Народы гор и степей. Юрта
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Показать разнообразие нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях.
Раскрыть образ степного мира в конструкции степного жилья – юрты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo.docx | 29.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Народы гор и степей. Юрта |
УМК | «Школа России» |
Цели деятельности педагога | Показать разнообразие нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Раскрыть образ степного мира в конструкции степного жилья – юрты. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: позитивный опыт участия в творческой деятельности. имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. Метопредметные: овладение умениями участвовать в совместной деятельности. понимать учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение,; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Предметные: Дать представление о культуре жителей гор и степей; Раскрыть образ степного мира в конструкции степного жилья - юрты; Развивать творческие и графические навыки; Воспитывать уважение к культуре других народов. |
Методы и формы обучения | Методы: Словесный, наглядный , практический; Формы: Фронтальная, индивидуальная |
Основные понятия и термины | живопись, жанр, образ, цвет, тон, композиция |
Наглядно- демонстрационный материал | Презентация Наглядные картинки сюжета урока |
Оборудование | Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка |
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Все сели прямо, спинки выпрямили, глазками проверили, что лежит на парте. Я буду называть предметы, а вы будите проверять глазами: альбомный лист, гуашевые краски, кисть, вода, карандаш, ластик, клеенка, салфетка.
2.Краткое повторение ранее изученного материала
- Ребята, какова тема этой четверти? Каждый народ – художник.
- А с какой страны началось ваше знакомство? С Японией
- Как еще называют Японию? Страна восходящего солнца
- Почему с ней связан образ восходящего солнца? Япония находится далеко на востоке. Японцы первыми встречают восход солнца, поэтому Японию называют "Страной восходящего солнца". Солнце изображено на флаге Японии.
- Как называется традиционная одежда японок? Кимоно.
- Из каких основных деталей состоит кимоно? (Халат, пояс оби)
- С какой обувью традиционно носят кимоно? (гета, дзори)
- Какой праздник считается самым любимым в Японии? (Праздник цветение вишни сакуры.)
-Мы продолжаем наше путешествие по странам мира.
-Теперь из Японии мы перенесёмся в горную местность.
3.Постановка учебных задач.
– Знаете ли вы, как разнообразна природа нашей планеты, как непохожи условия жизни разных народов?
Люди научились жить и в горах, и в низинах, заливаемых во время разливов рек и среди снегов, и среди раскаленных песков.
-Что необходимо человеку для существования? (жилье, дом)
-Всюду, где бы не жил человек, ему необходимо жилище. Каким быть дому, зависит от жары или холода, горы вокруг или степи и от природных материалов, которыми можно воспользоваться
.-Какие природные зоны вы изучили на уроке окр. мира?
(Арктическая пустыня.
Тундра. Лесотундра. Тайга.
Широколиственные и смешанные леса.
Лесостепная зона. Степная зона.
Субтропики. Полупустыни и пустыни.)
А сейчас отгадайте загадки и скажите о какой природной зоне идет речь?
На все стороны путь;
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор! Степь
Каменные великаны
Белоснежные шапки надели. Горы
-Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы с вами будем говорить? Давайте сформулируем тему нашего урока. Народы гор и степей
Сегодня мы поговорим о разнообразии природы нашей планеты, полюбуемся красотой гор и степей, познакомимся с искусством народов этих мест.
4.Вступительная беседа
Давайте поближе познакомимся с искусством народов гор. Как вы думаете, в каких жилищах живут люди в горах? (сакли).
Подготовленные ученики выступают.
Кирилл. Жилища горцев – сакли ютятся одно подле другого. Они чем-то напоминают башни, а весь аул в целом крепость. Крыша сакли плоская, человек может на ней спать в жаркие ночи, сушить на солнце фрукты, а маленькие окна не случайно напоминают бойницы, ведь в прошлом на аулы часто нападали соседние племена и людям приходилось обороняться. Силуэт горного аула напоминает скалы, в которых он приютился, а издали сакли сливаются с четкими линиями горных хребтов
- Почему жилища в горах делались не из дерева, а из глины, камня?
Пример ответа: (В этих местах недостаточно было леса для построек, а камень как строительный материал был им доступен. Места было мало, и дома располагали на разных уровнях. Дворы-площадки были крошечные и, чтобы в таких дворах удобно было держать скот, люди строили ограды из веток, кирпича, валунов).
А сейчас мы отправимся в гости к народам степей, и познакомимся с их искусством.
Представьте, что мы с вами путешествуем по степным просторам нашей Родины много-много лет назад. Кочевники перегоняют свои бесчисленные стада и табуны с одного места на другое, белеют среди разнотравья умело собранные юрты. Вьется сизоватый дымок. Разносится ароматный запах крепкого чая, доносятся звуки домбры.
- Знаете что такое домбра?
Домбра́, также Домбыра́ — струнный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре казахов, ногайцев, а также калмыков.
-Как же называется дом кочевника? Юрта
Лера. Казахская юрта- это жилище переносного типа, которое и по сей день используют на летних отгонных пастбищах. Юрта во всем ее великолепии. Ее укрывной материал не только спасает от непогоды, но и придает национальный колорит необычному жилищу. Материал для них берется подручный – войлок, кожа, и лишь каркас и дверь (богато украшенная росписью) выполнены из дерева.
Юрту можно собрать всего за один час и перевезти на одном верблюде. Снаружи юрта похожа на купол. Часто она бывает из белого войлока, скрепленного и украшенного узорными красными лентами. Юрту украшают со смыслом, орнаменты обозначают стремление оградить дом от несчастий и пожелать процветания. Внутри юрты пол и стены устилают теплые красочные ковры. У каждой части свое назначение в хозяйстве. Здесь все строго определено и не сделаешь перестановку. Зато величина юрты может быть разной.
- Сейчас пришло время узнать о народе Севера
Их жилища появились в глубокой древности, но существуют и сейчас.
Кристина. Чум – шалаш из жердей, это переносное жилище народов северо-восточной Европы (саами, ненцы) и Сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). Чум имеет коническую форму и в плане круглый или слегка овальный (диаметр по полу – 3–8 м). Зимой он накрывался шкурами оленя, изюбра или лося, сшитыми в полотнища, летом – вываренной берестой или корой, иногда парусиной или мешковиной.
Мунко. Иглу – у канадских эскимосов так называлось зимнее жилище, часто в виде полусферического купола, сложенное из снежных глыб. Высота его около двух метров, диаметр – 3 или 4 метра.
Вход через отверстие в полу, к которому ведет длинный коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Если снег неглубокий, вход делают в стене, а перед ним строят коридор из снежных блоков.
Большая часть пространства внутри занята лежанкой из снега, покрытой шкурами. Иногда и стены покрывают изнутри шкурами. Свет проникает через толщу стен, иногда через окна из озерного льда или тюленьих кишок. Отапливается иглу и освещается жирниками – плошками с жиром, светильниками.
– Как вы думаете, почему так не похожи дома народов гор и Севера?
(Ответ: В каждом из этих регионов свой климат, свои особенности природы. Конечно, из-за разных природных условий им приходится приспосабливаться к среде обитания. От того, где людям приходится жить, зависит, как выглядит их жилище.)
Чтобы приступить к практической работе, нам с вами нужно немного отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА
Юрта, юрта, круглый дом, (Шаги на месте.)
Побывайте в доме том! (Разводят руки в стороны.)
Гости явятся едва (Повороты туловища влево, вправо.)
В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте.)
Печка жарко топится, (Хлопки в ладоши.)
Угостить торопится. (Приседание.)
Ладушки, ладушки, (Хлопки в ладоши.)
Круглые оладушки. (Шаги на месте.)
5.Объяснение практического задания
- Мы с вами живем в Бурятии, знаем культуру и традиции бурят.
- Как вы думаете, что мы будем рисовать?
Создание индивидуальной композиции «Юрта ».
6.Основные правила работы с кистью и гуашью:
- Смочить кисточку в воде
- Излишки влаги отжать о край стакана с водой
- Набираем гуашь на кисточку лёгкими мазками
- Легко, не нажимая, кладём гуашь на бумагу или ведём линию, держа локоть на столе и придерживая лист бумаги другой рукой.
Нельзя:
● долго держать кисточку в воде, т.к. она станет кривой;
● пачкать гуашь грязной кисточкой;
● смешивая гуашь для получения другого оттенка, для этого используй палитру.
- Давайте посмотрим с вами видеоролик на котором вы увидите последовательность рисования юрты.
- Повторим все этапы работы.
- Можем приступать к работе. Нарисуем юрту . А вы сами придумайте свои узоры и украсьте Юрту.
Последовательно вывешиваю рисунки с этапами работы.
Самостоятельная практическая работа
Учитель проводит индивидуальную работу, ходит по классу и помогает детям с выполнением практической работы.
7.Итог урока
-Давайте продемонстрируем результаты работ. Пожалуйста, выйдите ребята, первого ряда. Второго и третьего. Подходите и на магнит прикрепляйте свои работы.
Оцените работу своих одноклассников.
Учитель анализирует работы вместе с детьми
8.Рефлексия
-Встаньте со своих мест те, кто доволен своей работой на уроке.
-Похлопайте в ладоши те, кто доволен своей работой.
Потопайте те , кто не доволен своей работой.
https://www.youtube.com/watch?v=qwqZOrm6bSo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗО. 4 класс. Народы гор и степей.
Презентация к уроку ИЗО в 4 классе по программе Неменского....
Работы учашихся 4-ого класса на уроках изобразительного искусства по теме: "Искусство народов гор и степей"
В пезентации обозначены цели и задачи урока, вступительное слово учителя. В качестве иллюстрации представленны работы учащихся по теме урока. Использование в работах характерных элементов орнамента ко...
Внеурочная деятельность «Традиции народа Бурятии +Технология».Тема: «Юрта – традиционное жилище бурят»
Внеурочная деятельность «Традиции народа Бурятии +Технология». Учитель: Тимофеева О.В.Тема: «Юрта – традиционное жилище бурят» ...
Народы гор и степей
.....
Конспект по ИЗО, для 4 класса. Тема "Народы гор и степей"
Конспект по ИЗО, для 4 класса. Тема "Народы гор и степей"...
Презентация к уроку ИЗО "Народы гор и степей"
Презентация к уроку ИЗО в четвертом классе. Обучение поэтапному изображению жилищ народов гор и степей....