рабочая программа по ИЗО 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Чеснокова Людмила Валентиновна

рабочая программа по ИЗО 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_4_kl._chesnokova_l.v.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 1имени Героя Советского Союза К.Г. Мохова р.п. Башмаково

Башмаковского района Пензенской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/ Чернышова О.И./                            

Протокол №____

 от «   »_____________ 20__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

МБОУСОШ №1

_________/ Захарова И.В./                            

«   » ____________ 20__ г.

«Утверждаю»

Директор МБОУСОШ №1

__________/Кутырчева Н.А./                          

Приказ № ___

от  «       »  ________ 20__ г.    

Рабочая программа

по изобразительному искусству

4 «А» класс

                                                                      Составила учитель

начальных классов

высшей категории

Чеснокова Л.В.

2021-2022 уч. г.

На изучение предмета отводится 34 часа в год (1 час в неделю)

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты проявляются

-в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

-в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

-в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:

- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

-в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

-в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

-в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

-в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

В результате изучения предмета обучающийся научится:

- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;

- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;

- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни  и нашего общения;

- работать с пластилином, конструировать из бумаги маке

 - использовать элементарные приемы изображения пространства;

- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;

- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет:

- называть разные типы музеев;

- сравнивать различные виды изобразительного искусства;

-называть народные игрушки, известные центры народных промыслов;

- использовать различные художественные материалы.

            Обучающийся получит возможность научиться:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

- оценивать произведения искусства при посещении музеев изобразительного искусства, выставок, народного творчества  и др.;

- использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности;

- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной деятельности;

- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;

осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности.

2. Содержание учебного предмета

Истоки искусства твоего народа 9ч

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

 Образ традиционного русского дома (избы)

Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Задание: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.

Украшения деревянных построек и их значение

Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад — лобной доской, причелинами.   Украшение   «деревянных»   построек,   созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).

Деревня — деревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение    деревни — коллективное    панно    или    индивидуальная работа.

Образ красоты человека

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков  изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

Древние города нашей земли 7ч

Древнерусский город-крепость

Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания. Материал: согласно выбранному варианту задания.

Древние соборы

Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа.

 Древний город и его жители

Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.

Древнерусские воины-защитники

Изображение   древнерусских   воинов,   княжеской   дружины. Одежда и оружие воинов.

Древние города Русской земли

Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа

Узорочье теремов

Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего 'задания.

Праздничный пир в теремных палатах

Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.

Каждый народ-художник 10ч

Образ художественной культуры Древней  Греции

Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).

Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

Образ художественной культуры Японии

Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у разных народов очень разные.

 

Искусство объединяет народы 8ч

Все народы воспевают материнство

Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.

Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу.

Все народы воспевают мудрость старости

Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.

Задание на изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.

Сопереживание — великая тема искусства

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором

Герои, борцы и защитники

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.

Эскиз   памятника   герою,   выбранному   автором.

Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

3. Учебно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Количество часов

Пейзаж родной земли. Красота природы в произведения русской живописи. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Изображение родной природы.

Пейзаж родной земли. Работы И. Левитана, И. Шишкина. Изображение родной природы.

Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир. Изображение модели избы.

Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир. Создание образа традиционной деревни: коллективное панно, с объединением индивидуально сделанных деталей.

Образ красоты человека. Работы А. Венецианова, Б. Кустодиева. Изображение сцен труда и крестьянской жизни.

Образ красоты человека. Работы М. Врубеля, В. Васнецова, Ф. Малявина. Русский народный костюм. Изображение сцен труда и крестьянской жизни.

Народные праздники. Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: ярмарки и народные гуляния. Создание коллективного панно на тему «Праздник»

Народные праздники. Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: ярмарки и народные гуляния. Создание коллективного панно на тему «Праздник» Б. Кустодиев.

Древнерусский город-крепость. Работа над образом древнерусского города. Создание макета из бумаги.

Древние соборы. Соборы – святыни города. Изображение здания древнерусского каменного храма. Коллективная работа. Покровская церковь Тунки.

Древний город и его жители. Изображение древнерусского города графическими материалами.

Древнерусские воины-защитники. Одежда и оружие воинов – их форма и красота, цвет в одежде, символическое значение орнаментов. Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.

Города русской Земли. Великие города России – Москва, Новгород, Псков, Суздаль, Владимир. Беседа-путешествие – знакомство с исторической архитектурой Москвы и др. городов.

Узорочье теремов. Образы теремной архитектуры. Разукрашенные терема. Интерьер терема в работах В. Васнецова. Изображение интерьера палаты – подготовка фона для следующего задания.

Праздничный пир в теремных палатах. Изображение участников пира – бояр, боярынь, гусляров, князей и др. создание коллективного панно «Княжеский пир.

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Изображение природы, через детали, характерные для японских художников.

Страна восходящего солнца. Изображение японок в национальной одежде (Кимоно), с передачей характерных черт лица.

Искусство народов гор и степей. Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств.

Искусство народов гор и степей. Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Утварь и кожаная посуда. Орнамент, его природные мотивы. Изображение степных построек и их украшение.

Образ художественной культуры Средней Азии. Города в пустыне. Мощные купольные постройки с толстыми стенами из глины. Работа над образом древнего среднеазиатского города. Аппликация.

Образ художественной культуры Средней Азии. Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход – портал. Купольные сооружения – мавзолеи. Завершение работы над образом древнего среднеазиатского города.

Образ художественной культуры Древней Греции. Образ Греческой природы. Мифология греков. Изображение пейзажа Эллады по представлению.

Образ художественной культуры Древней Греции. Греческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Конструкция и ордер греческого храма. Афинский Акрополь. Моделирование храма и монтаж на подготовленный ранее пейзаж.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Образ готических городов средневековой Европы. Готический храм, портал храма. Изображение фасада храма, как фона для будущего панно.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Городская толпа и сословные разделения людей. Знаки отличия. Средневековый готический костюм. Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструировании и украшениях. Изображение жителей города, монтаж изображений на панно.

Многообразие художественных культур в мире. Роль природных условий в характере, культурных традициях разных народов мира. Беседа по теме «Каждый народ художник».

Все народы воспевают мудрость старости. Икона. Работы Рафаэля, М. Савицкого, Б. Неманского. Изображения матери и дитя. Изображение матери и дитя, по представлению.

Все народы воспевают мудрость старости. Понятие внешней и внутренней красоты. Связь поколений. Изображение старости в работах бурятских художников. Изображение пожилого человека, с передачей внутреннего мира.

Сопереживание – великая тема искусства. Воздействие искусства на чувства человека. Эмоциональная и художественная выразительность персонажей, пробуждающих чувства доброты, сострадания. Рембрандт «Возвращение блудного сына». Рисунок с драматическим сюжетом (больное животное, погибшее дерево и т.д.)

Сопереживание – великая тема искусства. Изображение страдания в искусстве. Развитие чувства сопереживания, сострадания. С.Боттичелли «Покинутая». Завершение работы над рисунком.

Герои, борцы и защитники. Героическая тема в искусстве разных народов, в различных видах изобразительного искусства – живописи, графике, скульптуре. Скульптурные произведения ХІХ и ХХ веков. Лепка памятника герою (по выбору).

Юность и надежды. Тема детства и юности в искусстве – тема радости, молодости и любви к своим детям. Изображение тематической композиции «Мои мечты».

Юность и надежды. Тема детства и юности в искусстве – тема радости, молодости и любви к своим детям. Завершение работы над композицией «Мои мечты».

Искусство народов мира. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...