Методическая разработка "Красоту надо уметь замечать"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Методическая разработка урока изобразительного искусства в первом классе с мультимедийным приложением «Красоту надо уметь замечать» будет полезна учителям изобразительного искусства, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования в подготовке уроков и занятий изобразительным искусством и художественным творчеством

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка урока74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Галановская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока

 изобразительного искусства в первом классе

«Красоту надо уметь замечать»

Составила: Лазукова Елена Леонидовна,

                                                            учитель начальных классов,                                                                                    

                                     1 кв. категории

Аннотация

Методическая разработка урока изобразительного искусства в первом классе с мультимедийным приложением «Красоту надо уметь замечать» будет полезна учителям изобразительного искусства, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования в подготовке уроков и занятий изобразительным искусством и художественным творчеством.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Место урока в содержании образования по курсу ИЗО: 13 урок раздела «Знакомство с Мастером Украшения»». На изучение темы отводится 1 час.

Приобщаясь на уроках к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества, ученик осознает принадлежность к культурной идентичности на основе признания своего «Я» как гражданина России, обогащает свой эмоционально-нравственный потенциал. Это сейчас актуально. Методическая разработка приурочена к 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского. В ней прослеживаются межпредметные связи с литературным чтением, музыкой и жизненным опытом самих учащихся.

Методическая разработка составлена с учетом требований ФГОС начального образования, в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся на основе авторской технологии учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика Н.Л. Галеевой, а также элементов критического мышления.  В разработке представлены средства и приемы, на каком этапе будет осуществляться формирование у учащихся универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. С целью накопления творческого общения в разработку введено коллективное творческое задание. Введение в новую тему начинается с эвристической беседы и погружения в стихотворения, загадки – с использованием мультимедийной презентации и музыкального сопровождения, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует познавательные и социальные учебные мотивы, устремляет ученика к приобретению новых знаний и умений. На этапе работы с учебником учащиеся овладевают умениями рассматривать иллюстрации к книге, репродукции картин известных художников, что ведет к развитию наблюдательности, творческих способностей, самостоятельности; школьники учатся видеть в объекте искусства что-то особенное, анализировать, сравнивать. После выполнения коллективно-творческой деятельности проходит обсуждение объемных панно, в ходе которого ученики учатся высказывать свои мнения, делятся впечатлениями, учатся давать оценку работ с позиции их художественно-эстетической ценности, что способствует формированию коммуникативных учебных действий.

Цель методической разработки:

учить наблюдать, изображать живую природу с точки зрения Мастера Изображения через восприятие музыкального творчества великого русского композитора П.И. Чайковского

Задачи: расширить знания, учащихся о   музыкальном творчестве П. И. Чайковского на примере цикла пьес «Времена года»;

 развивать способность к творческому самовыражению, эстетические чувства;

воспитывать у учащихся любовь к музыкальной и живописной прелести русской природы.

Формы и методы обучения: беседа, ИКТ, прием критического мышления «Вопросительные предложения», приемы «ИСУД» проблемно-поисковый метод, активное слушание, активный диалог.

В основу методической разработки положено следующее                     информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:

-Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011;

-Неменский, Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева. – М.: Просвещение, 2010;

-Интернет-ресурсы: Яндекс «Картинки»

* художественные материалы: гуашь, кисти, листы А-3, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага;

*литературный ряд: стихи о природе, известных русских писателей, загадки;

*музыкальный ряд: цикл пьес П. И. Чайковского «Времена года»;

*зрительный ряд: мультимедийная презентация, репродукции картин о природе.

УУД

Регулятивные: создает композицию, продумывает замысел и использует выразительные средства акварели; оценивает результат своего труда.

Познавательные: понимает значение Братьев Мастеров в изобразительном искусстве; умеет анализировать и сравнивать музыкальные и художественные произведения искусства.

Личностные: формирует навыки работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышает культуру речевого общения; развивает способности к творческому самовыражению; способствует к воспитанию эстетических чувств.

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, работать в коллективе; обсуждает индивидуальные и коллективные результаты художественно-творческой деятельности.

Конспект урока

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

Методы и приемы

1.Организа

ционный этап (1 мин.)

Есть волшебные слова,

Скажешь – сразу тишина.

Будь внимательней, дружок,

начинается урок! (Слайд №2)

(Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности)

Проговаривают стихотворение, выполняют правила поведения на уроке

Личностные УУД: Повышать культуру речевого общения.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД).

Активное слушание

2.Актуализация знаний

(2мин)

Послушайте стихотворение и скажите, о чем пойдет речь? (Слайд №3)

Мы рисуем, украшаем, строим.

Нам ничего этого не стоит:

Взмахнуть волшебной кистью,

Украсить ткань, игрушку, мебель.

Построить уникальные дома,

И радовать людей

Своим присутствием всегда.

Живем мы вместе, дружно.

Волшебниками все считают нас.

И мы придем, когда кому-то нужно,

И сделаем прекрасным мир наш в тот же час!

Догадались, о каких волшебниках идет речь в стихотворении?

Откройте учебник с.92.

Можно ли разглядеть работу каждого Мастера в детских рисунках учебника?

Как вы думаете, что главное в работе каждого Мастера? Какую работу каждого из Мастеров вам приходилось видеть у себя дома? А в школе? А на улицах нашего села?  (Показывает слайды с репродукциями картин всех трех Мастеров - Слайд №4-5

Сегодня вы тоже побываете в роли художников – волшебников и нарисуете свои рисунки.

Активно слушают учителя

Отвечают на поставленные вопросы учителя

Работают с учебником

Уметь оформлять мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Активное слушание и активный диалог

КП

Работа с учебником

3.Постанов-ка цели и задач урока (2 мин)

Послушайте еще одно стихотворение - загадку и подумайте, о каких художниках идет речь? (Слайд №6-9)

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин, заснеженных

Ветки, как рога.

У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава.

На картинке третьего

Красок и не счесть:

Желтая, зеленая,

Голубая есть…

Лес и поле в зелени,

Синяя река.

Белые, пушистые

В небе облака.

А четвертый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы-ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники?

Догадайся сам!

-Догадались, что это за художники? О чем сегодня будем говорить на уроке? Кто назовет тему нашего урока?

Да, будем говорить о временах года, и будем учиться наблюдать красоту природы каждого времени года.

Тема нашего урока «Красоту надо уметь замечать»

(Слайд №10)

Составьте вопросительные предложения с вопросами по теме урока, на которые нам предстоит ответить или составьте свои

 (Слайд №10)

А какое, ребята, у вас любимое время года?

(Организует постановку цели урока.

Организует уточнение темы урока.)

С помощью учителя проговаривают и ставят цель урока.

Под руководством учителя формулируют тему урока.

Высказывают свое мнение.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Активное слушание, диалог

Проблемно-поиско-вый метод

Компью-терная презента-ция (КП)

4. Первичное закрепление

(20 мин)

Красота природы любима всем: и художникам, поэтам и композиторам! Вспомните, пожалуйста, художников и их картины, на которых изображена природа времен года?

Какие краски использовали художники, чтобы передать красоту природы времен года?

Какие краски преобладают в зимнее время года? Весной? Летом? А осенью? (Слайды №11)

А теперь вспомните, пожалуйста, строчки стихотворений о временах года.

Кто их автор? Прочитайте их.

(Слайд №12)

Раньше говорили, что смена времен года рассказывала о человеческой жизни.

Например, весна говорила о пробуждении новых сил, а зима – конец пути – старость.

Мы рассмотрели репродукции картин известных художников о красоте природы времен года, прочитали отрывки из стихотворений. А приходилось ли вам слышать музыкальные произведения о временах года?

Сегодня мы возвратимся к творчеству уже известного вам великого русского композитора П.И. Чайковского.

 (Слайд №13) В этом году ему исполняется 175 лет со дня его рождения.

Вспомните его произведения, которые мы слушали на уроках музыки.

(Слайд №14)

А что вы знаете о его творчестве?

 Давайте глубже коснемся его творчества.

П. И. Чайковский – великий русский композитор-классик. Свое творчество он посвятил своей Родине и русской природе.

Родился П.И. Чайковский в г. Воткинске. Это наш земляк. Сейчас в городе, где он жил находится дом-музей П.И. Чайковского

(Слайд №15-16)

Музыкой П.И. Чайковский увлекся еще мальчиком в 4 года. Первые азы музыки он узнал от своей мамы. Очень рано начал играть на фортепиано и когда ему запрещали играть на музыкальном инструменте, он бренчал пальцами на стекле оконной рамы.

Однажды он так увлекся, что разбил окно и сильно ранил руку. С тех пор, родители серьезно отнеслись к его увлеченности к музыке и пригласили для его обучения учителя музыки. Со своей сестрой Сашей он сочинил первую свою пьеску «Наша мама в Петербурге».

Закончил Петербургскую консерваторию с серебряной медалью и стал преподавать в Москве музыку. Сам он очень любил театр, оперу.

Многие произведения П.И. Чайковского написаны в разных жанрах музыки. И мы сегодня познакомимся еще с одним произведением Чайковского – цикл пьес «Времена года»

Цикл – это несколько музыкальных произведений, связанных между собой по смыслу (Слайд №17)

В этом цикле у Чайковского 12 пьес. Каждая пьеса соответствует названию месяца.

-Назовите месяцы по временам года. Назовите зимние месяцы.

-Назовите весенние месяцы.

-Назовите летние месяцы.

-Назовем осенние месяцы.

Композитор выразил свою любовь к русской природе, к русским людям, их быту с праздниками и буднями.

Посмотрите, как называется каждая пьеса месяца. (Слайд№17)

Как вы думаете, почему композитор так назвал их? По какому принципу?

Сейчас мы прослушаем 4 музыкальных произведения из цикла «Времена года» (4 времени года), а вы подумайте над моим вопросом.

Постарайтесь вслушаться в настроение, чувства, которые выражает музыка.

*Звучит «Осенняя песня» П.И. Чайковского

-Какое настроение вызывает у вас музыка?

-Какое время года «рисует» в этой музыке Чайковский?

-А какие картины вы представляли, слушая муз. произведение?

-Какие чувства вызывает у вас время года - осень?

Кто из русских писателей любил это время года? Вспомните строчки стихов об осени русских писателей.

А как вы считаете, зима - красивое время года? Докажите.

Нравится ли вам зима?

А какие праздники зимой самые яркие мы отмечаем?

Музыка Чайковского переносит нас в декабрь

. Мы слушаем с вами пьесу «Декабрь».

-Какими чувствами наполнена музыка?

-Какое настроение вызывает музыка?

-А какие картины зимы можно нарисовать к этой музыке?

Какие краски бы вы использовали?

Еще одна вам загадка. Послушайте еще одно музыкальное произведение П. И. Чайковского: о чем эта музыка?

(Звучит «Подснежник»

- Какое время года «рисует» нам композитор?

-Какие картины вы представляли, слушая музыку? Что вам подсказало?

-Какое настроение передает музыка?

Ну, и самое любимое время года у детворы? … конечно, лето!

Мы слушаем с вами произведение П.И. Чайковского «Жатва»

-Какие картины можно представить, слушая эту музыку?

Какие краски нам понадобятся, чтобы нарисовать картину лета?

-Какое настроение у музыкального произведения?

(Организует прослушивание музыкальных произведений, задает вопросы для анализа муз. произведения. Создает ситуацию успеха)

Называют краски природы времен года, читают отрывки стихотворений о красоте природы времен года

Слушают музыку, анализируют произведение

Уметь оформлять мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Понимает значение Братьев Мастеров в изобразительном искусстве; умеет анализировать и сравнивать музыкальные и художественные произведения искусства

 (Познавательные УУД)

Активное слушание и активный диалог

КП

Проблем-но-поисковый метод

Анализ и синтез

Рассказ

Межпред-метная связь

5. Творческая работа

 (10 мин)

Итак, мы прослушали 4 пьесы П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Я предлагаю вам разделиться на 4 группы по временам года.

Вы побываете в роли художников –волшебников и каждая группа нарисует картины природы своего времени года. Учитесь замечать красоту природы каждого времени года.

1 группа рисует время года – зима

2 группа – весна

3 группа – лето

4 группа – осень

-Кого из Мастеров вы возьмете в помощники? Почему?

Вам предстоит подумать в группах, какую композицию вы будете создавать. Выберите материалы для работы.

Работают в группах, создают коллективную композицию, выбирают материалы для работы

Создает композицию, продумывает замысел и использует выразительные средства акварели, оценивает результат своего труда (Регулятивные УУД)

Формирует навыки работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышает культуру речевого общения; развивает способности к творческому самовыражению; способствует к воспитанию эстетических чувств (Личностные УУД)

Умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, работать в коллективе (Коммуникативные УУД)

Работа в группах

6. Представле-ние творческих работ (Ситуация успеха)

(5 мин)

Представьте, пожалуйста, ваши творческие работы.

- Какие краски использовали для композиции «Зима»?

- Какое настроение у вашей картины?

-Какая из картин вам больше понравилась и почему?

Представьте, пожалуйста, следующую картину – «Весна», следующая группа «Лето» и 4 группа – «Осень».

Оцените свою картину и других групп: красный кружок – понравилась.

Зеленый – не очень понравилась.

Желтый – не понравилась.

Представляют творческие работы.

Дают оценку работы каждой группы

Обсуждает индивидуальные и коллективные результаты художественно-творческой деятельности (Коммуникативные УУД)

Повышает культуру речевого общения; развивает способности к творческому самовыражению; способствует к воспитанию эстетических чувств (Личностные УУД)

Оценивает результат своего труда (Регулятивные УУД))

Экспресс-выставка с защитой творческих работ

Обратная связь

7.Итог урока

(3 мин)

Чему вы научились сегодня на уроке?

Что нового узнали о творчестве композитора П.И. Чайковского? С какими музыкальными произведениями П.И. Чайковского познакомились? Как надо замечать красоту? Какой Мастер учит нас этому?

Активно включаются в диалог, отвечают на вопросы учителя

Повышает культуру речевого общения; развивает способности к творческому самовыражению; (Личностные УУД)

Умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя (Коммуникативные УУД)

Активный диалог

8.Рефлексия

(2 мин)

Послушайте стихотворение:

Как жаль, что урок наш подошел к концу,

Но музыка, искусство в душе остались.

Чайковский так о многом нам сказал,

И радовались, слушали, изображали.

Пленительные звуки и картины влекли нас за собой

В душе мы навсегда оставим эти чувства.

И никогда нам не забыть, друг, мой,

Чудесный мир волшебного искусства!

-Как бы вы оценили свою работу в группе и работу своих одноклассников?

-За что похвалили бы себя и своих одноклассников? Понравилось ли тебе работать в группе? Понравился ли тебе урок? (Слайд №18)

До свидания! Спасибо за работу! Молодцы! (Слайд №19)

Выражают свое отношение к уроку, к работе на уроке себя и своих одноклассников

Оценивает результат своего труда и результат одноклассников

(Регулятивные УУД))

Повышает культуру речевого общения; развивает способности к творческому самовыражению; (Личностные УУД)

Ситуация успеха

КП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 1 классе по теме: "Красоту надо уметь замечать. Золотая осень"

Урок предназначен для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):наблюдательность, приобретение опыта эстетических впечатлений,умение сравнивать, определять настроение картины,...

Конспект урока по ИЗО для 1 класса по программе Школа России по теме "Красоту надо уметь замечать"

Данный урок проводится во второй четверти. Дети на этом уроке учатся замечать красоту природы, а в этом им помогает Мастер Украшения....

Урок изобразительного искусства "Красоту надо уметь замечать"

Данный урок построен в рамках ФГОС, учит видеть красоту родной природы....

Урок изобразительного искусства в 1 классе "Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях"

В данном материале представлен урок изобразительного искусства по теме «Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях», целью которого является приобщение детей к миру искусства через познание ок...

Красоту надо уметь замечать. ИЗО

Конспект урока по изобразительному искусству 1 класс. "Красоту надо уметь замечать"...

КРАСОТУ НАДО УМЕТЬ ЗАМЕЧАТЬ.

развивать наблюдательность, творческое воображение; способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений; учить видеть красоту родной природы....

Красоту надо уметь замечать. Тайны подводного царства

Технологическая карта - Тайны подводного царства - Красивые рыбки...