Красоту надо уметь замечать. Тайны подводного царства
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Киреева Татьяна Ивановна

Технологическая карта - Тайны подводного царства - Красивые рыбки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_-krasivye_rybki.doc483.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Учитель

Киреева Татьяна Ивановна, учитель изобразительного искусства

МБОУ Дорогобужская СОШ № 2, г. Дорогобуж  Смоленской обл.

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

 1

Автор УМК (Программы учебного курса)

Б.М. Неменский «Изобразительное искусство»

Учебник

Л.А.Неменская  Изобразительное искусство «Ты изображаешь, украшаешь, строишь»  Москва «Просвещение» 2016 год  стр. 54-55

Тема урока

Тайны подводного царства. Красивые рыбки

Система уроков

Красоту надо уметь замечать II четверть 3 урок

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Методы и формы обучения

Беседа-путешествие, рассказ, объяснение, практическая работа

Цель урока

Знакомство с разнообразием рыб, их средой обитания, окраской и формой; расширение кругозора, экологизация и гуманизация учебного процесса, воспитание любви к родному краю; Дать начальное представление о художественном образе  -  «рыбка».  Ознакомить со способом последовательного изображения рыбы. Развивать творческую и познавательную активность  при помощи самостоятельно проведённого исследования, пробовать создавать узоры, исходя из собственного замысла. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретных материалах, моторных способностей.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать специфику образного языка ДПИ. Научить рисовать рыбок в смешанной технике (акварель, восковые мелки). Уметь применять различные материалы и выразительные средства орнаментальных композиций в творческой работе

УУД Личностные (ЛР)

-  повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- развитие эстетических чувств;

- духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе  - источнику красоты и вдохновения;

- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие самостоятельности в решении различных изобразительных задач;

- развитие индивидуальных творческих способностей, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности

УУД   Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

 - развивать способность смыслового восприятия художественного текста;

 - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

 - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

 - адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

 - задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

 - адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности

  Регулятивные УУД:

 - в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи;

 - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной   задачей;

 - находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

 - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

 - уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

 Кораллы, рифы, рыбка, заливка

Вид занятия

Декоративное рисование

Наглядно-демонстрацион-ный материал

Мультимедийная презентация «Тайны подводного царства. Красивые рыбки»,  аудиозаписи «Шум прибоя», «Одинокое море», литературный ряд: Г.Х.Андерсен «Русалочка», И.Токмакова «Где спит рыбка» - стих , этапы построения рыбки

Оборудование (для учащихся)

Альбом, карандаш, восковые мелки, акварель, кисть, баночка, шаблон рыбки (для слабых учащихся)

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

                                                         

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучаю-щие и развиваю-щие компо-ненты, задания и упражнения

                                      Деятельность учителя

слайд

Деятель-ность учащихся

Формы организации взаимо-действия

Универсальные учебные действия

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I.

Моти-вация учебной деятель-ности

2 мин

Эмоциональная, психологическая и мотивацион-ная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверка отсутствующих и готовности к уроку.

-  Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

А у нас звенит звонок –

Начинается урок!

Создает  условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

-  Ребята, сегодня на уроке мы отправимся с вами в небольшое путешествие, в котором мы будем наблюдать за необычной красотой. Прежде чем отправиться в наше путешествие, давайте отгадаем

загадку: Блещет в речке чистой

              Спинкой серебристой.   (рыбка)

Эмоцио-нально настраиваются на урок. Слушают учителя.

Фронтальная

Познавательные - --

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат.

Коммуникативные:

умеют формулировать ответы на вопросы

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Устные ответы

- Сегодня мы совершим необыкновенное

путешествие - путешествие в подводный мир. Мастер Украшения познакомит нас с удивительным миром морей и океанов. В этом мире живут маленькие и большие, разноцветные, необыкновенной красоты рыбки. И сегодня тема урока:    

«Тайны подводного царства»

1

2

3

4

5

6

7

8

II.

Актуа-лизация знаний

2 мин.

Беседа  с организа-цией повторения

Проводит параллель с ранее изученным материалом:

Чтение учителем стихотворения И.Токмаковой «Где спит рыбка».   (Приложение 1)

-  Где же может спать и прятаться  наша рыбка?           (В подводных растениях, кораллах, ракушках )

Слушают учителя,

отвечают на вопрос

Фронтальная

Личностные: проявляют интерес к  литературно-художественной деятельности.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения

Коммуникативные:  высказывают собственное мнение, строят понятные речевые высказывания умеют слушать друг друга, делают выводы

Регулятивные-

волевая саморегуляция

Личностные: проявляют интерес,  действие смыслообразования

Познавательные: извле-кают необходимую информацию из прослу-шанного объяснения учителя,  умение анализировать и делать вывод 

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строят понятные речевые высказывания, задают вопросы, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отвечают на вопросы, делают выводы

Устные ответы

III. Коллек-тивное  обсужде-ние

темы

Создание ситуации успеха

5 мин.

IV. Реализа-ция постро-енного проекта

5 мин

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы.

Просмотр слайдов

Словесно-иллюстратив-ный рассказ с элементами беседы.

Просмотр слайдов

Чтение учителем отрывка из сказки «Русалочка» Г.Х.Андерсена  (Приложение 1)

- Ребята, о каких невиданных деревьях и цветах рассказывает нам сказочник?

- Что еще мы можем увидеть на морском дне?

- Как называются растения, которые растут на морском дне? ( Водоросли).

Обращаю внимание, что растения растут вверх, так как их поддерживает вода.

 - Чем покрыто морское дно? ( Песком, камнями, ракушками…)

В природе существует множество необыкновенной      красоты рыбок.

 Просмотр видеоролика «Подводный мир» (запускается щелчком!)

- Скажите, что вы увидели под водой?

 Мы увидели множество разноцветных ракушек и камушков, которые покрывают дно, но самое главное, мы увидели подводных обитателей – рыб и других существ, живущих под водой. Здесь все необычно, ярко, красочно, волшебно, пестро.                                    - Кроме рыбок, какие еще есть обитатели подводного мира? ( Медузы, звезды, крабы, устрицы, мидии и т. д.)

- А в каких морях живут самые яркие, самые красивые обитатели? Конечно, самые неповторимые, красочные, богатые по разнообразию обитателей – это теплые моря. Там мы можем увидеть чудесные кораллы и красочные рифы, которые  напоминают роскошные, сказочные сады, населенные множеством причудливых обитателей.              

- Все они очень разные: мелкие и крупные, хищные и нехищные, яркие, декоративные и совсем незаметные, похожие на песок или камень.

- Скажите, что у всех рыбок общего? (Строение)

- Из каких частей состоит рыбка  (голова, туловище, хвост, плавники, жабры).

- А что нужно знать о рыбках, чтобы их изобразить? (какой они формы, цвета)

- Скажите, что у всех рыбок разного?                  (Размер, форма, рисунок, окрас)

 

Слушают учителя, отвечают на вопросы,

обсуждают отрывок и пытаются

самостоя-тельно формулировать ответы

Слушают учителя, анализируют информацию рассматри-вают фото, делятся впечатлениями.

Фронтальная

Фрон-тальная

Устные ответы

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

V. Физкультминутка

2 мин.

Релаксация

А сейчас давайте немного отдохнём.

Упражнение «Поплыли дружно»

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс.

Одной, другой – это кроль.

Вышли все на бережок –

И отправились домой.

Наблюда-ют, выпол-няют упражнения по образцу учителя

Фронтальная

Индивидуальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятель-ностью

Познавательные: извлекают необходимую информацию;

Коммуникативные: умеют общаться с учителем и одноклассниками  

Регулятивные: умеют управлять своим поведением

Наблюдение за выполнен-ием упражнений

VI.

Художественно-технологический этап

2 мин.

Словесно-иллюстратив-ный рассказ с элементами беседы.

Просмотр слайдов

- Сегодня мы будем учиться рисовать рыбку.

Учитель объясняет последовательность выполнения работы:

- Сначала нарисуем туловище рыбы. Какой формы туловище рыбы?

 - На какие геометрические фигуры похожи рыбки?

 (Дети предлагают варианты)

- Теперь отделим линией голову.

- Нарисуем плавники.  Рядом с головой, снизу нарисуем  грудные плавники  (ромбовидной формы со сглаженными углами). От середины спины вверх изобразим спинной плавник, используя волнистую линию. Снизу рыбки нарисуем брюшные плавники

- Добавим хвост

- Изобразим рот

Слушают учителя, анализи-руют информацию, наблюдают

Фрон-тальная

Личностные: проявляют интерес к художественной деятельности;

Познавательные: извлекают необходимую информацию из просмотренного слайда;

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строят понятные речевые высказывания, отвечают на вопросы.

Регулятивные - развитие умения определять последовательность действий для достижения результата

Наблюдение за выполнен-ием упражнения

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

VII.

Пер-вичное закреп- ление

2 мин.

Беседа «Что мы будем рисовать?». Демонстра-ция приемов работы через слайды

Демонстрирует приемы работы.

- Положите лист горизонтально. Рисовать рыбку начнём карандашом.

Объяснить, почему нельзя сразу восковыми мелками (Чем отличается мелок от графического карандаша?)

- Придумаем форму рыбки, рисунок на туловище;

- Выполним раскрас рыбки восковыми мелками

- Оформляем дно моря (водоросли, песок, камушки и т.п.) восковыми карандашами

- А теперь с помощью кисти для рисования «погрузим» рыбку в «воду». Выполним воду акварелью способом заливки

Слушают учителя,  анализи-руют информацию, наблюдают 

Фронтальная

Личностные: проявляют интерес к художественной деятельности;

Познавательные: извлекают необходимую информацию из просмотренного слайда;

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строят понятные речевые выска-зывания, отвечают на вопросы.

Регулятивные - развитие умения определять последовательность действий для достижения результата

Устные ответы.

Наблюдение за выполнен-ием упражнений

VIII.

Самостоятельная работа с само-провер-кой

18-20 мин.

Организация рабочего места

Перед практической работой проводится пальчиковая гимнастика: Кто из пальчиков ловчее?  Карандаш держать умеет?   Пальцы дружно отвечают,

Головами все кивают.                    

Организовывает самостоятельное выполнение задания учащимися и самопроверку, создает ситуацию успеха для каждого ребенка.  Если ребенок не может самостоятельно нарисовать туловище рыбки, то надо дать ему готовый шаблон туловища рыбки. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, помогает учащимся.

- Ваша задача  – составить рисунок (композицию), изображающую подводный мир, с необычной рыбкой, необычными существами, необычными растениями.

- Не забывайте, карандашом нужно работать легко, не нажимая на него, иначе на листе бумаги будет грязь. Нарисовав рыбку и раскрасив мелками, погрузите ее в «воду»

- Если у вас есть дома аквариум, вы можете изображать свою любимую рыбку.

Можно включить аудио-файлы «Шум прибоя, Одинокое море»

Организуют свое рабочее место. Анализируют информацию, выполняют рисунок Выявляют  и исправляют ошибки

Индивидуальная

Личностные: имеют желание рисовать,  отбирать главное для рисунка, понимают значимость правильной организации рабочего места Познавательные: анализируют информацию о строении  рыб Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка Регулятивные: работают по плану работы над рисунком, выделяя основные этапы и приемы его выполнения,  развитие умения работать самостоятельно.

Устные ответы.

Наблюдение

1

2

3

4

5

6

7

8

IX.

Контроль и оценка использования способа действия

3 мин.

Просмотр полученных работ.

Оценивание по степени сходства с рыбкой, оригинальность, техно-логически правильно выполнено

Учитель предлагает проанализировать и оценить полученный результат.

После выполнения практического задания, выборочно пригласить к доске 3-5 человек. Дети выходят к доске и демонстрируют свои работы классу. Сидящие на своих местах дети анализируют их работы, обращая внимание на самые удачные работы и высказывая свое мнение о них. Учитель акцентирует внимание на каждой работе, находя в них самых веселых, игривых, маленьких, больших и т.д. рыбок.

Рассматривают выполненные рисунки, оценивают качество выполнен-ной работы по крите-риям: акку-ратность оригинальность и т.д Анализиру-ют и делают  

выводы

Индивидуальная.

Фронтальная.

Личностные: обладают умениями оценки собственной учебной деятельности на основе заданных критериев. Познавательные: развитие умения контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, умение  анализировать выполненную работу;

Коммуникативные:

излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения 

Регулятивные:

оценивают свою работу на уроке, адекватно воспринимают информацию учителя и учащихся, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

 

Устные ответы.

Наблю-дение

1

2

3

4

5

6

7

8

X.

Рефлексия

2 мин.

Выставка работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы.

Размещение на доске всех рисунков для составления подводного царства

Акцентирует внимание на конечном результате деятельности на уроке, просит определить последовательность действий. Предлагает оценить учащимся их работу на уроке.

В процессе окончания выполнения рисунков организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке,

1 вариант -   закончив фразы:

                              - Сегодня я узнал…

                              - Теперь я могу…

                 -  У меня получилось …

2 вариант (при недостатке времени воспользоваться заранее приготовленными полосками цв.бумаги или  смайлики трех цветов)

 - Ребята, оцените свою работу

Зелёный – я всё понял и у меня хорошее настроение

Жёлтый – я не всё понял – я потренируюсь, и у меня всё получится.

Красный – сегодня у меня не получилось, но   в   следующий раз обязательно получится.

Выделение учащимися ранее усвоенного материала  и нового материала;

умение управлять своим поведением

Продолжа-ют предло- жения.

Индивидуальная.

Фронтальная.

Личностные:  смыслообразование. значимость творчества (Я сам)

Познавательные:  развитие умения контролировать и оценивать процесс и ре-зультат своей деятельности

Коммуникативные: умение общаться с учителем и одноклассниками, выражать свои мысли

Регулятивные:  развитие умения выделять и осознавать учащимися того, что усвоено, что еще подлежит усвоению, прогнозирование

Устные ответы.

Наблю-дение.

XI.

Итог

1 мин.

Прекрасный мир                                                            Умейте рисовать и сотворять руками                             Все то, что может радовать друзей.                               Путь творчества людей прекрасно бесконечен,                   В нем место есть всегда для наших малышей.         Желаю вам удач и говорю: “ До встречи, милые друзья!”

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 1 классе по теме: "Красоту надо уметь замечать. Золотая осень"

Урок предназначен для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):наблюдательность, приобретение опыта эстетических впечатлений,умение сравнивать, определять настроение картины,...

Конспект урока по ИЗО для 1 класса по программе Школа России по теме "Красоту надо уметь замечать"

Данный урок проводится во второй четверти. Дети на этом уроке учатся замечать красоту природы, а в этом им помогает Мастер Украшения....

Урок изобразительного искусства "Красоту надо уметь замечать"

Данный урок построен в рамках ФГОС, учит видеть красоту родной природы....

Урок изобразительного искусства в 1 классе "Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях"

В данном материале представлен урок изобразительного искусства по теме «Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях», целью которого является приобщение детей к миру искусства через познание ок...

Красоту надо уметь замечать. ИЗО

Конспект урока по изобразительному искусству 1 класс. "Красоту надо уметь замечать"...

КРАСОТУ НАДО УМЕТЬ ЗАМЕЧАТЬ.

развивать наблюдательность, творческое воображение; способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений; учить видеть красоту родной природы....

Конспект урока ИЗО "Красоту надо уметь замечать. Красота рыб" (1 класс, Школа России)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: «Красоту надо уметь замечать. Красота рыб»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о рыбах, их строение; формировани...