Учебно-воспитательная работа на уроках декоративного рисования
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Шмайлова Елена Владимировна

Материал содержит информацию о возможностях решения различных учебных и воспитательных задач на уроках ИЗО (декоративное рисование)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-воспитательная работа на уроках декоративного рисования

Значение декоративного рисования в процессе обучения младших школьников сложно переоценить, так как оно затрагивает   разные стороны развития высших психических функций, а, следовательно, косвенно оказывает влияние на формирование речевой функции.  

Ценность уроков декоративного рисования состоит в том, что в процессе проведения занятий дети приобщаются к истории народных промыслов, изучают традиции и техники рисования, развивают ощущение цвета, композиции, постигают эстетику народного творчества. Язык народного декоративного народного творчества сложен, и в то же время гибок и даёт возможность детям, с разной степенью сформированности внимания и воображения, быть успешными в освоении народных промыслов. Язык народных орнаментов понятен детям разного возраста и уровня развития интеллекта.

Декоративное рисование не требует абсолютно точных знаний о форме и конструкции объектов, которые обязательны при выполнении рисунка с натуры. При этом оно даёт возможность усовершенствовать имеющийся уровень развития восприятия формы, цвета и размера предметов, деталей орнамента или узора. Даже на начальном этапе освоения техники выполнения различных видов орнаментов, дети получают возможность копировать несложные образцы, вносить свои коррективы в имеющиеся эталоны, экспериментировать с цветами и сочетанием элементов орнамента. Это благотворно сказывается на детской психике, даёт стабильность и уверенность в своих возможностях. Кроме того это предоставляет широкие возможности для самостоятельного творчества, для развития имеющихся способностей. Стоит отметить пользу групповых занятий в процессе которых учащиеся тесно взаимодействуют друг с другом, обмениваются впечатлениями, помогают друг другу полезными советами, наблюдениями из личного опыта, делятся расходными материалами, а значит, коммуницируют: осваивают приёмы делового сотруничества, учатся эмпатии и активной помощи товарищам, завязывают новые знакомства и взаимодействуют с детьми с разными  темпераментами и характерами.

При составлении узоров учащиеся используют простейшие изобразительные элементы и наиболее простые детали, чередуя и повторяя их через одинаковые промежутки. Различные комбинации элементов, чередование по цвету, величине, форме позволяют младшим школьникам создавать большое количество разнообразных орнаментов.

Другое достоинство декоративных рисунков заключается в том, что композиция, т.е. расположение и взаимосвязь частей, может быть очень простой. Более того, пространственная организация узора в значительной мере облегчается тем, что обычно учащиеся получают готовую геометрическую форму (полосу, квадрат, круг), которую необходимо заполнить соответствующим мотивом. Другие же виды работы (рисование с натуры и на темы) требуют от ребенка самостоятельного решения непростого для него вопроса о размещении изображения на листе бумаги. Большое преимущество декоративного рисования состоит также в том, что оно предполагает так называемую стилизацию изображаемого, т.е.:

  • обобщение формы путем упрощения ее рисунка, когда достаточно отразить только главные, наиболее характерные признаки данного предмета;
  • плоскостное изображение объемных предметов, которое не требует передачи светотени;
  • условную передачу цвета, когда окраска рисунка может не соответствовать окраске реально существующего предмета и поэтому учащимся предоставлено право самим подбирать цвет.

Декоративному рисованию учащиеся младших классов отдают особое предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении других, относительно более сложных видов работы. Этому способствует возможность подбирать по желанию детали узора, самостоятельно определять их цвет и цветовые сочетания. Красочность, выразительность и ритмичность составных частей рисунка радует учащихся и тем самым активизирует их деятельность.

Декоративное рисование позволяет более результативно формировать технические приемы работы, так как при выполнении узоров по образцу детям значительно легче, чем при изображении реального предмета, понять то или иное направление линий, усвоить тот или иной способ деятельности.

Во время декоративного рисования учащиеся отрабатывают силу нажима на карандаш, ритмичность проведения однородных повторяющихся движений и их амплитуду (размах). Они учатся проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые, рисуют волнистые линии, делят отрезки на равные части, выполняют развивающие  глазомер  несложные  рисунки. Школьники многократно упражняются в симметричном расположении элементов узора, в воспроизведении цветовых сочетаний и основных геометрических форм.

Таким образом, декоративное рисование отличается доступностью техники и использование его во многом может способствовать развитию навыков, необходимых для успешного освоения навыка письма, оформления конспектов по разным предметам школьной программы.

Вместе с тем средствами декоративного рисования можно активно воздействовать на учащихся, и прежде всего на их сенсорное развитие.

Так, в частности, в процессе декоративного рисования проводится большая работа по уточнению и обогащению представлений учащихся о геометрических формах. Последнее особенно важно, поскольку геометрическая форма как декоративный элемент является переходом к усвоению формы предмета. Если во время декоративного рисования она нередко выступает в отвлеченном, абстрактном виде, то на других видах занятий связывается с предметом, т.е. происходит ее опредмечивание. Значимость такой работы еще более возрастает, так как обучение рисованию начинается там, где внимание ребенка обращается к форме изображаемого объекта.

При составлении узора учитель может предложить детям в начальный период занятий наиболее приемлемы узоры из геометрических форм, чередующихся по величине (круг большой

— круг маленький, круг большой — круг маленький и т.д.). Затем учащиеся рисуют узоры, включающие две формы (круг — квадрат, круг — квадрат и т.д.). Наконец, более сложную композицию представляют узоры, состоящие из двух-трех форм и других геометрических элементов.

При составлении узоров важное место занимает пространственная композиция рисунка. Связанные с ней такие понятия, как «середина», «края», «левая сторона», «правая сторона», «слева», «справа», «сверху», «снизу», «вокруг» и др., в значительной мере отрабатываются в процессе декоративного творчества. На этих занятиях учащиеся много упражняются в размещении элементов узора в соответствии с образцом или указаниями учителя. При этом они решают задачи на ориентировку (в пределах листа бумаги), постепенно осваивают развернутые(многокомпонентные)        характеристики пространственного размещения деталей рисунка («слева направо»,

«внизу по самому краю», «в правом верхнем углу», «сверху вниз через середину» и т.д.).

Во время рассматривания какого-либо узора учитель просит рассказать, как он составлен, предлагает найти середину, показать уголки, края. Кроме того, внимание детей направляется с помощью вопроса «где?». Это ставит школьников перед необходимостью словесно определять взаимное расположение элементов.

Яркость, красочность, ритмичность, характерные для работ декоративного характера, предъявляют особые требования к использованию цвета. В процессе занятий учитель организует целенаправленное наблюдение, сравнение и воспроизведение цветовых сочетаний, показанных на образце. Учащиеся упражняются не в элементарном цветоразличении (хотя и это важно на первоначальном этапе), а в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном или использовать такие цветовые сочетания, которые принятые декоративно-прикладном искусстве. Большое значение в цветовом решении декоративной композиции имеют ритмичность и симметрия окраски элементов.

В процессе решения этих задач важно соблюдать определенную последовательность. При этом следует придерживаться следующих психолого-дидактических требований:

а) активизировать сенсорные и мыслительные процессы путем организации всестороннего рассматривания и осмысливания деталей узора, выделения их признаков, сравнения и классификации по цвету;

б) выдерживать определенный порядок при раскрашивании элементов узора, для чего необходимо: различать цвета (на знакомом детям материале), выделить цвет составной части узора, обозначить его словесно, закрепить его название, соотнести с цветом других частей, выбрать цветной карандаш по названию, назвать заданный цвет, фиксировать внимание учащихся на красивых сочетаниях цветов и цветовых оттенков, усиливая мотивацию деятельности, раскрасить узор (орнамент) согласно образцу;

в) в начальный период обучения следует рисовать узоры с небольшим числом деталей, ограничиваясь при этом лишь двумя насыщенными цветами (например, желтым и синим), а затем постепенно вносить некоторые усложнения; симметрично расположенные элементы целесообразно давать одинакового цвета;

г) надо предоставлять детям возможность выбирать цвета для раскраски из ограниченного числа цветов;

д) в 3-4 классах в качестве образцов следует использовать орнаменты не только с контрастными сочетаниями цветов, но и с мягкими переходами оттенков одного  и  того  же цвета;

е) с учениками, имеющими отклонения в цветоразличении, надо многократно проводить дополнительную индивидуальную работу;

 ж) при подведении итогов работы особое внимание следует уделять воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цветовых отношений в выполненном рисунке.

Декоративное творчество развивается постепенно, и все задания даются в определенной системе:

  • составление узоров по готовым образцам; составление узоров из данных элементов; составление узоров по заданной схеме;
  • самостоятельное составление узоров.

1. Добиться успешного выполнения заданий можно при условии использования разнообразных приемов и методов обучения. Большое значение при этом имеет применение таких методов, которые позволяют развивать технические умения. Однако основное внимание учитель направляет на то, чтобы учащиеся овладели умением правильно воспринимать изображение (образцы), определять последовательность выполнения рисунка, представлять конечный результат своей работы и т.д. Поэтому, обучая детей тому, как надо действовать руками, учитель концентрирует свои усилия на активизации его восприятия, мышления, воображения, на формировании чувств и эмоционально-волевой сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО по теме "Декоративное рисование. Рисование шкатулки. Эскиз росписи шкатулки". 4 класс

Урок ИЗО по теме "Декоративное рисование. Рисование шкатулки. Эскиз росписи шкатулки". 4 класс....

«Декоративное рисование. Рисование в полосе узора из растительных форм».

Дидактическая модель урока оформлена в виде методического пособия для подготовки и проведения урока изобразительного искусства в 1 классе. Урок разработан по технологии коррекционно-развивающего...

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ: ИГРЫ НА УРОКАХ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ.

Дидактическими играми являются игры с правилами, специально созданные в целях обучения и воспитания. Такие игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития творческого интер...