Методическая разработка "Красоту надо уметь замечать"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Методическая разработка урока изобразительного искусства в первом классе с мультимедийным приложением «Красоту надо уметь замечать» будет полезна учителям изобразительного искусства, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования в подготовке уроков и занятий изобразительным искусством и художественным творчеством
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка урока | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Галановская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока
изобразительного искусства в первом классе
«Красоту надо уметь замечать»
Составила: Лазукова Елена Леонидовна,
учитель начальных классов,
1 кв. категории
Аннотация
Методическая разработка урока изобразительного искусства в первом классе с мультимедийным приложением «Красоту надо уметь замечать» будет полезна учителям изобразительного искусства, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования в подготовке уроков и занятий изобразительным искусством и художественным творчеством.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Место урока в содержании образования по курсу ИЗО: 13 урок раздела «Знакомство с Мастером Украшения»». На изучение темы отводится 1 час.
Приобщаясь на уроках к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества, ученик осознает принадлежность к культурной идентичности на основе признания своего «Я» как гражданина России, обогащает свой эмоционально-нравственный потенциал. Это сейчас актуально. Методическая разработка приурочена к 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского. В ней прослеживаются межпредметные связи с литературным чтением, музыкой и жизненным опытом самих учащихся.
Методическая разработка составлена с учетом требований ФГОС начального образования, в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся на основе авторской технологии учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика Н.Л. Галеевой, а также элементов критического мышления. В разработке представлены средства и приемы, на каком этапе будет осуществляться формирование у учащихся универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. С целью накопления творческого общения в разработку введено коллективное творческое задание. Введение в новую тему начинается с эвристической беседы и погружения в стихотворения, загадки – с использованием мультимедийной презентации и музыкального сопровождения, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует познавательные и социальные учебные мотивы, устремляет ученика к приобретению новых знаний и умений. На этапе работы с учебником учащиеся овладевают умениями рассматривать иллюстрации к книге, репродукции картин известных художников, что ведет к развитию наблюдательности, творческих способностей, самостоятельности; школьники учатся видеть в объекте искусства что-то особенное, анализировать, сравнивать. После выполнения коллективно-творческой деятельности проходит обсуждение объемных панно, в ходе которого ученики учатся высказывать свои мнения, делятся впечатлениями, учатся давать оценку работ с позиции их художественно-эстетической ценности, что способствует формированию коммуникативных учебных действий.
Цель методической разработки:
учить наблюдать, изображать живую природу с точки зрения Мастера Изображения через восприятие музыкального творчества великого русского композитора П.И. Чайковского
Задачи: расширить знания, учащихся о музыкальном творчестве П. И. Чайковского на примере цикла пьес «Времена года»;
развивать способность к творческому самовыражению, эстетические чувства;
воспитывать у учащихся любовь к музыкальной и живописной прелести русской природы.
Формы и методы обучения: беседа, ИКТ, прием критического мышления «Вопросительные предложения», приемы «ИСУД» проблемно-поисковый метод, активное слушание, активный диалог.
В основу методической разработки положено следующее информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:
-Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011;
-Неменский, Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева. – М.: Просвещение, 2010;
-Интернет-ресурсы: Яндекс «Картинки»
* художественные материалы: гуашь, кисти, листы А-3, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага;
*литературный ряд: стихи о природе, известных русских писателей, загадки;
*музыкальный ряд: цикл пьес П. И. Чайковского «Времена года»;
*зрительный ряд: мультимедийная презентация, репродукции картин о природе.
УУД
Регулятивные: создает композицию, продумывает замысел и использует выразительные средства акварели; оценивает результат своего труда.
Познавательные: понимает значение Братьев Мастеров в изобразительном искусстве; умеет анализировать и сравнивать музыкальные и художественные произведения искусства.
Личностные: формирует навыки работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышает культуру речевого общения; развивает способности к творческому самовыражению; способствует к воспитанию эстетических чувств.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, работать в коллективе; обсуждает индивидуальные и коллективные результаты художественно-творческой деятельности.
Конспект урока
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемый результат | Методы и приемы |
1.Организа ционный этап (1 мин.) | Есть волшебные слова, Скажешь – сразу тишина. Будь внимательней, дружок, начинается урок! (Слайд №2) (Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности) | Проговаривают стихотворение, выполняют правила поведения на уроке | Личностные УУД: Повышать культуру речевого общения. Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД). | Активное слушание |
2.Актуализация знаний (2мин) | Послушайте стихотворение и скажите, о чем пойдет речь? (Слайд №3) Мы рисуем, украшаем, строим. Нам ничего этого не стоит: Взмахнуть волшебной кистью, Украсить ткань, игрушку, мебель. Построить уникальные дома, И радовать людей Своим присутствием всегда. Живем мы вместе, дружно. Волшебниками все считают нас. И мы придем, когда кому-то нужно, И сделаем прекрасным мир наш в тот же час! Догадались, о каких волшебниках идет речь в стихотворении? Откройте учебник с.92. Можно ли разглядеть работу каждого Мастера в детских рисунках учебника? Как вы думаете, что главное в работе каждого Мастера? Какую работу каждого из Мастеров вам приходилось видеть у себя дома? А в школе? А на улицах нашего села? (Показывает слайды с репродукциями картин всех трех Мастеров - Слайд №4-5 Сегодня вы тоже побываете в роли художников – волшебников и нарисуете свои рисунки. | Активно слушают учителя Отвечают на поставленные вопросы учителя Работают с учебником | Уметь оформлять мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). | Активное слушание и активный диалог КП Работа с учебником |
3.Постанов-ка цели и задач урока (2 мин) | Послушайте еще одно стихотворение - загадку и подумайте, о каких художниках идет речь? (Слайд №6-9) Четверо художников, Столько же картин. Белой краской выкрасил Все подряд один. Лес и поле белые, Белые луга. У осин, заснеженных Ветки, как рога. У второго – синие Небо и ручьи. В синих лужах плещутся Стайкой воробьи. На снегу прозрачные Льдинки – кружева. Первые проталинки, Первая трава. На картинке третьего Красок и не счесть: Желтая, зеленая, Голубая есть… Лес и поле в зелени, Синяя река. Белые, пушистые В небе облака. А четвертый золотом Расписал сады, Нивы урожайные, Спелые плоды… Всюду бусы-ягоды Зреют по лесам. Кто же те художники? Догадайся сам! -Догадались, что это за художники? О чем сегодня будем говорить на уроке? Кто назовет тему нашего урока? Да, будем говорить о временах года, и будем учиться наблюдать красоту природы каждого времени года. Тема нашего урока «Красоту надо уметь замечать» (Слайд №10) Составьте вопросительные предложения с вопросами по теме урока, на которые нам предстоит ответить или составьте свои (Слайд №10) А какое, ребята, у вас любимое время года? (Организует постановку цели урока. Организует уточнение темы урока.) | С помощью учителя проговаривают и ставят цель урока. Под руководством учителя формулируют тему урока. Высказывают свое мнение. | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). | Активное слушание, диалог Проблемно-поиско-вый метод Компью-терная презента-ция (КП) |
4. Первичное закрепление (20 мин) | Красота природы любима всем: и художникам, поэтам и композиторам! Вспомните, пожалуйста, художников и их картины, на которых изображена природа времен года? Какие краски использовали художники, чтобы передать красоту природы времен года? Какие краски преобладают в зимнее время года? Весной? Летом? А осенью? (Слайды №11) А теперь вспомните, пожалуйста, строчки стихотворений о временах года. Кто их автор? Прочитайте их. (Слайд №12) Раньше говорили, что смена времен года рассказывала о человеческой жизни. Например, весна говорила о пробуждении новых сил, а зима – конец пути – старость. Мы рассмотрели репродукции картин известных художников о красоте природы времен года, прочитали отрывки из стихотворений. А приходилось ли вам слышать музыкальные произведения о временах года? Сегодня мы возвратимся к творчеству уже известного вам великого русского композитора П.И. Чайковского. (Слайд №13) В этом году ему исполняется 175 лет со дня его рождения. Вспомните его произведения, которые мы слушали на уроках музыки. (Слайд №14) А что вы знаете о его творчестве? Давайте глубже коснемся его творчества. П. И. Чайковский – великий русский композитор-классик. Свое творчество он посвятил своей Родине и русской природе. Родился П.И. Чайковский в г. Воткинске. Это наш земляк. Сейчас в городе, где он жил находится дом-музей П.И. Чайковского (Слайд №15-16) Музыкой П.И. Чайковский увлекся еще мальчиком в 4 года. Первые азы музыки он узнал от своей мамы. Очень рано начал играть на фортепиано и когда ему запрещали играть на музыкальном инструменте, он бренчал пальцами на стекле оконной рамы. Однажды он так увлекся, что разбил окно и сильно ранил руку. С тех пор, родители серьезно отнеслись к его увлеченности к музыке и пригласили для его обучения учителя музыки. Со своей сестрой Сашей он сочинил первую свою пьеску «Наша мама в Петербурге». Закончил Петербургскую консерваторию с серебряной медалью и стал преподавать в Москве музыку. Сам он очень любил театр, оперу. Многие произведения П.И. Чайковского написаны в разных жанрах музыки. И мы сегодня познакомимся еще с одним произведением Чайковского – цикл пьес «Времена года» Цикл – это несколько музыкальных произведений, связанных между собой по смыслу (Слайд №17) В этом цикле у Чайковского 12 пьес. Каждая пьеса соответствует названию месяца. -Назовите месяцы по временам года. Назовите зимние месяцы. -Назовите весенние месяцы. -Назовите летние месяцы. -Назовем осенние месяцы. Композитор выразил свою любовь к русской природе, к русским людям, их быту с праздниками и буднями. Посмотрите, как называется каждая пьеса месяца. (Слайд№17) Как вы думаете, почему композитор так назвал их? По какому принципу? Сейчас мы прослушаем 4 музыкальных произведения из цикла «Времена года» (4 времени года), а вы подумайте над моим вопросом. Постарайтесь вслушаться в настроение, чувства, которые выражает музыка. *Звучит «Осенняя песня» П.И. Чайковского -Какое настроение вызывает у вас музыка? -Какое время года «рисует» в этой музыке Чайковский? -А какие картины вы представляли, слушая муз. произведение? -Какие чувства вызывает у вас время года - осень? Кто из русских писателей любил это время года? Вспомните строчки стихов об осени русских писателей. А как вы считаете, зима - красивое время года? Докажите. Нравится ли вам зима? А какие праздники зимой самые яркие мы отмечаем? Музыка Чайковского переносит нас в декабрь . Мы слушаем с вами пьесу «Декабрь». -Какими чувствами наполнена музыка? -Какое настроение вызывает музыка? -А какие картины зимы можно нарисовать к этой музыке? Какие краски бы вы использовали? Еще одна вам загадка. Послушайте еще одно музыкальное произведение П. И. Чайковского: о чем эта музыка? (Звучит «Подснежник» - Какое время года «рисует» нам композитор? -Какие картины вы представляли, слушая музыку? Что вам подсказало? -Какое настроение передает музыка? Ну, и самое любимое время года у детворы? … конечно, лето! Мы слушаем с вами произведение П.И. Чайковского «Жатва» -Какие картины можно представить, слушая эту музыку? Какие краски нам понадобятся, чтобы нарисовать картину лета? -Какое настроение у музыкального произведения? (Организует прослушивание музыкальных произведений, задает вопросы для анализа муз. произведения. Создает ситуацию успеха) | Называют краски природы времен года, читают отрывки стихотворений о красоте природы времен года Слушают музыку, анализируют произведение | Уметь оформлять мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Понимает значение Братьев Мастеров в изобразительном искусстве; умеет анализировать и сравнивать музыкальные и художественные произведения искусства (Познавательные УУД) | Активное слушание и активный диалог КП Проблем-но-поисковый метод Анализ и синтез Рассказ Межпред-метная связь |
5. Творческая работа (10 мин) | Итак, мы прослушали 4 пьесы П.И. Чайковского из цикла «Времена года». Я предлагаю вам разделиться на 4 группы по временам года. Вы побываете в роли художников –волшебников и каждая группа нарисует картины природы своего времени года. Учитесь замечать красоту природы каждого времени года. 1 группа рисует время года – зима 2 группа – весна 3 группа – лето 4 группа – осень -Кого из Мастеров вы возьмете в помощники? Почему? Вам предстоит подумать в группах, какую композицию вы будете создавать. Выберите материалы для работы. | Работают в группах, создают коллективную композицию, выбирают материалы для работы | Создает композицию, продумывает замысел и использует выразительные средства акварели, оценивает результат своего труда (Регулятивные УУД) Формирует навыки работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышает культуру речевого общения; развивает способности к творческому самовыражению; способствует к воспитанию эстетических чувств (Личностные УУД) Умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, работать в коллективе (Коммуникативные УУД) | Работа в группах |
6. Представле-ние творческих работ (Ситуация успеха) (5 мин) | Представьте, пожалуйста, ваши творческие работы. - Какие краски использовали для композиции «Зима»? - Какое настроение у вашей картины? -Какая из картин вам больше понравилась и почему? Представьте, пожалуйста, следующую картину – «Весна», следующая группа «Лето» и 4 группа – «Осень». Оцените свою картину и других групп: красный кружок – понравилась. Зеленый – не очень понравилась. Желтый – не понравилась. | Представляют творческие работы. Дают оценку работы каждой группы | Обсуждает индивидуальные и коллективные результаты художественно-творческой деятельности (Коммуникативные УУД) Повышает культуру речевого общения; развивает способности к творческому самовыражению; способствует к воспитанию эстетических чувств (Личностные УУД) Оценивает результат своего труда (Регулятивные УУД)) | Экспресс-выставка с защитой творческих работ Обратная связь |
7.Итог урока (3 мин) | Чему вы научились сегодня на уроке? Что нового узнали о творчестве композитора П.И. Чайковского? С какими музыкальными произведениями П.И. Чайковского познакомились? Как надо замечать красоту? Какой Мастер учит нас этому? | Активно включаются в диалог, отвечают на вопросы учителя | Повышает культуру речевого общения; развивает способности к творческому самовыражению; (Личностные УУД) Умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя (Коммуникативные УУД) | Активный диалог |
8.Рефлексия (2 мин) | Послушайте стихотворение: Как жаль, что урок наш подошел к концу, Но музыка, искусство в душе остались. Чайковский так о многом нам сказал, И радовались, слушали, изображали. Пленительные звуки и картины влекли нас за собой В душе мы навсегда оставим эти чувства. И никогда нам не забыть, друг, мой, Чудесный мир волшебного искусства! -Как бы вы оценили свою работу в группе и работу своих одноклассников? -За что похвалили бы себя и своих одноклассников? Понравилось ли тебе работать в группе? Понравился ли тебе урок? (Слайд №18) До свидания! Спасибо за работу! Молодцы! (Слайд №19) | Выражают свое отношение к уроку, к работе на уроке себя и своих одноклассников | Оценивает результат своего труда и результат одноклассников (Регулятивные УУД)) Повышает культуру речевого общения; развивает способности к творческому самовыражению; (Личностные УУД) | Ситуация успеха КП |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства в 1 классе по теме: "Красоту надо уметь замечать. Золотая осень"
Урок предназначен для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):наблюдательность, приобретение опыта эстетических впечатлений,умение сравнивать, определять настроение картины,...
Конспект урока по ИЗО для 1 класса по программе Школа России по теме "Красоту надо уметь замечать"
Данный урок проводится во второй четверти. Дети на этом уроке учатся замечать красоту природы, а в этом им помогает Мастер Украшения....
Урок изобразительного искусства "Красоту надо уметь замечать"
Данный урок построен в рамках ФГОС, учит видеть красоту родной природы....
Урок изобразительного искусства в 1 классе "Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях"
В данном материале представлен урок изобразительного искусства по теме «Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях», целью которого является приобщение детей к миру искусства через познание ок...
Красоту надо уметь замечать. ИЗО
Конспект урока по изобразительному искусству 1 класс. "Красоту надо уметь замечать"...
КРАСОТУ НАДО УМЕТЬ ЗАМЕЧАТЬ.
развивать наблюдательность, творческое воображение; способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений; учить видеть красоту родной природы....
Красоту надо уметь замечать. Тайны подводного царства
Технологическая карта - Тайны подводного царства - Красивые рыбки...