Рабочая программа по изо, 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Парфентьева (Буриева) Анжела Рустамовна

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе "Школа России", 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по изо, 2 класс50.53 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ООП НОО

Рабочая программа

по предмету «Изобразительное искусство»

Учитель начальных классов

Парфентьева Анжела Рустамовна

Рабочая программа по изобразительному искусству

1-4 классы

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и авторской программы «Изобразительное искусство» (авторы Б.Н.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, О.А.Коблова, Т.А.Мухина).

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

             Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.

               Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

1 класс

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

2 класс

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

3-4 классы

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

1 класс

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

2 класс

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

3-4 класс

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

1 класс

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

2 класс

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

3-4 классы

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.

Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».

Выпускник научится:

• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Выпускник получит возможность научиться:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».

Выпускник научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».

Выпускник научится:

• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Содержание учебного предмета (135 ч)

1 класс

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ (33 ч)

Ты учишься изображать. Знакомство с мастером изображения (9 ч)

Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.

Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

  • Изображения всюду вокруг нас.
  • Мастер Изображения учит видеть.
  • Изображать можно пятном.
  • Изображать можно в объеме.
  • Изображать можно линией.
  • Разноцветные краски.
  • Изображать можно и то, что невидимо.
  • Художники и зрители (обобщение темы).

Ты учишься украшать. Знакомство с мастером украшения. (8 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. 

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

  • Мир полон украшений.
  • Цветы.
  • Красоту надо уметь замечать.
  • Узоры на крыльях. Ритм пятен.
  • Красивые рыбы. Монотипия.
  • Украшения птиц. Объёмная аппликация.
  • Узоры, которые создали люди.
  • Как украшает себя человек.
  • Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты учишься строить. Знакомство с мастером постройки. (11 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы. 

  • Постройки в нашей жизни.
  • Дома бывают разными.
  • Домики, которые построила природа.
  • Дом снаружи и внутри.
  • Строим город.
  • Все имеет свое строение.
  • Строим вещи.
  • Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

  • Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
  • Праздник весны.
  • Сказочная страна.
  • Времена года (экскурсия)
  • Здравствуй, лето!  Урок любования (обобщение темы).

2 класс

ИСКУССТВО И ТЫ (34 ч)

Чем и как работают художники (8 ч.)

Три основные краски – красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия (7 ч.)

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство (10 ч.)

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство (9 ч.)

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Обобщающий урок года.

3 класс (34 ч)

Искусство в твоем доме. (8 ч)

Воплощение замысла в искусстве.  

Твои игрушки.

Посуда у тебя дома.

Мамин платок.

Обои и шторы в твоем доме.

Твои книжки.

Поздравительная открытка.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).

Искусство на улицах твоего города. (7 ч)

Памятники архитектуры – наследие веков.

Парки, скверы, бульвары.

Ажурные ограды.

Фонари на улицах и в парках.

Витрины магазинов.

Транспорт в городе.

Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы).

Художник и зрелище. (11 ч)

Художник в цирке.

Образ театрального героя.

Театральные маски. Театр кукол.

Театр кукол.

Театр кукол

Художник в театре.

Художник в театре.

Афиша и плакат.

Праздник в городе.

Праздник в городе.

Место художника в зрелищных искусствах. Школьный карнавал. Обобщение темы

Художник и музей. (8 ч)

Музеи в жизни города

Картина-натюрморт

Картина-пейзаж

Картина-портрет

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

Музеи народного декоративно-прикладного искусства.

Художественная выставка.

4 класс (34 ч)

Повторение (8 ч)

Пейзаж родной земли.

Гармония жилья с природой.

Деревня – деревянный мир.

Образ русского человека (женский образ).

Образ русского человека (мужской образ).

Воспевание труда в искусстве.

Народные праздники.

Древние города нашей земли (7ч)

Древнерусский город - крепость.

Древние соборы.

Древний город и его жители.

Древнерусские воины – защитники.

Города Русской земли

Узорочье теремов.

Праздничный пир в теремных палатах.

Каждый народ – художник (11ч)

Образ японских построек.

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

Отношение к красоте природы в японской культуре.

Народы гор и степей.

Города в пустыне.

Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека.

Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура.

Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции

Европейские города Средневековья (архитектура).

Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха.

Многообразие художественных культур в мире.

Искусство объединяет народы (8ч)

Материнство.

Мудрость старости.

Мудрость старости.

Сопереживание великая тема искусства.

Герои-защитники.  

Юность и надежды.

Искусство народов мира. (Обобщение темы)

Каждый народ – художник

Тематический план  

1 класс

п/п

Раздел

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1

Ты учишься изображать. Знакомство с мастером изображения

9 ч

Находить, рассматривать в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.

Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

2

Ты учишься украшать. Знакомство с мастером украшения

8 ч

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.

3

Ты учишься строить. Знакомство с мастером постройки

11 ч

Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома. Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Понимать выразительность пропорций и конструкцию формы, анализировать форму, конструкцию, пропорции дома.

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5 ч

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера. Наблюдать и анализировать природные формы. Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

2 класс

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1

Как и чем работает художник

8 ч

Изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов. Получать новые цвета путем смешивания, работать с целым куском пластилина, создавать объемное изображение.

2

Реальность и фантазия

7 ч

Передавать в изображении характер животного. Изображать сказочных существ, работать с гуашью. Создавать с помощью графических материалов изображения различных украшений в природе, работать тушью, пером, углём, мелом.

3

О чем говорит искусство

10 ч

Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Иметь представление о красоте внутренней и внешней. Уметь создавать живописными материалами выразительные контрастные женские образы. Уметь работать с пластилином. Иметь представление о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь использовать цвет для передачи характера изображения.

4

Как говорит искусство?

9 ч

Иметь представление о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь использовать цвет для передачи характера изображения. Уметь обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность. Уметь составлять теплые и холодные цветовые гаммы.

3 класс

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1

Искусство в твоем доме

8 ч

Называть народные игрушки: дымковские, филимоновские, городецкие, Богородские. Создавать игрушки из любых подручных материалов. Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и её декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка. Создавать эскиз платка для мамы, девочки, бабушки. Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации. Буквица). Разрабатывать детскую книжку-игрушку с иллюстрациями.

2

Искусство на улицах твоего города

7 ч

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Изучать и изображать один из архитектурных памятников своих родных мест. Понимать значение слов «памятники архитектуры». Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения. Называть разновидности парков. Изображать парк, сквер или строить игровой парк из бумаги. Понимать назначение и роль ажурных оград в украшении города. Создавать проект ажурной решётки или ворот. Различать фонари разного эмоционального звучания. Графически изображать или конструировать формы фонаря из бумаги.

3

Художник и зрелище

11 ч

Придумывать и создавать красочные и выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры и взаимоотношения между персонажами. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Понимать значения слов «декорация», «макет». Создавать театральные маски. Конструирование выразительных острохарактерных масок. Создание куклы к спектаклю. Сказочные персонажи. Понимать роль театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Выполнять рисунок проекта оформления праздника.

4

Художник и музей

8 ч

Знакомство с самыми значительными музеями искусств России – государственной Третьяковской галереей, Государственном русском музее, Эрмитаже, Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Понимать значения слов «музей», «экспозиция», «коллекция». Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Называть имена крупнейших русских художников пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению. Выражать настроение в пейзаже цветом.  Понимать значение словосочетаний «настроение природы», «оттенки цвета». Иметь представление об изобразительном жанре – портрете и нескольких известных картинах-портретах. Создавать автопортрет. Создавать в рисунке сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).

4 класс

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1

Повторение

8 ч

 Понимание образной природы искусства Знание характерных черт родного пейзажа. Знание художников, изображающих природу. Умение нарисовать пейзаж по памяти. Расширяют свои представления о пейзажном жанре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира

Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы. Овладение навыками конструирования из бумаги конструкции избы. Создавать коллективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений.

2

Древние города нашей земли

7 ч

Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах Знание понятия «макет», как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот.  Знать конструкцию внутреннего пространства древнего русского города. Умение конструировать крепостные башни, ворота Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом. Выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Умение понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры.

3

Каждый народ – художник

11 ч

Знание необычной художественной культуры Японии. Знание особенности легких конструкций, построек в Японии. Умение изображать природу через детали. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. Знание представлений о красоте японской женщины, традиционной народной одежде. Умение создать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства. Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. Знание образа жилых построек народов. Умение цветом передавать пространственные планы. Знание искусства Древней Греции, архитектуры Акрополя. Умение характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы греческого храма. Умение моделировать из бумаги конструкции греческих храмов.

4

Искусство объединяет народы

8 ч

Знание художников, изображающих красоту материнства. Умение изобразить мать и дитя. Развивать навыки композиционного изображения. Знание художников, изображающих пожилых людей. Знание, что красота – это эстетическая и духовная категория. Умение найти хорошее в повседневной жизни стариков; изобразить любимых бабушку, дедушку. Знание, художников и полотен, раскрывающих тему сопереживания. Умение изобразить рисунок с драматическим сюжетом. Знание героев Сталинградской битвы. Знание памятников героям Отечества. Умение выполнить памятник в графике. Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. Знание основных сюжетов и тем детства, юности в произведениях художников.

Умение изобразить радость детства с помощью графических материалов. Знание видов искусств, жанров искусств, главные художественные музеи России, знание художников. Уметь выполнить коллективный коллаж.

*При изменении календарного учебного графика, карантина, актированных дней возможна корректировка содержания

Календарно-тематический план по изобразительному искусству во 2-Е классе

УМК «Школа России» ФГОС

        На изучение изобразительного искусства во 2 классе –  отводится 34 часа (1 час в неделю). Программа может реализовываться очно аудиторно и опосредованно с применением электронного обучения и дистанционных технологий.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

Дата

факт

Примечание

Чем и как работают художники? 11 ч.

Три основных цвета - желтый, красный, синий.  Дворец холодного или тёплого ветра (гуашь).

1

Узнают приемы получения новых цветов; изображают разнообразные образы на основе смешивания трех основных цветов

02.09

Волшебная белая.  Сад в тумане (гуашь). 

1

Наблюдают как изменяется характер цвета при смешивании красок, рассматривают картины художников, описывают настроение, переданное художниками в картинах. Создают художественный образ сада.

09.09

Тестовая работа. Волшебная чёрная. Буря в лесу (гуашь).

1

Рассматривают иллюстрации в учебнике, знакомятся с основными и составными цветами, вспоминают стихи известных поэтов, приводят примеры использования образа дерева в народных сказках, выполняют коллективную работу.

16.09

Волшебные серые. Цветной туман (гуашь).

1

Отвечают на вопросы, знакомятся с разными художественными материалами, сравнивают литературные и живописные образы осени, создают образ тумана.  

23.09

Выразительные возможности пастели. Осенний золотой лес под голубым небосводом (пастель).

1

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают увиденные деревья, изучают новые, рисуют по памяти деревья.

Рассматривают иллюстрации художников. Создают свой образ природы в графике.

30.09

Восковые мелки. Акварель Осенний листопад в лесу (восковые мелки, акварель).

1

Рассматривают иллюстрации художников, придумывают и изображают осенний листопад.

07.10

Что такое аппликация? Коврик-аппликация «Осенний листопад» (бумага)

1

Отвечают на вопросы, знакомятся с разными художественными материалами, сравнивают литературные и живописные образы осени, создают образ осени в технике аппликации.

14.10

Что может линия? Зимний лес (тушь).

1

Создают образ зимнего леса с помощью разнообразных неожиданных материалов

21.10

Что может пластилин? Любимое животное (пластилин).

1

Передают в изображении характер животного

28.10

Бумага, ножницы, клей. Конструирование игровой площадки (бумага).

1

Конструируют из бумаги объекты игровой площадки

11.11

Неожиданные материалы. Аппликация-фантазия (бросовый материал).

1

Создают с помощью графических материалов изображения различных украшений в природе, учатся работать тушью, пером, углем, мелом.

18.11

Реальность и фантазия. 6 ч.

Изображение и реальность. Любимое домашнее животное (гуашь)

1

Передают в изображении характер животного

25.11

Изображение и фантазия. Фантастическое животное (гуашь).

1

Изображают сказочных существ, работают с гуашью

02.12

Украшение и реальность. Паутинка (тушь).

1

Создают с помощью графических материалов изображения различных украшений в природе, учатся работать тушью, пером, углем, мелом.

09.12

Тестовая работа. Украшение и фантазия. Кружево (тушь).

1

Преображают реальные формы в декоративные, работают с графическими материалами

16.12

Постройка и реальность. Конструируем природные формы. Подводный мир (бумага).

1

Конструируют из бумаги формы подводного мира

23.12

Постройка и фантазия. Конструируем сказочный город. Сказочные домики. (бумага)

1

Сравнивают природные формы с архитектурными постройками, создают макеты фантастических зданий, фантастического города

13.01

О чем говорит искусство. 9 ч.

Изображение природы в различных состояниях. Морской шторм (гуашь).

1

Изображают живописными материалами контрастные состояния природы.

20.01

Изображение характера животных. Мой питомец (гуашь, бумага, пластилин).

1

Изображают животного с ярко выраженным характером

27.01

Изображение характера человека. Женский образ (гуашь, пастель, мелки).

1

Создают живописными материалами выразительные контрастные женские образы

03.02

Изображение характера человека. Мужской образ (гуашь, пастель, мелки).

1

Создают живописными материалами выразительные, контрастные образы доброго и злого героя

10.02

Образ человека в скульптуре (пластилин).

1

Знакомятся со способами передачи характера в объемном изображении человека; работают с пластилином

17.02

Человек и его украшения. Кокошник (бумага).

1

Получают представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве.  Используют цвет для передачи характера изображения

03.03

Человек и его украшения. Военные доспехи (бумага)

1

Получают представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве.  Используют цвет для передачи характера изображения

10.03

О чём говорят украшения. Украшение для Золушки (гуашь).

1

Обсуждают творческие работы, оценивают собственную художественную деятельность.

17.03

Флот Салтана и флот пиратов (бумага, мелки).

Получают представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве.  Используют цвет для передачи характера изображения.

24.03

 Образ здания. Замок злодея (гуашь, пластилин).

1

Получают представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве.  Используют цвет для передачи характера изображения.

07.04

Как говорит искусство? 7 ч.

Теплые и холодные цвета. Что выражают тёплые и холодные цвета? Перо Жар-птицы (гуашь).

1

Рассматривают декорацию к спектаклю А. С. Пушкина, рассматривают разные образы солнца в учебнике, выбирают необходимые краски для создания образа Солнца, создают свой образ Солнца

14.04

Тихие и звонкие цвета. Весенняя земля (гуашь).

1

Изображают борьбу тихого и звонкого цветов

21.04

Что такое ритм линий? Характер линий. Ветка берёзы (пастель, мелки).

1

Рассматривают картины художников, находят ритм в архитектуре и декоративно- прикладном искусстве, слушают музыку, выполняют коллективную работу на тему «Зимняя сказка».

28.04

Ритм и движение пятен. Птицы в небе (бумага).

1

Рассматривают различные образы танцовщицы, определяют, где поработала линия, а где пятно. Выполняют коллективную композицию.

05.05

Пропорции выражают характер. Пингвин и колибри (пластилин).

1

Создают выразительные образы   птиц.

12.05

 

Тестовая работа. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Панно «Весна. Шум птиц».

1

Создают выразительные образы животных и птиц.

19.05

Урок-экскурсия. Здравствуй, лето!

1

Работают с разными материалами.

 26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...