Народы гор и степей. Юрта
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Казачкова Татьяна Георгиевна

 Показать разнообразие нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях.

Раскрыть образ степного мира в конструкции степного жилья – юрты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Народы гор и степей. Юрта

УМК

«Школа России»

Цели деятельности педагога

 Показать разнообразие нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях.

Раскрыть образ степного мира в конструкции степного жилья – юрты.

 Тип урока

Изучение нового материала

 Планируемые

образовательные

результаты

Личностные:  позитивный опыт участия в творческой деятельности. имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Метопредметные: овладение  умениями участвовать в совместной деятельности. понимать учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение,; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Предметные: Дать представление о культуре жителей гор и степей; Раскрыть образ степного мира в конструкции степного жилья - юрты; Развивать творческие и графические навыки; Воспитывать уважение к культуре других народов.

 Методы и формы

обучения

Методы: Словесный, наглядный , практический;

Формы:  Фронтальная, индивидуальная

Основные понятия

и термины

 живопись, жанр, образ, цвет, тон, композиция

Наглядно-

демонстрационный

материал

Презентация

 Наглядные картинки сюжета урока

Оборудование

 Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка

Ход урока

1.Организационный момент 

Здравствуйте, ребята. Все сели прямо, спинки выпрямили, глазками проверили, что лежит на парте.  Я буду называть предметы, а вы будите проверять глазами: альбомный  лист, гуашевые краски, кисть, вода, карандаш, ластик, клеенка, салфетка.

2.Краткое повторение ранее изученного материала

-  Ребята, какова тема этой четверти? Каждый народ – художник.

- А с какой страны началось ваше знакомство? С Японией 

-  Как еще называют Японию? Страна восходящего солнца

-  Почему с ней связан образ восходящего солнца? Япония находится далеко на востоке. Японцы первыми встречают восход солнца, поэтому Японию называют "Страной восходящего солнца". Солнце изображено на флаге Японии. 

- Как называется традиционная одежда японок? Кимоно.

- Из каких основных деталей состоит кимоно? (Халат, пояс оби)

- С какой обувью традиционно носят кимоно? (гета, дзори)

- Какой праздник считается самым любимым в Японии? (Праздник цветение вишни сакуры.)

-Мы продолжаем наше путешествие по странам мира.

-Теперь из Японии мы перенесёмся в горную местность.

3.Постановка учебных задач.

– Знаете ли вы, как разнообразна природа нашей планеты, как непохожи условия жизни разных народов?

Люди научились жить и в горах, и в низинах, заливаемых во время разливов рек и среди снегов, и среди раскаленных песков.

-Что необходимо человеку для существования? (жилье, дом)

-Всюду, где бы не жил человек, ему необходимо жилище. Каким быть дому, зависит от жары или холода, горы вокруг или степи и от природных материалов, которыми можно воспользоваться

.-Какие природные зоны вы изучили на уроке окр. мира?

(Арктическая пустыня.

Тундра. Лесотундра. Тайга.

Широколиственные и смешанные леса.

Лесостепная зона. Степная зона.

Субтропики. Полупустыни и пустыни.)

А сейчас отгадайте загадки и скажите о какой природной зоне идет речь?

На все стороны путь;

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Неоглядный простор! Степь

Каменные великаны

Белоснежные шапки надели. Горы

-Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы с вами будем говорить? Давайте сформулируем тему нашего урока. Народы гор и степей

 Сегодня мы поговорим о разнообразии природы нашей планеты, полюбуемся красотой гор и степей, познакомимся с искусством народов этих мест.

4.Вступительная беседа

  Давайте поближе познакомимся с искусством народов гор. Как вы думаете, в каких жилищах живут люди в горах? (сакли).

Подготовленные ученики выступают.

Кирилл.      Жилища горцев – сакли ютятся одно подле другого. Они чем-то напоминают башни, а весь аул в целом крепость. Крыша сакли плоская, человек может на ней спать в жаркие ночи, сушить на солнце фрукты, а маленькие окна не случайно напоминают бойницы, ведь в прошлом на аулы часто нападали соседние племена и людям приходилось обороняться. Силуэт горного аула напоминает скалы, в которых он приютился, а издали сакли сливаются с четкими линиями горных хребтов

- Почему жилища в горах делались не из дерева, а из глины, камня?

   Пример ответа: (В этих местах недостаточно было леса для построек, а камень как строительный материал был им доступен. Места было мало, и дома располагали на разных уровнях. Дворы-площадки были крошечные и, чтобы в таких дворах удобно было держать скот, люди строили ограды из веток, кирпича, валунов).  

А сейчас мы отправимся в гости к народам степей, и познакомимся с их искусством.

 Представьте, что мы с вами путешествуем по степным просторам нашей Родины много-много лет назад. Кочевники перегоняют свои бесчисленные стада и табуны с одного места на другое, белеют среди разнотравья умело собранные юрты. Вьется сизоватый дымок. Разносится ароматный запах крепкого чая, доносятся звуки домбры. 

- Знаете что такое домбра?

Домбра́, также Домбыра́ — струнный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре казахов, ногайцев, а также калмыков.

-Как же называется дом кочевника? Юрта

Лера.       Казахская юрта- это жилище переносного типа, которое и по сей день используют на летних отгонных пастбищах. Юрта во всем ее великолепии. Ее укрывной материал не только спасает от непогоды, но и придает национальный колорит необычному жилищу. Материал для них берется подручный – войлок, кожа, и лишь каркас и дверь (богато украшенная росписью) выполнены из дерева.

Юрту можно собрать всего за один час и перевезти на одном верблюде. Снаружи юрта похожа на купол. Часто она бывает из белого войлока, скрепленного и украшенного узорными красными лентами. Юрту украшают со смыслом, орнаменты обозначают стремление оградить дом от несчастий и пожелать процветания. Внутри юрты пол и стены устилают теплые красочные ковры. У каждой части свое назначение в хозяйстве. Здесь все строго определено и не сделаешь перестановку. Зато величина юрты может быть разной.

- Сейчас пришло время узнать о народе Севера

Их жилища появились в глубокой древности, но существуют и сейчас.

Кристина.     Чум – шалаш из жердей, это переносное жилище народов  северо-восточной Европы (саами, ненцы) и Сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). Чум имеет коническую форму и в плане круглый или слегка овальный (диаметр по полу – 3–8 м). Зимой он накрывался шкурами оленя, изюбра или лося, сшитыми в полотнища, летом – вываренной берестой или корой, иногда парусиной или мешковиной.

Мунко.      Иглу – у канадских эскимосов так называлось зимнее жилище, часто в виде полусферического купола, сложенное из снежных глыб. Высота его около двух метров, диаметр – 3 или 4 метра.

Вход через отверстие в полу, к которому ведет длинный коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Если снег неглубокий, вход делают в стене, а перед ним строят коридор из снежных блоков.

Большая часть пространства внутри занята лежанкой из снега, покрытой шкурами. Иногда и стены покрывают изнутри шкурами. Свет проникает через толщу стен, иногда через окна из озерного льда или тюленьих кишок. Отапливается иглу и освещается жирниками – плошками с жиром, светильниками.

 – Как вы думаете, почему так не похожи дома народов гор и Севера?

(Ответ: В каждом из этих регионов свой климат, свои особенности природы. Конечно, из-за разных природных условий им приходится приспосабливаться к среде обитания. От того, где людям приходится жить, зависит, как выглядит их жилище.)

Чтобы приступить к практической работе, нам с вами нужно немного отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА

Юрта, юрта, круглый дом,    (Шаги на месте.)

Побывайте в доме том!        (Разводят руки в стороны.)

Гости явятся едва                 (Повороты туловища влево, вправо.)

В печку прыгают дрова.      (Прыжки на месте.)

Печка жарко топится,          (Хлопки в ладоши.)

Угостить торопится.           (Приседание.)

Ладушки, ладушки,           (Хлопки в ладоши.)

Круглые оладушки.          (Шаги на месте.)

5.Объяснение практического задания

 - Мы с вами живем в Бурятии, знаем культуру и традиции бурят.

- Как вы думаете, что мы будем рисовать?

Создание индивидуальной композиции «Юрта ».

6.Основные правила работы с кистью и гуашью:

  1. Смочить кисточку в воде
  2. Излишки влаги отжать о край стакана с водой
  3. Набираем гуашь на кисточку лёгкими мазками
  4. Легко, не нажимая, кладём гуашь на бумагу или ведём линию, держа локоть на столе и придерживая лист бумаги другой рукой.

Нельзя:

● долго держать кисточку в воде, т.к. она станет кривой;

● пачкать гуашь грязной кисточкой;

● смешивая гуашь для получения другого оттенка, для этого используй палитру.

- Давайте посмотрим с вами видеоролик на  котором вы увидите последовательность рисования юрты.

-  Повторим все этапы работы.

- Можем приступать к работе. Нарисуем юрту . А вы сами придумайте свои узоры и украсьте Юрту.

Последовательно вывешиваю рисунки с этапами работы.

Самостоятельная практическая  работа

Учитель проводит индивидуальную работу, ходит по классу и помогает детям с выполнением практической работы.

7.Итог урока 

-Давайте продемонстрируем результаты работ. Пожалуйста, выйдите ребята, первого ряда. Второго и третьего. Подходите и на магнит прикрепляйте свои работы.

Оцените работу своих одноклассников.

Учитель анализирует работы вместе с детьми

8.Рефлексия 

-Встаньте со своих мест те, кто доволен своей работой на уроке.

-Похлопайте в ладоши те, кто доволен своей работой.

Потопайте те ,  кто не доволен своей работой.

https://www.youtube.com/watch?v=qwqZOrm6bSo 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗО. 4 класс. Народы гор и степей.

Презентация к уроку ИЗО  в 4 классе по программе Неменского....

Работы учашихся 4-ого класса на уроках изобразительного искусства по теме: "Искусство народов гор и степей"

В пезентации обозначены цели и задачи урока, вступительное слово учителя. В качестве иллюстрации представленны работы учащихся по теме урока. Использование в работах характерных элементов орнамента ко...

Внеурочная деятельность «Традиции народа Бурятии +Технология».Тема: «Юрта – традиционное жилище бурят» 

Внеурочная деятельность «Традиции народа Бурятии +Технология». Учитель: Тимофеева О.В. Тема: «Юрта – традиционное жилище бурят» ...

Конспект по ИЗО, для 4 класса. Тема "Народы гор и степей"

Конспект по ИЗО, для 4 класса. Тема "Народы гор и степей"...

Презентация к уроку ИЗО "Народы гор и степей"

Презентация к уроку ИЗО в четвертом классе. Обучение поэтапному изображению жилищ народов гор и степей....