Красоту надо уметь замечать. Тайны подводного царства
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Технологическая карта - Тайны подводного царства - Красивые рыбки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_-krasivye_rybki.doc | 483.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Учитель | Киреева Татьяна Ивановна, учитель изобразительного искусства МБОУ Дорогобужская СОШ № 2, г. Дорогобуж Смоленской обл. |
Предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 1 |
Автор УМК (Программы учебного курса) | Б.М. Неменский «Изобразительное искусство» |
Учебник | Л.А.Неменская Изобразительное искусство «Ты изображаешь, украшаешь, строишь» Москва «Просвещение» 2016 год стр. 54-55 |
Тема урока | Тайны подводного царства. Красивые рыбки |
Система уроков | Красоту надо уметь замечать II четверть 3 урок |
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Методы и формы обучения | Беседа-путешествие, рассказ, объяснение, практическая работа |
Цель урока | Знакомство с разнообразием рыб, их средой обитания, окраской и формой; расширение кругозора, экологизация и гуманизация учебного процесса, воспитание любви к родному краю; Дать начальное представление о художественном образе - «рыбка». Ознакомить со способом последовательного изображения рыбы. Развивать творческую и познавательную активность при помощи самостоятельно проведённого исследования, пробовать создавать узоры, исходя из собственного замысла. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретных материалах, моторных способностей. |
Планируемые результаты (предметные ПР) | Понимать специфику образного языка ДПИ. Научить рисовать рыбок в смешанной технике (акварель, восковые мелки). Уметь применять различные материалы и выразительные средства орнаментальных композиций в творческой работе |
УУД Личностные (ЛР) | - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - развитие эстетических чувств; - духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе - источнику красоты и вдохновения; - ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - развитие самостоятельности в решении различных изобразительных задач; - развитие индивидуальных творческих способностей, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности |
УУД Метапредметные (МПР) | Познавательные УУД: - развивать способность смыслового восприятия художественного текста; - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; - задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; - адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности Регулятивные УУД: - в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи; - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность; - уметь организовать место занятий. |
Основное содержание темы, понятия, термины. | Кораллы, рифы, рыбка, заливка |
Вид занятия | Декоративное рисование |
Наглядно-демонстрацион-ный материал | Мультимедийная презентация «Тайны подводного царства. Красивые рыбки», аудиозаписи «Шум прибоя», «Одинокое море», литературный ряд: Г.Х.Андерсен «Русалочка», И.Токмакова «Где спит рыбка» - стих , этапы построения рыбки |
Оборудование (для учащихся) | Альбом, карандаш, восковые мелки, акварель, кисть, баночка, шаблон рыбки (для слабых учащихся) |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучаю-щие и развиваю-щие компо-ненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | слайд | Деятель-ность учащихся | Формы организации взаимо-действия | Универсальные учебные действия | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Моти-вация учебной деятель-ности 2 мин | Эмоциональная, психологическая и мотивацион-ная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверка отсутствующих и готовности к уроку. - Рыбки весело резвятся В чистой тёпленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. А у нас звенит звонок – Начинается урок! Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. - Ребята, сегодня на уроке мы отправимся с вами в небольшое путешествие, в котором мы будем наблюдать за необычной красотой. Прежде чем отправиться в наше путешествие, давайте отгадаем загадку: Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. (рыбка) | Эмоцио-нально настраиваются на урок. Слушают учителя. | Фронтальная | Познавательные - -- Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | Устные ответы | |
- Сегодня мы совершим необыкновенное путешествие - путешествие в подводный мир. Мастер Украшения познакомит нас с удивительным миром морей и океанов. В этом мире живут маленькие и большие, разноцветные, необыкновенной красоты рыбки. И сегодня тема урока: «Тайны подводного царства» | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
II. Актуа-лизация знаний 2 мин. | Беседа с организа-цией повторения | Проводит параллель с ранее изученным материалом: Чтение учителем стихотворения И.Токмаковой «Где спит рыбка». (Приложение 1) - Где же может спать и прятаться наша рыбка? (В подводных растениях, кораллах, ракушках ) | Слушают учителя, отвечают на вопрос | Фронтальная | Личностные: проявляют интерес к литературно-художественной деятельности. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения Коммуникативные: высказывают собственное мнение, строят понятные речевые высказывания умеют слушать друг друга, делают выводы Регулятивные- волевая саморегуляция Личностные: проявляют интерес, действие смыслообразования Познавательные: извле-кают необходимую информацию из прослу-шанного объяснения учителя, умение анализировать и делать вывод Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строят понятные речевые высказывания, задают вопросы, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отвечают на вопросы, делают выводы | Устные ответы | |
III. Коллек-тивное обсужде-ние темы Создание ситуации успеха 5 мин. IV. Реализа-ция постро-енного проекта 5 мин | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Просмотр слайдов Словесно-иллюстратив-ный рассказ с элементами беседы. Просмотр слайдов | Чтение учителем отрывка из сказки «Русалочка» Г.Х.Андерсена (Приложение 1) - Ребята, о каких невиданных деревьях и цветах рассказывает нам сказочник? - Что еще мы можем увидеть на морском дне? - Как называются растения, которые растут на морском дне? ( Водоросли). Обращаю внимание, что растения растут вверх, так как их поддерживает вода. - Чем покрыто морское дно? ( Песком, камнями, ракушками…) В природе существует множество необыкновенной красоты рыбок. Просмотр видеоролика «Подводный мир» (запускается щелчком!) - Скажите, что вы увидели под водой? Мы увидели множество разноцветных ракушек и камушков, которые покрывают дно, но самое главное, мы увидели подводных обитателей – рыб и других существ, живущих под водой. Здесь все необычно, ярко, красочно, волшебно, пестро. - Кроме рыбок, какие еще есть обитатели подводного мира? ( Медузы, звезды, крабы, устрицы, мидии и т. д.) - А в каких морях живут самые яркие, самые красивые обитатели? Конечно, самые неповторимые, красочные, богатые по разнообразию обитателей – это теплые моря. Там мы можем увидеть чудесные кораллы и красочные рифы, которые напоминают роскошные, сказочные сады, населенные множеством причудливых обитателей. - Все они очень разные: мелкие и крупные, хищные и нехищные, яркие, декоративные и совсем незаметные, похожие на песок или камень. - Скажите, что у всех рыбок общего? (Строение) - Из каких частей состоит рыбка (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). - А что нужно знать о рыбках, чтобы их изобразить? (какой они формы, цвета) - Скажите, что у всех рыбок разного? (Размер, форма, рисунок, окрас) |
| Слушают учителя, отвечают на вопросы, обсуждают отрывок и пытаются самостоя-тельно формулировать ответы Слушают учителя, анализируют информацию рассматри-вают фото, делятся впечатлениями. | Фронтальная Фрон-тальная | Устные ответы Устные ответы | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
V. Физкультминутка 2 мин. | Релаксация | А сейчас давайте немного отдохнём. Упражнение «Поплыли дружно» К морю быстро мы спустились, Наклонились и умылись. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе раз – это брасс. Одной, другой – это кроль. Вышли все на бережок – И отправились домой. | Наблюда-ют, выпол-няют упражнения по образцу учителя | Фронтальная Индивидуальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятель-ностью Познавательные: извлекают необходимую информацию; Коммуникативные: умеют общаться с учителем и одноклассниками Регулятивные: умеют управлять своим поведением | Наблюдение за выполнен-ием упражнений | |
VI. Художественно-технологический этап 2 мин. | Словесно-иллюстратив-ный рассказ с элементами беседы. Просмотр слайдов | - Сегодня мы будем учиться рисовать рыбку. Учитель объясняет последовательность выполнения работы: - Сначала нарисуем туловище рыбы. Какой формы туловище рыбы? - На какие геометрические фигуры похожи рыбки? (Дети предлагают варианты) - Теперь отделим линией голову. - Нарисуем плавники. Рядом с головой, снизу нарисуем грудные плавники (ромбовидной формы со сглаженными углами). От середины спины вверх изобразим спинной плавник, используя волнистую линию. Снизу рыбки нарисуем брюшные плавники - Добавим хвост - Изобразим рот | Слушают учителя, анализи-руют информацию, наблюдают | Фрон-тальная | Личностные: проявляют интерес к художественной деятельности; Познавательные: извлекают необходимую информацию из просмотренного слайда; Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строят понятные речевые высказывания, отвечают на вопросы. Регулятивные - развитие умения определять последовательность действий для достижения результата | Наблюдение за выполнен-ием упражнения Устные ответы | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
VII. Пер-вичное закреп- ление 2 мин. | Беседа «Что мы будем рисовать?». Демонстра-ция приемов работы через слайды | Демонстрирует приемы работы. - Положите лист горизонтально. Рисовать рыбку начнём карандашом. Объяснить, почему нельзя сразу восковыми мелками (Чем отличается мелок от графического карандаша?) - Придумаем форму рыбки, рисунок на туловище; - Выполним раскрас рыбки восковыми мелками - Оформляем дно моря (водоросли, песок, камушки и т.п.) восковыми карандашами - А теперь с помощью кисти для рисования «погрузим» рыбку в «воду». Выполним воду акварелью способом заливки | Слушают учителя, анализи-руют информацию, наблюдают | Фронтальная | Личностные: проявляют интерес к художественной деятельности; Познавательные: извлекают необходимую информацию из просмотренного слайда; Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строят понятные речевые выска-зывания, отвечают на вопросы. Регулятивные - развитие умения определять последовательность действий для достижения результата | Устные ответы. Наблюдение за выполнен-ием упражнений | |
VIII. Самостоятельная работа с само-провер-кой 18-20 мин. | Организация рабочего места | Перед практической работой проводится пальчиковая гимнастика: Кто из пальчиков ловчее? Карандаш держать умеет? Пальцы дружно отвечают, Головами все кивают. Организовывает самостоятельное выполнение задания учащимися и самопроверку, создает ситуацию успеха для каждого ребенка. Если ребенок не может самостоятельно нарисовать туловище рыбки, то надо дать ему готовый шаблон туловища рыбки. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, помогает учащимся. - Ваша задача – составить рисунок (композицию), изображающую подводный мир, с необычной рыбкой, необычными существами, необычными растениями. - Не забывайте, карандашом нужно работать легко, не нажимая на него, иначе на листе бумаги будет грязь. Нарисовав рыбку и раскрасив мелками, погрузите ее в «воду» - Если у вас есть дома аквариум, вы можете изображать свою любимую рыбку. | Можно включить аудио-файлы «Шум прибоя, Одинокое море» | Организуют свое рабочее место. Анализируют информацию, выполняют рисунок Выявляют и исправляют ошибки | Индивидуальная | Личностные: имеют желание рисовать, отбирать главное для рисунка, понимают значимость правильной организации рабочего места Познавательные: анализируют информацию о строении рыб Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка Регулятивные: работают по плану работы над рисунком, выделяя основные этапы и приемы его выполнения, развитие умения работать самостоятельно. | Устные ответы. Наблюдение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
IX. Контроль и оценка использования способа действия 3 мин. | Просмотр полученных работ. Оценивание по степени сходства с рыбкой, оригинальность, техно-логически правильно выполнено | Учитель предлагает проанализировать и оценить полученный результат. После выполнения практического задания, выборочно пригласить к доске 3-5 человек. Дети выходят к доске и демонстрируют свои работы классу. Сидящие на своих местах дети анализируют их работы, обращая внимание на самые удачные работы и высказывая свое мнение о них. Учитель акцентирует внимание на каждой работе, находя в них самых веселых, игривых, маленьких, больших и т.д. рыбок. | Рассматривают выполненные рисунки, оценивают качество выполнен-ной работы по крите-риям: акку-ратность оригинальность и т.д Анализиру-ют и делают выводы | Индивидуальная. Фронтальная. | Личностные: обладают умениями оценки собственной учебной деятельности на основе заданных критериев. Познавательные: развитие умения контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, умение анализировать выполненную работу; Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, адекватно воспринимают информацию учителя и учащихся, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.
| Устные ответы. Наблю-дение | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
X. Рефлексия 2 мин. | Выставка работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. | Размещение на доске всех рисунков для составления подводного царства Акцентирует внимание на конечном результате деятельности на уроке, просит определить последовательность действий. Предлагает оценить учащимся их работу на уроке. В процессе окончания выполнения рисунков организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке, 1 вариант - закончив фразы: - Сегодня я узнал… - Теперь я могу… - У меня получилось … 2 вариант (при недостатке времени воспользоваться заранее приготовленными полосками цв.бумаги или смайлики трех цветов) - Ребята, оцените свою работу Зелёный – я всё понял и у меня хорошее настроение Жёлтый – я не всё понял – я потренируюсь, и у меня всё получится. Красный – сегодня у меня не получилось, но в следующий раз обязательно получится. | Выделение учащимися ранее усвоенного материала и нового материала; умение управлять своим поведением Продолжа-ют предло- жения. | Индивидуальная. Фронтальная. | Личностные: смыслообразование. значимость творчества (Я сам) Познавательные: развитие умения контролировать и оценивать процесс и ре-зультат своей деятельности Коммуникативные: умение общаться с учителем и одноклассниками, выражать свои мысли Регулятивные: развитие умения выделять и осознавать учащимися того, что усвоено, что еще подлежит усвоению, прогнозирование | Устные ответы. Наблю-дение. | |
XI. Итог 1 мин. | Прекрасный мир Умейте рисовать и сотворять руками Все то, что может радовать друзей. Путь творчества людей прекрасно бесконечен, В нем место есть всегда для наших малышей. Желаю вам удач и говорю: “ До встречи, милые друзья!” |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства в 1 классе по теме: "Красоту надо уметь замечать. Золотая осень"
Урок предназначен для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):наблюдательность, приобретение опыта эстетических впечатлений,умение сравнивать, определять настроение картины,...
Конспект урока по ИЗО для 1 класса по программе Школа России по теме "Красоту надо уметь замечать"
Данный урок проводится во второй четверти. Дети на этом уроке учатся замечать красоту природы, а в этом им помогает Мастер Украшения....
Урок изобразительного искусства "Красоту надо уметь замечать"
Данный урок построен в рамках ФГОС, учит видеть красоту родной природы....
Урок изобразительного искусства в 1 классе "Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях"
В данном материале представлен урок изобразительного искусства по теме «Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях», целью которого является приобщение детей к миру искусства через познание ок...
Красоту надо уметь замечать. ИЗО
Конспект урока по изобразительному искусству 1 класс. "Красоту надо уметь замечать"...
КРАСОТУ НАДО УМЕТЬ ЗАМЕЧАТЬ.
развивать наблюдательность, творческое воображение; способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений; учить видеть красоту родной природы....
Конспект урока ИЗО "Красоту надо уметь замечать. Красота рыб" (1 класс, Школа России)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: «Красоту надо уметь замечать. Красота рыб»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о рыбах, их строение; формировани...