Методический материал для ознакомления детей с творчеством художников
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Молокович Лидия Константиновна

Методический материал для ознакомления детей с творчеством художников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКОВ

(как знакомить ребенка с творчеством художника, с его произведениями искусства: картинами, пейзажами в разное время года, натюрмортами, портретами)

О художнике и его творчестве.

В этой беседе надо рассказать детям о художнике, о том, какие он создает произведения искусства и что они дают людям.

Изобразительное искусство делится на следующие виды: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное и театрально – декоративное искусство, дизайн. В живописи существуют такие жанры, кА пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический, натюрморт ( композиция из нескольких предметов: например, цветы, плоды, утварь, ткани, рабочие инструменты, игрушки).

Многие художники работают в нескольких жанрах, но есть и художники, избравшие для себя какой – то один жанр. Так, например, Левитан, Шишкин, В.Васильев, Мешков писали пейзажи. Суриков создал произведения, посвященные русской истории. Большинство художников работали во многих жанрах, например, Репин, Серов, Бродский, С.Герасимов, Петров – Водкин и другие создавали портреты, пейзажи, тематические картины.

Способность художника видеть в природе эстетические начала исключительна важна. Начала красоты, заложенные в самой действительности – вечный источник вдохновения художника.

Художник изобразительными средствами показывает жизнь и тем приносит радость людям, делает человека духовно богаче, его жизнь полнее и интереснее. Подлинно художественные произведения будят лучшие чувства людей, рождают новые мысли у человека и зовут его к благородным поступкам. Художник выражает художественную правду, отбирая главное и отбрасывая все лишнее, что мешает восприятию. Настоящее произведение искусства характеризуют простота, ясность формы и глубина содержания.

Рассматривая произведение изобразительного искусства, надо, прежде всего представить себе, какая мысль заложена в нем, какие чувства хотел передать художник зрителям своей картины. Посмотрите жизнеутверждающие пейзажи Юона, лирические и философские полотна Левитана, и вы поймете, как в бесконечном разнообразии природы каждый художник выбирает то, что близко ему. Но выразить свои чувства, свое отношение к изображаемому художник может, только владея мастерством, художественными средствами изобразительного искусства – композицией, рисунком, цветом, пластикой, светотенью. Всякое произведение искусства имеет определенное композиционное построение. Композиция – это сочетание всех элементов художественного произведения, которое позволяет с наибольшей полнотой и силой выразить идейный замысел художника.

Композиция рисунка, картины строится художником так, чтобы зритель чувствовал главное в произведении. Художник ищет наиболее выразительные решения своей идеи, мысли. Отчасти этот процесс в очень упрощенном виде проходит и ребенок при создании рисунка. Поэтому так важно показать ребенку, какими средствами художник достигает своей цели. Наибольшей выразительности композиции служат все художественные средства: решение пространства, цвет и светотень, колорит.

Анализируя композицию рисунка или картины, надо раскрыть логику построения произведения, связь ее с содержанием произведения, тогда легче будет подвести детей при знакомстве с искусством к пониманию законов композиции. Понимание композиции в искусстве поможет детям в их собственном творчестве.

Цвет играет громадную роль в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета на человека очень сильно. Колорит ( цветовой строй произведения) – одно из средств выразительности и правдивого изображения действительности. Яркая солнечная радость или лирическая, тихая грусть, трагический конфликт – все это диктует определенное цветовое решение произведения живописи.

Беседы с детьми о творчестве художника.

Прежде всего, сообщить детям о том, что сегодня пойдет разговор о художнике, о его произведениях.

Спросить детей, знают ли они, кого называют художником. Если ответы будут неверными, то объяснить, что художники – это люди, которые создают красивые вещи – картины, рисунки в книжках, лепят фигуры людей и животных, придумывают рисунки посуды, тканей, расписывают красками (игрушки, посуду, ткани). Предложить детям найти в классе вещи, которых коснулась рука художника, отметить правильность выбора. Рассмотреть наиболее интересные из них ( репродукция картины, эстамп, расписная ваза, скульптура). Немного рассказать о них. Спросить детей, зачем художники все это делают. Выслушать все, что скажут дети, выделить то, что ближе к истине, и объяснить им: художники видят красивое в жизни, в природе, хотят выразить эту красоту в своих произведениях и сделать нашу жизнь прекрасней. Многие произведения художников учат людей доброте и любви к людям, животным и растениям. Вот мы с вами взяли в руки морковь или яблоко, или горсть клубники ( в зависимости от того, какие иллюстрации удалось подобрать) и, наверное, прежде всего подумали, какие они свежие, вкусные, надо их съесть. А художник тоже может так подумать, но он увидит еще и их красоту: яркий цвет, пушистую, узорчатую зелень, и ему захочется нарисовать морковку так, чтобы все увидели, какая она красивая. Он возьмет лист бумаги, карандаш, краски и постарается изобразить ее так, чтобы всем захотелось полюбоваться морковью, а это он может, так как он мастер своего дела.

Художник может написать красками цветы, фрукты, картину природы – деревья, реку, облака на небе, может написать и портрет человека, и картину из жизни людей.

Для этой беседы следует подобрать 4 репродукции: пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетную картину. Например: «Зимний пейзаж» И.Грабаря,

«Натюрморт с черемухой» К. Водкина – Петрова,

Репродукция картины "Черемуха в стакане"

«Мика Морозов» В.Серова,

«Сенокос» А.Пластова.

Через некоторое время на эту тему следует провести вторую беседу с целью закрепления полученных знаний, выяснения того, как отложился материал в памяти детей. Здесь необходимо больше активизировать детей, спрашивая их, предлагая самим рассказать о красоте представленных произведений, их жизненности и высказываемых ими чувствах. Наряду со знакомым уже иллюстративным материалом надо подобрать для этой беседы и новый материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Биография и творчество художника К.Ф. Юона"

В мультимедийной презентации представлена краткая биография художника и подборка его картин. Презентация может быть использована на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусс...

Тема матери в творчестве художника

Презентация по изобразительному искусству 3 класс по программе Кузина В.С. Презентация содержит материал для беседы по теме "Тема матери в творчестве художника", репродукции картин Пикассо, Ткачевых, ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Весна в творчестве художников

Внеклассное мероприятие проводилось между параллелями 2-х классов. Заранее каждая команда готовила.домашнее задание.Данное мероприятие в себя включает: сценарий, презентацию загадок, презентацию ...

Конспект урока "Иллюстрации в книге. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов детских книг"

Конспект библиотечного урока  "Иллюстрации в книге. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов детских книг"....