Рабочая программа по ИЗО 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О.Казанского
« УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского
/_________________/ /О.В. Авилова/
приказ от « 30 » августа 2022 года . № 186
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 4 « Г» класс
Количество часов: 34часа
Учитель: Павлюк Ирина Геннадьевна
Год составления: август 2022 год
ст. Егорлыкская
Ростовская область
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.).
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования". - Примерной рабочей программы воспитания (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23.06.2022г. №3/22).
- Устава МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского
- Учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им О.Казанского ст. Егорлыкская на 2022-2023 учебный год.
- Положения о рабочей программе МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского, утвержденного приказом от 29.06.2022г. №152/1.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана с учётом Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и авторской программы авторов Б.М.Неменского, Л.А.Неменской «Изобразительное искусство», УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Л.А.Неменской /под редакцией Б.Н.Неменского/ «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас 4 класс», Москва, «Просвещение», 2017 год с логотипом ФГОС.
Согласно учебному плану на изучение изобразительного искусства отводится в 4 классе 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
Срок реализации программы 1 год.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Личностные результаты
Обучающийся должен приобрести:
- эмоциональное восприятие образов природы, растительного и животного мира, отраженных в рисунке, живописных работах, фотографиях;
- познавательный интерес к явлениям природы и их изучению;
- желание приобретать новые знания, наблюдая разнообразные природные явления, в том числе жизнь животных;
- интерес к предлагаемым видам художественно-творческой деятельности, в том числе к созданию рисунков графитным карандашом, к коллективной творческой работе;
- понимание (на доступном уровне) красоты и уникальности природы и окружающего мира.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства, отражающие явления природы;
- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов выполнения упражнений и заданий, а также стремление к выполнению заданий повышенной сложности;
- положительного отношения к урокам изобразительного искусства; интереса к рисованию;
- ценностного отношения к природе и произведениям искусства;
- желания передавать красоту живой природы (птиц, рыб, насекомых), разные состояния природы и ее явления;
- первоначальных навыков оценки и самооценки художественного творчества;
- трудолюбия, оптимизма, ответственности за результат совместной работы
- гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
- патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
- духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
- эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
- трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
- экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
- ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- понимать инструкцию учителя;
- планировать с учителем или самостоятельно процесс выполнения задания;
- понимать алгоритм выполнения работы;
- выбирать вместе с учителем нужные инструменты и материалы для выполнения задания;
- контролировать отдельные этапы своей деятельности и вносить необходимые коррективы;
- осуществлять самопроверку.
Обучающийся получит возможность научиться:
- эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве;
- контролировать процесс своей деятельности и вносить необходимые коррективы;
- подбирать вместе с учителем или самостоятельно соответствующие учебно-творческой задаче материалы;
- выполнять действия (в устной, письменной форме) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
- воспринимать мнение о явлении изобразительного искусства сверстников и взрослых, высказывать свое мнение;
- оценивать результат своей и коллективной работы.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- хорошо ориентироваться в структуре учебника, в текстовом и иллюстративном материалах; понимать назначение;
- понимать информацию, представленную в разной форме; пользоваться знаками, символами, изображениями, приведенными в учебнике, и выполнять на их основе свой замысел;
- соотносить иллюстративный материал с темой и заданием для самостоятельной работы;
- осознавать познавательную задачу и принимать ее условия;
- строить рассуждения о воспринимаемых образах;
- выполнять учебно-познавательные действия в материальной и умственной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи для качественного выполнения заданий;
- соотносить художественные произведения по настроению и форме; делать несложные обобщения;
- работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной;
- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;
- осуществлять поиск нужной информации в справочном материале учебника и из дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;
- представлять информацию в виде небольшого сообщения или презентации.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- принимать участие в различных видах совместной деятельности;
- вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, обсуждать идею создания групповых работ;
- отвечать на вопросы учителя, задавать свои вопросы по теме урока;
- воспринимать мнение других людей о произведениях искусства;
- строить эмоционально окрашенные и понятные для партнера высказывания;
- выражать свое мнение о произведении живописи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- стремиться к пониманию позиции другого человека;
- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач; договариваться и приходить к общему мнению;
- понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
- высказывать свою точку зрения, в том числе о произведении живописи, о совместной работе и т.д.;
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- формировать первоначальные представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- формировать основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- владеть практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- владеть элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации);
- различать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн, архитектура), декоративной (народные и прикладные иды искусства);
- владеть основными видами и жанрами пространственно-визуальных искусств;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- уметь видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и художественные техники;
- передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- навыкам моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
Обучающийся получит возможность научиться:
- характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоты природы различных регионов нашей страны;
- рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображать в творческих работах особенностей художественной культуры разных народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории;
- приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
- Содержание учебного предмета, курса.
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека. Разнообразие культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры – важнейший элемент содержания в 4-м классе. Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам. Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Истоки родного искусства (9 часов)
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли (7 часов)
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Каждый народ – художник (11 часов)
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы (7 часов)
От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
- Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Истоки родного искусства. | 9 |
2 | Древние города нашей земли. | 7 |
3 | Каждый народ – художник. | 11 |
4 | Искусство объединяет народы. | 7 |
Итого: | 34 ч |
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дата | Дидактическое обеспечение (оборудование) | |
план | факт | ||||
Истоки родного искусства. (9 часов) | |||||
1 | Каждый народ строит, украшает, изображает. | 1 | 02.09 | учебник, презентация «Художественные материалы» | |
2 | Красота природы в произведениях русской живописи. | 1 | 09.09 | учебник, презентация к уроку | |
3 | Пейзаж родной земли. | 1 | 16.09 | слайды природы, репродукции картин | |
4 | Деревня – деревянный мир. | 1 | 23.09 | учебник, презентация к уроку | |
5 | Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы. | 1 | 30.09 | учебник, презентация к уроку | |
6 | «Образ русского человека». «Воспевание труда в искусстве» (женский образ) | 1 | 07.10 | учебник, презентация к уроку, книги о родном искусстве | |
7 | «Образ русского человека». «Воспевание труда в искусстве» (мужской образ) | 1 | 14.10 | учебник, презентация к уроку, книги о родном искусстве | |
8 | Календарные праздники. | 1 | 21.10 | учебник, презентация к уроку | |
9 | Народные праздники. | 1 | 28.10 | учебник, презентация к уроку | |
Древние города нашей земли. (7 часов) | |||||
10 | Родной угол. | 1 | 11.11 | произведения русских художников (А.Васнецова, И.Билибина) | |
11 | Древние соборы. | 1 | 18.11 | презентация, п/к слайды «Древние палаты Московского Кремля» | |
12 | Города русской земли. | 1 | 25.11 | презентация, п/к слайды В.Васнецова «Палаты царя Берендея» | |
13 | «Золотое кольцо России». | 1 | 02.12 | учебник, презентация к уроку | |
14 | Древнерусские воины – защитники. | 1 | 09.12 | учебник, презентация к уроку | |
15 | Узорочье теремов. | 1 | 16.12 | восковые мелки, иллюстрации к сказкам В.Васнецова, презентация, п/к | |
16 | Пир в теремных палатах. | 1 | 23.12 | презентация, п/к слайды палат Московского Кремля | |
Каждый народ – художник. (11 часов) | |||||
17 | Япония – страна восходящего солнца. Образ японских построек. | 1 | 30.12 | презентация к уроку, гравюры японских художников, слайды городов Японии | |
18 | Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. | 1 | 13.01 | презентация к уроку, гравюры японских художников, слайды городов Японии | |
19 | Образ человека, характер одежды в японской культуре. | 1 | 20.01 | учебник, презентация к уроку | |
20 | Искусство народов гор и степей. | 1 | 27.01 | учебник, презентация к уроку | |
21 | Юрта как произведение архитектуры. | 1 | 03.02 | учебник, презентация к уроку | |
22 | Города в пустыне. | 1 | 10.02 | учебник, презентация к уроку, слайды природы пустыни | |
23 | Древняя Эллада. | 1 | 17.02 | презентация, п/к слайды произведений древнегреческих скульпторов | |
24 | Олимпийские игры. | 1 | 03.03 | презентация, слайды произведений древнегреческих скульпторов | |
25 | Средневековый город. | 1 | 10.03 | слайды городов Западной Европы, средневековой скульптуры и одежды, | |
26 | Образ готического храма в средневековом городе. | 1 | 17.03 | презентация, п/к | |
27 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение раздела «Каждый народ – художник». | 1 | 31.03 | учебник, презентация к уроку | |
Искусство объединяет народы. (7 часов) | |||||
28 | «Все народы воспевают материнство». | 1 | 07.04 | учебник, презентация к уроку | |
29 | Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. | 1 | 14.04 | икона «Владимирская Богоматерь», Рафаэль «Сикстинская мадонна», М.Савицкий «Партизанская мадонна» | |
30 | «Все народы воспевают мудрость старости». | 1 | 21.04 | презентация к уроку, П.Пикассо «Нищие», Рембрандт «Возвращение блудного сына» | |
31 | «Искусство всех народов объединяет людей и в радости и в горе». | 1 | 28.04 | учебник, презентация к уроку | |
32 | «Все народы видят красоту человека в его борьбе за свободу и справедливость». | 1 | 05.05 | учебник, презентация к уроку | |
33 | Героическая тема в искусстве разных народов. | 1 | 12.05 | презентация, п/к памятники героям | |
34 | Героическая тема в искусстве разных народов. Искусство народов мира (обобщение темы). | 1 | 19.05 | презентация, п/к памятники героям | |
Итого: | 34 ч |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского от 29.08. 2022 г. № 1 Председатель МС ___________________/С.В. Скурихина | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ___________________/Почивалова А.Н./ 30.08.2022 г. |
- Лист корректировки рабочей программы
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | ||||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | ||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | ||||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | ||||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | ||||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | ||||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...