М., 4 класс, листы формата А3, бумага цветная и белая, клей, ножницы, вырезки из журналов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 21.03.2023

Школа: МАОУ №104

Класс: 4 «А»

Урок: 5

Время: 12:35-13:458:00-08-40Кабинет: 201

Студенты: Нагорнова Милена

Группа: 31

Учитель: Регель Надежда Васильевна

Методист: Подгорская Татьяна Алексеевна

Тема урока: Европейские города средневековья

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: закрепление представлений о средневековом городе, о конструкции витражей, мостовой и облаков готического собора, эмоционально-ценностного отношения к культуре средних веков.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. закрепить представление о внешнем виде готического храма;
  2. формировать условия для применения полученных знаний в практической деятельности;
  3. дать представление о технике коллаж в изготовления панно.

Предметные:

1) расширят представления о культуре средневековой Европы;

2) узнают части конструкции собора:  «окно-роза», «витраж», «готика».

Развивающие:

1) развивать умение анализировать и выделять характерное на объектах;

2) развивать творческого мышления, воображения, навыков владения художественными материалами и средствами

Личностные:

1) проявят умение выражать собственные мысли, мнения;  

2) проявят отзывчивость к красоте культуры Средневековья.

Воспитательные:

1) формировать эмоционально –ценностное отношение к культуре Западной Европы в средние века;

2) развивать уважительное отношение к историческому прошлому других стран.

УМК: учебник изобразительного искусства, Неменский Б. М., 4 класс, листы формата А3, бумага цветная и белая, клей, ножницы, вырезки из журналов.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

1. Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

Слово учителя

Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся.

- Добрый день! Меня зовут Милена Ивановна. Сегодня у нас предстоит очень серьезная работа, надеюсь мы плодотворно поработаем. Присаживайтесь.

Приветствуют учителя.

Л: показывает внутреннюю готовность к работе на уроке

Презентация

2.  Актуализация знаний и мотивация

2 мин

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Беседа-обобщение

Наглядный

- Над какой темой четверти мы работаем?  Посмотрите на экран, если затрудняетесь ответить.

- О каком времени, вы говорили на прошлом уроке?

- Какие страны Европы, получившие развитие в эпоху средних веков, вам известны?

- Какого назначение собора в средние века?

- Как называется основной архитектурный стиль Средневековья?

- Из какого материала строились такие здания?

- Какие архитектурные детали характерны для готического стиля?

-  Как называется круглое окно?

- Опишите форму окон.

- Что называют порталом?        

- Что придаёт изящество и узорчатость соборам?

- Правильно

- «Каждый народ – художник». Готические соборы Средневековья.

- Франция, Италия, Испания, Великобритания, Германия и др.

- Собор – главный храм города, в котором богослужения проводил епископ (лицо, высшего священного сана). В центре каждого большого города строился свой собор.

- Готический стиль зародился во Франции. 12 – 16 вв.

- из камня. Все части сооружения стремятся ввысь, подчеркивая вертикаль. Здания имеют высокую, прямоугольную, вытянутую форму.

- Устремленные ввысь узкие башенки, кованые шпили на крыше;

- Такое окно называется «розой». Оно разбито на части в виде звезды или цветка, в каждом из окон мы видим чёткую симметрию.

- Удлиненные витражные окна с заостренным верхом, в центре окно круглой формы.

- Оформленный вход в здание, он имеет красивый орнамент .

- Украшение – витраж. - Лепнина, скульптуры.

Презентация

3. Постановка учебной задачи
2-3  мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Беседа, наглядный

Учитель в занимательной (познавательной) форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач

- Работу на прошлом уроке вы не завершили, есть, над чем поработать. Посмотрев на работу учеников другого класса, как вы думаете, что еще необходимо вам закончить?

- Предположите, какие цели сегодня стоят перед нами? Посмотрите на экран, перед вами опора для определения цели и задач урока, давайте вместе их сформулируем.

Познакомимся: …

Закончим: …

- Верно, вы большие молодцы, давайте же скорее достигать поставленных целей!

- Панно «Готический собор», а именно окна, мостовую и небо.

Познакомимся: как выполнять окна (витражи), мостовую и небо.

Закончим: панно «Готический собор».

М: учится формулировать учебную задачу,

осуществляет целеполагание

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: воспринимают информацию на слух.

Презентация

4. "Открытие" детьми нового знания

7
мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

эвристическая беседа,

 наглядный

игра

Демонстрационный,

Фронтальный опрос

Демонстрационный

Объяснительно- иллюстративный

4.1. Учитель  организует проблемную (эвристическую)   беседу или полилог по открытию нового знания

- Ребята, посмотрев на витражи, какие они, опишите. Предположите из чего они могут быть сделаны?

- Витражи пришли к нам из далекой древности, витраж -это многоуровневый пазл, сюжетная или декоративная композиция из кусочков стекла, пропускающая свет.

- Как вы думаете, если это сюжетная композиция, то каков был сюжет у первых витражей в соборах?

- Посмотрев на витражи, какие цвета были основными?

- Верно, витражи выполнены  из маленьких кусочков, которые в тоге составляют красивый рисунок.

- А что кроме образов святых и картин истории может быть изображено?

4.2. Учитель проводит анализ образов (образцов, композиций)

В анализе-  Обратите внимание на доску. Для витража в окне-роза и сделала отличающимся от других по цвету, чтобы выразить его характерную особенность. Также в облаках и мостовой. Мы создадим панно из элементов разных материалов, как называется такая техника?

- Теперь нам нужно работать, чтобы выполнить вторую цель урока. Сейчас мы с вами поупражняемся.. В технике коллаж используются ножницы, поэтому назовите  два главных правила, работы с ножницами.

4.3. Учитель проводит показ приёмов выполнения практического задания

- Слушайте внимательно, как правильно работать.

1 этап-… подбор цветовых сочетаний.

- Необходимы вырезки из журналов и клей. В ваших журналах нужно выбирать страницы, которые будут сочетаться или же контрастны для вашего собора. И учитывая размер окон нужно будет вырезать такие же заготовки из журнала, и страницы с мелким рисунком, для передачи особенности витражей. Не выбирайте для облаков чистые места, гораздо интереснее будет если в облаках будут рисунки или надписи, но помните, что облака синего и голубого цвета. Для мостовой цвет коричневые, серые, может быть черные.

2 этап-… симметричность элементов.

- Помните, что окна должны быть симметричны, а облака каждый имеет свою форму, поэтому, когда будете вырезать облака помните об этом. Далее, мы аккуратно приклеиваем подготовленные детали на места.

- Они яркие, красивые с симметричным узором. Мы не знаем, как они создаются.

- Святые образы

- Красный и темно-синий.

- Цветы и различные символы.

- Коллаж.

Техника в искусстве когда из разных элементов создается одно целое.

- Не играться и передавать кольцами вперед.

М: активно участвует в общей работе

Л: учится строить речевое высказывание

П: учится осуществлять анализ, сравнение, рассуждения, выводы по изучаемой теме

К: учится работать в коллективе,  прислушиваться к мнению участников

П: учится анализу  образов

Л: учится  планированию выполнения задания

П: воспринимает новые способы выполнения задания

П: осознаёт последовательность действий

Презентация

Динамическая пауза

Сейчас мы с вами поиграем в игру «табун» на выбыванием, кто сбивается присаживается.

5.Первичное закрепление
0,5  мин

Усвоение нового способа действий

Опрос беседа

Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его

- Кто может сказать какое у вас творческое задание?

- Также давайте сразу определим критерии, по которым будет оцениваться работа. Какие ваши варианты?

- Верно. Все работы должны различать, быть не похожими друг на друга, ведь каждый из вас может создать своё необычное и оригинальное.

- Отлично, приступаем к выполнению.

- Закончить панно, выполнив витражи, мостовую, облака.

- 1) соблюдение отличительных особенностей готического стиля.

2) оригинальность композиции. 3) законченность.

П: учится формулировать учебную задачу

Р:  планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
20-25  мин


Интериоризация  нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Наблюдение, стимулирование  успехов, поощрение

Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество 

Осуществляет наблюдение и контроль  темпа выполнения задания

Демонстрирует классу удачные работы с кратким пояснением

Индивидуально выполняют работу.

Л: учится сохранять учебную задачу

Р: учится выполнять задание  в общем  темпе

Презентация

Музыкальное сопровождение

Включение в систему знаний, повторение

2  мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Обобщающий опрос,

Наглядный

Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов.

- Вспомним, какой техникой мы пользовались для выполнения задания?

- Скажите, то такое витраж?

- Коллаж.

- Декоративная композицию из стекла или другого материала, которая пропускает свет

П: учится высказывать собственное мнение по новому материалу

Презентация

Рефлексия деятельности

3-4  мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Практический анализ, стимулирование успехов

Учитель организует выставку всех работ учащихся

- Сейчас каждый уберёт руки со стола и эксперты выберут по три лучших работы с каждого ряда и мы оценим у доски, в соответствии с критериями.

Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ.(Организует самоанализ работ)

- Ребята вы такие молодцы! У всех получились очень интересные соборы.

- Вспомним поставленные цели. Мы добились их?

- Какое у вас впечатление оставил урок? Если вы довольны своей работой, то покажите палец вверх,

- Я очень рада была с вами поработать. На этом наш урок закончен. До новых встреч!

Демонстрируют свои работы

Оценивают работы своих одноклассников

- Познакомимся: как выполнять окна (витражи), мостовую и небо.

Закончим: панно «Готический собор».

Оценивают свою деятельность.

Р: учится анализировать результаты и проводить сравнение

Р:учится пониман ию оценки по заданным критериям

Л:осуществляет контроль качества выполнения

Практические работы учащихся

Презентация


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ИЗО "Образ города" 3 класс

Технологическая карта урока ИЗО "Образ города" 3 класс...

технологическая карта урока изобразительного искусства для 3 класса на тему "Праздник в городе".

Данная разработка технологической карты урока построена на парной работе учащихся. Все занятие строится на диалоге класса и учителя....

Технологическая карта урока изобразительное искусство "Города в пустыне" 4 класс, УМК "Неменский"

Цель урока: формирование представления о культуре Средней Азии, создание условий для развития интереса к истокам искусства Востока. Дидактические:Развивать знания о красоте городов в пустыне;Позн...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Портрет", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: «Картина-портрет»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условия для формирования представлени...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Портрет», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Тема урока «Портрет» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования кар...